Кто обязан вести налоговый учет

Обновлено: 16.05.2024

Налоговый учет доходов, выплаченных физическим лицам, должны вести все налоговые агенты.

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ являются (п. 1 ст. 226 НК РФ):

- обособленные подразделения иностранных организаций в РФ;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Подробнее о том, кто является налоговым агентом, вы можете узнать в разд. 9.1 "Кто является налоговым агентом по НДФЛ".

Если вы являетесь налоговым агентом, то должны вести налоговый учет всех выплаченных физическим лицам доходов независимо от их формы и вида. Иными словами, учитывать нужно доходы, выплаченные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют лишь те доходы, которые в полной сумме не подлежат налогообложению, - их в регистрах налогового учета отражать не нужно. Перечень таких доходов содержится в ст. 217 НК РФ.

Такие положения были предусмотрены для целей ведения учета по форме 1-НДФЛ (абз. 10 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц). Тем не менее полагаем, что это правило следует соблюдать и при заполнении самостоятельно разработанных регистров, которые налоговые агенты должны вести с 1 января 2011 г. (пп. 3 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 230 НК РФ).

О том, как определяется налоговая база по доходам, полученным в натуральной форме и в виде материальной выгоды, вы можете узнать в разд. 4.2 "Порядок определения и расчета налоговой базы при получении дохода в натуральной форме", разд. 4.3 "Порядок определения и расчета налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды".

По общему правилу нужно вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, отдельно по головной организации и по обособленным подразделениям (Письма УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@, от 27.10.2009 N 20-15/3/112168).

Если ваша организация имеет обособленные подразделения, которые самостоятельно выплачивают доходы физическим лицам и удерживают с них НДФЛ, то и налоговый учет выплаченных доходов обязаны вести эти обособленные подразделения. Если же с доходов, выплаченных через обособленное подразделение, НДФЛ удерживает головная организация, то и обязанность по ведению учета таких доходов ложится на нее.

Например, организация "Альфа" находится в г. Москве и имеет два обособленных подразделения в г. Щелково и г. Электроугли. Обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетных счетов. Все обязанности по уплате налогов выполняет головной офис. В этом случае он также должен вести учет доходов работников обособленного подразделения.

Однако московские налоговики утверждают, что вести учет доходов, полученных физическими лицами, должна только головная организация. Причем делать это нужно отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).

Во избежание возможных претензий рекомендуем обратиться в вашу налоговую инспекцию с тем, чтобы уточнить порядок организации учета доходов в данном случае.

Подробнее об уплате НДФЛ обособленным подразделением организации вы можете узнать в разд. 9.5 "Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями".

КТО НЕ ОБЯЗАН ВЕСТИ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Если вы не являетесь налоговым агентом, то, соответственно, и вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, не обязаны. Этот вывод следует из п. 1 ст. 230 НК РФ.

Подробнее о том, когда организация не выступает налоговым агентом, вы можете узнать в разд. 9.3 "Когда организация не удерживает НДФЛ".

Следовательно, отражать доход, выплаченный, к примеру, нотариусу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу при продаже имущества, в регистрах налогового учета не требуется.

Контролирующие органы также указывают на то, что если организация не признается налоговым агентом, то вести учет доходов физических лиц не нужно (Письмо Минфина России от 29.12.2010 N 03-04-06/6-321 (п. 1)).

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Как мы указывали выше, налоговые агенты обязаны вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, предоставленных им налоговых вычетов, а также сумм удержанного НДФЛ в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ).




При этом регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют определить:

- налогоплательщика и его статус;

- вид и сумму выплаченных доходов, предоставленных вычетов;

- даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога;

- реквизиты платежного поручения.

О том, как налоговый агент может самостоятельно разработать налоговый регистр, учитывая специфику своей деятельности, виды выплачиваемых физическим лицам доходов, предоставляемых им вычетов, рассказано в разд. 10.4 "Как разработать налоговый регистр (налоговую карточку) по учету доходов, налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц".

С примером налогового регистра, разработанного и заполненного организацией, можно ознакомиться в разд. 10.4.5 "Пример (образец) налогового регистра (налоговой карточки) по учету доходов, налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц за 2013 г.".

На основе таких регистров налоговый агент заполняет справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

При этом сохранность данных учета необходимо обеспечить в течение четырехлетнего периода (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ДО 2011 Г.

До 2011 г. налоговый учет по НДФЛ необходимо было вести по форме, утвержденной Минфином России (п. 1 ст. 230 НК РФ). Однако финансовое ведомство ее так и не утвердило. Поэтому налоговые агенты могли использовать либо самостоятельно разработанную форму, либо налоговую карточку 1-НДФЛ, утвержденную Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (Письма Минфина России от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6).

Если вы вели учет по иной форме, отличной от карточки 1-НДФЛ, налоговые органы не имели права вас за это оштрафовать. Ведь обязательная форма финансовым ведомством так и не была установлена (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2007 N А56-23810/2005, от 24.04.2006 N А42-9448/2005).

При этом налоговые карточки вы могли вести как в бумажном, так и в электронном виде (Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-05-01-04/206).

Отметим, что форма карточки 1-НДФЛ была утверждена на 2003 г. и некоторые ее разделы не отвечали требованиям законодательства. Поэтому их нужно было скорректировать с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ.

В частности, дорабатывались следующие разделы:

1. Раздел 3 "Расчет налоговой базы и налога на доходы физического лица":

- в случае предоставления каких-либо стандартных вычетов, помимо вычета на самого налогоплательщика, в графе "Стандартные налоговые вычеты" вводились дополнительные строки с кодами вычетов 108 - 113 (см. Справочник "Коды вычетов", утвержденный Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@);

- если физическим лицам по месту работы предоставлялся имущественный налоговый вычет, а также социальный налоговый вычет, перед строкой "Налоговая база (с начала года)" добавлялись графы "Имущественный налоговый вычет" и "Социальный налоговый вычет" с дополнительными строками кодов вычетов (см. Справочник "Коды вычетов").

Также после таблицы следовало ввести строки о документальном подтверждении права физического лица на имущественный налоговый вычет. Это можно было сделать по аналогии со строками в справке по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@;

- в п. 3.2 необходимо было изменить размер стандартных вычетов на ребенка с 300 до 1000 руб. и с 600 до 2000 руб., а также указать вычет в размере 4000 руб.

2. Если вы выплачивали доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 224 НК РФ), в налоговую карточку вводился дополнительный раздел о налогообложении таких доходов.

3. Раздел 6 "Общая сумма налога по итогам налогового периода":

- строку таблицы "По ставке 6%" необходимо было изменить на "По ставке 9%".

Порядок заполнения карточки по форме 1-НДФЛ приведен в Архиве налоговой отчетности.

Налоговый учет. Рассмотрим, зачем он нужен и каким бывает.

Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  • Наименование.
  • Период (дата).
  • Вид операции.
  • Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  • Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  • Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  • Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  • Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

НДФЛ для ИП

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это - остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах.

Вывод

Налоговый учет – это участок работы финансовых специалистов, посвященный исчислению обязательных платежей.

В зависимости от вида налога и особенностей бизнеса, налоговый учет может как основываться на бухучете (полностью или частично), так и вестись параллельно.

Налоговый учет доходов, выплаченных физическим лицам, должны вести все налоговые агенты.

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ являются (п. 1 ст. 226 НК РФ):

- обособленные подразделения иностранных организаций в РФ;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Подробнее о том, кто является налоговым агентом, вы можете узнать в разд. 9.1 "Кто является налоговым агентом по НДФЛ".

Если вы являетесь налоговым агентом, то должны вести налоговый учет всех выплаченных физическим лицам доходов независимо от их формы и вида. Иными словами, учитывать нужно доходы, выплаченные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют лишь те доходы, которые в полной сумме не подлежат налогообложению, - их в регистрах налогового учета отражать не нужно. Перечень таких доходов содержится в ст. 217 НК РФ.

Такие положения были предусмотрены для целей ведения учета по форме 1-НДФЛ (абз. 10 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц). Тем не менее полагаем, что это правило следует соблюдать и при заполнении самостоятельно разработанных регистров, которые налоговые агенты должны вести с 1 января 2011 г. (пп. 3 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 230 НК РФ).

О том, как определяется налоговая база по доходам, полученным в натуральной форме и в виде материальной выгоды, вы можете узнать в разд. 4.2 "Порядок определения и расчета налоговой базы при получении дохода в натуральной форме", разд. 4.3 "Порядок определения и расчета налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды".

По общему правилу нужно вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, отдельно по головной организации и по обособленным подразделениям (Письма УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@, от 27.10.2009 N 20-15/3/112168).

Если ваша организация имеет обособленные подразделения, которые самостоятельно выплачивают доходы физическим лицам и удерживают с них НДФЛ, то и налоговый учет выплаченных доходов обязаны вести эти обособленные подразделения. Если же с доходов, выплаченных через обособленное подразделение, НДФЛ удерживает головная организация, то и обязанность по ведению учета таких доходов ложится на нее.

Например, организация "Альфа" находится в г. Москве и имеет два обособленных подразделения в г. Щелково и г. Электроугли. Обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетных счетов. Все обязанности по уплате налогов выполняет головной офис. В этом случае он также должен вести учет доходов работников обособленного подразделения.

Однако московские налоговики утверждают, что вести учет доходов, полученных физическими лицами, должна только головная организация. Причем делать это нужно отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).

Во избежание возможных претензий рекомендуем обратиться в вашу налоговую инспекцию с тем, чтобы уточнить порядок организации учета доходов в данном случае.

Подробнее об уплате НДФЛ обособленным подразделением организации вы можете узнать в разд. 9.5 "Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями".

КТО НЕ ОБЯЗАН ВЕСТИ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Если вы не являетесь налоговым агентом, то, соответственно, и вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, не обязаны. Этот вывод следует из п. 1 ст. 230 НК РФ.

Подробнее о том, когда организация не выступает налоговым агентом, вы можете узнать в разд. 9.3 "Когда организация не удерживает НДФЛ".

Следовательно, отражать доход, выплаченный, к примеру, нотариусу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу при продаже имущества, в регистрах налогового учета не требуется.

Контролирующие органы также указывают на то, что если организация не признается налоговым агентом, то вести учет доходов физических лиц не нужно (Письмо Минфина России от 29.12.2010 N 03-04-06/6-321 (п. 1)).

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Как мы указывали выше, налоговые агенты обязаны вести учет доходов, выплаченных физическим лицам, предоставленных им налоговых вычетов, а также сумм удержанного НДФЛ в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ).




При этом регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют определить:

- налогоплательщика и его статус;

- вид и сумму выплаченных доходов, предоставленных вычетов;

- даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога;

- реквизиты платежного поручения.

О том, как налоговый агент может самостоятельно разработать налоговый регистр, учитывая специфику своей деятельности, виды выплачиваемых физическим лицам доходов, предоставляемых им вычетов, рассказано в разд. 10.4 "Как разработать налоговый регистр (налоговую карточку) по учету доходов, налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц".

С примером налогового регистра, разработанного и заполненного организацией, можно ознакомиться в разд. 10.4.5 "Пример (образец) налогового регистра (налоговой карточки) по учету доходов, налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц за 2013 г.".

На основе таких регистров налоговый агент заполняет справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

При этом сохранность данных учета необходимо обеспечить в течение четырехлетнего периода (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ДО 2011 Г.

До 2011 г. налоговый учет по НДФЛ необходимо было вести по форме, утвержденной Минфином России (п. 1 ст. 230 НК РФ). Однако финансовое ведомство ее так и не утвердило. Поэтому налоговые агенты могли использовать либо самостоятельно разработанную форму, либо налоговую карточку 1-НДФЛ, утвержденную Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (Письма Минфина России от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6).

Если вы вели учет по иной форме, отличной от карточки 1-НДФЛ, налоговые органы не имели права вас за это оштрафовать. Ведь обязательная форма финансовым ведомством так и не была установлена (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2007 N А56-23810/2005, от 24.04.2006 N А42-9448/2005).

При этом налоговые карточки вы могли вести как в бумажном, так и в электронном виде (Письмо Минфина России от 10.07.2006 N 03-05-01-04/206).

Отметим, что форма карточки 1-НДФЛ была утверждена на 2003 г. и некоторые ее разделы не отвечали требованиям законодательства. Поэтому их нужно было скорректировать с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ.

В частности, дорабатывались следующие разделы:

1. Раздел 3 "Расчет налоговой базы и налога на доходы физического лица":

- в случае предоставления каких-либо стандартных вычетов, помимо вычета на самого налогоплательщика, в графе "Стандартные налоговые вычеты" вводились дополнительные строки с кодами вычетов 108 - 113 (см. Справочник "Коды вычетов", утвержденный Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@);

- если физическим лицам по месту работы предоставлялся имущественный налоговый вычет, а также социальный налоговый вычет, перед строкой "Налоговая база (с начала года)" добавлялись графы "Имущественный налоговый вычет" и "Социальный налоговый вычет" с дополнительными строками кодов вычетов (см. Справочник "Коды вычетов").

Также после таблицы следовало ввести строки о документальном подтверждении права физического лица на имущественный налоговый вычет. Это можно было сделать по аналогии со строками в справке по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@;

- в п. 3.2 необходимо было изменить размер стандартных вычетов на ребенка с 300 до 1000 руб. и с 600 до 2000 руб., а также указать вычет в размере 4000 руб.

2. Если вы выплачивали доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 224 НК РФ), в налоговую карточку вводился дополнительный раздел о налогообложении таких доходов.

3. Раздел 6 "Общая сумма налога по итогам налогового периода":

- строку таблицы "По ставке 6%" необходимо было изменить на "По ставке 9%".

Порядок заполнения карточки по форме 1-НДФЛ приведен в Архиве налоговой отчетности.

Постановка налогового учета на любом предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере налогов.

Компании рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз.1 ст.313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз.10 ст.313 НК РФ):

о порядке формирования суммы доходов и расходов;

о порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

о сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

о порядке формирования сумм создаваемых резервов;

о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В налоговом законодательстве не определены конкретные методы построения налогового учета в организации, а приведены лишь основные направления, по которым должен строиться налоговый учет. А сама методика ведения налогового учета дана на откуп самим организациям.

Каким способом организовать ведение налогового учета?

На практике, налоговый учет строится либо на базе бухгалтерского учета (по единому плану счетов, формируя показатели бухгалтерского и налогового учета в разрезе бухгалтерского счета) либо независимо от бухгалтерского учета (параллельно бухгалтерскому учету вне связи с ним).

Как правило, наиболее точный и менее трудоемкий является первый способ. Именно такой способ построения системы налогового учета реализован, например, в программном продукте 1С. ERP.

В чем заключается данный способ?

Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется на плане счетов бухгалтерского учета в разрезе объектов учета.

Источником для формирования проводок по налогу на прибыль являются записи оперативного учета. А все хозяйственные операции, автоматизированные в программе, поддерживают налоговый учет.

Для реализации данного способа построения налогового учета все объекты активов, обязательств, доходы и расходы должны оцениваться по правилам 25 главы НК РФ. Поэтому постановка налогового учета - это, прежде всего грамотное планирование ведения бухгалтерского учета, ведь неправильно спланированный бухгалтерский налоговый учет, может отрицательно отразиться на деятельности компании в целом.

Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде.

С чего начать постановку налогового учета в бухгалтерской программе?

!Бухучет_Грамотный бухгалтер
!Бухучет_Грамотный бухгалтер

если предполагается, что расходы будут связаны со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), то следует заполнять поле Вид расходов по основной деятельности. Оно определяет, являются ли расходы нормируемыми или нет, а также определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности;

если предполагается, что расходы являются прочими и не связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия (отражение на счете 91).

  • если предполагается что в разных организациях и/или подразделениях статья расходов будет носить разный характер, то следует заполнять оба вида расходов.

!Учетная политика
!Учетная политика

Формирование этих оценок определяется учетной политикой компании по налогу на прибыль, соответствующей настройкой статей доходов и расходов. А при отражении отдельных операций бухгалтер может указать суммы налогового учета в явном виде.

Формирование налоговой базы раскрывается в регистрах налогового учета. По суммам налогового учета производится автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль. Каждый показатель декларации можно расшифровать по статьям учета, сверить по бухгалтерским отчетам, в том числе расшифровать до конкретных документов.

Организация налогового учета состоит из выполнения этапов определенных работ.




Налоговый учет – это деятельность по обобщению информации из первичной документации. Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности – определение базы обязательных бюджетных отчислений.

налоговый учет это

Группы пользователей

Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет – это источник информации о непроизводственных затратах. Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы. к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи. Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль. К внешним пользователям относят в первую очередь контрольные структуры и консультантов по вопросам применения положений НК. Налоговые органы оценивают правильность формирования базы, проведения расчетов, контролируют поступление вмененных платежей в бюджет. Консультанты дают рекомендации по минимизации отчислений, определяют направление финансовой политики компании.

бухгалтерский и налоговый учет

Функции

Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет. Это:

  1. Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
  2. Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
  3. Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

Специфика обобщения данных

В качестве средства реализации указанных выше задач выступает группировка сведений первичной документации. Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем эти системы реализуют разные задачи. В частности, налоговый учет в организации предполагает исключительно обобщение сведений. Сбор данных осуществляется первичными документами. Налоговый учет в организации должен отражать:

  1. Порядок, по которому формируются суммы доходов и затрат.
  2. Правила определения доли расходов, которые учитываются для налогообложения в текущем периоде.
  3. Величину остатка затрат, которые переносятся на следующий временной промежуток.
  4. Правила формирования суммы образуемых резервов.
  5. Величину задолженности по расчетам с бюджетом.

налоговый учет в организации

Сведения налогового учета не показываются на счетах бухучета. Данное положение закрепляет 314 статья НК. Подтверждение сведений налогового учета осуществляется:

  1. Первичной документацией. В ее состав, в числе прочего, включается и справка бухгалтера.
  2. Аналитическими регистрами.
  3. Расчетом базы обложения.

Объекты

Налоговый учет – это обобщение и сопоставление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. В качестве последней, в соответствии с 247 статьей НК, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек. Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. В качестве одной из ключевых задач выступает определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату. Предметом учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

налоговые органы

Принципы

Ведение учета основывается на следующих ключевых положениях:

  1. Денежное измерение.
  2. Имущественная обособленность.
  3. Непрерывность работы предприятия.
  4. Временная определенность фактов хозяйственной жизни.
  5. Последовательность применения правил и норм НК.
  6. Равномерность признания затрат и доходов.

Денежное измерение

В соответствии с 249 статьей НК выручка от продаж определяется по всем поступлениям, связанным с расчетами за реализованную продукцию либо имущественные права, которые выражены в натуральных или денежных формах. Из ст. 252 Кодекса следует, что в качестве обоснованных расходов выступают затраты, которые экономически оправданы. При этом их оценка должна быть представлена в денежном выражении. Поступления, стоимость которых рассчитывается в инвалюте, учитывается в комплексе с доходами, сумма которых отражается в рублях. При этом первые пересчитываются по курсу ЦБ.

Имущественная обособленность

Материальные ценности, которые находятся в собственности предприятия, должны учитываться отдельно от объектов, принадлежащих иным лицам, но находящихся в данной организации. В НК данный принцип декларируется по отношению к амортизируемому имуществу. Им признаются материальные ценности, продукты интеллектуального труда и прочие объекты, находящиеся в собственности предприятия.

цель налогового учета

Непрерывность деятельности

Налоговый учет необходимо вести в течение всего времени существования предприятия с даты его регистрации до ликвидации/реорганизации. Данный принцип используется при установлении порядка расчета амортизации имущества. Начисление соответствующих сумм осуществляется исключительно в период работы предприятия и прекращается при завершении деятельности.

Временная определенность фактов

По ст. 271 НК доходы признаются только в том отчетном периоде, в котором они возникли. При этом не имеет значения фактическое поступление средств, имущественных прав, материальных ценностей. По 272 статье НК расходы, которые принимаются для целей обложения, будут признаны таковыми в том периоде, к которому они относятся. При этом не имеет значения время фактической выплаты средств либо осуществления оплаты в иной форме.

Другие принципы

Статья 313 НК содержит положение, в соответствии с которым плательщик обязан последовательно применять правила и нормы налогового законодательства от одного периода к другому. Данный принцип распространяется на все объекты, информация о которых обобщается для формирования базы обложения. Статьи 271 и 272 определяют необходимость равномерного признания затрат и поступлений. Этот принцип предполагает, что расходы отражаются в том же периоде, что и доходы, для извлечения которых они были осуществлены.

налоговый учет основное

Бухгалтерский и налоговый учет

Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы обложения, экономический субъект должен принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность:

  1. Непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности.
  2. Систематизации событий.
  3. Формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

В отличие от бухучета, ведение которого осуществляется строго по ПБУ и плану счетов, для налогового учета жесткие стандарты не предусматриваются. В связи с этим обобщение сведений для определения базы обложения осуществляется субъектом по системе, разработанной им самостоятельно. При этом налоговые органы не могут устанавливать обязательные для всех формы документации, используемой на предприятии.

расходы в налоговом учете

Способы ведения отчетности

На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ – организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений. Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл. 25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета. Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета. Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.

Читайте также: