Налог за пользование водными ресурсами в узбекистане

Обновлено: 19.05.2024

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

Что изменилось для физлиц

Налоговым кодексом РФ;

Постановлением Правительства России за № 94, которое было принято в феврале 2016 года и утверждает правила охраны подземных водных объектов.

Согласно закону, любые водные ресурсы — народное достояние, независимо от своего расположения (надземного или подземного). А это означает, что все, кто пользуется водой в целях получения дохода, должны уплачивать налоги.

Вступившие в действие изменения предполагают, что находящиеся в пользовании определенного объединения граждан скважины тоже подлежат лицензированию и уплате налогов, которое производится согласно учету водопотребления.

Чем обусловлены изменения

Закон должен был вступить в силу еще в 2016 году, но давление общественности вынудило правительство отложить его введение, объявить так называемую водную амнистию. За отведенное время владельцы стихийно пробуренных и не задокументированных скважин должны были оформить их в законном порядке.

Законодатели сочли три года достаточным сроком для оформления разрешительных документов и даже максимально облегчили расходы на проведение регистрации:

Каждый, у кого уже был источник добычи водных ресурсов, освобождался от уплаты госпошлины в размере 7,5 тыс. руб. Это касалось не только ранее прорытых и давно действующих источников артезианской воды, но и тех, кто занимался их оборудованием в период трехлетней упрощенной процедуры. Можно было не заказывать и не оплачивать экспертизу наличия запасов воды и геологоразведочные изыскания.

С 1 января 2020 года истек срок предоставленных государством преференций (кроме отмены уплаты госпошлины за оформление лицензии).

На физических лиц, осуществляющих водозабор вопреки установленным правилам, будут налагать штрафы или запрещать водопользование, если нарушение было зафиксировано неоднократно.

Разберемся, кто должен платить налог на воду из скважины.

Кто платит и кто не платит за потребляемую воду

Садоводы и огородники попадают в категорию налогоплательщиков при суточном заборе более 100 кубов, если это происходит из скважины, которая используется для подачи центрального водоснабжения или если вода берется с артезианского горизонта (с глубины 40 и более метров).

Решение вопроса о необходимости или необязательности уплаты налога решается на основании имеющихся документов (техпаспорт, лицензия). Если бурение только намечается, нужна будет проектная документация — разрешение на процесс бурения и проведение гидрогеологических изысканий.

Налог платить не нужно, если вода не артезианская. В остальных случаях придется озаботиться приобретением счетчика и подачей налоговой декларации каждый квартал.

Как определяется размер платежа

Он может варьироваться по объему использованной воды и по региону проживания налогоплательщика. Дифференциация базовых тарифов происходит в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 333.12). Они зависят от территориального расположения и подразделяются по видам, на которые используется вода.

В 2019 году базовая ставка была 141 рубль за тысячу кубометров, а коэффициент равнялся 2,01. Ежегодно тариф изменяется и закрепляется официальным документом.

Цифры, определяющие размер суммы для уплаты налога на воду из скважины для физических лиц, исчисляются по показаниям счетчика. Превышение установленного лимита означает пятикратную наценку на все количество дополнительных ресурсов.

Если лимит не превышен, расчет ведется по ставке. С 2020 года это положение вступило в действие и требует не только уплаты, но и подачи ежеквартальной декларации по установленной форме (приказ ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497).

Налог на воду из скважин вступил в силу с 1 января 2020 года.

Трехгодичная амнистия давала время для бесплатного оформления разрешительных документов.

Плательщикам налога необходимо установить счетчик забора воды.

Уплата регулируется по базовой ставке, количеству взятой воды и месту проживания налогоплательщика.


Министерство финансов направило информацию об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц с 1 января 2021 года в Государственный налоговый комитет, территориальные управления и организации нижнего звена.

По земельному налогу

Порядок начисления и уплаты земельного налога для юридических и физических лиц, а также налоговая ставка 0,95 процентов, установленная в отношении нормативной стоимости сельскохозяйственных посевов по землям сельскохозяйственного назначения – сохранятся.

При этом отменяется порядок начисления налога для плодовоовощных сельскохозяйственных предприятий по землям, занятым плодовоовощной продукцией, а также для дехканских хозяйств, исходя из исправленных коэффициентов, учитывающих характеристику качества земельного участка и базовую ставку земельного налога за поливные и неполивные сельскохозяйственные угодья.

Налогоплательщики данной категории с установлением налоговой ставки за земли сельскохозяйственного назначения переводятся на уплату налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных посевов.

Налоговые органы начисляют земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства за вычетом земель сельскохозяйственного назначения, не облагаемых налогом на основании данных органов, определяющих нормативную стоимость сельскохозяйственных посевов по местонахождению земельных участков.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для строительства жилья и благоустройства жилых домов в индивидуальном порядке, а также земельным участкам, занятым индивидуальным жилым строительством, применяется налоговая ставка, установленная для физических лиц.

В налоговом кодексе установлена базовая налоговая ставка для физических и юридических лиц (в абсолютном размере) в разрезе регионов для земель несельскохозяйственного назначения.

Точный размер налоговой ставки для земель несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и областные советы народных депутатов определяют ставки земельного налога для земель несельскохозяйственного назначения на основе налоговых ставок, установленных налоговым кодексом, с применением уменьшительных и увеличительных коэффициентов от 0,5 до 2,0 к ставке земельного налога в зависимости от их экономического развития, в разрезе районов и городов;

Районные и городские советы народных депутатов вносят в ставки земельного налога, установленные Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и областными советами народных депутатов, а по городу Ташкенту – Налоговым кодексом, уменьшительные и увеличительные коэффициенты от 0,5 до 3,0 для земель несельскохозяйственного назначения в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом, районные и городские советы народных депутатов вправе определить ставку, увеличивающую земельный налог в 3 раза, для отдельных земельных участков, а также земельных участков площадью более 1 гектара, находящихся в пользовании физических лиц, расположенных в туристических зонах.

Районные и городские советы народных депутатов представляют налоговые ставки по землям несельскохозяйственного назначения на 2021 год в налоговый орган по местонахождению земельного участка до 31 декабря 2020 года.

Налоговые органы по местонахождению земельного участка обязаны передать налогоплательщикам налоговые ставки по землям несельскохозяйственного назначения в течение 5 дней для начисления земельного налога по землям несельскохозяйственного назначения юридических лиц.

Налог за пользование водными ресурсами

Порядок начисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами – сохраняется. Налоговым кодексом установлены налоговые ставки с учётом индексации на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики – на 30 процентов.

При этом, налоговые ставки для предприятий коммунального обслуживания сохраняются на уровне 2020 года. Для части объёма воды, используемого для полива сельскохозяйственных угодий и разведения рыбы, в том числе, для дехканских хозяйств, установлена единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 кубометр.

Налоговые ставки за электростанции приравниваются к ставкам, установленным для предприятий коммунального обслуживания. Водные ресурсы, используемые из коллекторов и дренажных сетей, не являются объектом налогообложения.

Порядок определения налоговой базы для лиц, использующих воду в сельском хозяйстве, в том числе, в рыбоводческих хозяйствах, изменился следующим образом:

  • Компетентный орган в сфере водопользования и водопотребления ежегодно будет предоставлять сведения об объёме водных ресурсов, ожидаемом для использования;
  • Не позже 10 декабря текущего налогового периода – для определения налоговой базы юридических лиц, пользующихся водными ресурсами в сельском хозяйстве, в том числе, в рыбоводческом хозяйстве;
  • Не позже 20 января года, следующего за отчётным годом – в налоговый орган по месту пользования водой и её потребления, для начисления налога по дехканским хозяйствам.

Рыбоводческие хозяйства, выращивающие рыбу в искусственных водоёмах, определяют налоговую базу, исходя из разницы в объёме воды, полученном из природных и искусственных водных объектов и возвращаемом в эти водные объекты, за исключением объёма воды, возвращаемого в коллекторно-дренажную сеть.

В случае отсутствия средств учёта водных ресурсов в сельском хозяйстве, в том числе, при выращивании рыбы, и отсутствия возможности определения действительного объёма использованных водных ресурсов, налоговая база определяется согласно нормативам потребления водных ресурсов, утверждённым компетентным органом в сфере водопользования и водопотребления.

При наличии устройств измерения воды при поливе сельскохозяйственных угодий, выращивании рыбы, в том числе, в дехканских хозяйствах, к использованному объёму воды, определяемому на основе измерительных устройств, применяется налоговая ставка с учётом уменьшительного коэффициента 0,7.

Налоговые выплаты, используемые за охлаждение специальных устройств (турбин) в производственном процессе, применяются в налоговой базе при наличии учёта объёма воды, получаемого из природных водных объектов для охлаждения специальных устройств и возвращаемых в природные объекты, или специального разрешения на пользование водой.

Налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности с различными объектами налогообложения и налоговыми ставками, обязаны вести отдельный учёт по таким видам деятельности. Порядок налогообложения вводится по соответствующим налоговым ставкам.

К примеру, основным видом деятельности налогоплательщика является торговля, и у него также имеется пункт мойки автотранспортных средств. В этом случае налогоплательщик ведёт отдельный учёт по этим видам деятельности, и начисляет налог следующим образом:

  • По объёму воды, используемому в торговой деятельности, налоговая ставка за 1 кубометр составляет 182 сума (наземные водные ресурсы) и 221 сум за 1 кубометр (подземные водные ресурсы).
  • По объёму воды для мойки автотранспортных средств, налоговая ставка за 1 кубометр составляет 1 990 сумов.

По налогу за пользование земельными недрами:

Порядок начисления и уплаты налога за пользование земельными недрами сохраняется. Установлена единая налоговая ставка в размере 5 процентов, но не менее, чем 7500 сумов за один кубометр, для следующих полезных ископаемых:

  • Строительный песок, песчано-гравийная смесь, песчаник, щебень (карбонатный), щебень (гранитный, порфиритовый и сланцевый).

По другим полезным ископаемым налоговые ставки сохранились на уровне 2020 года.

Читайте также: