Пошлина в юрьев день

Обновлено: 16.06.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 столетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

Работа на поле

Работа на поле

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.

Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Алексее Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.

Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 столетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.


Работа на поле

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.

Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Алексее Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.

Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.


Помещики предоставили Александру более сотни собственных проектов будущей реформы. Характерно, что те из них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и предоставить им наделы (эту землю должно было выкупить у них государство). Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли. Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства специально образованным для этого Секретным комитетом.


Принято считать, что Российская империя в середине позапрошлого века в социальном плане была весьма отсталым государством, ведь там людей (крепостных, естественно) запросто могли продать с аукциона, а помещик мог понести чисто формальное наказание даже за убийство своего крепостного (совсем как у нас сейчас крупнейшие чиновники за коррупцию в особо крупных размерах). Но не стоит забывать, что в это самое время на другом конце света, в США, шла кровопролитная война между Союзом и Конфедерацией, и одной из причин её стал вопрос рабства (совокупные потери Штатов в ней превысили количество американцев, погибших в ходе обеих Мировых войн).



Многие современные историки указывают на недостатки реформы 1861 года. Именно противоречивый и компромиссный характер реформы привел в итоге к революции 1917 года. На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением?

С 1883 года все временнообязанные крестьяне были обязаны выкупить свой надел у помещика, причём по цене куда выше рыночной. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать эти 80% в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков. Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату.

Необходимость платить и налоги, и выкупные платежи заставляла крестьян брать у дворян в аренду ту часть земли, которая осталась у дворян в собственности. Иначе у крестьян не оставалось средств для содержания собственных семей. Ту часть урожая, которая шла на выплату налогов и платежей, крестьяне продавали на рынке. Этот скупавшийся посредниками хлеб был одной из двух составляющих российского хлебного экспорта. И он был вполне сопоставим по объёму с той долей экспорта, которая поставлялась процветающими капиталистическими агрохозяйствами Юга России. В ситуации, когда крестьяне были обязаны одновременно платить налоги, выкупные платежи и арендные платежи, а при этом содержать себя и свои семьи, малейший неурожай становился катастрофой – причиной случаев массового голода.


Выкупные платежи были прекращены лишь в результате революции 1905 года.


Только в 1914 году дворяне были, наконец, лишены своей привилегии не платить подоходный налог. Рассчитывать в этих условиях на лояльность укомплектованной крестьянами армии в Перовой мировой войне, тянувшейся четыре года, и, при этом, не давать крестьянам даже туманных обещаний о передаче им земли после победы было со стороны Николая II, мягко говоря, несколько недальновидно.


Помещики предоставили Александру более сотни собственных проектов будущей реформы. Характерно, что те из них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и предоставить им наделы (эту землю должно было выкупить у них государство). Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли. Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства специально образованным для этого Секретным комитетом.


Принято считать, что Российская империя в середине позапрошлого века в социальном плане была весьма отсталым государством, ведь там людей (крепостных, естественно) запросто могли продать с аукциона, а помещик мог понести чисто формальное наказание даже за убийство своего крепостного (совсем как у нас сейчас крупнейшие чиновники за коррупцию в особо крупных размерах). Но не стоит забывать, что в это самое время на другом конце света, в США, шла кровопролитная война между Союзом и Конфедерацией, и одной из причин её стал вопрос рабства (совокупные потери Штатов в ней превысили количество американцев, погибших в ходе обеих Мировых войн).



Многие современные историки указывают на недостатки реформы 1861 года. Именно противоречивый и компромиссный характер реформы привел в итоге к революции 1917 года. На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением?

С 1883 года все временнообязанные крестьяне были обязаны выкупить свой надел у помещика, причём по цене куда выше рыночной. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать эти 80% в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков. Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату.

Необходимость платить и налоги, и выкупные платежи заставляла крестьян брать у дворян в аренду ту часть земли, которая осталась у дворян в собственности. Иначе у крестьян не оставалось средств для содержания собственных семей. Ту часть урожая, которая шла на выплату налогов и платежей, крестьяне продавали на рынке. Этот скупавшийся посредниками хлеб был одной из двух составляющих российского хлебного экспорта. И он был вполне сопоставим по объёму с той долей экспорта, которая поставлялась процветающими капиталистическими агрохозяйствами Юга России. В ситуации, когда крестьяне были обязаны одновременно платить налоги, выкупные платежи и арендные платежи, а при этом содержать себя и свои семьи, малейший неурожай становился катастрофой – причиной случаев массового голода.


Выкупные платежи были прекращены лишь в результате революции 1905 года.


Только в 1914 году дворяне были, наконец, лишены своей привилегии не платить подоходный налог. Рассчитывать в этих условиях на лояльность укомплектованной крестьянами армии в Перовой мировой войне, тянувшейся четыре года, и, при этом, не давать крестьянам даже туманных обещаний о передаче им земли после победы было со стороны Николая II, мягко говоря, несколько недальновидно.

Читайте также: