Налоги направлены на финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных

Обновлено: 18.05.2024

Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления (рис. 1.3). Она осуществляется через органы местного самоуправления и направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления носит публичный характер. Главной, определяющей целью этой деятельности согласно Конституции РФ является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является составной частью механизма социального управления. Аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки – выделения средств на определенные планы, программы и т.п. Косвенное воздействие может также осуществляться путём предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, должна обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется Конституцией РФ.


На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис 1.4).

Основным методом привлечения денежных средств является налоговый метод, который совместно с методом взимания сборов и пошлин приносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме перечисленных может использоваться метод денежной эмиссии, который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

· финансирование – безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств – характерно в основном для бюджетных учреждений;

· кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось ранее, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции, осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции, посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Непосредственно финансовая деятельность государства заключается в осуществлении им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Денежные фонды включают в себя: бюджетные и кредитные ресурсы, страховые денежные фонды, финансовые средства отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя те же функции. Направлена она на решение задач социально-экономического характера местного значения.

Таким образом, финансовая деятельность государства и муниципальных образований имеет общие цели, носит публичный характер и направлена на обеспечение потребностей общества.

Функции государства и органов местного самоуправления по образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов осуществляются различными методами.

При формировании финансовых средств используются методы обязательных и добровольных платежей.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины с юридических и физических лиц. Добровольные методы привлечения денежных средств представлены в виде лотерей, займов, облигаций, акций, пожертвований юридических и физических лиц, вкладов в банки и т.д.

Распределение денежных средств характеризуется двумя основными методами:

- финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств;

- кредитование, т.е. выделение средств на основе возвратности, срочности, платности.

Для государственных и муниципальных организаций средства выделяются путем и финансирования, и кредитования. Негосударственным организациям денежные средства предоставляются в основном путем кредитования.

Использование денежных средств, т.е. осуществление расчетных операций, производится методами безналичных и наличных расчетов.

Между предприятиями и организациями расчеты осуществляются в основном в безналичном порядке, платежи населения, как правило, проходят наличными денежными знаками.

При внешнеэкономическом взаимодействии используются расчетные валютные операции.

Финансовой деятельностью занимаются все без исключения государственные органы и органы местного самоуправления. Но каждый из них действует в строго определенных рамках своих полномочий и компетенции.

Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71) в веде­нии федеральных органов власти находятся следующие сферы финансовой деятельности: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

При этом необходимо отметить, что финансовой деятельностью занимаются как законодательные, так и органы ис­полнительные власти. Так, законодательные органы власти принимают законы по важнейшим вопросам финансовой деятельности: о бюджете на очередной календарный год, об установлении и отмене налогов, о предоставлении государственных кредитов, о выпуске государственных займов, о порядке и правилах осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, о полномочиях специальных финансовых органов исполнительной власти и др.




До утверждения данных законов проводится большая работа по их обсуждению и доработке в профильных комитетах и комиссиях Государственной Думы РФ.

Кроме того, законодательные органы власти занимаются финансовым контролем. Например, на свои заседания они могут пригласить для заслушивания по финансовым вопросам членов Правительства Российской Федерации, руководителей соответствующих министерств и служб. Создают и координируют деятельность Счетной Палаты РФ – одного из основных органов финансового контроля. Утверждают отчеты об исполнении ежегодных бюджетов и т.д. Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления непосредственно занимаются осуществлением финансовой деятельности.

Например, Правительство Российской Федерации выполняет такие важнейшие функции:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- разрабатывает Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- разрабатывает и реализует налоговую политику;

- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Кроме того, ст. 104 Конституции Российской Федерации предусматривается наличие заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Таким образом, осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов и обязательств перед государством.

В таких актах выражаются правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Они являются основанием для возникновения, прекращения и изменения конкретных правоотношений. Значение и содержание форм финансовой деятельности обусловливается применением тех или иных правовых актов. Например, принятие федерального бюджета юридически оформляется в виде федерального закона. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. Выделения же денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Классифицировать финансово-правовые акты можно по разным основаниям: по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты уста­навливают виды финансовых обязательств (налогов и других пла­тежей) организаций и граждан перед государством, или муници­пальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходо­вания государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Срок их действия, как правило, является длительным.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальныхфинансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекраще­нию конкретных финансовых правоотношений. Например, на ос­нове законодательного нормативного финансово-правового акта государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, имеющему в собственности жилой дом, извещение об уплате налога, которое и является индивидуальным финансо­во-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансо­вых ресурсов государства.

По юридической природефинансово-правовые акты делятся на:

- законодательные,к которым относятся законы, принимаемые представительными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

Далее такая классификация финансово-правовых актов конкретизируется по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Как уже говорилось, финансово-правовые акты издаются в форме за­конов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и рас­поряжений Правительства РФ и др. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов прика­зы и инструкции.

Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансовых органов. При этом инструкции относятся к нор­мативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государст­венного управления, в особенности финансовые органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, кото­рые помимо приказов имеют и другие формы выражения, например, резолю­ция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.

Особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в об­ласти финансов на определенный период, то есть являются пла­нами по мобилизации, распределению и использованию финансо­вых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Феде­рации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуп­равления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Утвержденный соответствующим государственным органом финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления (рис. 1.3). Она осуществляется через органы местного самоуправления и направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления носит публичный характер. Главной, определяющей целью этой деятельности согласно Конституции РФ является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является составной частью механизма социального управления. Аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки – выделения средств на определенные планы, программы и т.п. Косвенное воздействие может также осуществляться путём предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, должна обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется Конституцией РФ.


На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис 1.4).

Основным методом привлечения денежных средств является налоговый метод, который совместно с методом взимания сборов и пошлин приносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме перечисленных может использоваться метод денежной эмиссии, который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

· финансирование – безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств – характерно в основном для бюджетных учреждений;

· кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось ранее, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции, осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции, посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

§ 2. финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы: Финансовое право, Химичева Нина Ивановна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривается новое содержание финансового права Российской Федерации, обусловленное переходом к рыночной экономике и политическими изменениями в стране. Анализируются важнейшие институты этой отрасли права — финансовый контроль.

§ 2. финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансовой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней (нестабильность материального положения членов общества при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.).

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Важной ее стороной является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

В последнее время органы государственной власти РФ разрабатывают меры по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, включая область финансов.

Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики — органами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т.д.

Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физических лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы.

Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Оба эти метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов. Государственные и муниципальные организации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные — главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).

Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.

Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления производятся в основном в безналичном порядке, платежи населения — главным образом наличными денежными знаками. Однако в последнем случае применяются и безналичные расчеты (например, при взимании подоходного налога, страховых платежей из заработной платы рабочих и служащих). Государство содействует расширению сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стабилизации денежной системы и более эффективного использования денежной массы.

При внешних экономических, научных, культурных, других связях используются различные формы международных расчетов, совершаются валютные операции.

Методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований изменялись соответственно их задачам на каждом этапе развития. Существенные перемены в них произошли на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов и других обязательных платежей, добровольных методов привлечения денежных средств. В финансировании учреждений применяется нормативный метод, исходящий из выполнения определенной работы (лечение больного, подготовка специалистов и т.д.), а не из количества штатных единиц. Новые методы вошли в кредитные отношения, где банки становятся партнерами хозяйствующих субъектов, активно используется процентная ставка за кредит и т.д.

Развивается, приобретая новые черты, финансовый рынок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита. Он используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления. Законодательство защищает финансовый рынок от монополизма.

В определенной мере рынок ценных бумаг в стране существовал и до проведения рыночных реформ (распространение облигаций государственных займов, кредит), но в ограниченной сфере. Теперь существенно разнообразились и виды ценных бумаг, увеличился и круг субъектов, выпускающих и приобретающих их, расширилась сфера применения банковского кредита.

При характеристике финансовой деятельности Российской Федерации на современном этапе важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества создан специальный орган — Министерство по делам Содружества Независимых Государств (Минсодружество России). В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, состоящий из заместителей глав правительств и являющийся постоянно действующим органом Экономического союза. Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов).

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом.

Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денежных фондов Федерации и ее субъектов.

1. Что такое финансы как экономическая категория и каковы ее особенности?

2. Какие функции свойственны финансам?

4. Что такое финансовый рынок?

5. Что такое финансовая система как экономическая категория?

6. Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы как экономической категории?

7. Какие изменения произошли в финансовой системе Российской

Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям?

9. Что понимается под финансовой деятельностью государства?

10. Что понимается под финансовой деятельностью органов местного

11. Каковы основные направления, в которых действуют функции финансовой деятельности государства?

12. Каковы организационно-правовые особенности финансовой

13. Что понимается под финансовой деятельностью государства и

14. Какими методами осуществляется образование (формирование),

распределение и использование государственных и муниципальных (местных) денежных фондов? Какие новые явления возникли в этих методах в связи с переходом к рыночной экономике?

Финансовое право

Финансовое право

Комментарии, рецензии и отзывы

§ 2. финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы: Финансовое право, Химичева Нина Ивановна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривается новое содержание финансового права Российской Федерации, обусловленное переходом к рыночной экономике и политическими изменениями в стране. Анализируются важнейшие институты этой отрасли права — финансовый контроль.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Читайте также: