Налоги и государственный бюджет

Обновлено: 23.05.2024

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Растут налоговые обязательства, ужесточается процесс налогового администрирования, и все больше компаний составляют Бюджет налогов и сборов. Без рассчитанной обоснованной величины налоговых обязательств невозможно вывести корректный финансовый результат, посчитать кредиторскую нагрузку, оценить платежеспособность предприятия. Как и всякий финансовый отчет, Бюджет налогов и сборов имеет свои особенности формирования. Рассмотрим их.

Что такое бюджет налогов и сборов

Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.

Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.

Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.

Особенности бюджета налогов и сборов:

• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;

• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;

• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;

• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.

В бюджет налогов и сборов предприятия включили:

• расчет земельного налога;

• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.

Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.

Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.

А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.

Преимущества Бюджета налоговов и сборов

На основе бюджета продаж и бюджетов расходов компании была рассчитана прогнозная прибыль организации на будущий финансовый год — 5 550 250 руб. Соответственно, прогнозная величина налоговых обязательств по налогу на прибыль составит:

5 550 350 руб. × 20 % = 1 110 050 руб.

При этом в отдаленных планах руководства (после прогнозного периода) — ремонт производственного здания компании, стоимость которого — не менее 5 млн руб.

У компании есть деньги, чтобы сделать ремонт и раньше. Но с учетом того, что расходы на ремонт могут существенно снизить обязательства по налогу на прибыль, а в последующих периодах они сформируют убыток, который принимается в особом порядке (не более 50 % налогооблагаемой базы), то выгоднее провести ремонт в прогнозном периоде и сэкономить на налоге на прибыль.

Что нужно знать, чтобы сформировать корректный бюджет налогов и сборов

Чтобы сформировать корректный и полноценный бюджет налогов и сборов, необходимо в первую очередь знать налоговое законодательство применительно к конкретным налогам и сборам.

В частности, при расчете налога на имущество надо понимать, что является объектом налогообложения, как производить расчет, какие ставки применять и многое другое.

При этом теоретических знаний мало, важен практический опыт расчета налогов.

К примеру, чтобы рассчитать НДС, мало понимать общую методику действий. Надо знать, какие требования налоговики предъявляют к оформлению документов, какие претензии возникают к поставщикам, какие препоны чинят при возмещении НДС из бюджета.

Бюджет налогов и сборов нужно формировать не в отрыве от других прогнозных показателей, а в непосредственной взаимосвязи и на их основе. А насколько точными будут исходные данные для бюджета, зависит от того, насколько корректны базовые показатели и насколько активно участвуют в формировании бюджетов работников профильных служб.

В результате возникновения конфликтной ситуации и при попустительстве руководства работники коммерческой службы дистанцировались от представления данных для формирования бюджетов продаж. Финансовой службе пришлось делать все прогнозы самостоятельно. Для этого за основу были взяты данные прошлых лет.

В итоге некорректным оказался как сформированный бюджет продаж, так и построенный на его основе бюджет обязательств по НДС и налогу на прибыль.

В рамках применяемой системы налогообложения нужна информация, необходимая для расчета конкретных налогов. По разным налогам набор таких данных разный.

Например, чтобы рассчитать НДФЛ, надо знать:

• размер прогнозируемых выплат работникам;

• есть ли право на налоговые вычеты;

• какие выплаты не облагаются НДФЛ и т. п.

Для расчета НДС необходимы данные:

• о прогнозируемых объемах реализации;

• видах продукции в разрезах разных ставок НДС;

• объемах вычетов и т. п.

Формируемый бюджет налогов и сборов должен не просто статистически отображать величину налоговых обязательств компании, а быть инструментом налогового планирования в составе финансового планирования.

В ходе формирования бюджета налогов и сборов нужно учесть все факторы, которые на законном основании способствуют уменьшению налоговых обязательств компании — убытки, льготы, различные законные приемы и способы, позволяющие избежать или уменьшить налоговые выплаты компании в бюджет.

В группу компаний входит организация, оборот которой в квартал не превышает 2 млн руб. Ранее в ходе анализа было принято предварительное решение реализовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Соответственно, при формировании бюджета налогов и сборов, расчетах налоговых обязательств отдельно по организации и в целом по группе компаний не учитывался НДС. Зато была выведена прогнозная сумма экономии на налогах на основе сопоставления плановых данных и фактических данных прошлых периодов.

В сформированном полноценном бюджете налогов и сборов обязательно должна быть следующая информация:

• суммы начисленных налогов по видам налогов в привязке к данным других бюджетов;

• суммы возмещения НДС, если хозяйствующий субъект — плательщик НДС;

• конечные суммы налоговых обязательств, подлежащие уплате в бюджет или возмещению;

• сроки уплаты налогов и сборов;

• планируемые съемы налоговой оптимизации и экономических эффект от их применения;

• оценка рисков возникновения конфликтов с налоговыми органами в отношении планируемых оптимизационных действий;

• итоговая сумма совокупных налоговых обязательств;

• показатель налоговой нагрузки компании.

Суммовая налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

где ∑N — величина налоговых обязательств предприятия, возникающих в процессе его функционирования;

К сведению

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[1].

Данные о показателях налоговой нагрузки

Ряд предприятий, в первую очередь небольших, отдельный самостоятельный бюджет налогов и сборов не формирует. В таком случае данные о налогах и сборах являются составной частью одних связанных бюджетов и базовыми показателями для других связанных бюджетов.

Как сформировать бюджет налогов и сборов

В ходе формирования бюджета налогов и сборов можно выделить несколько этапов:

Этапы формирования бюджета налогов и сборов

Этап 1. Подготовка

Что надо сделать на этом этапе:

• проанализировать применяемую систему налогообложения, происшедшие в ней существенные изменения, налоги и сборы, которые должна платить компания;

• определить ставки налогов;

• выяснить, какие есть льготы;

• разработать предварительные налоговые схемы для расчетов, влияющие на величину налоговых обязательств;

• собрать предварительные данные, необходимые для расчета налогов и сборов. Например, паспорт транспортного средства (ПТС) для расчета транспортного налога, выписка из Единого государственного реестра недвижимости или другие документы, в которых указывается актуальная кадастровая стоимость земли.

Д. В. Кислов,
канд. экон. наук

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.


Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановые 2021−2022 годы.

Рассказываем о параметрах главного экономического документа страны.

Как формируется федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.

Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2020 год?

В 2020 году Россия, как и в 2019 году, планирует заработать больше, чем потратить.

Так, доходы составят 20,379 трлн рублей, расходы — 19,503 трлн рублей, а профицит — 876 млрд рублей. При этом траты вырастут на 0,5 процентных пункта — до 17,3% ВВП, который составит в следующем году 112,863 трлн рублей. Это должно оказать стимулирующий эффект, даже несмотря на общее замедление мировой экономики, утверждают в Минфине.

Цифры могут меняться. Власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения: в 2019 году власти дважды вносили поправки в закон на этот год. Так, изначально бюджет 2019 года закладывался с доходами 19,969 трлн рублей, расходами 18,037 трлн и профицитом 1,932 трлн. В итоге доходы составили 19,970 трлн, расходы — 18,489 трлн, а профицит соответственно меньше — 1,481 трлн рублей.

Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.

А какой будет инфляция?

Это одна из самых интересных цифр — 3%. На столько, по мнению правительства, вырастут цены в 2020 году.

При этом ЦБ в октябре скорректировал прогноз по росту цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А Минэкономразвития заложило в прогноз социально-экономического развития показатель в 3,8% по итогам текущего года.

Низкая инфляция позволит правительству сэкономить на переоценке обязательных расходов на следующий год, отметили российские СМИ.

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.

Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.

При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель. При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

На что государство потратит деньги?

В первую очередь больше всего средств получат программы, содействующие достижению национальных целей развития, а также выполнению задач, которые президент РФ Владимир Путин поставил перед Федеральным собранием в своем послании.

Так, финансирование нацпроектов вырастет на 10% — до 1,982 трлн в 2020 году, до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. А все неиспользованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий.

Самое масштабное увеличение расходов предусмотрено по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни россиян. Председатель правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что бюджет в первую очередь ориентирован на решение социальных вопросов. Всего на социальную политику государство потратит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в 2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.

На втором месте — национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем — экономика: 2,638 трлн в 2020 году. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,458 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,022 трлн рублей.

Подробнее о том, сколько потратят на каждую госпрограмму, читайте в другом материале ТАСС.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Читайте также: