Налог на электромобиль в башкирии

Обновлено: 17.06.2024

Несмотря на высокий спрос автомобилей с электродвигателями, в Башкирии не торопятся создавать условия для перехода на относительно новый вид транспорта, который эксперты считают более экологичным и экономичным.

В действительности, потребность населения намного выше, чем показывает статистика, утверждают владельцы электрокаров в республики. Однако отсутствие нормальной зарядной инфраструктуры в регионе заставляет передумать многих.

В Уфе нет ни одной точки быстрой зарядки электромобилей

Уфимец Алексей Ерхов уже три года передвигается на электрокаре. По словам автовладельца, на покупку его сподвигла экономичность и экологичность транспортного средства. Электрокар мужчина использует в основном для передвижения по городу.

По словам Алексея, автомобиль с электродвигателем помогает ощутимо сэкономить. Зарядка электричеством, которую хватит примерно на 100 км, обходится в 30-60 рублей, тогда как владельцу автомобиля на бензине, чтобы проехать 100 км, в среднем придется заплатить в среднем 400-500 рублей.

— Электрокару в день необходимо от 10 до 25 кВт.Один киловат электричества, по сегодняшнему тарифу, в Уфе стоит 3 рубля. Электромобиль потребляет электричество меньше, чем бытовой электрообогреватель, заряжается от обычной розетки, рассказывает он.

Проблема в том, что зарядить свой транпорт владельцы электромобилей могут только дома. Алексей уточняет, что такая возможность доступна в основном для жителей малоэтажек либо частных домов. В остальных случаях зарядить электрокар практически невозможно.

Константин Дунюшкин из Белорецка в процессе поиска своего первого электромобиля. По его словам, электрокар идеальный вид транспорта для малых городов. Расстояния небольшие, пробок на дорогах нет — даже самый слабый электрокар справится со своей основной задачей. Цены на электрокары, по его словам, начинаются от 450 тысяч рублей, что вполне доступно для жителя провинциального города. Однако проблема все та же — в Белорецке ни одной точки зарядки для этого вида транспорта.

В Башкирии не действуют льготы для владельцев электрокаров

Надо отметить, некоторые регионы самостоятельно развивают это направление транспорта. Владельцы электрокаров в Московской, Калужской, Тюменской областей и ряда других регионов освобождены от транспортного налога. Жители Москвы имеют больше преимуществ. К примеру, здесь владельцам электромобилей разрешена бесплатная парковка в центре города.

— Однако все это не будет иметь никакого смысла, если не развивать зарядную инфраструктуру, отмечают собеседники Mkset.

В конце прошлого года жители Уфы обратились к главе Башкирии Радию Хабирову с просьбой обратить внимание на эту проблему.

Жители города предложили Хабирову дать указания на установку нескольких зарядных станций в разных частях города, отменить или уменьшить транспортный налог для владельцев автомобилей с электрическим двигателем, не взимать плату за стоянку в платных парковках, а также дать рекомендации крупным сетям АЗС на территории Башкирии предоставлять возможность зарядить населению электромобили.





— Электрокару в день необходимо от 10 до 25 кВт.Один киловат электричества, по сегодняшнему тарифу, в Уфе стоит 3 рубля. Электромобиль потребляет электричество меньше, чем бытовой электрообогреватель, заряжается от обычной розетки, рассказывает он.

Для начала посмотрим, что говорит федеральное законодательство - глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса России.

Все льготы по налогу перечислены в п. 2 ст. 358 . На сегодняшний день там целых 12 подпунктов. Но, к сожалению, про электромобили нет ни в одном из них.

Но есть ещё и региональные льготы. В третьем абзаце ст. 356 говорится следующее:

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

Таким образом, регионы самостоятельно могут назначать льготы по транспортному налогу, как для конкретных видов транспортных средств, так и в зависимости от категорий собственников.

Я проанализировал налоговые калькуляторы по транспортному налогу всех 85-ти регионов России, и вот что получилось.

Поскольку в 2020-м году, осенью, мы должны будем оплачивать транспортный налог за предыдущий год, я рассматривал льготы, действующие на 2019-ый год (и только для физических лиц).

Как выяснилось, в абсолютном большинстве регионов, (в 79-ти из 85), никаких льгот для электромобилей НЕ предусмотрено . И это, конечно, очень печально.

Ведь сейчас, в период самоизоляции, когда количество автомобилей на наших дорогах сократилось на порядок, мы, жители крупных городов, сразу заметили, насколько чище стал воздух на улицах.

А теперь давайте представим, что большинство автомобилей в городах станут электрическими, т.е. перестанут выбрасывать в атмосферу какие-либо вредные вещества. Понимаете, о чём я? Воздух во дворах, на улицах и проспектах станет намного чище. Иммунитет людей от этого лучше. Болезней станет меньше. Вирусы нам будут уже не так страшны, как сейчас. Прекрасное будущее, не так ли?

И чтобы стимулировать людей пересаживаться на электромобили, можно было бы в том числе делать это с помощью налоговых послаблений.

Но только 6 (шесть, Карл!) регионов в 2019-м году подумали об этом. Что ж, им респект и уважуха! Давайте посмотрим, что это за регионы.

Кабардино-Балкарская республика

Здесь для легковых автомобилей не только с электрическими, но и с гибридными двигателями применяются пониженные ставки транспортного налога. Конкретные ставки зависят от возраста автомобиля:

  • для авто возрастом до 10 лет - 7,50 руб. за л.с.
  • для авто возрастом более 10 лет - 3,75 руб. за л.с.

Это ровно в 2 раза меньше, чем соответствующие ставки для обычных автомобилей с ДВС. И это уже хорошо и правильно.

Амурская область

Здесь местные власти пошли ещё дальше и полностью обнулили транспортный налог для электромобилей! Браво!

Правда, есть ограничение в одно транспортное средство для одного собственника. Т.е. если у вас два электромобиля, то за второй уже придётся оплатить налог как за обычную машину.

Зато нет лимита по мощности. Льгота действует на любой электромобиль, но на гибриды, к сожалению, не распространяется.

Калининградская область

Глядя на Европу, которая совсем рядом, калининградские власти отменили транспортный налог для электромобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно. Причём эта льгота действует как для физических лиц, так и для организаций.

Калужская область

В Калуге и области условия ещё выгоднее: налог отменяется для всех электромобилей, независимо от мощности.

Условия предоставления льготы: отсутствие недоимки в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на конец налогового периода, за который налогоплательщик заявил освобождение от уплаты транспортного налога.

Тюменская область

Здесь владельцы электромобилей с мощностью до 150 л.с. включительно, освобождаются от транспортного налога, но не более одного автомобиля на одного собственника.

Санкт-Петербург

Власти северной столицы чуть более озабочены экологией. Здесь также есть освобождение от транспортного налога для владельцев "электричек" с мощностью до 150 л.с., но при этом нет ограничения на количество транспортных средств.

К сожалению, это все регионы, которые подумали о чистоте воздуха во дворах и на дорогах в рамках своих территорий. Думаю, остальным нужно брать с них пример.

А вообще, разумно было бы прописать льготы для владельцев электромобилей на федеральном уровне. Чтобы жители всех субъектов Федерации могли ими пользоваться.

Если экономически неэффективно полностью обнулять налог, то можно установить понижающий коэффициент. Например, 0,5 или 0,2 от основного тарифа. Чтобы у людей был стимул переходить на более экологичные виды транспорта.

Ну и в условиях сильно ограниченной и неразвитой инфраструктуры для зарядки таких машин, логично было бы предусмотреть льготы также для владельцев гибридных автомобилей. Ведь как ни крути, а вредных выхлопов от гибрида при прочих равных всегда меньше, чем от привычного бензинового или дизельного автомобиля.

В завершение стоит отметить, что небольшое развитие льгот для экотранспорта в нашей стране всё же есть. Некоторые регионы в 2020-м году ввели послабления для владельцев электромобилей. Например, Ульяновская область на 5 лет, начиная с 01.01.2020, освободила от налога все электромобили, независимо от мощности, возраста, количества ТС у одного собственника и т.д.

Электромобиль на зарядке

Транспортный налог

В мире популярность электромобилей стабильно растет. Данный вид транспортного средства экологичен и экономен по сравнению с обычным автомобилем на ДВС. Возможно, со временем электрокары полностью заменят автомобили.

Правительства многих стран для увеличения спроса на электромобили предоставляют покупателям субсидии для приобретения экологически чистого ТС, снижают ставку по транспортному налогу. В России транспортный налог на электромобиль действует, хотя с 2015 г. не утихают жаркие споры касательно отмены данного сбора.

Что такое электромобиль

Нефть не относится к возобновляемым природным ресурсам, поэтому переход на альтернативное топливо — вопрос времени. В европейских странах для сокращения затрат населения на бензин, а также с целью уменьшения загрязнения воздуха выхлопными газами люди постепенно меняют обычное ТС на электромобиль.

Электромобиль представляет собой транспортное средство, работающее от электрической энергии аккумуляторов. По причине небольшого запаса хода без заправки электромобили пока не вытеснили автомобили. На сегодня производители оборудуют электротранспорт и аккумуляторами, и двигателями внутреннего сгорания. В зависимости от этого выделяют следующие виды:

  1. Гибридный. Работает как от электротяги, так и от ДВС.
  2. Плагин-гибридный. Работает на электрической тяге и двигателе, но большую часть расстояния преодолевает за счет аккумуляторов.
  3. Электромобиль, передвигающийся только от аккумуляторных батарей.

Tesla на зарядке

Транспортный налог на электромобиль

Транспортный налог в 2021 году для электромобилей регламентирован ст. 358 НК РФ. Норма содержит перечень объектов, не облагающихся транспортным налогом. Электромобилей в данном списке нет.

Таким образом, на федеральном уровне транспортный налог на электромобиль в России в 2021 году не отменен. В мае 2020 г. группа парламентариев от ЛДПР вновь подняла вопрос об отмене дорожного сбора на электрокары. Было внесено предложение не взимать транспортный налог с данного вида ТС сроком на 5 лет — с 2021 по 2024 гг. Однако законопроект не был одобрен.

Льготы для владельцев электрокаров

Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.

Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:

  1. Полной отмене внесения платежа.
  2. Оплате по сниженному тарифу.

В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:

  • в Москве и МО;
  • Калужской области;
  • Липецкой области;
  • Республике Кабардино-Балкарии;
  • Амурской области;
  • Курской области;
  • Иркутской области.

Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.

Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:

  1. Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
  2. Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
  3. Снижена таможенная пошлина на ввоз.

Полной отмены транспортного налога для электрокаров пока не ожидается, хотя политика государства постепенно движется в сторону экологичного транспорта. Некоторые регионы уже поддержали инициативу отмены.

Почему в России не хотят пользоваться электромобилями

Несмотря на экологичность электромобиля при его использовании и экономическую эффективность, среди россиян он не пользуется большим спросом. Низкий уровень потребительского спроса на электротранспорт обусловлен следующими причинами:

  1. По стоимости приобретения электрокар — довольно дорогое ТС по сравнению с автомобилем на ДВС. В России не действуют льготные программы для приобретения электрокаров (в Германии предусмотрена субсидия на такую покупку).
  2. Условия российского климата не совсем подходящие для передвижения на электротранспорте.
  3. Нет развитой инфраструктуры (заправок для зарядки аккумуляторов).
  4. Автомобили на ДВС пока опережают в плане запаса хода. В этом направлении производители ведут постоянные работы.

Помимо перечисленных обстоятельств, россияне не спешат пересаживаться на электрические ТС из-за значительных пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе таких авто на территорию РФ.

Renault Zoe на зарядке

Оплата при ввозе

При ввозе ТС на территорию страны необходимо внести оплату:

  • таможенной пошлины;
  • совокупного таможенного платежа (СПТ).

До 31 декабря 2021 г. необходимость оплаты таможенной пошлины при ввозе электрокаров отменена.

  1. Сумму за таможенное оформление (оплата действий сотрудников — проверка, подготовка и оформление документации. Объем платежа достигает 8000 руб. и более).
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется для каждой машины персонально. Он составляет 20 % от суммы таможенной стоимости автомобиля, пошлины и стоимости акциза.
  3. Сумма акциза относится к обязательным платежам при возрасте ТС более 3 лет. Акциз = ставка × мощность мотора.
  4. Утильсбор оплачивается в любом случае. На величину платежа оказывает влияние, кто ввозит электромобиль, год выпуска ТС. Если электромобиль не старше 3 лет, то платеж для физлица составит 3400 руб. Если возраст больше 3 лет, то 5200 руб. Для юрлиц суммы кратно возрастают.

Таким образом, в России действует налог на электромобиль. Некоторые регионы для популяризации экологичного ТС транспортный сбор отменили.


Налог на электромобиль в России рассчитываться по стандартным правилам. Необходимо умножить количество лошадиных сил на ставку, действующую в регионе, и на число месяцев. При этом в ряде областей необходимости платить уже нет — в Москве, Подмосковье, Краснодарском крае, Иркутской области и Дагестане. Ниже рассмотрим, как обстроит вопрос с налогообложением электрокаров в России, и какие действуют тенденции.

Есть ли налог на электромобиль


Даже если дорожный налог на электромобиль в России не платится, существуют другие расходы при ввозе такого транспорта. В частности, придется платить за следующие опции:

  • акциз — зависит от количества лошадиных сил;
  • оформление — около 100 долларов;
  • НДС — 20% о цены машины;
  • Свидетельство о безопасности и установка ГЛОНАСС, которая обойдется в 40 000 р.

Пошлины отменены только для машин, которые ввозятся в РФ по стандартным правилам. При этом вопрос, облагаются ли налогом электромобили в России, для многих регионов остается открытым.

Как считается транспортный налог на автомобили


К примеру, транспортный налог на электромобиль в Санкт-Петербурге в 2021 году на модель Тесла Х составляет 150 рублей. Полученное число необходимо умножить на количество лошадиных сил для этого автомобиля.

Отметим, что каждый регион сам устанавливает, какой транспортный налог на электромобиль действует для него в России в 2021 году. На сегодня его величина отличается, что требует индивидуального подхода при расчете интересующего показателя.

Есть ли льготы в России

Для поощрения людей покупки электрического транспорта правительство старается вводить дополнительные льготы для автовладельцев. В частности, в будущих планах снижение НДС-ставки, уменьшение / отмена транспортного налога (в некоторых регионах России он уже не платится), уменьшение ввозных пошлин и т. д.

Выше мы рассмотрели, облагается ли налогом электромобиль в России, и как для транспортного средства делается расчет. Во многих областях только задумались об устранении ставки, а также дополнительных льготах. Этот вопрос актуален, ведь количество электрических машин в России с каждым годом растет.


При этом вводится ряд инициатив для разных регионов страны:

  • бесплатные электрические парковки;
  • льготы для собственников электрических машин на платных дорогах;
  • разрешение применения полос, которые предусмотрены для общественного транспорта;
  • упрощение оборудования электрозаправок и т. д.

Все проекты подразумевают активацию двух блоков:

  1. Снижение стоимости н платных трасса, отказ от транспортного налога.
  2. Улучшение инфраструктуры и создание сети АЗС с отметками в специальных приложениях.

При этом в некоторых частях РФ уже действуют. Транспортный налог на электромобиль в Москве и в Московской области в 2021 году уже отменен. При этом не нужно платить налог на роскошь на тот же Ауди e-tron, покупка которого обходится в сумму более 3 млн рублей.


При этом в Москве и в СПб уже действует льгота, позволяющая припарковать машину бесплатно на муниципальной парковке. При этом не имеет значения, какой тариф взимается за парковочное место — владельцу просто не нужно платить. В оформлении каких-то дополнительных разрешений нет необходимости. Это очень удобно для людей, которым часто необходимо ездить в центр по делам. При этом в центральной части столицы России также сконцентрировано много заправочных станций.

В каких регионах нет налога на электромобили

Чтобы ответить на вопрос, платят ли транспортный налог на электромобили в России, необходимо учитывать особенности всех регионов страны. В частности, на апрель 2021 года такая оплата не действует для следующих мест:

  • Москва и Московская область — до 2024 года;
  • Дагестан;
  • Башкирия;
  • Кемеровская область;
  • Кабардино-Балкария;
  • Калужская область;
  • Волгоградская область;
  • Зайкалье.

Также в Иркутской области и в Краснодарском крае закон начал действовать с 1 января 2021 года.


Выше мы отметили, в каких регионах нет налога на электромобиль, но в некоторых из них действуют определенные условия:

На Сахалине власти вообще планируют пойти иным путем, чем в остальных частях России. Они хотят отказаться от машины с обычными двигателями внутреннего сгорания и перейти на газ. На данном этапе, как отмечалось выше, доступна только 50-процентная скидка.

В комментариях расскажите, есть ли у вас электромобиль, и какой налог приходится платить.

Читайте также: