Налоги на добычу нефти в разных странах

Обновлено: 16.05.2024

Говорят, что:
- нарастающий хаос на Ближнем Востоке устроен, чтобы контролировать нефттедобычу;
- добыча сланцевых энергоресурсов необходима США, чтобы ослабить зависимость ЕС от "нефтяной иглы" России;
- снижение цен на нефть, за которое так боролись Штаты ударила по ним же, сделав убыточными добычу сланцевых энергоресурсов;
- потери в бюджете России сократили расходы на нефтеперерабатывающую промышленность.

И всё это правда. Но не вся.
Однако они подводят едва ли не к главной проблеме, вокруг которой вертятся споры экономистов в эпоху нефти: сидит ли Россия на нефтяной игле или нет? И что это значит?

В реальности добыча топливно-энергетических полезных ископаемых занимает в структуре нашей промышленности всего лишь 21 %, при этом вклад доходов от нефти и газа в ВВП России не превышает 16 %. [1]

Основной миф: зависимость России от нефти
Доля экспорта нефти в ВВП России

ВВП России за 2013 год составил 2113 млрд долларов США. Экспорт нефти за 2013 год составил 173 млрд долларов.[2] (газа 67 млрд долларов [3]) Делим одно на другое, получаем 8 % (газа 3 %). Если взять цифры за 2012 год и поделить 181 млрд на 1954, мы получим 9 % (см. рисунок), то есть можно даже говорить о том, что доля экспорта нефти в ВВП снижается.

В свете этих данных Россию к нефтяным странам можно причислить весьма условно. Можно говорить лишь о том, что Россия является нефтяной страной с точки зрения геополитики, так как Российская Федерация — крупная страна, и экспортирует достаточно нефти, чтобы серьёзно влиять на события в мире. Однако Россия не является нефтяной страной с точки зрения состава ВВП: нефть для России в разы менее важна, чем для по-настоящему нефтяных стран.

Экспорт нефти на душу населения

Доля сырьевой ренты в ВВП

Если мы мысленно вычеркнем доходы от нефтяных ресурсов из ВВП страны, то подушевой ВВП в России изменится незначительно и по-прежнему будет находиться на уровне стран восточной Европы (типа Польши). И действительно, добыча полезных ископаемых занимает всего лишь 24 % в структуре российской промышленности — остальные же 76 % приходятся на обрабатывающие производства и на инфраструктурные мощности типа электростанций. [6]

Подмиф: При Путине увеличилась зависимость бюджета от нефти

В федеральном бюджете за 1999 год доля нефтегазовых доходов составляла 18 %, а в бюджете за 2011 год — 54 %. На этом основании недалёкие критики делают вывод, что зависимость России от экспорта нефти и газа при Путине выросла в 3 раза.

Во-вторых, федеральный бюджет — не единственный бюджет в России. Есть ещё как минимум бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Если учитывать их, доля нефтегазовых доходов в общей совокупности бюджетов страны будет куда как менее значимой.

В-третьих, надо учесть изменение цен на нефть. В 1999 году средняя стоимость нефти составляла 17 долларов за баррель, в 2011 году — 87 долларов за баррель. Таким образом, если мы предположим, что ничего, кроме цены на нефть в бюджете не поменялось вовсе, мы увидим, что в этом случае доля нефтегазовых доходов в бюджете должна была бы вырасти даже посильнее, чем с 18 % до 54 %. [1]

Наконец, самое главное — следует учитывать не только относительную долю нефтегазовых доходов, но и абсолютную величину бюджета. На первой паре диаграмм слева два федеральных бюджета — за 1999 и за 2011 год — спрятаны в два круга одинакового размера. Вместе с тем, федеральный бюджет за эти годы вырос в целых 14 раз: с 25 до 341 млрд долларов. За эти 12 лет произошло экономическое чудо, доходы бюджета выросли на порядок: нефтегазовые доходы выросли в 40 раз, доходы от других секторов экономики — в 7,5 раз [7] (см. вторую пару диаграмм). Даже если представить себе фантастический сценарий, при котором вдруг все нефтегазовые доходы бюджета пропадут, то оставшиеся не-нефтяные доходы будут в 6 раз превышать весь бюджет 1999 года (даже если учесть долларовую инфляцию, всё равно ненефтяной бюджет-2011 будет в разы больше бюджета-1999). Таким образом, можно говорить о том, что зависимость от нефти, наоборот, снизилась. [8]

Подмиф: При низкой цене на нефть экономика России рухнет

Как показано выше, определённая зависимость доходов бюджета от нефтяного экспорта и цен на нефть, конечно же, существует, но не носит критически важного характера. Правительством предпринимаются шаги по сокращению этой зависимости — в частности, строятся и модернизируются НПЗ, которые позволяют не гнать сырую нефть, а перерабатывать её и поставлять уже готовые нефтепродукты. Переработка нефти растёт. [9][10]

Если даже низкая цена на нефть продержится достаточно долго, то в случае возникновения дефицита бюджета, этот дефицит будет покрываться из заранее накопленных резервов. Золотовалютные резервы России являются одними из крупнейших в мире, и их хватит на длительное время.

Важным моментом является то, что падение цены на нефть компенсируется ростом доллара к рублю, благодаря чему рублёвые доходы нефтяных компаний и российского бюджета не падают.[11]

Подмиф: Нефть в России скоро кончится и настанет катастрофа

Даже в то отдалённое время, когда запасы сравнительно легко извлекаемой нефти в России всё-таки закончатся, то останутся огромные запасы газа и угля, а также огромный неосвоенный гидропотенциал сибирских рек. Не стоит забывать и о передовой ядерной энергетике России, запасов топлива для которой при переходе на замкнутый топливный цикл хватит на сотни лет. Всего этого достаточно, чтобы Россия и после окончания нефтяной эпохи оставалась энергетической сверхдержавой и ведущим экспортёром энергоресурсов в мире.

Подмиф: Россия гонит сырую нефть и не развивает переработку

Распространено ложное утверждение о том, что Россия продает на Запад сырую нефть, не развивая собственную переработку и собственные нефтеперерабатывающие заводы, отдавая тем самым часть прибыли западным НПЗ.

Такая проблема действительно существовала в 1990-е годы. Однако с 2003 года экспорт сырой нефти из России медленно сокращается, а экспорт нефтепродуктов с 2000 года вырос в 2,5 раза, и доля нефтепродуктов в экспорте также выросла. В России строятся и модернизируются многочисленные НПЗ [14][15] — особенно много крупных нефтеперерабатывающих производств было построено или продолжает строиться в 2010-х гг.: см. новые заводы в сфере нефтепереработки в 2008—2012 гг., в 2012—2014 гг., строящиеся заводы.

Подмиф: Критическая зависимость курса рубля от цены на нефть

Курс рубля действительно зависит в том числе и от цены на нефть, но не стоит эту зависимость преувеличивать или считать это единственным фактором.

Посмотрим на разрушенную американцами Ливию, которая зависит от экспорта нефти очень сильно. Ливия экспортирует в восемь раз больше нефти на душу населения, чем Россия — казалось бы, ливийский динар должен был бы от снижения цен на нефть упасть значительно ниже российского рубля и обесцениться в несколько раз… однако на практике курс ливийского динара за последние полгода не только не упал, но даже слегка укрепился. [16]

Это лишний раз доказывает, что снижение цен на нефть хоть и неприятно для России, но всё же отнюдь не является главной причиной снижения курса рубля.

В условиях, когда фундаментальных внутриэкономических причин для обесценивания национальной валюты нет, главной причиной падений курса являются скоординированные спекулятивные атаки. Международные спекулянты умеют при необходимости играть против курсов чужих валют. Так, например, общеизвестна история, когда спекулянт Сорос сумел продавить курс английского фунта стерлингов на 25 % (см. Чёрная среда 1992 года).

Впрочем, как правило, такие атаки не имеют долговременного эффекта. После окончания махинаций спекулянтов искусственно нагнанный курс обычно откатывается на более адекватные рубежи. И если посмотреть на долгосрочную погодовую динамику курса рубля и динамику цен на нефть, то оказывается, что практически никакой зависимости нет, а наблюдаемая корреляция этих показателей за последние 22 года показывает совершенно обратный результат по сравнению с тем, что говорят либеральные экономисты: цены на нефть существенно выросли, а рубль существенно ослаб, а вовсе не наоборот. [20]

Зависимость стран Запада от нефти

Можно говорить о том, что на нефтяной игле сидит не Россия, а страны Запада. Если страны Запада перестанут покупать нефть у России, то Россия, тем не менее, сможет поставлять углеводороды на другие рынки, а также использовать их для внутренних потребностей. Если же Россия перестанет поставлять на Запад углеводороды, то население этих стран будет мёрзнуть, а производство остановится. [23]

Широко разрекламированные на Западе энергосберегающие технологии являются лишь паллиативом, так как они позволяют более эффективно расходовать энергию, однако эта энергия всё равно должна откуда-то поступать. Технологии же солнечной и ветровой энергетики на настоящий момент недостаточно эффективны и не могут составить нефти и газу существенную конкуренцию. А возвращение к энергетике преимущественно на основе угля, как это было в XIX веке, представляет существенную технологическую проблему, так как инфраструктура и транспортные средства рассчитаны преимущественно на нефть и газ. Кроме того, уголь является крайне неэкологичным топливом.

Также не являются решением проблемы месторождения сланцевого газа и нефти, а также нефти и газа из битуминозных песков,. Несмотря на огромные запасы себестоимость добычи этих энергоносителей существенно выше, чем у традиционных нефти и газа, поэтому эти месторождения не позволят быстро избавиться от внешней зависимости. Что характерно, сами американцы отлично осознают эту проблему, что отражается в отчётах их профильных ведомств и научных организаций. [24][25][26][27]

К чему приведёт падение цен на нефть

См. также: Статистика:История цен на нефть В конце 2014 г. случилось существенное падение цен на нефть, от уровня около 100—110 долларов за баррель на протяжении большей части года до уровня примерно 65 долларов за баррель в начале декабря. [28] Многие посчитали это катастрофическим падением цены, однако надо напомнить, что в 2008 году цены упали ещё глубже, со 145 долларов летом до 36-40 долларов в декабре. В тот раз падение нефти было связано с первой волной мирового экономического кризиса (также его связывали с экономической атакой США [2] на Россию после войны в Южной Осетии 08.08.08, когда Россия впервые применила силу к американскому сателлиту — Грузии). Однако низкие цены на нефть продержались тогда недолго — уже с первых месяцев 2009 г. начался медленный рост цен, к середине 2009 г. цена достигла 70 долларов за баррель, а к началу 2011 г. цена вновь превысила 100 долларов за баррель.

Дело в том, что низкая цена на нефть не выгодна ни ключевым странам-производителям нефти, ни крупнейшему потребителю — США, ведь американцы пытаются развивать у себя добычу сланцевой нефти и сланцевого газа, добыча которых рентабельна только при уровне цен не менее 80-90 долларов за баррель. Дешёвая нефть невыгодна и Канаде, где значительная её часть добывается из битумозных песков, что требует повышенных вложений. Снижение цен на нефть ведёт к снижению цен на газ, что крайне невыгодно производителям сжиженного природного газа (СПГ), который рентабелен только при достаточно высоких ценах (в России есть несколько проектов СПГ, но в основном российский газовый экспорт идёт по трубопроводам, а в плане возможностей поставок трубопроводного газа у России почти нет конкурентов).[29]

Маловероятно, что низкий уровень цен на нефть продержится долго, так как слишком многим игрокам на рынке он невыгоден. Длительное падение цен на нефть возможно только в случае глубокого многолетнего экономического кризиса, либо перевода мировой экономики с углеводородов на другие источники энергии (на подобный переход, однако, потребовались бы многие десятки лет).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № СД-4-3/1886@ “Об определении ставки НДПИ на нефть”


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № СД-4-3/1886@ “Об определении ставки НДПИ на нефть”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросу определения значения показателя Дм в случае применения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), в значении, равном нулю, и сообщает следующее.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти рассчитывалась по формуле:

Ставка налога = 919 рублей * К Ц - Д М ,

при этом значение показателя Д М определялось по формуле:

Д М = К НДПИ х К Ц х (1 - К В х К З х К Д х К ДВ х К КАН ) - К К - К АБДТ - К МАН х С ВН .

На основании пункта 3 статьи 342 Кодекса коэффициент К Ц принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Таким образом, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к одному из указанных продуктивных отложений, для которого коэффициента К Ц равно нулю, и коэффициенты К В , К З , К Д , К ДВ и К КАН равны 1, значение ставки НДПИ будет определяться исходя из значения показателей К К , К АБДТ , К МАН и С ВН (позиция Минфина России по данному вопросу отражена в письме от 29.12.2017 N 03-06-05-01/89037, доведенном письмом ФНС России от 12.01.2018 N СД-4-3/269@).

Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@.

Согласно пункту 4.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ (далее - Порядок) подраздел 2.1.2 раздела 2 декларации "Данные о количестве нефти, добытой из залежи углеводородного сырья" заполняется, в том числе, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.

Порядок расчета суммы налога по нефти, добытой из залежи (строка 260 подраздела 2.1.2 раздела 2 декларации) установлен в п. 4.7.11 Порядка.

ФНС России отмечает, что отсутствие закрепленного в Порядке алгоритма расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, не может влиять на обязанность налогоплательщиков, добывающих нефть из таких залежей, по уплате НДПИ, установленную Кодексом.

В этой связи, при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2019 - 2020 годов в отношении нефти, добытой из указанных продуктивных отложений, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить в бюджет налог в порядке, установленном главой 26 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС разъяснила порядок исчисления НДПИ за налоговые периоды 2019-2020 гг. в отношении нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. и группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов и групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены и группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. Мы надеемся, что в рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.



Итоги мониторинга

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам и групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

В процессе тестирования нового налогового режима важно выработать совместно с бизнес-сообществом критерии бюджетной оценки эксперимента. Во-первых, определиться с базисом для сравнения налоговых поступлений. Сравнение должно осуществляться на основании фактической добычи нефти за периоды до введения НДД или с учетом прогнозных данных развития проектов в общей налоговой системе. То есть важно понимать, будут ли учтены фискальные поступления от дополнительно добытой нефти в связи с переводом месторождения на НДД. Во-вторых, необходимо определить источники доходов бюджета. Должны учитываться только нефтегазовые доходы (НДПИ и ЭП) или все федеральные и региональные налоги и платежи (НДПИ, ЭП, НДД, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), а также возврат доходности через дивиденды государственных компаний. В-третьих, оценка выпадающих доходов бюджета должна учитывать эффект от ранее действовавших льгот, которые были заменены НДД. Главным образом речь идет о применении льготы по ЭП на нефть, которая бы действовала для проектов и групп в общем налоговом режиме.

По мнению нефтяных компаний, при сохранении действующих параметров НДД и комплексной оценке бюджетного эффекта дополнительные фискальные поступления составят порядка 180 млрд руб. в первые пять лет функционирования нового налогового режима. Данный эффект может быть также увеличен, если расширить периметр применения для проектов и групп.

Первые шаги в направлении расширения периметра НДД уже сделаны в начале 2020 года. В рамках стимулирования освоения месторождений Арктической зоны РФ была добавлена группа — участки севера Красноярского края, ЧАО и Республики Саха. Видятся целесообразными продолжение налогового эксперимента и планомерное расширение сферы применения НДД на новые категории запасов и регионы нефтедобычи.

Сейчас ведется активный диалог бизнеса и профильных министерств касательно пересмотра периметра и методологии НДД. Так, с 2021 года запланировано дальнейшее расширение перечня пилотных проектов и групп за счет включения выработанных месторождений и месторождений Северного Кавказа, Оренбургской, Самарской и Сахалинской областей. Дополнительно Минфином России предложена корректировка механизма расчета НДД. В частности, уточнен порядок использования убытков и коэффициент его индексации, понижен уровень предельных учитываемых расходов (с 9520 до 7140 руб./т на года и 8600 руб./т с 2024 года). Кроме того, анонсировано повышение ставки НДПИ на нефть для ряда проектов группы.

Хочется надеяться, что НДД оправдает возложенные на него ожидания по обеспечению стабильных налоговых условий для устойчивого функционирования отрасли, а также дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, нефтяные компании ожидают, что результаты мониторинга налогового эксперимента подтвердят необходимость закрепления НДД основным целевым налоговым инструментом для отрасли и дальнейшего его тиражирования. Это возможно только при взаимном учете интересов государства и бизнеса и объединении усилий в направлении совершенствования налогового законодательства.

Механизм расчета НДД


НДД взимается по ставке 50% с операционного денежного потока от добычи углеводородов на участке недр — с дохода за вычетом экспортной пошлины, расходов на транспортировку, фактических капитальных и операционных расходов.

С целью недопущения раздувания затрат предусмотрен расчет минимального НДД исходя из лимита фактических расходов (за исключением налогов): 7140 руб./т до 2020 года и 9520 руб./т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога. В режиме НДД сохранен НДПИ, но в пониженном размере: в среднем на 60% ниже общеустановленных значений.

Для гринфилдов дополнительно предусмотрены льготы по НДПИ (коэффициент Кг) и ЭП (нулевая ставка), а также отсутствие минимального НДД, то есть отсутствие лимитирования фактических расходов в течение льготного периода.


Список стран, которые платят своим гражданам за добычу природных ресурсов.

В ряде стран, существует определенное правило, что "природные ресурсы это национальное достояние" и соответственно, каждый имеет право на получение части доходов от их реализации НЕ только в виде социальных благ (государство тратит доходы на улучшение условий жизни), но и виде реальных выплат или прочих видов бонусов и поощрений.

Давайте посмотрим в каких странах граждане действительно получают часть доходов от добычи и продажи нефти, газа и прочих ресурсов.

Аляска - США

Еще в далёком 1976 году, на местном референдуме была принята поправка в "Конституцию Аляски".

Суть этой поправки сводится к простому правилу:

"Вся добываемая нефть на Аляске является народным достоянием её граждан, а значит, они имеют права на часть прибыли с её продажи"

Доходы с добытой нефти распределяются таким образом:

25% от всей прибыли с нефти поступает в "Перманентный фонд штата Аляски".

Половина от этого дохода (12,5%) - распределяется между всеми гражданами ежегодно, вне зависимости от возраста.

Таким образом, в 2015 году, каждый гражданин получил по 2 000$ из этого фонда.


Взято из Википедии.

Выплата в долларах США по годам на Аляске.

Если усреднить эти цифры за последние 20 лет, то получается, что каждый гражданин получал примерно по 1 500 - 1 600 долларов в год.

И это с учётом того, что на Аляске проживает около 730 тысяч человек.

Каждому по 1 500$ в год. Невероятные деньги.

Кстати, данный фонд по своим признакам похож на наш отечественный ФНБ (Фонд национального благосостояния), да вот только наши граждане - не получают ничего от "сверхдоходов" от продажи нефти и газа.

Вот так мы продали Аляску американцам. Слов нет.

Ливия - до 2011 года

Конечно, сейчас Ливия уже далеко НЕ та, каковой она была еще при правлении "диктатора" Муаммара Каддафи, которого НЕ стало в результате "оранжевой революции" еще в 2011 году.

Но давайте ближе к делу - чем же так не понравился Ливии их "диктатор"?

Каждому члену семьи выплачивалось по 1 000$ ежегодно (как на Аляске)

Пособие по безработице - 730$ (около 21 000 рублей в месяц, по курсу 2011 года)

Выплата за рождение ребенка (единожды) - 7 000$

Выплата при создании семьи на покупку квартиры (на свадьбу) - 64 000$

Материальная помощь на открытие бизнеса (единожды) - 20 000$

Бесплатное образование и медицина, в том числе, обучение заграницей полностью оплачивало государство (бесплатное)

Беспроцентные кредиты на авто и недвижимость

Возмещение 50% от стоимости купленного авто

Литр бензина стоил всего - 14 центов (4,2 российских рубля)

Вот и скажите мне - что НЕ нравилось народу, раз уж они его свергли и убили.

Вот попробуй понять эту логику.

Конечно, о себе "Диктатор Ливии" тоже не забывал: Жил он в сказочном богатстве и роскоши, прямо как из восточных сказок - но и о народе-то он НЕ забывал.

Вот на столько изменилась богатая Ливия с 2011 года.

ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты)

Для начала, хочу отметить тот факт, что всего за 27 лет, арабы смогли построить в пустыне самое настоящее технологическое чудо.

Вот на столько изменились Арабские Эмираты всего за 27 лет.

Удивительно, что умеют делать арабы, живя сами в невероятной роскоши и одновременно - создают экономические чудеса в пустыне.

Тот самый момент, когда себя не обижаешь и о народе думаешь.

Почему у нас так нельзя сделать? Кто его знает.

Ну так как же живут граждане Арабских Эмиратов? Давайте смотреть.

Пенсия в виде 80% от зарплаты на последнем месте работы (после 20-25 лет трудового стажа)

Минимальная пенсия - 2 780$ в месяц

Материальная помощь при создании семьи - земельный участок, небольшой коттедж и сумма в виде 20 000$

Выплачивается около 150 000$ при рождении ребенка

Равные права на работу, труд и зарплату с мужчинами (очень редкое явление в мусульманских странах)

До 90% от стоимости ЖКХ услуг - оплачивает государство

Бесплатная медицина и высшее образование (в том числе и заграницей)

Каждый гражданин получает часть доходов от проданной нефти

Иностранцы могут открыть фирму в ОАЭ, только если 51% акций будет принадлежать гражданину страны

И это при том, что доходы ОАЭ от продажи нефти составляют около 30% от всех поступлений.

Самое удивительное - арабы используют нефтяные деньги для развития своей экономики, а НЕ делают ставку только на неё.

Только грамотно распределяя деньги в экономике, можно было построить такую сильную страну в сердце пустыни.

Кувейт

Еще одна небольшая восточная страна из нашего списка.

Так чем же решил поделиться Кувейт со своими гражданами?

Бесплатное образование и медицина (даже заграницей)

Регулярная стипендия в размере 2 000$, если гражданин выбрал место учёбы заграницей

Беспроцентный кредит на жилье (около 250 000$)

Накопительный банковский счет на каждого ребенка

Ежемесячные пособия каждому подростку и домохозяйке (170$ и 300$ соответственно)

Минимальная пенсия - 3 000$

Списание части долгов граждан, при росте стоимости нефти

Вот так небольшая страна распределяет свои доходы от нефтедобычи.

Вот так выглядит небольшая страна в пустыне - Кувейт.

Саудовская Аравия

Как же можно было бы забыть о стране, которая держит первое место в мире по нефтедобычи.

Что же получают саудиты от продажи нефти в своей стране?

Разовое пособие пенсионерам в размере 11% от зарплаты за весь трудовой стаж (т.е. 11% от зарплаты за все 30 лет стажа)

Минимальная пенсия - 50% от зарплаты (при рабочем стаже от 40 лет - 100% от зарплаты) и может переходить по наследству (до совершеннолетия детей или до замужества дочери)

Выплата 10 000 - 70 000$ за каждого новорожденного ребенка (разные данные в источниках)

Бесплатная медицина и лекарства (в ряде аптек)

Отсутствие платы за ЖКХ услуги

Дешевый бензин и субсидия на покупку авто (до 50% стоимости)

Безвозмездная выплата на покупку жилья - 80 000$

Помощь на открытие бизнеса - 50 000$

Выплата новобрачным - 64 000$

Проще говоря, спектр услуг Саудовской Аравии и ОАЭ в виде поддержки своих граждан - практически идентичен (только суммы разные).

Только вот эта страна куда более консервативна, нежели Эмираты.

Тут с правами женщин - всё обстоит весьма плохо.

Ну, пора завершать наш ТОП последним государством.

Вот выглядит Саудовская Аравия.

Больше похоже на футуристичный город из фантастических фильмов.

Но нет, это вполне реальный город.

Норвегия

Думаю, вы НЕ ожидали увидеть здесь европейскую страну, так как почти весь наш ТОП заняли страны с Ближнего Востока.

Но нет, не только арабы и американцы думают о своём населении.

Что же норвежцы получают от своего государства за продажу нефти и газа?

На самом деле, не так много, как граждане арабских стран.

Каждый гражданин имеет накопительный счет, куда отчисляется часть доходов от продажи нефти и газа.

А так же - на каждого ребенка (при рождении) открывается точно такой же накопительный счет.

За 21 год, норвежцы получили примерно по 91 000$, то есть по 4 333$ отчислений ежегодно.

Мелочи - а приятно.

Деньги от доходов с природных ресурсов поступают в Фонд Всеобщего Благоденствия, а так же - тратятся на социальные программы.

Видимо это и есть одна из причин, почему Норвегия имеет такой высокий уровень жизни и довольствия граждан.

В отличии от невероятных мегаполисов в пустынях, Норвегия смотрится куда более скромнее.

Вывод

Что объединяет все эти страны?

Собирая информацию для данной статьи, я обнаружил, что все эти страны стараются использовать нефтяные деньги НЕ только как "поддержка населения", но и эффективно вкладывать их в развитие собственной экономики.

Даже арабские страны стараются уходить от концепции "Нефтяной иглы" и переходить к модели сильного и развитого экономического общества.

Самый яркий пример данной концепции - Дубай.

Это один из мировых центров скопления и циркуляции денежных средств.

То есть, если обобщить всю найденную информацию - нефтяные страны прекрасно понимают свою зависимость от нефти и стараются её минимизировать, как раз в счёт тех самых "нефтяных денег".

Второй момент, на который я обратил внимание - это то, что огромная часть денег тратится НЕ только на социальные потребности граждан, но и на их личностное развитие (медицина и обучение).

Хорошим примером тут будет Япония - у них вообще НЕТ природных ископаемых, но это одна из сильнейших экономик в Мире.

Почему?

И это тактика предельно прозрачна - основная ценность любого государства, это её граждане.

Именно они будут развивать и формировать денежные потоки в своей стране даже тогда, когда нефть закончится или потеряет свой интерес на мировых рынках.

А пока, нефть и газ приносят большие доходы, нормальные страны вкладывают эти деньги в развитие своих городов и граждан.

Помимо прочего, в этих странах очень сильная модель "протекционизма".

То есть, мигрант НЕ может иметь права на те же привилегии, что и гражданин.

Комментировать

Все комментарии (16)

Россия идёт своим путём. Её ведёт государственный интерес. Причём здесь люди-"россияни"!

И путь этот лежит в пропасть.
А россияне это представители титульной нации,, которой принадлежат недра, фабрики, заводы и торговля.

В СССР вы много получили доходов от природных ресурсов, коммосятина?

Yes

Экваториальная Гвинея очень поднялась на нефти и теперь делится доходами со всеми гражданами. Помню, что наши моряки в 1970х годах смеялись, что там после испанских песет ввели собственную валюту, которую они назвали по-русски: "охуели".
Но рано смеялись - теперь Экваториальная Гвинея очень поднялась. А Россия опустилась. И с нынешней властью у нас ничего не будет. "Горбатого могила исправит." Власть надо менять.

автор забывает, что в саудовской аравии коренное население меньше миллиона, и они все так или иначе друг другу родственники. население аляски 700000 человек и по 2к им выдают, чтобы не сбежали. у японии одна из сильнейших экономик мира? правда? у японии огромный внешний долг , это да. или сегодня экономика измеряется в этом?

Собирая информацию для данной статьи, я обнаружил, что все эти страны стараются использовать нефтяные деньги НЕ только как "поддержка населения", но и эффективно вкладывать их в развитие собственной экономики.

Государство не может эффективно вкладывать деньги в экономику)) Оно может только эффективно их тратить)))
Фонд Аляски - сдаёт в лизинг нефтяные поля нефтяным компаниям - он не работает - а только собирает РОЯЛТИ))) - накапливая бабло для будущих поколений - когда нефти на Аляске не станет.
Норвеги просирают общественное бабло в кризисы - покупая на него активы по всему миру))) Из государственного чиновника на ЗП никогда не получится крутого инвестора-миллиардера)))

Что не нужно?
Государство в правильных странах - собирает налоги с граждан и с предприятий и тратит их на общественные нужды - НЕ ВМЕШИВАЯСЬ в экономическую деятельность граждан и предприятий. И только в тупых мозгах совков - государство САМО должно развивать экономику)))) Оно должно не мешать людям зарабатывать - только и всего))))

обидно, что вы не поняли. Старая система уходит. Новая приходит . По Вернадскому эра разума. никто не глянул не поинтересовался, что это такое. Сегодня НЕТ правильных стран

Ничего у вас не приходит и не уходит - в РФ всё тот же совок.
Правильные страны те - где граждане подают налоговые декларации.

РФ уже НЕТ. А живете плохо - мысль материализуется

На территории РФ - СОВОК в котором нет налогоплательщиков - мысли совков работают не в направлении заработка)))

Мысли должны работать в направлении творчества

Каждому по 1 500$ в год. Невероятные деньги//////////
Дебил)) - на Аляске средняя ЗП $2800 в месяц. 1500 в год - это подарок детишкам на апельсины))))
Ни в Ливии не было - ни у Арабов никаких выплат с ресурсов нет)))
Норвеги со своего фонда имеют бесплатные медицину и образование - никакого бабла на руки они не получают))))

События и мнения

Деловой мир

Частные интересы

Авторы Гайдпарка

Александр Попов

Чудо в перьях - это итальянский спецназ

Петр Новыш

Давайте попытаемся вернуть наших поуехавших технарей?

Владимир Петлюк

Новые декабристы России

Виктор Душнев

Злата Кедрова

Новогодний подарок для беларусов от Лукашенко

Александр Попов

А вы согласны выдать дочку за арапа?

 Призрачно все

А вы загадали на Новый год самое заветное желание?

Александр Попов

Ветераны ВДВ: Никаких майданов в России не будет

Александр Попов

Иракские силы сопротивления начали выполнять взятые на себя обязательства

Александр Попов

Российские системы РЭБ вывели из строя спутник НАТО

Александр Попов

ВМС России начали развертывание на Балтике системы противоракетной обороны

Мы в соцсетях
О Newsland
Пользователям
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Читайте также: