Информационный сервис федеральной налоговой службы средняя заработная плата

Обновлено: 18.05.2024


Из налоговой инспекции пришло требование по соответствию среднеотраслевой заработной платы(36460), где мы должны доначислить 23656 руб.. Мы оплачиваем МРОТ. По факту такие зарплаты мы не начисляем.
Чем можно аргументировать?

Сообщаю Вам следующее:

Законодательство предусматривает ответственность только за выплату заработной платы ниже установленного уровня МРОТ. Какой-либо ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня не предусмотрено.Следовательно, налоговый орган не вправе требовать обязательного соответствия или повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня.

Но не следует игнорировать вопросы налоговых органов, необходимо грамотно аргументировать причины низкой зарплаты. Так вы сведете к минимуму риски.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

КАК ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД ИФНС ПРИ ВЫПЛАТЕ РАБОТНИКАМ ЗАРПЛАТ

НИЖЕ СРЕДНЕОТРАСЛЕВОГО УРОВНЯ

Если налоговики заметят, что зарплата ваших работников ниже средней по отрасли (даже если ее уровень выше МРОТ), они попросят вас пояснить причины этого. Запрос проверяющих игнорировать не рекомендуем. Почему? Узнайте из статьи.

Почему лучше дать налоговикам то, что они хотят

Ответ прост — представление пояснений с указанием причин низкой среднемесячной зарплаты работников может уберечь вас от дальнейших неблагоприятных последствий. Такими последствиями могут быть:

— наложение штрафа в сумме 5 тыс. руб., если компания не представит пояснения в ответ на требование налогового органа в установленный срок . Если же запрос пришел в виде информационного письма, а не требования, то срок может быть нарушен и за это ничего не будет. Более того, вы можете на такое письмо вообще не отвечать. Но нужно понимать, что его направление — признак того, что налоговики подозревают вас в использовании серых схем выплаты зарплаты и, как следствие, в занижении базы по НДФЛ и страховым взносам. А значит, этим дело не кончится и у вас все равно могут начаться проблемы;

— вызов в инспекцию для дачи пояснений . До 6 июля 2020 г., если налоговики подозревали, что налогоплательщик занижает зарплату своим работникам, его приглашали на комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам . Сейчас этот порядок уже не действует, правда, только на бумаге. Да и право вызывать плательщиков для дачи пояснений у налоговиков никто не отнимал. Поэтому объяснять в случае чего, почему указанный показатель не соответствует среднеотраслевому значению, все равно придется.

К слову, за неявку в ИФНС для дачи пояснений без уважительной причины директора могут оштрафовать на сумму от 2000 до 4000 руб. ;

— включение в план выездных проверок. Выплата зарплаты ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе — один из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Налоговики используют его при планировании выездных проверок .

А вот доначислить НДФЛ и страховые взносы только по факту выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня налоговики не имеют права, что подтверждают и суды .

Обращаем ваше внимание, что обязанность работодателя выплачивать зарплату не менее средней по отрасли ни одним нормативным актом не установлена, то есть формально зарплата может недотягивать до средних значений. Но если у налоговиков возникнут вопросы, важно не игнорировать их, а грамотно аргументировать причины низкой зарплаты. Так вы сведете к минимуму вышеуказанные риски. Как это сделать? Сейчас расскажем.

Письмо ФНС от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (отменено Письмом ФНС от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@).

п. 5 приложения N 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Постановление ФАС МО от 02.06.2010 N КА-А40/5347-10.

Как составить пояснения в ИФНС по зарплате

ниже среднеотраслевого показателя

Пояснения составляйте в произвольной форме. Нелишним будет приложить к ним и документы, подтверждающие указанные в пояснениях доводы и выводы. Но прежде разберитесь, действительно ли заработная плата не соответствует уровню средней по отрасли.

Среднемесячную зарплату в расчете на одного работника вашей компании налоговики могут узнать из формы 6-НДФЛ. Формула расчета такова:

Среднемесячная зарплата в расчете на одного работника = Сумма начисленного дохода / Количество физлиц, получивших доход / Число месяцев в отчетном периоде

Далее получившееся значение сравнивают со среднеотраслевым уровнем зарплат в регионе. Данные о нем проверяющие берут из открытых источников, например с сайта Росстата. Если результат сравнения оказывается не в пользу налогоплательщика, к нему появляются вопросы. Узнать, в зоне риска вы или нет, можно, воспользовавшись этим же алгоритмом.

Недотягивать до средних значений зарплата может по объективным причинам. Например, когда работники трудятся неполный рабочий день или когда берут отпуск за свой счет. Если это имело место, на это и указывайте. В таком случае может оказаться, что ваша компания на самом деле вписывается в общеотраслевые значения.

119034, г. Москва, пер. Языковский, д. 5, корп. 6

ОГРН 1177746580021, ИНН 7704423140, КПП 770401001

уровню средней заработной платы по отрасли

Ряду сотрудников по их желанию были предоставлены неоплачиваемые отпуска, что также сказалось на уровне среднемесячной зарплаты в расчете на одного работника.

— копии приказов о переводе сотрудников на неполное рабочее время;

Бывает и так, что налоговики проводят сравнение не с той отраслью. Если они ошиблись, укажите в пояснениях верное значение среднемесячной зарплаты по отрасли и то, что ваши выплаты фактически его превышают.

Если выяснится, что заработная плата действительно ниже среднеотраслевых значений, то возможны два варианта развития событий.

Вариант 1. У компании нет возможности повышать зарплату. В таком случае пояснения можно обосновать особенными условиями, в которых работодатель ведет свою деятельность. Например, можно сослаться:

— на низкий объем выручки из-за падения спроса;

— на увеличение расходов;

— на снижение объемов производства;

— на наличие задолженностей (перед поставщиками, по кредитам и займам и т.п.);

— на тяжелое финансовое состояние, убытки.

Помочь могут любые доводы, подтверждающие, что вы не в состоянии платить своим работникам больше.

В связи с падением спроса на продукцию из-за пандемии COVID-19 наша компания испытывает трудности со сбытом, что привело к снижению выручки в III квартале 2020 г. на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом у компании имеются задолженности перед контрагентами, на выплату которых направляется существенная часть выручки. Повышение зарплат работникам до среднеотраслевого значения приведет к росту расходов, что затруднит исполнение обязательств перед контрагентами в срок. За несвоевременный расчет по обязательствам на компанию будут наложены крупные штрафы, погашение которых отрицательно скажется на финансовом состоянии организации и выразится в получении убытка.

Вариант 2. У компании есть возможность повышать зарплату работникам. Если директор согласится, можно повысить оплату до рекомендованной величины. В таком случае в пояснениях расскажите налоговикам о своих намерениях.

Таким образом, работодатель при выплате зарплаты работникам не обязан ориентироваться на среднеотраслевой уровень, чего не скажешь о МРОТ. Выплачивать сотрудникам зарплату (до вычета НДФЛ) надо не ниже :

К слову, с 1 января 2021 г. МРОТ вырос на 5,5% и теперь составляет 12 792 руб. ;

— минимальной зарплаты в субъекте РФ.

О том, как правильно сравнивать зарплату с уровнем МРОТ, можно прочитать в ГК, 2020, N 3, с. 63.

ст. 1 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

Документ 2

НАЛОГОВАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ УРОВНЕМ ЗАРПЛАТ. ЧТО ОТВЕТИТЬ?

По мнению налоговиков, выплата среднемесячной заработной платы на одного работника не должна быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Поэтому при выявлении этого критерия в адрес компании направляются информационные письма или требования о представлении пояснений в отношении низкого уровня дохода персонала фирмы.

МРОТ с 1 мая 2018 года составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ). При этом каждый субъект РФ принимает региональное соглашение со своим уровнем минимального размера оплаты труда, но не ниже размера федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Например, в Москве минимальный уровень на данный момент составляет 18 742 рубля (Московское трехстороннее соглашение на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей заключено 15 декабря 2015 г., Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2017 г. N 663-ПП).

Законодательство также предусматривает ответственность только за выплату заработной платы ниже установленного уровня МРОТ (ч. 6 ст. 5.27. КоАП РФ). Какой-либо ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня не предусмотрено.

Таким образом, в законе присутствует только понятие об обязательном соответствии заработной платы уровню МРОТ — федеральному и региональному, никакого требования о соответствии дохода сотрудников среднеотраслевому уровню нет.

Следовательно, налоговый орган не вправе требовать обязательного соответствия или повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня.

При этом на основании ст. 31 НК РФ инспекция вправе направлять компании запросы или требования о представлении пояснений в отношении уровня заработной платы, на которые организация должна будет предоставить пояснения, поскольку в ином случае:

— компания может быть отобрана для проведения выездной проверки и ревизоры, вполне вероятно, доначислят НДФЛ с разницы между реальной зарплатой и среднеотраслевой, поскольку будут считать, что компания выдает зарплату в конвертах;

— на руководителя предприятия может быть наложен штраф за непредставление истребуемой информации и документов (ст. 126 НК РФ).

В случае получения письма из ФНС об уточнении уровня дохода работников компании необходимо составить письменный ответ в срок, указанный в соответствующем требовании, где назвать причины выплаты именно такой заработной платы. Среди причин несоответствия среднеотраслевому уровню можно указать, что предприятие только начало функционировать или осуществляет открытие нового направления деятельности, перепрофилируется и т.п. Поэтому работа фирмы временно не приносит прибыли или все средства направляются на развитие или перепрофилирование производства.

К объяснениям необходимо приложить документы, подтверждающие приведенные доводы и обоснования: штатное расписание, приказы на сотрудников, положение о премировании.

Камышанская Елена Андреевна

Ответ актуален на 08.06.2021 г.

Только для Пермского края!

Для того, чтобы повысить доходность вашего бизнеса и предотвратить ошибки в отчетности, не нужно платить налоговому консультанту.

Формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть, например, следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный результат необходимо сравнить с данными Росстата.


Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ).

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. При этом в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже установленного МРОТ ( ст. ст. 133 , 133.1 ТК РФ).

Каков средний размер заработной платы по отраслям

Формирование официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности осуществляется Росстатом на основе федеральных статистических наблюдений за деятельностью юридических лиц, а также выборочных обследований рабочей силы, доходов населения и участия в социальных программах, бюджетов домашних хозяйств, личных подсобных хозяйств, проводимых на основе представительной (репрезентативной) выборки, позволяющей полно и адекватно отразить данные о доходах от трудовой деятельности по субъектам РФ ( п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2015 N 698).

Распространение официальной статистической информации осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет ( ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

1) официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата;

2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

4) официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России.

Информация Росстата предоставлена по начисленной заработной плате, то есть с учетом НДФЛ. Данные публикуются о средней заработной плате по России, отдельным регионам и отдельным отраслям экономики.

Как проверить уровень заработной платы организации

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за год может определяться по формуле: фонд оплаты труда за год / среднесписочная численность работников за год / 12 месяцев.

Используются данные об общей сумме доходов работников, приходящихся на фонд оплаты труда, а также сведения о среднесписочной численности работников.

Данные о фонде оплаты труда налоговые органы могут получить, например, из расчета по форме 6-НДФЛ , а сведения о среднесписочной численности - из расчета по страховым взносам ( п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 3.11 Порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@).

Следовательно, при проведении самостоятельного расчета можно сравнить полученные данные с информацией Росстата и оценить риски несоблюдения указанного критерия для целей налогового контроля.

Также стоит отметить, что обобщенная по всем физическим лицам сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала налогового периода отражается в поле 110 разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ с указанием обобщенной по всем физическим лицам суммы дохода, начисленной по трудовым договорам (контрактам) в поле 112 , а общее количество физических лиц, которым в отчетном периоде начислен облагаемый налогом доход, - в поле 120 ( п. 4.3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@).

Таким образом, формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть также следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный показатель сравнивается со средним уровнем заработной платы по виду экономической деятельности своего региона, и выявляется соответствие либо отклонение.

Правомерность указанного порядка расчета подтверждается и в Приложении к титульному листу N 1.1 Контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, приведенных в Письме ФНС России от 23.03.2021 N БС-4-11/3759@ (далее - Контрольные соотношения), касающихся показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.

Так, проверяется средняя заработная плата в ее соотношении со средней заработной платой в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики.

В случае если средняя заработная плата больше МРОТ, но меньше средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики за предыдущий налоговый период (календарный год), то указанное может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Как указано в документе, средняя заработная плата определяется в целом по налоговому агенту на основании данных Приложений "Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода" Приложений N 1 к расчетам 6-НДФЛ (бывшие справки 2-НДФЛ ), то есть механизм расчета аналогичен механизму, изложенному выше.

Чем грозит заниженный размер заработной платы по сравнению со среднеотраслевой

Последствиями выплаты заработной платы ниже среднеотраслевой могут быть:

1) включение организации в план выездных налоговых проверок. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ является одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, который используется налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@);

2) вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов ( пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Ранее также осуществлялся вызов должностных лиц организации на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам ( Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (отменено Письмом ФНС России от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@)). Предметом рассмотрения таких комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

Вместе с тем не исключено, что фактически работа налоговых органов в этом направлении может продолжаться, учитывая право налоговых органов вызывать должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей для дачи пояснений.

Так, при наличии информации у налогового органа о факте нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган после завершения полного комплекса мероприятий налогового контроля и сбора доказательной базы вызывает налогоплательщика, допустившего такое нарушение, в целях побуждения его к добровольному (самостоятельному) устранению выявленного нарушения. По результатам дачи необходимых пояснений оформляется протокол, который содержит указания на предмет встречи и претензии, предъявляемые налогоплательщику. Указанный протокол не является основанием для возложения на налогоплательщика каких-либо обязанностей либо для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ( п. 1 Письма Минфина России от 12.11.2019 N 03-02-08/87183);

3) направление налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ , поскольку выплата заработной платы менее среднеотраслевой заработной платы в субъекте РФ за предыдущий налоговый период может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налоговым органом установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган рассматривает вопрос о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы ( п. 1.7 Приложения к Контрольным соотношениям).

Таким образом, несмотря на отсутствие нормативно закрепленной обязанности выплачивать заработную плату не менее средней заработной платы по отраслям (установлена обязанность выплачивать не ниже МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте РФ) существуют риски вызова налогоплательщика в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств, рассмотрения такого налогоплательщика для последующего включения в план выездных налоговых проверок либо направления требования о представлении пояснений или внесения исправлений в расчет 6-НДФЛ и организации дополнительных мероприятий налогового контроля в установленных случаях.

Необходимо учесть, что заработная плата ниже среднеотраслевого уровня не является подтверждением выплаты "серой" заработной платы. В случае спора суд также может прийти к выводу, что свидетельские показания работников не подтверждают выводы о занижении работодателем налогов ( Постановление ФАС Московского округа от 02.06.2010 N КА-А40/5347-10). Таким образом, налоговый орган не вправе доначислить НДФЛ и страховые взносы только по факту выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня.

Читайте также: