Налог на экологию в германии

Обновлено: 16.06.2024

Изменение состояния окружающей природной среды и исчерпание основных природных ресурсов относятся к числу наиболее острых глобальных проблем современности, которые в будущем могут не только замедлить экономический рост во всем мире, но и привести к серьезным последствиям.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эконалоги.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Изменение состояния окружающей природной среды и исчерпание основных природных ресурсов относятся к числу наиболее острых глобальных проблем современности, которые в будущем могут не только замедлить экономический рост во всем мире, но и привести к серьезным последствиям.

Экономический подъем промышленных предприятий, кроме положительных эффектов в виде роста благосостояния, структурной перестройки и модернизации производств, роста валютных поступлений также сопровождается и обострением экологических и ресурсных проблем. Полное воплощение принципов устойчивого развития в государственной политике затруднено при современном состоянии природоохранного регулирования в стране. Обновление экологического и ресурсного законодательства в последние годы не затронуло в необходимой степени совокупность применяемых экономических рычагов и стимулов, экологические параметры слабо отражены в действующей системе налогообложения, система платежей за негативное воздействие на окружающую среду мало отвечает современным и перспективным потребностям, требует кардинального совершенствования и пересмотра

В странах ЕС за последние годы накоплен богатый опыт по последовательной модернизации механизмов экологического регулирования с опорой на экономические инструменты, где важное место отведено экологическому налогообложению, что представляет для Украины особый интерес, так как эти страны занимают передовые позиции в данной сфере.

СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислог о газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области накоплен скандинавскими странами. С середины 90-хх гг. интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и более крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию. Определённым толчком к согласованному введению экологических налогов и их гармонизации стало принятие в 1994 г. специальной Директивы ЕС по упаковочным отходам. Сложность достижения аналогичных результатов в области налогов на выбросы вредных веществ, в том числе парниковых газов, объясняется тем, что условием их согласованного введения является достижение единодушной поддержки со стороны всех стран — членов Евросоюза. В странах с трансформируемой экономикой заслуживает внимания опыт Польши, Венгрии и Эстонии. Заметен прогресс в данной области и ряда новых индустриальных государств, включая Тайвань, Корею, Малайзию, Таиланд, Сингапур. Хотя в последней группе предпочтение по-прежнему отдаётся командно-контрольным рычагам. В настоящее время экологические налоги занимают существенное место в налоговых системах большинства стран Евросоюза. В этих странах в области налоговой политики реализуется ресурсосбережения, повышения уровня экоэффективности и решения одновременно с экологическими широкого круга социальных проблем. Что касается природоохранных направлений современной налоговой политики, то они сегодня охватывают различные уровни экономики, включая глобальный, а также концентрируются на приоритетных с точки зрения загрязнения секторах. Основная цель экологических платежей — не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги — это налоги, которые служат преимущественно охране окружающей среды

Комбинация и структура налогов, цель государственной политики, связанной с налогообложением в разных странах-членах ЕС различны. В Швеции, Дании и Финляндии традиционно относительно высокий процент прямых налогов (более 40% в сравнении со средним показателем по Европе, составляющих 34,9%), в то время как в Ирландии, Португалии и Греции относительно высокая доля косвенных налогов (более 40% в сравнении со средним показателем по Европе, равным 33,7%). Социальные взносы в Германии составляют свыше 40% от общего объема налогов в сравнении с 31,4% по ЕС. Франция, Нидерланды и Испания, в каждой из которых этот показатель равен 36%, также имеют большую долю социальных взносов. В Дании (4.4%), Ирландии (14.5%) и Великобритании (17,1%) доля социальных

взносов была относительно мала, при этом система социального обеспечения Дании финансируется главным образом за счет общего налогообложения. В Ирландии, Нидерландах, Португалии и Великобритании применяются немногие налоги на загрязнение или пользование ресурсами, но при этом эти страны входят в число государств с наивысшим процентом дохода от экологического налога, полученного за счет энергетического и транспортного секторов. Около 80% от этих поступлений формируют налоги на моторные топлива и автомобили, которые заменяют собой более сложные в администрировании налоги на выбросы парниковых газов и ряд загрязнителей.

В настоящее время восемь высокоразвитых стран ЕС уменьшили часть налогов на труд и капитал, увеличив налоги на загрязнение, что свидетельствует о росте силы государства и его социальной политики.

Схемы проведения экологической системы налогообложения

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ

  • энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию). (energy taxes)
  • транспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля). (transport taxes)
  • платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца). (tax on emissions)
  • платежи за размещение отходов. Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.). (tax on waste)
  • налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы). (tax on emissions)
  • налог на шумовое воздействие. (earmarked charges)
  • платежи за пользование природными ресурсами. (royalty)

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах — членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими также оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду, но специалисты рассматривают его в качестве не основного, а сопутствующего.

Транспортные налоги, как правило, налагаются в зависимости от типа двигателя транспортного средства.

Энергетические налоги, то есть налоги на определённые виды топлива, призваны повлиять на эмиссию углекислого газа, оксидов азота и серы в атмосферу. Уменьшение использования угольного топлива приводит к сокращению выделения загрязняющих веществ, таких как CO2, особенно на территории городов. Налоги на твёрдые отходы стимулируют эффективное управление процессом их образования посредством уменьшения массы отходов, возвращаемых в окружающую природную среду, а также увеличения их рециклирования, включая применение соответствующих технологий в производстве.

Особый интерес представляет налог на энергоносители, используемые в качестве моторного топлива, для отопления и в электроэнергетик е. В Нидерландах, например, подобный налог, принятый на основе Закона об охране окружающей среды, взимается с нефтепродуктов, угля и газа, произведенных в стране или импортированных для использования в качестве топлива. Ставки налога установлены в зависимости от степени загрязнения атмосферы при сжигании данного энергоносителя. Следует отметить, что на бензин, дизельное топливо и отопительный мазут налог в Нидерландах взимается в дополнение к соответствующим акцизам, размер которых в ряде случаев также учитывает экологические критерии (например, зависимость ставки акциза на бензин от содержания свинца).

В соответствии с целевой направленностью различают следующие налоги (платежи):

  • служащие преимущественно покрытию экологических издержек (cost-covering charges). Они подразделяются на: налоги (платежи) за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например, плата за забор воды из водоёмов или сбор и размещение отходов (user charges) и отложенные платежи, включая налоги (платежи) на шумовое загрязнение, сброс сточных вод на рельеф местности и доходы от животноводства, специальные налоги на батарейки и т. п.
  • стимулирующие экологически релевантное поведение производителей и потребителей;
  • экологические налоги, имеющие преимущественно фискальную функцию и служащие пополнению бюджета (бюджетов).


Ангела Меркель получила экспертный доклад о том, как замедлить глобальное потепление. У Европы нет сомнений, что планета нагревается по вине человека. Поэтому в Германии хотят обложить жителей налогом на углекислый газ — главную причину изменения климата. По немецкой статистике, треть всех выбросов CO2 приходится на обычных граждан. Как в Германии отнеслись к этой инициативе, выяснял шеф европейского бюро RTVI Константин Гольденцвайг.

Немецкий рыбак в третьем поколении Андре Шнайдер вынужден менять профессию. Раньше к нему приезжали за свежим уловом, а теперь в меню как бы свежая рыба от как бы местного рыбака. А напротив, на прежде могучей европейской реке Одер, — все новые отмели. Глядишь, и скоро из Германии в Польшу можно будет перейти вброд.

Из-за отсутствия снега зимой и половодья весной в верховьях Одера рыбам больше негде нереститься. А жителям соседних деревень нечем дышать. Недавно на востоке Германии догорели крупнейшие за последнее время лесные пожары. Их причина — сильная засуха. Второй год Европа замечает на себе: изменение климата по вине человека — не будущее, а уже настоящее. За ошибки надо платить.

Не только в Министерстве по защите окружающей среды хотят ударить налогом по главному источнику глобального потепления – углекислому газу. За каждую тонну все сильнее нагревающих планету выбросов для начала по 35 евро. К ответу призовут впервые уже не заводы и теплоходы, а рядовых немцев.

Рачительных хозяев и пренебрегающих климатом транжир ждут разные расходы. Авторы реформы уверяют, что государство деньги себе не заберет. Все отчисления в общегерманской копилке просто перераспределят, а к концу года вернут уже поровну каждому жителю. То есть в интересах каждого, объясняют экономисты-экологи, будет пересмотреть взгляды на свой вклад в глобальное потепление. Чтобы семейный бюджет в итоге оказался в плюсе.

У Федора Патетинова для возмущений есть личные основания. Как и миллионы немцев, он каждый день ездит из деревни в город на работу. Сто километров на стареньком дизеле. Простой рабочий, промышленный альпинист по плану, что зреет в недрах правительства, будет за десять евро горючего доплачивать еще два — в счет налога на углекислый газ. В год это лишняя тысяча евро. Альтернатива — пересесть на электромобиль. Если есть деньги. Или на общественный транспорт, если он есть в деревне.

В Голландии эти сборы действуют давно, а в Швейцарии и Швеции уже запущен тот самый налог на CO2. Но что для одних — грабеж под предлогом спасения планеты, для других — полумеры и отговорки политиков, несоразмерные наступающему коллапсу.

В семье самой Жужанны год назад приняли переломное решение: отныне они больше вообще не летают на самолетах. Даже если на другой конец Европы — билеты только на поезд. Дома стирают лишь натуральными средствами. Радикальный отказ от автомобиля, пластика и новой техники. Из ремонта вернули старый компьютер — еще поработает.

Для Жужанны, графического дизайнера, перекроившей всю свою жизнь, в прошлом году невиданная жара в Европе стала последней каплей. А первым образцом — поколение ее детей, которые выходят на школьные забастовки вслед за шведской активисткой Гретой Тунберг. Или уже на акции гражданского неповиновения. В июне сотни протестующих останавливали угледобычу на западе Германии.

Платить из своего кармана за парниковые газы большинство немцев не просто готовы. Им ясно и то, что это ничего не изменит, пока к усилиям Европы не подключится, к примеру, Россия, в которой Парижское соглашение о климате и четыре года спустя не ратифицировали. Или Америка, которая из него вовсе вышла.

Расчет германской экономики не в том, чтобы великодушно подать пример остальным, а в том, чтобы за счет экологического лидерства создавать технологии, перенимать которые у немцев будет весь мир. С автомобилями ведь получилось.

В Конституционном суде Германии рассматривается жалоба семи немецких фирм против введенного четыре года назад "красно-зеленым" правительством экологического налога.

ФРГ должна оставаться конкурентоспособной на международном рынке.

ФРГ должна оставаться конкурентоспособной на международном рынке.

На заседании Конституционного суда 2 декабря федеральное правительство Германии отстаивало правильность введения экологического налога. Представители предприятий требовали его отмены, поскольку, как они считают, эта фискальная мера "мешает экономическому росту". Истцы утверждают, что повышение налога на горючее и электроэнергию ведет к снижению их конкурентоспособности и даже ставит под вопрос существования предприятий. Окончательное решение суд вынесет через несколько месяцев.

Экологический налог был введен 1 апреля 1999 года. Он представляет собой налог на электроэнергию, а также постепенное повышение налога на бензин, дизель, газ и жидкое топливо. Его введение было в первую очередь экологической мерой, направленной на снижение потребления энергии в стране. И, как заявил представитель федерального министерства защиты окружающей среды Кай Шлегельмильх (Kai Schlegelmilch), налог привел к ощутимым результатам. С 1999 впервые за послевоенные годы в Германии наметилось снижение потребления горючего, и тенденция эта сохранялась все последующие четыре года. Одновременно с этим замедлился рост потребления электроэнергии.

Кроме того, правительство рассчитывало на то, что новый налог позитивно скажется и на ситуации на рынке труда. Дело в том, что большая часть поступлений за счет экологического налога идет в кассы пенсионного страхования, в результате чего снижаются отчисления предпринимателей в социальные фонды. Парламентский статс-секретарь в министерстве финансов Барбара Хендрикс (Barbara Hendricks) подчеркнула, что если бы не был введен экологический налог, то вклады в фонд пенсионного страхования составляли бы сегодня не 19,5 процентов, а на 1,7 процента больше.

"Уничтожение рабочих мест и закрытие предприятий"

Последняя пятая ступень экологического налога вступила в силу 1 января 2003 года. Тогда, так же, как и в предыдущие четыре года, налог на бензин и дизель повысился на 3,07 цента за литр, а налог на электроэнергию – на 0,26 цента за киловатт-час.

Жалобу на введение налога в Конституционный суд подали два предприятия по обслуживанию холодильных автоматов и пять экспедиторских фирм, работающих по всей Европе. Управляющий Федерального объединения грузотранспортных предприятий Карлхайнц Шмидт (Karlheinz Schmidt) назвал экологический налог значительным фактором повышения цен для экспедиторских фирм. По его мнению, он ведет к "уничтожению рабочих мест и закрытию предприятий в транспортной отрасли в невиданном масштабе".

Кроме того, подавшие жалобу в Конституционный суд предприятия недовольны тем, что фирмы производящей отрасли пользуются налоговыми льготами, а те, кто не относится к данной категории, платит налог в полном масштабе. По словам Барбары Хендрикс, такое правило объясняется тем, что Германия должна оставаться конкурентоспособной на международном рынке.

Контекст

А за бензином - к соседу!

06.03.2003 Тот факт, что цены на бензин в Германии выше, чем в других странах Евросоюза, объясняется целым рядом причин, подчёркивают специалисты ADAC. Однако прежде всего это - высокие налоги. Они и раньше были высоки, но после прихода к власти правительства социал-демократов и "зелёных" был введён ещё и так называемый "экологический налог", который повышался четыре года подряд.

В чём состоит кайф демократии?

21.11.2003 “Зонг про налоги”. Так называется песня про Герхарда Шредера, отражающая чаяния немецких налогоплательщиков и завоевавшая огромную популярность в Германии.

Также по теме

Regal eines Supermarktes. In dieser Auslage wird abgepackter, überwiegend sehr günstiger Aufschnitt und Wurst angeboten. Gerade das so genannte Billig-Fleisch aus Großschlachtereien wird, nach mehreren Corona Ausbrüchen in Schlachtbetrieben, immer kritischer gesehen.

Глава минсельхоза ФРГ требует борьбы с дешевыми продуктами ради климата 03.01.2022

Немцы должны есть больше биопродуктов, меньше полуфабрикатов, требует Джем Оздемир. По мнению "зеленого" политика, цена на продукты должна отражать экологическую реальность.

(FILES) In this file combination of file pictures created on July 21, 2021 shows Ukranian President Volodymyr Zelensky (L) in Riga, Latvia, on October 16, 2019; and US President Joe Biden speaking on June 4, 2021, at the Rehoboth Beach, Delaware, Convention Center. - President Biden plans to speak by phone with President Zelenskyy of Ukraine on January 2, 2022, to reaffirm US support for Ukraine’s sovereignty and territorial integrity, according to a statement released by The White House on December 31, 2021. (Photo by Gints Ivuskans and JIM WATSON / AFP)

Байден пообещал не принимать решений по Украине без ведома Киева 03.01.2022

Президенты США и Украины провели телефонный разговор, в ходе которого американский лидер заявил о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины.

KHARTOUM, SUDAN - NOVEMBER 24: Sudanese Prime Minister Abdalla Hamdok makes statements as he attends a tv program, in Khartoum, Sudan on November 24, 2021. Mahmoud Hjaj / Anadolu Agency

Премьер-министр Судана Абдалла Хамдук неожиданно подал в отставку 03.01.2022

Как объявил покидающий пост главы правительства Судана Абдалла Хамдук, он решил освободить свое место для других и дать им шанс пройти путь в направлении гражданского, демократического государства.

Что нужно сделать, чтобы улучшить экологию нашей планеты?

Фотография: Что нужно сделать, чтобы улучшить экологию нашей планеты? Copyright © picture alliance / dpa

В настоящее время этот термин в основном относится к налогам, влияющим на потребление энергии. Существующее налоговое законодательство было пересмотрено, чтобы помочь защитить окружающую среду за счёт более высоких налогов на потребление энергии и для предприятий, загрязняющих окружающую среду, а также для более эффективных отраслей, сокращающих выбросы CO2 — снижения налогов и различных субсидий.

Одна из целей заключается в том, чтобы любое производство, наносящее вред окружающей среде и нашему здоровью, например, сжигая ископаемое топливо, несло дополнительные финансовые затраты.

Концепция дополнительных финансовых затрат

Концепция дополнительных финансовых затрат:
налогообложение энергоёмких отраслей, машин и устройств для повышения энергоэффективности;
расширение базы финансирования социального обеспечения.

Реформа экологического налогообложения в Германии

Целью реформы экологического налогообложения в Германии было сокращение безрезультатных субсидий и введение более эффективных налогов.

Добиться четырёхкратного эффекта возможно за счёт:
снижения потребления ресурсов, что поможет защитить окружающую среду;
снижения налогообложения электросберегающих производств, что будет способствовать созданию новых рабочих мест;
более высокие налоговые поступления помогут укрепить систему социального обеспечения;
сокращение импорта сырья и затрат на импорт, должно снизить зависимость от импорта ресурсов.

Безрезультатные субсидии в Германии

Безрезультатные субсидии в Германии, включая внешние затраты, составляют около 400 миллиардов евро. Реформа экологического налогообложения была основана на критике того, что предыдущий налоговый закон не учитывал экологические критерии или оказывал недостаточное и непреднамеренное вредное воздействие на окружающую среду. Примером этого является транспортный налог, который направлен исключительно на объём двигателя. Между тем, транспортный налог зависит в основном от того, насколько хорошо каждое транспортное средство фильтрует выхлопные газы.

Как и другие экономические инструменты, использование налогового законодательства для защиты окружающей среды имеет приоритет над нормативными инструментами. Юридические обязательства, которые позволяют человеку быть свободным в своём выборе, требуют меньше усилий для контроля.

Законы об экологическом налоге в Германии

В 2014 году доля всех экологических налогов в Германии составила 4,9% или около 57 миллиардов евро от всех налоговых поступлений. Сюда входят доходы от налогов на энергоносители, электричество, автотранспортные средства, авиацию и ядерное топливо. Для сравнения: налоги и сборы на капитал составили 12,4%, а на рабочую силу — 63,4%. По данным статистического управления ЕС, бремя экологических налогов в Германии немного ниже среднего по Европе. В 2012 году экологические налоги составляли 2,2% ВВП в Германии, а по ЕС в среднем составляли 2,8% ВВП.

Налог на нефтепродукты

Налог на нефтепродукты устанавливается в соответствии с экологическими критериями. Налоги на некоторые виды нефтепродуктов остались без изменений, тогда как налоги на другие виды нефтепродуктов увеличились, например, на нефть с высоким содержанием серы. С 1999 по 2003 год налог на нефтепродукты был увеличен в несколько раз на 6 пфеннигов.

Компании производственного сектора освобождены от повышения налогов на нефтепродукты. Эти компании получают электроэнергию по сниженной на 40% ставке налога.

Закон о продолжении реформы экологического налогообложения от 16 декабря 1999 года (Бюллетень федеральных законов I, стр. 2432) ввёл частичное освобождение от налога на добычу полезных ископаемых для высокоэффективных газовых и паротурбинных электростанций, а также внёс некоторые поправки в первый закон, которые должны избегать нежелательных последствий.

На третьем этапе был принят закон о дальнейшем развитии реформы экологического налога от 23 декабря 2002 года (Федеральный вестник I, с. 4602), который предусматривал дальнейшее повышение налога на нефтепродукты в зависимости от воздействия на окружающая среда.

Читайте также: