Налог на вязкую нефть

Обновлено: 15.05.2024

Позиция Минфина поставила под угрозу проекты высоковязкой нефти

Правительство услышало предложения компаний, которые с начала года лишились льгот на месторождения вязкой нефти, что сделало их разработку нерентабельной. Так, Минэнерго и Минфин поддержали предложения ЛУКОЙЛа по переводу активов с таким типом запасов в отдельную группу с налогом на дополнительный доход. Но разработать новый механизм чиновники собираются не ранее конца 2021 года, а запустить его — только в 2024 году. Это угрожает инвестициям нефтяников в разработку месторождений вязкой нефти в ближайшие три года.

Правительство и депутаты на выездном совещании комитета Госдумы по энергетике в Ухте обсудили варианты сохранения льгот на высоковязкую нефть. Послабления по НДПИ, в том числе на месторождения с вязкой нефтью, были отменены в октябре. В частности, с 1 января 2021 года прекратила действие пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (составляла 10% от полной ставки вывозной пошлины), а также льготная ставка НДПИ для выработанных месторождений и для сверхвязкой нефти. И если старые участки компании смогут перевести на налог на дополнительный доход (НДД), то для вязкой нефти такой опции сейчас не предусмотрено.

Закрыть нельзя инвестировать

Чиновники признают, что изменение налогового режима ударило по нескольким регионам, включая Республику Коми, где расположен ряд месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти. Крупнейшие из них — Ярегское и Усинское месторождения — принадлежат ЛУКОЙЛу. На сверхвязкую и высоковязкую нефть приходится около 55% из 486 млн тонн всех остаточных извлекаемых запасов нефти на месторождениях компании в республике. Доля добычи такого сырья в регионе в 2020 году составила порядка 40% от общего объема производства группы.

Отмена льгот, по расчетам ЛУКОЙЛа, увеличит фискальную нагрузку по сверхвязкой нефти в 25 раз, по высоковязкой — в 1,5 раза. Суммарный прирост налоговой нагрузки составит около 40 млрд рублей в год, что сделает нерентабельными инвестиции в дальнейшее развитие месторождений компании с запасами вязкой и сверхвязкой нефти в Коми в объеме около 180 млрд рублей в следующие пять лет. Такая ситуация вынуждала ЛУКОЙЛ оперативно пересматривать планы дальнейшего развития Ярегского и Усинского месторождений вплоть до возможной консервации.

Но этот вариант несет существенные риски. Речь может идти о безвозвратной потере части запасов из-за нарушения гидрологического режима и специфики технологии разработки активов. А остановка системы вентиляции и естественное затопление нефтешахт могут привести к образованию и вытеснению на поверхность взрывоопасных концентраций газа. Помимо этого остановка работы на Ярегском и Усинском месторождениях нанесет ущерб экономике Коми.

Режим надежды

О необходимости выработать механизмы стимулирования разработки сверхвязкой и высоковязкой нефти также заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, нужны долгосрочные системные решения, обеспечивающие предсказуемость и эффективность инвестиций, например, с применением режима НДД, а также инвестиционных налоговых вычетов с заключением соответствующих соглашений. Он уточнил, что некоторые принимаемые правительством решения могут привести к снижению эффективности уже сделанных компаниями инвестиций.

Если предложения ЛУКОЙЛа будут учтены, это позволит компании инвестировать в свои активы со сверхвязкой нефтью в Коми в 2021–2023 годах около 37 млрд рублей и сохранить в этот период там добычу на уровне более 5 млн тонн, а также увеличить доходы государства с учетом мультипликативного эффекта смежных отраслей на 90 млрд рублей за три года.

Минфин предлагает ждать

При этом параметры НДД для сверхвязкой нефти Минфин намерен разработать до конца 2021 года. Замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов заверил, что в правительстве не допустят развития сценария, связанного с консервацией месторождений. В то же время, по его словам, новые налоговые условия будут применяться только с 2024 года. Таким образом, до этого времени ЛУКОЙЛ и другие компании будут вынуждены накапливать убытки при разработке месторождений с таким типом запасов.

Сохранение текущих фискальных условий в ближайшие три года заставит нефтяников пересматривать свои вложения в месторождения сверхвязкой нефти. В ЛУКОЙЛе ранее отмечали, что методы добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти существенно дороже разработки традиционных запасов. В связи с этим строительство инфраструктуры по развитию Ярегского месторождения и пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения стало возможным только благодаря поддержке государства.

При этом сам ЛУКОЙЛ до изменения законодательства направлял в развитие месторождений вязкой нефти более 50% своих инвестиций в Коми.

Это позволило к 2021 году увеличить там добычу сверхвязкой и высоковязкой нефти более чем в два раза. По данным компании, ее накопленные инвестиции в разработку этой категории нефти составили около 250 млрд рублей — меньше трети от изначально запланированных вложений на уровне 800 млрд рублей, которые теперь остались под вопросом.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № СД-4-3/1886@ “Об определении ставки НДПИ на нефть”


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № СД-4-3/1886@ “Об определении ставки НДПИ на нефть”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросу определения значения показателя Дм в случае применения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), в значении, равном нулю, и сообщает следующее.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти рассчитывалась по формуле:

Ставка налога = 919 рублей * К Ц - Д М ,

при этом значение показателя Д М определялось по формуле:

Д М = К НДПИ х К Ц х (1 - К В х К З х К Д х К ДВ х К КАН ) - К К - К АБДТ - К МАН х С ВН .

На основании пункта 3 статьи 342 Кодекса коэффициент К Ц принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Таким образом, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к одному из указанных продуктивных отложений, для которого коэффициента К Ц равно нулю, и коэффициенты К В , К З , К Д , К ДВ и К КАН равны 1, значение ставки НДПИ будет определяться исходя из значения показателей К К , К АБДТ , К МАН и С ВН (позиция Минфина России по данному вопросу отражена в письме от 29.12.2017 N 03-06-05-01/89037, доведенном письмом ФНС России от 12.01.2018 N СД-4-3/269@).

Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@.

Согласно пункту 4.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ (далее - Порядок) подраздел 2.1.2 раздела 2 декларации "Данные о количестве нефти, добытой из залежи углеводородного сырья" заполняется, в том числе, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.

Порядок расчета суммы налога по нефти, добытой из залежи (строка 260 подраздела 2.1.2 раздела 2 декларации) установлен в п. 4.7.11 Порядка.

ФНС России отмечает, что отсутствие закрепленного в Порядке алгоритма расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, не может влиять на обязанность налогоплательщиков, добывающих нефть из таких залежей, по уплате НДПИ, установленную Кодексом.

В этой связи, при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2019 - 2020 годов в отношении нефти, добытой из указанных продуктивных отложений, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить в бюджет налог в порядке, установленном главой 26 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС разъяснила порядок исчисления НДПИ за налоговые периоды 2019-2020 гг. в отношении нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Демпферный механизм в ведомстве корректировать не планируют. Да и особые условия НДД для вязкой нефти заработают только в 2024 г.

А. Сазанов: Минфин продолжит оптимизировать льготы для нефтяников. Но не очень быстро

Минфин не будет корректировать демпферный механизм.

Ведомство продолжит оптимизировать льготы в нефтяной отрасли для компенсации сокращения доходов вследствие естественного падения добычи.

Возвращать отмененные с 2021 г. льготы для добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти до завершения сделки ОПЕК+ нецелесообразно.

Не стоит рассчитывать на новые льготы в НДД для вязкой нефти.

Повышения предела по затратам на месторождениях вязкой нефти в 2022 г. не будет.

Демпферный механизм

А. Сазанов напомнил, что компании с мая 2021 г. получают повышенные выплаты из бюджета. По его мнению, это позволит стабилизировать ситуацию с доходностью в секторе нефтепереработки. Но не ясно когда.

Демпфер был введен властями РФ с 1 января 2019 г. после очередного скачка цен на топливо.

В мае 2021 г. по просьбе нефтяных компаний заработал скорректированный механизм регулировки.

Хотя официально закон был утвержден позднее.

В правительстве надеялись, что он позволит улучшить экономику нефтепереработки и удержать динамику цен на бензин в России в пределах инфляции.

Решение скорректировать демпфер было принято из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть.

Условная цена бензина в формуле демпфера:

с 1 мая 2021 г. снижена на 4 тыс. руб/т,

с 1 января 2022 г. ее снизят на 2,7 тыс. руб.,

с 2023 г. цену будут индексировать на 3% в год,

ежегодную индексацию цены для расчета демпфера по дизельному топливу с 2022 г. снизят с 5% до 3%.

От демпфера серьезно зависят цены на топливо в стране.

Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Всего из бюджета на выплаты компаниям будет направлено 350 млрд руб. в течение 2021-2023 гг.

При этом почти половина этих расходов будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть.

При этом рост НДПИ не окажет существенного влияния на финансово-экономическое положение нефтяных компаний, отмечали ранее в Минэнерго и Минфине.

Льготы

Замминистра уверен, что надо искать баланс, сокращая льготы там, где они чрезмерны, и давая льготы там, где это действительно необходимо. И вот за счет этого баланса не допустить существенного сокращения доходов.

По словам А. Сазанова, в Минфине считают, что в перспективе 10-15 лет компенсировать падение нефтегазовых доходов все-таки полностью не получится.

Хотя согласно Энергостратегии, Россия в перспективе до 2024 г. может увеличить добычу нефти с 556 млн т до 560 млн т.

Но после производству прогнозируют спад до 555 млн т к 2035 г.

О месторождениях вязкой и сверхвязкой нефти

Минфин РФ считает нецелесообразным возвращать отмененные с 2021 г. льготы для добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти до завершения сделки ОПЕК+, в рамках которой Россия ограничивает свою добычу нефти.

А. Сазанов добавил, что в ведомстве готовы вернуться к обсуждению этого вопроса после завершения сделки ОПЕК+ в конце 2022 г.

При этом параметры режима налога на дополнительный доход (НДД) для вязкой нефти Минфин готов обсуждать с нефтяными компаниями уже осенью 2021 г.

В ведомстве считают, маловероятной возможность выделить для этого вида нефти отдельную категорию в НДД.

Но готовы обсудить вопросы повышения предела по затратам, которые существуют, для месторождений сверхвязкой нефти.

Хотя, рассчитывать на то, что новые параметры для вязкой нефти заработают с 2022 г. не стоит. Опять же решения будут приниматься отталкиваясь от сделки ОПЕК+

Соглашение ОПЕК+

Принуждает российские компании сокращать добычу нефти.

Действует до конца 2022 г.

С начала 2021 г. нефтяники лишились льгот при разработке запасов высоко- и сверхвязкой нефти.

Тогда Лукойл и Татнефть заявили, что их освоение стало убыточным.

На что, Минфин принял решение создать стимулирующие условия в рамках НДД, но только с 2024 г.

Читайте также: