Налог за мусор надо ли платить

Обновлено: 02.07.2024

В Республике Коми переход на новую форму отношений в сфере обращения с ТКО произошел даже раньше, чем в целом по стране, а именно с 01 ноября 2018 г. На тот момент никто толком не понимал, как все будет выглядеть и работать.

На указанных условиях и был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 февраля 2019 г.

На протяжении года мы работали в рамках этого договора, никаких серьезных проблем не возникало. Понятное дело, что график вывоза мусора не всегда соблюдался, но мы на это закрывали глаза.

Проблемы начались в феврале 2020 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.

На что мы получили ответ, что сумма платы выросла, т.к. расчет произведен на основании норматива. При этом региональный оператор указывает, что расчеты по фактическому объему возможны только в случае организации раздельного сбора ТКО в силу п. 8 Правил №505. В подтверждение своего довода региональный оператор сослался на судебную практику. Также региональный оператор ссылается на СанПин 2.1.7.3.550-19, в соответствии с которым ТКО подлежат вывозу ежедневно при температуре наружного воздуха выше +5. Кроме того, региональный оператор указывает, что в соответствии с п. 2.4 этого же СанПин для определения количества мусоросборников, устанавливаемых на контейнерной площадке, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.

Дополнительно с ответом региональный оператор направил в наш адрес дополнительное соглашение к договору, согласно которому расчет платы за услуги по обращению с ТКО производится по нормативу. Мы, в свою очередь, направили письменный отказ от подписания дополнительного соглашения, указав, что все условия договора определены сторонами, любое изменение условий договора возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке при наличии к тому оснований. Мы не заинтересованы в изменении условий заключенного договора, т.к. объем мусора, образованного в результате деятельности предприятия, не увеличился, а условия дополнительного соглашения ущемляют наши права.

Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора. Коми УФАС, рассмотрев нашу жалобу, отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора. При этом антимонопольный орган полностью повторяет доводы регионального оператора относительно того, что в силу п.8 Правил №505 способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров подлежит применению только в случае раздельного накопления ТКО. В вязи с этим, антимонопольный орган указывает, что условие заключенного договора не подлежат применению и расчет за услуги должен производится по нормативу. В обоснование своего решения антимонопольный орган ссылается не на закон, а на судебную практику! Также Коми УФАС посчитало, что расчеты на основании договора не подлежали применению т.к. контейнерная площадка не стояла в реестре контейнерных площадок. Конечно, решение Коми УФАС нас очень удивило. Такое ощущение, что решение за них писал региональный оператор.

В связи с этим на пришлось обращаться в суд с иском об обязании регионального оператора произвести перерасчет начисленной платы по договору сходя из условий договора, и параллельно обжаловать решение Коми УФАС. Производство по делу об обжаловании отказа антимонопольного органа суд приостановил до рассмотрения дела об обязании произвести перерасчет.

На момент рассмотрения нашего дела в арбитражных судах начала формироваться порочная судебная практика, связанная с неправильным толкованием положений Правил №505, в частности п. 5, 6 и 8 указанных Правил.

нормативов накоплениятвердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеровдля накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

По-моему, все предельно просто и ясно. Не нужно быть юристом, чтобы, прочитав пункты 5,6 и 8 Правил, понять их суть: собственники ТКО вправе производить коммерческий учет объема ТКО одним из двух расчетных способов: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров. Применяется тот способ, который стороны определят в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Если же у собственника ТКО ведется раздельный сбор ТКО, то применяться может только один способ коммерческого учета – исходя из количества и объема контейнеров.

Наша защита строилась на следующих моментах:

  1. Все существенные условия договора, в том числе условие о способе коммерческого учета и объеме ТКО, согласованы сторонами. Договор исполнялся сторонами без возражений на протяжении года.

В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).

В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.

Учитывая, что договор — это согласованная воля двух сторон, в данном случае для применения способа расчетов по нормативу требуется его согласование как собственником ТКО, так и региональным оператором.

Односторонне изменение региональным оператором условий заключенного договора в данном случае нарушает положения ст. 450 Гражданского кодекса РФ.

2. На предприятии ведется раздельный сбор ТКО (суду были представлены фото контейнерной площадки с контейнерами для пластика и бумаги и для ТКО, акты сдачи-приема вторсырья на переработку со специализированной компанией, документы, подтверждающие согласование органом местного самоуправления контейнерной площадки с раздельным сбором ТКО).

В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.

3. У общества собственная территория, на которой расположены только объекты общества, исключена возможность доступа на контейнерную площадку третьих лиц. Контейнерная площадка используется только обществом. Соответственно, есть реальная возможность определить фактический объем образуемых ТКО.

4. Также мы представили суду журнал учета вывоза ТКО, который ведется на нашем предприятии. У нас в штате даже есть работник, в обязанности которого входит осуществление контроля за вывозом ТКО. Согласно сведениям журнала, региональный оператор вывез ТКО в объеме, не превышающем договорной объем.

Региональный оператор документально не опроверг доводы истца об объеме фактически вывезенных ТКО, в частности суду не представлены выкопировки из маршрутных журналов, копии путевых листов, данные системы ГЛОНАСС. Объем услуг, предъявляемый истцу, не подтвержден документально.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить.определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Таким образом, плата за услуги по обращению с ТКО, это не налог, не обязательный сбор, как ошибочно полагает региональный оператор, а плата за фактически оказанные услуги. Соответственно, услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны.

5. Увеличение рейсов регионального оператора (ежедневный вывоз в летний период), не означает увеличение объема образуемых ТКО. В этом случае региональный оператор вывозит не полный контейнер, т.к. при ежедневном вывозе контейнер не успевает заполняться. Почему же мы должны платить за воздух?

7. Ответчик ссылается на неприменение договора в прежней редакции в связи с несоответствием его закону.

Вместе с тем, договор исполнялся сторонами без возражений на протяжении года.

В силу п.5 ст. 166 ГК РФ ссылка ответчика на несоответствие условий заключенного договора требованиям законодательства не имеет правового значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Действия ответчика по начислению платы в завышенном размере в обход условий договора содержат в себе признаки недобросовестного поведения.

Указанные выводы также содержатся в письмах регионального МинЖКХ и Управления Роспотребнадзора, которые также были нами представлены.

9. Ссылка ответчика на п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 не обоснована, т.к. данное положение регулирует порядок создания контейнерных площадок и носит рекомендательный характер. Указанным пунктом не установлен порядок расчетов за услуги по обращению с ТКО и порядок коммерческого учета объема ТКО.

Кроме того, если дословно читать данный пункт, то он привязывает количество контейнеров к количеству населения, умноженному на норматив, что предполагает применение данного пункта к жилым домам и придомовым территориям, а не к производственным территориям (как в нашем случае), на которых население не проживает.

Исходя из пункта 5 указанных правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в двух случаях:

— при раздельном накоплении сортированных отходов;

— в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов. То есть законодательно закреплена возможность выбора способа учета объема ТКО, который стороны согласовывают при заключении договора.

Исходя же из доводов ответчика, потребитель в любом случае не может платить меньше норматива, что противоречит вышеприведённым нормам.

Пункт 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 лишь определяет ориентир, которым можно руководствоваться при организации контейнерной площадки. Но это вовсе не означает, что количество контейнеров на контейнерной площадке не может быть меньше установленных нормативов. В отношениях с потребителями, имеющими собственные места накопления ТКО, необходимо исходить, прежде всего, из фактического объема образования ТКО, т.к. норматив – величина приблизительная.

В результате суд удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд не принял во внимание наличие раздельного сбора ТКО на предприятии. В данном случае достаточным основанием являлось наличие согласованного сторонами в договоре способа коммерческого учета объема ТКО – исходя из количества и объема контейнеров, объема ТКО и периодичности вывоза. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводы, что региональный оператор не вправе был изменять условия заключенного договора в одностороннем порядке.

На сегодняшний день уже имеется судебная практика на уровне Верховного суда РФ: Решение ВС РФ от 17.02.2021 №АКПИ20-956; Определение ВС РФ от 27.04.2021 по делу №305-ЭС21-54.

Обратите также внимание на Письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 07-25-53/6886, в котором указано на право заказчиков выбрать один из альтернативных способов коммерческого учета объема ТКО.

Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.

Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.

Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме. Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?

Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?

Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?

Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.

Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.

Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.

Объясню эту сложную систему в деталях.

Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем

Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.

Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.

Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.

В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:

  1. вы заключили обычный письменный договор, то есть обратились в офис регоператора и попросили выдать подписанный им документ. Один подписанный экземпляр остается у вас, один — у регоператора;
  2. вы стали собственником дома, который находится в зоне работы того или иного регионального оператора. Бумажный договор необязателен, потому что договор считается заключенным как бы сам по себе;

Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.

Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.

Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.

То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.

Кто должен платить за вывоз мусора, а кто не должен платить за мусор?

В 2019 году счет за коммунальные услуги увеличился за счет оплаты за обращение отходов. Вместе с этим произошли и другие изменения, которые коснулись порядка оплаты. Например, если раньше она начислялась из расчета квадратных метров, то теперь учитывается количество жильцов. В связи с этим некоторые категории граждан интересуются, в каких случаях им платить нужно, а в каких нет.

Кто должен платить за вывоз мусора: собственник или арендатор?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении российского правительства от 12.11.2016 №1156. В нем указано, что в зданиях, строениях и других нежилых помещениях обязанность заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора лежит на собственнике. Альтернатива – лицо, официально представляющее интересы владельца.

На практике реализовать заключение соглашения арендатора с оператором может быть затруднительным. Например, если в здании 200 офисов, и каждый сдан отдельному лицу, вместо одного договора на обращение отходов придется заключать 200.

Должны ли ИП платить за вывоз мусора?

Как и на остальных физических или юридических лиц, на ИП лежит обязанность по вывозу и утилизации мусора. Предприниматель может это делать самостоятельно, если речь о неопасных твердых бытовых отходах (ТБО), или через регионального оператора ТКО, заключив с ним договор.

Для справки! За отсутствие договора с оператором ИП может привлекаться к административной ответственности по ст.6.3. КоАП РФ, деятельность предприятия в некоторых случаях приостанавливается на срок до 3 месяцев.

Тарифы для ИП на обращение отходов коммерческие. Если предприниматель лично занимается вывозом ТБО, он обязан вести бухгалтерскую документацию для отчетности. Оно предъявляется при проверках контролирующих органов, в частности инспектору Роспотребнадзора.

Должны ли дачники платить за вывоз мусора?

Однозначно должны. Несмотря на то, что по факту дачники не проживают постоянно на своих участках, не прописаны в них, бывают наездами, они обязаны оплачивать вывоз мусора. При этом для них действует пониженный тариф, который составляет 300-500 р. в год, в зависимости от региона.

Льготные категории

Те лица, которым положены льготы, смогут платить меньше за вывоз мусора. Поскольку эта оплата включена в коммунальные услуги, льгота начисляется автоматически на всю сумму оплаты.

К льготным категориям относятся:

  1. Семьи с тремя детьми и более (многодетные);
  2. Инвалиды первых двух групп;
  3. Ветераны ВОВ, труда;
  4. Участники боевых действий;
  5. Лица, прошедшие блокаду Ленинграда;
  6. Пострадавшие от политических репрессий.

Льготы предоставляются как персональные, так и на членов семей, в зависимости от категории. Некоторые полностью освобождаются от уплаты за обращение отходов.

Должен ли пенсионер платить за мусор?

Лицам, вышедшим на пенсию, льготы на рассматриваемую услугу положены только в том случае, если они не работают. Тем, кому не исполнилось 70 лет, уплачивают 30% стоимости услуги. В возрасте от 70 до 80 лет – 50%, а с 80 лет освобождаются в полном объеме.

В некоторых регионах, как в Подмосковье, отменили требование относительно работы. Указанные льготы касаются всех пенсионеров, в том числе и работающих.

Должны ли многодетные платить за мусор?

В некоторых регионах, как например, в Тульской, Тверской областях, в Оренбурге и т.д. решением местных властей многодетные семьи освобождены от необходимости оплачивать услугу по обращению отходов. В целом тенденция направлена на то, чтобы в РФ полностью освободить такие семьи от оплаты вывоза мусора. Но пока для них по общему правилу действует льгота в 30%.

Должны ли дети платить за мусор?

Речь идет о том, что и на детей начисляется плата за обращение отходов. Есть предложение не делать этого на малолетних лиц, которым не исполнилось 14 лет. Но оппоненты указывают, что мусорят все. А семьи с маленькими детьми образует ТБО даже больше, чем остальные.

Кто не должен платить за вывоз мусора?

Как указано выше, пенсионеры в возрасте от 80 лет полностью освобождаются от уплаты за вывоз ТКО. Кроме того, в некоторых регионах пошли дальше и полностью освободили от этой обязанности следующие категории:

  1. Инвалидов первой группы;
  2. Ветеранов ВОВ;
  3. Многодетные семьи;
  4. Тружеников тыла,
  5. Лиц, пострадавших от репрессий, узников концлагерей;
  6. Лиц, переживших блокаду Ленинграда;
  7. Героев Советского Союза и Соцтруда;
  8. Полных кавалеров ордена Славы.

Льгота предоставляется им либо персонально, либо и на членов семьи, как в Новосибирской области. В любом случае информацию нужно уточнять по месту проживания.

Если насчитали больше проживающих, чем есть?

Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2019 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.

Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы.


Многие люди негативно восприняли реформу, касающуюся изменения платы за вывоз мусора. Они считают, что не должны перечислять средства региональному оператору, так как их управляющие компании по-прежнему взимают с них деньги за эту услугу.

В результате граждане платят средства по повышенным тарифам или в двойном размере. При этом жильцов даже не спрашивали о том, согласны ли они с такими изменениями.

Почему плата является такой высокой

Некоторые компании вовсе пользуются незаконными методами взыскивания средств. УК взимают с граждан средства за вывоз ТБО, а также люди получают квитанции от региональных операторов.

Наивные люди молча перечисляют средства, причем, даже если УК согласится с тем, что действует незаконно, она не будет возвращать средства гражданам.

Местные власти разных регионов уверяют, что увеличение стоимости услуги обусловлено тем, что расчет ведется на основании площади квартиры или по количеству проживающих лиц. В каждом регионе нормы устанавливаются местной администрацией.

Поэтому даже если в квартире живет один человек, но прописано в жилье 5 граждан, то плата должна осуществляться за всех прописанных лиц. Увеличивается плата и при наличии раздельного вывоза мусора, когда используется несколько контейнеров.

Когда можно отказаться оплачивать вывоз мусора? Ответ в видео:

Дополнительно фирмы уплачивают повышенние НДС на 2%, поэтому и стоимость услуги значительно увеличивается. Но при этом имеются законные способы, позволяющие гражданам снизить эту плату.


Недовольство у граждан вызывает то, что расчет во многих регионах основывается на размере недвижимости, а не на количестве лиц, которые фактически проживают в квартире.

Кто получить 10 тыс рублей в этом году? Подробнее по ссылке.

Это считается несправедливым, поэтому многие люди подают иски в суд, чтобы принять решение местной администрации незаконным. В судебной практике уже имеются случаи, когда суд принимал сторону граждан.

Использование льгот или субсидий

В каждом регионе местные власти предлагают своим гражданам возможность пользоваться разными послаблениями.

Они предлагаются людям, причисляющимся к уязвимым категориям населения. Обычно пользоваться разными льготами могут ветераны, инвалиды, многодетные или малоимущие семьи, пенсионеры и другие граждане.


Например, в столице пенсионеры, проживающие с другими пенсионерами или инвалидами, освобождаются от платы за вывоз мусора. В Подмосковье предусмотрены скидки для пенсионеров, причем размер скидки зависит от возраста граждан. Если человеку больше 80 лет, то он не платит средства за вывоз ТБО.

Можно ли иметь 2 трудовые книжки? Смотрите тут.

Выписка лиц, не проживающих в недвижимости

Часто возникает ситуация, когда в квартире прописано несколько человек, но они фактически не проживают в этой недвижимости.

При таких условиях можно выписать их принудительно через суд. Дополнительно сами граждане могут встать на учет по месту фактического проживания, направив региональному оператору соответствующее заявление.

Что делать с квитанцией на вывоз мусора? Смотрите видео:

К заявлению важно прикладывать документы, подтверждающие, что те или иные лица на временной или постоянной основе переехали в другую недвижимость, поэтому не проживают в этой недвижимости. При таких условиях можно рассчитывать на значительное снижение платы за вывоз мусора.

Заключение

Плата за вывоз ТБО считается довольно высокой для многих граждан. Она увеличивается за счет незаконной деятельности многих управляющих компаний или неправильных расчетов регионального оператора. Поэтому люди стараются разными способами снизить финансовую нагрузку.

Для законного отказа перечислять средства за вывоз мусора можно пользоваться разными методами. К ним относится оформление субсидии или отказ уплачивать средства за лиц, которые прописаны в недвижимости, но фактически проживают в другом месте.

Читайте также: