Налог на авто на украине

Обновлено: 17.05.2024

Транспортный налог в 2021: какие автомобили и сколько платить

В материале 24 канала мы узнали детали законопроекта, согласно которому даже владельцы автомобилей высшего среднего класса будут платить налог на роскошь.

Какой транспортный налог действует сейчас

Сейчас транспортный налог или так называемый налог на роскошь накладывают на автомобили не старше 5 лет, которые стоят 375 минимальных зарплат по состоянию на 1 января года, за который платят налог. То есть в 2020 украинцы должны платить за автомобили с 2015 года включительно, которые стоят более 1,77 миллиона гривен. Размер налога – 25 тысяч ежегодно.

Если все останется без изменений, то с 2021 года налогу будут подлежать автомобили с 2016 года выпуска и позже по стоимости 2,25 миллиона гривен.

Какие изменения предлагают в 2021

В законопроекте №4101 предлагают уменьшить порог налогообложения с 375 минимальных зарплат до 200.

Это будет означать, что с 2021 года владельцы автомобилей дороже 1,2 миллиона гривен будут обязаны платить транспортный налог ежегодно в размере 25 тысяч гривен.

Интересно, что это будет касаться не только новых автомобилей, а закон будет иметь обратное действие. То есть человек, который в прошлом году купил автомобиль за 1,4 миллиона гривен, теперь также будет платить налог на роскошь.

Какие автомобили подпадут под новый налог

Критикуют нововведения из-за того, что под налог будут подпадать не только автомобили класса luxury, но и высшего среднего класса.

Ежегодно до 1 февраля Минэкономики на своем сайте размещают перечень авто, подпадающих под транспортный налог. Сейчас таких 213 моделей. К ним относятся Audi SQ8, BMW X5 M50d, Chevrolet Corvette, Lamborghini Aventador, Mercedes-Benz G63 AMG, Porsche Panamera и Tesla Model S.

Автомобілі, з яких платять транспортний податок у 2020


Автомобили, с которых платят транспортный налог в 2020

Если законопроект примут, то он может распространиться и на такие модели как BMW X1, Toyota RAV 4, Hundai Santa Fe и др.

Для чего меняют транспортный налог

Благодаря этому законопроекту удастся привлечь больше денег в местные бюджеты. Заместитель министра финансов Украины Светлана Воробей объяснила что в последние годы эти поступления упали. В этом обвиняет инфляцию и поднятие минимальной зарплаты. По ее словам, перечень автомобилей, с которых нужно платить налог в 2020, сократился в 1,5 раза.

Для сравнения минимальная их (автомобилей, которые облагали налогом – 24 канал) стоимость в 2016 году, когда был введен такой платеж, была 1,33 миллиона гривен за авто, а в 2021 году она станет 2,25 миллиона гривен за авто. Поэтому Минфином предложено вернуть минимальную стоимость дорогих авто, с которых необходимо уплачивать транспортный налог, к первоначальному значению,
– рассказала Светлана Воробей.

Правда, уменьшение количества моделей автомобилей, которые облагаются налогом, не обязательно означает, что поступления в бюджеты снизились. Пока что статистика свидетельствует об обратном процессе. Владельцы элитных авто уплатили в местные бюджеты 97,2 миллиона гривен транспортного налога в течение января-июля этого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сумма выросла на 55,2 миллиона гривен или более чем в 2,3 раза, пишет Gazeta ua.

Какими будут последствия законопроекта

Рынок новых автомобилей может пострадать, если примут законопроект. Покупатели могут переключиться на более дешевый вариант или купить подержанный автомобиль, чтобы не платить ежегодно транспортный налог.

Кроме того, станет труднее продать автомобиль, который сейчас не засчитывается как роскошь, а с новым законопроектом подпадет под эту классификацию. На такие автомобили могут упасть цены на вторичном рынке.

Это все в комплексе грозит сокращением объемов рынка, снижением поступлений в госбюджет от таможни.

Как будут наказывать тех, кто не платит налоги

Уплатить транспортный налог нужно до 1 августа. Если этого не сделать, то на автомобиль могут наложить арест и не выпустить за границу.

Альтернативные предложения

В законопроекте №3704, кроме снижения порога до налогообложения до 200 "минималок", предлагают еще облагать налогом автомобили не только 5-летнего возраста и более новые, а начинать с автомобилей, которым 8 лет.

К тому же предлагают увеличить сумму налога – до 6 минимальных зарплат (в 2021 году это будет 36 тысяч гривен).

Однако авторы предлагают применять транспортный налог не только к автомобилям, но и к яхтам, дорогим катерам и других транспортным средствам.

Это с давних времен повелось, что налоги являются основным источником поступления средств в бюджет. Даже в 21 веке подход к этому не менялся. Украинцы, так как и граждане всего мира, платят много отчислений. Если проанализировать, что больше всего подлежит налогообложению, то получится что это автомобили.

Для многих эта новость вызывает недоумение. Попробуем разобраться, когда и за что платят автовладельцы в государственный бюджет, и каким будет транспортный налог в 2021 году в Украине.

Каким будет транспортный налог в 2021 году в Украине?

Expensive red sports car at beautiful sunset

Что такое транспортный налог?

Как уже было сказано — автомобили еще объект, который является наиболее облагаемый налогом среди имущества украинцев. Посмотрите сами. Если гражданин приобретет авто не отечественного производства, то он заплатит пошлину. Также при покупке он заплатит НДС, а также акциз. Ну на этом выплаты не заканчиваются. Они оплачиваются при каждой заправке авто, с каждого литра топлива, а это составляет где-то около 40% от его стоимости.

Но ведь и это еще не все. Согласно статье 267 Налогового кодекса Украины необходимо уплачивать транспортный налог. По своему назначению этот вид налога является налогом на имущество, так же как, например, на квартиру или на дом. При этом облагаются налогом только автомобили не старше пяти лет и определенной стоимостью.

Но так было не всегда. До 2015 года транспортный налог платили все владельцы авто с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров. Тогда ежегодно платили налог, как те, кто владел дорогими авто, так и те, кто ездил на бюджетных иномарках. Это вызвало недовольство среди автомобилистов.

Начиная с 2016 года были внесены изменения в Налоговый Кодекс. С тех пор отчисления платили только владельцы дорогих авто, независимо от объема двигателя. При этом не надо было знать как рассчитать транспортный налог в Украине, потому что сумма была фиксированной. Минимальная стоимость авто, с которого будут взиматься выплаты в бюджет определяются органами исполнительной власти по специальной методике, которую разработал Кабинет Министров Украины.

Стоимость авто зависит от минимальной заработной платы, которая установлена на данный момент в стране и определяется по состоянию на 1 января отчетного года. Также во внимание берется марка, модель автомобиля, год его выпуска, а также топливо. Перечень, какие транспортные средства являются объектом налогообложения, размещен на специальных сайтах.

Новини по темі:

Размер транспортного налога в 2021 году

С момента введения в действие изменения в Налоговый Кодекс почти ежегодно изменяется расчет стоимости авто, которые подпадают под действие этого Кодекса. В 2016 году платить за владение машинами должны были те, стоимость которых составляла 750 минимальных заработных плат и дороже. В связи с повышение минимальной заработной платы сейчас стоимость транспортных средств составляет 375 “минималок”. В пересчете это составляет 2,25 млн. гривен.

Но в 2021 году депутаты предлагают изменить стоимость транспортных средств, которые должны облагаться налогом. Сейчас на рассмотрении находится предложение, чтобы уменьшить эту сумму с 375 минимальных заработных плат до 200. В пересчете минимальная стоимость авто будет составлять 1,4 млн. гривен. Это значит, что облагаться налогом будут не только авто премиум-класса, а среднего класса. Это значительно расширит перечень транспортных средств, за которые их владелец должен быть уплатить налог.

Транспортный налог в 2021 году в Украине

В министерстве финансов уверяют, что уменьшение стоимости транспортного средства, с которого должен быть уплачен налог, позволит наполнить бюджеты. Также повышение минимальной заработной платы привело к тому, что перечень роскошных авто под налогообложение значительно сократился, почти в 1,5 раза.

Но, если министры видят только положительные изменения в связи с новым законопроектом, то граждане Украины настроены не так позитивно. Они считают, что может пострадать рынок новых автомобилей. Чтобы не платить налог покупке авто могут остановить свой выбор на более дешевом варианте, или купить авто, которому более пяти лет.

Если до принятия законопроекта, авто, которые не подпадали под его действие, пользовались спросом на вторичном рынке, то теперь есть риски, что спрос на них упадет. Такое авто будет труднее продать, и таким образом цена на низ снизится.

Также могут сократиться поступления в государственный бюджет от уплаты пошлины. Это произойдет в случае, если спрос на дорогие иностранные машины существенно снизится и их будет нецелесообразно ввозить в страну.

Налог для юридических и физических лиц

Транспортный налог 2021 как для юридических лиц, так и для физических составляет одинаковую сумму и равен 25 тысяч гривен. Разница заключается только в порядке уплаты. Так юридические лица рассчитывают размер уплаты по состоянию на 1 января текущего года и подают сведения о сумме в контролирующий орган по месту регистрации.

Рассчитанную сумму владелец транспортных средств-юридическое лицо, платит равными частями каждого квартала. Первая уплата должна состояться не позднее 20 февраля календарного года. Также юридическим лицам надо учесть следующий нюанс — налог уплачивается авансом не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, который отражается в декларации.

Что касается физических лиц, то расчет транспортного налога выполняет контролирующий орган по месту регистрации. Налог начисляется со дня приобретения автомобиля. В случае если владелец продал его, или транспортному средству моложе 5 лет, тогда налог рассчитывается за те месяцы, которые собственник владел авто или до того периода пока оно не достигло пятилетнего возраста.

За несвоевременную уплату налога предусмотрены штрафные санкции в отношении физических лиц. Так в случае, если налог не был уплачен до 1 августа текущего года, такому лицу будет запрещен выезд за границу, а на автомобиль будет наложен арест.

В случае несвоевременного или неверного представления информации относительно транспортного средства в декларации на его владельца будет наложен штраф в размере 340 гривен. Если это нарушение носит систематический характер, то штраф вырастет до 1020 гривен.

Налог при продаже автомобиля

Не обошли изменения в Налоговом Кодексе и такую операцию, как продажа автомобиля. Согласно внесенным изменениям владельцу необходимо будет уплатить налог при продаже автомобиля. Авторы законопроекта подробно описали размер начисления для каждого вида движимого имущества.

Верховная Рада во втором чтении приняла так называемый "ресурсный законопроект" 5600, в рамках которого налог на "роскошь" будет взыматься с владельцев автомобилей стоимостью от 1,3 млн грн. То есть, автовладельцам машин среднего класса, большинства кроссоверов и всех авто премиум-класса придется ежегодно в течение 5 лет платить в казну по 25 тыс. грн. 112ua.tv расскажет, какие популярные среди украинцев модели авто подпадут под налог и почему подобное снижение "планки роскоши" идет вразрез с декларируемой властью политикой повышения благосостояния украинцев.


Ирина Шостак

Ирина Шостак

Верховная Рада во втором чтении приняла так называемый "ресурсный законопроект" 5600, в рамках которого налог на "роскошь" будет взыматься с владельцев автомобилей стоимостью от 1,3 млн грн. То есть, автовладельцам машин среднего класса, большинства кроссоверов и всех авто премиум-класса придется ежегодно в течение 5 лет платить в казну по 25 тыс. грн. 112ua.tv расскажет, какие популярные среди украинцев модели авто подпадут под налог и почему подобное снижение "планки роскоши" идет вразрез с декларируемой властью политикой повышения благосостояния украинцев.

Владельцы элитных автомобилей в Украине ежегодно платят транспортный "налог на роскошь" в размере 25 тыс. грн. "Элитность" авто определяется его стоимостью (ныне - более 375 минимальных зарплат, или 2,25 млн грн) и возрастом (до 5 лет). При этом Минэкономики, которое ежегодно публикует списки таких авто (проверить, подпадает ли ваше авто под налог, можно здесь), делает поправку в своей формуле расчета на объем двигателя и тип топлива для каждой модели. При существующей методике расчета под налог попадали в основном автомобили с объемом двигателя свыше 3 л.

На 2021 год Минэкономики определило 172 модели 16 марок авто, которые попадают под налог.


Новая налоговая реформа предусматривает снижение ценового порога. Согласно ей, облагать налогом будут все машины моложе 5 лет и стоимостью выше 200 минимальных зарплат - 1,3 млн грн (для 2022 года) . Простыми словами, в категорию "роскошных" авто перекочуют машины среднего класса, а также большинство кроссоверов.

То есть если раньше плательщиками транспортного налога были счастливые обладатели Ferrari, Rolls-Royce, Maserati, Aston Martin или Bentley, то сегодня их ряды могут пополнить владельцы Toyota RAV4, Skoda Kodiaq, Hyundai Santa Fe, Honda CR-V и многих других популярных среди украинцев моделей. При этом, не имеет значения, купили вы б/у автомобиль, или же взяли новый из салона. Главные критерии нерушимы - авто младше 5-ти лет и стоимостью выше 1,3 млн грн.

На сайте Минэкономики есть калькулятор, который посчитает стоимость б/у авто на конкретный момент времени, и госорганы будут ориентироваться на эту цифру. Так что уйти от налога путем внесения в документы фиктивной суммы покупки машины на вторичном рынке не получится.

Примечательно, что теперь в формуле расчета не учитывается объем двигателя.

"Когда в первый раз мерилом "роскоши" сделали объем двигателя (более 3 л), я задавался вопросом: подозревают ли нардепы о существовании турбин и автомобилей с такими турбинами, объем двигателя которых, может быть маленьким, но авто от этого не становится менее мощным и роскошным. Отсюда следовало, что для них большая роскошь Nissan Murano и Hyundai Santa Fe с объемом двигателя 3,5 л, нежели Porsche Cayenne и Porsche Carrera с объемом двигателя 2,998 л. Это смешно", - добавляет эксперт.

К тому же, не учитывается комплектация авто. И не понятно, как будут определять стоимость конкретной модели - по цене базы или максимума. "К примеру, в базе автомобиль может стоить 900 тысяч, а в полной комплектации превышать налоговый порог. Но если в списке машины не будет, собственник платить налог не будет", - говорит Назаренко. При этом, такой собственник может ездить на фулл-комплектации, значительно превышающей порог налога.

"Если эта обязанность все равно ложится на плечи самого владельца автомобиля, то тогда вообще можно было обложить "налогом на роскошь" абсолютно всех владельцев авто в Украине. Чтобы потом владелец 30-летней бляхи так же доказывал, что это не роскошный транспорт", - отмечает эксперт.

К слову, воздержаться от уплаты такого налога без последствий не выйдет: если в течение 60 дней (с начала года или же после покупки авто) автовладелец не внесет деньги, сумма будет расти. Так, если заплатить в первые 90 дней – плюс 10% к штрафу, а после 90 дней – 20%. Кроме того, автомобиль или другое имущество могут арестовать (так называемый налоговый залог).

Пользоваться машиной можно будет и в залоге, но продать или подарить ее не получится. По крайней мере, эта опция недоступна для владельца авто, прострочившего платеж. А вот у налоговиков руки развязаны - они получат право забрать и продать авто самостоятельно, из полученной суммы получить платеж, а сдачу вернуть уже бывшему собственнику автомобиля.


Зачем Минфин снижает планку "роскоши"

Разговоры о "редизайне" транспортного налога ведутся уже не первый год. Но особенно актуальными они стали после скачка минимальной зарплаты на 43,8% за два года (с 4 тыс. 173 грн в 2019 году до 6 тыс. грн в 2021 году) .

Власти оправдывают свою инициативу тем, что поскольку граничная цена для налогообложения "налогом на роскошь" привязана к минимальной зарплате, ее величина также резко увеличилась (с 1,56 млн грн в позапрошлом году до 2,25 млн грн в текущем). Чего нельзя сказать о ценах на авто - их повышение оказалось более сдержанным (около 10-15%), что якобы позволило состоятельным украинцам легально обходить налог .

Так, из-за уменьшения количества моделей, которые облагались налогом, упали и поступления в бюджет. За данными Государственной налоговой службы, в 2018 году объем средств, перечисленных для уплаты транспортного налога, составлял 315 млн грн, а по итогам 2020 года - 202 млн грн.

Минфин снижает пороговое значение цены авто, которое будет считаться "роскошью", увеличивая количество налогооблагаемых моделей. Налогоплательщиков станет больше, а вместе с ними увеличатся и поступления в бюджет.

То, что выгодно Минфину, бьет по карману украинца. Эксперты называют эти изменения очередной попыткой наполнить казну деньгами из карманов граждан.

Где и сколько берут денег с владельцев авто

Эксперты отрасли подчеркивают, что подобные изменения в налогообложении стимулируют автолюбителей к "пригону" заграничных б/у машин и усугубляют проблемы развития украинского авторынка.

Украинский рынок автомобилей не может удовлетворить многих потребителей. Ценовая формула, по которой формируется окончательная стоимость авто, большинству украинцев кажется неоправданно завышенной: покупая новую машину, владелец платит немало налогов и сборов, уже заложенных в ее стоимость. По словам эксперта, со снижением граничной цены налогообложения, еще больше украинцев будут "переключаться" на покупку заграничных б/у авто, что грозит сокращением объема рынка и снижением поступлений в госказну с таможни.

"Появляется смысл покупки так званого "битка" (автомобиль после ДТП) из США. Я понимаю, почему это делается: нужно собирать больше денег. Но для развития украинского авторынка - это ложный путь" , - добавляет Омельницкий.

Подобие украинского налога на "роскошь" существует всего в нескольких странах мира. К примеру, в Мексике транспортный налог рассчитывается на основе коэффициента амортизации исходя из года выпуска автомобиля и его изначальной стоимости - чем дороже авто, тем выше налог.

К примеру, налог в 3% начисляется на автомобиль оценочной стоимостью выше 36 тыс. 500 долл. - около 1 млн грн (налог в 5 раз превышает минимальную зарплату в стране).

В европейских странах от такого налога все чаще отказываются или "перепрофилируют" его на благо экологии. Так, к примеру, в Германии транспортный налог побольше ложится на владельцев, чьи авто загрязняют окружающую среду и угрожают здоровью граждан, а налог поменьше - на современные экологические автомобили, что стимулирует укрепление экологических стандартов.

Так, в Германии сумма транспортного налога увеличивается в зависимости не только от объема двигателя и топлива, но и от веса. Электрокары облагаются сбором только в зависимости от массы, и пик выплат приходится на машину весом 3,5 т - около 105 евро в год, что составляет 1/14 часть минимальной зарплаты в стране (1470 евро). А вот владельцу одной из наиболее "грязных" для среды машин - BMW X5 с трехлитровым двигателем и эмиссией СО² 190 г/км - придется отдавать по 250 евро ежегодно.

Во Франции, к примеру, обычный транспортный налог уже входит в стоимость топлива. А вот вместо налога на "роскошь" там существует единоразовый налог на выбросы нового авто. Так, владельцу полноразмерного кроссовера вроде того же BMW X5 придется отдать 20 тыс. евро, что превышает значение минимальной зарплаты в стране (1555 евро) в 13 раз.

Примечательно также, что помимо "кнута" для "грязных" авто, во Франции есть и поощрения для любителей электрокаров и водородных авто . В 2020 году при покупке машины по цене менее 45 тыс. евро покупатель получал скидку в размере 6 тыс. евро; стоимостью от 45 до 60 тыс. евро — 3 тыс. евро.

К слову, украинская интерпретация транспортного налога превышает минимальную зарплату в 4 раза.

" Брать налоги из тех денег, из которых они уже оплачены, - нонсенс ", - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Где здесь социальная справедливость?

По словам эксперта, такие действия власти сподвигнут "средний" класс авто "к эмиграции" из страны. Более того, администрирование нового налога может быть гораздо затратнее, чем поступления от него.

" Мы платим НДС или пошлины на таможне - обойти такой налог невозможно. Но кто будет контролировать уплату нового налога на "роскошь" ? Будет создаваться новое управление, которое будет рассылать людям определенные уведомления о его уплате? Кому и куда они будут направляться ? ", - удивляется эксперт.

Сегодня, по официальным данным, каждый третий украинец не живет по месту прописки, по неофициальным - более 50% . А наказание за неуплату транспортного налога составляет 340 грн (в случае повторной неуплаты - 1 020 грн). Увеличивая количество налогоплательщиков путем снижения планки "роскоши", в Министерстве рискуют стимулировать украинцев к неуплате налога .

Тем более что могут попасть под него не только новые автовладельцы, но и те, кто, покупая машину не совсем как "элитную", не подозревал, что за нее придется ежегодно выплачивать налог стоимостью почти тысячу долларов .

" 43 тыс. долл. - это стоимость "хрущевки" в Киеве. Так если отныне эта сумма считается роскошью, то завтра у нас и за эти "хрущевки" будут брать налоги? " - вопрошает Назаренко.

С этим соглашается и экономист Олег Пендзин. По словам эксперта, подобными действиями власть оказывает себе медвежью услугу и противоречит тезисам о повышении дохода граждан.

" Роскошь - это уникальная вещь, уникальные выгоды, которые могут позволить себе только богачи. Чисто с экономической точки зрения, если в правительстве говорят о том, что доходы населения растут, то "порог роскоши" также должен расти. У нас же его, наоборот, уменьшают, "удешевляют" роскошь ", - говорит эксперт.

Налог на "роскошь" большинством украинцев рассматривался не как экономический вопрос, а скорее, как вопрос социальной справедливости. Порог "роскоши", в свою очередь, четко отмечал, что имущества и блага, "лежащие" за ним, недоступны для большинства украинцев.

" Выходит, что позволить себе купить авто стоимостью выше 43 тыс. долл. - роскошь. О каком тогда увеличении уровня доходов украинцев говорят в правительстве? Минфин попросту ищет любые возможности для того, чтобы обложить людей дополнительным налогом ", - резюмирует экономист.

В этом году украинцы будут платить транспортный налог по-новому - фото

Удвоение размера минимальной зарплаты (МЗП) сказалось не только на ставках налога на недвижимость, но и на других налогах, в частности, налоге на дорогие автомобили.

Причем, если в прежние годы этот налог многие не платили, доказав в суде неправомерность его начисления, то теперь таких случаев будет значительно меньше. При помощи юристов UBR.ua выяснил подробности уплаты транспортного налога с дорогих авто в 2017 году.

Роскоши набили цену

В отличие от налога на недвижимость, транспортный налог платится не за прошедший, а за текущий год. То есть, владельцы дорогих автомобилей (стоимостью выше 1,2 млн грн) не старше 2012 года выпуска получат от налоговой по месту регистрации машины до 1 июля 2017 года уведомление-решение о необходимости уплаты 25 тыс. грн.

Оценку среднерыночной стоимости машин проводят по специальной методике, утвержденной Кабмином: с учетом марки, модели, года выпуска, типа двигателя, объема цилиндров двигателя, вида топлива. На сайте Минэкономразвития есть специальный калькулятор, при помощи которого можно высчитать, придется ли платить налог.

Что будет если не платить

На уплату налога после получения уведомления закон отводит 60 календарных дней. Тем, кто не вложился в срок, грозит финансовая санкция — уплата пени. Как пояснил юрист ICF Legal Service Олег Котляр, для неплательщиков транспортного налога предусмотрена пеня по общему правилу в соответствии со ст. 129 НКУ.

Напомним, согласно новой редакции этой статьи, если орган ГФС сам начисляет налоговое обязательно (не в результате налоговой проверки), пеня начисляется со следующего рабочего дня после предельного периода уплаты налога. В том числе за период административного и/или судебного обжалования.

Размер пени составляет 120% годовых учетной ставки НБУ (сейчас 14%), действующей на каждый календарный день просрочки, включая день погашения. Получается, что день просрочки будет стоить автовладельцу почти 12 грн.

Поэтому физлицам важно удостовериться, что полученное ими уведомление-решение будет оплачено в срок и по верным реквизитам, которые, к слову, довольно часто меняются.

По словам юристов, зачастую уведомления-решения теряются в процессе доставки, возникает просрочка, и гражданину отправляются документы уже с новыми суммами (штрафами и пенями), которые также могут потеряться.

Тем, кто не отреагировал на высланное ему налоговое уведомление-решение, высылается налоговое требование и активы владельца описываются в налоговый залог.

Суды помогают не всегда

Транспортный налог можно попытаться отсудить, обжаловав решение ГФС.

Анализируя практику рассмотрения подобных дел в 2016-2017 годах, можно сделать вывод, что добиться отмены транспортного налога действительно возможно. Это подтверждается рядом судебных решений, в том числе и Высшего административного суда (К/800/4917/17, К/800/10935/16, К/800/8077/16).

Изменение базы исчисления накануне 2016-го года (вместо машин с объемом двигателя свыше 3 л налог на роскошь привязали к стоимости авто) также позволял отсуживать свое право не платить.

С другой стороны, есть судебные решения об отказе в отмене налогового уведомления-решения. Аргументация судов в таком случае проста: нет решения КСУ о признании изменений в Налоговый кодекс не соответствующими Конституции. Соответственно, решение налогового органа отвечает действующему законодательству.

По словам Олега Котляра, суды все чаще отказывают в обжаловании решений-уведомлений налоговых инспекций, признавая автомобили объектами налогообложения.

В судебном споре с ГФС, как отмечает Никита Торубка, решающую роль играет законность действий налогового органа как в части вычисления суммы обязательств, так и в сроках уведомления налогоплательщика. Любое несоблюдение законодательства налоговым органом может стать основанием для отмены его решения.

Поэтому напомним о некоторых важных нюансах уплаты транспортного налога.

Важные нюансы

С 2011 года закон больше не обязывает оформлять нотариально заверенную доверенность на машину. Для управления чужим транспортным средством нужно иметь только права, техпаспорт и страховку. Однако многие задаются вопросом: кто должен платить транспортный налог — владелец или пользователь машины (например, арендатор)?

Юристы и налоговики дают четкий ответ: обязанность по оплате транспортного налога остается на доверителе, поскольку переход права собственности на автомобиль в таком случае не осуществляется.

Поэтому тем, кто продавал авто по доверенности (чтобы не платить высокие налоги при продаже), придется либо должным образом оформить сделку, либо платить транспортный налог.

Налоговый кодекс не предусматривает никаких исключений для владельцев дорогих автомобилей. То есть налог придется платить всем — студентам, инвалидам, пенсионерам, бизнесменам, общественным и благотворительным организациям и так далее. А значит, переписать транспорт на малоимущего и получить льготы не получится.

В ряде случаев возможно снизить суму налогового обязательства если доказать, что автомобиль не был объектом налогообложения на протяжении всего налогового периода.

Так, если автомобиль куплен в течение года, то заплатить нужно за месяцы, которые остались до конца года с момента оформления права собственности, разделив 25 тыс. грн на 12 и умножив на количество оставшихся месяцев. Тогда за период с 1 января и до даты продажи автомобиля налог будет начислен предыдущему владельцу.

Но здесь следует помнить о важном нюансе: если автомобиль был продан уже после уплаты налога, тот не пересчитывается и не возвращается.

Кроме того, если в текущем году вашему автомобилю исполняется пять лет с даты выпуска, то налог платится только за количество месяцев, предшествовавших этой дате.

Также не надо платить за угнанный автомобиль. Налог возьмут после того, как машина будет найдена. Однако все эти вопросы имеют столько нюансов, особенно в части сумм и сроков оплаты, что юристы советуют консультироваться со специалистами в каждом конкретном случае.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Читайте также: