Наименование вышестоящего налогового органа

Обновлено: 02.07.2024

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав; , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

У юридических и физических лиц — плательщиков налогов и налоговых агентов — есть право на обжалование неправомерно совершаемых в отношении них действий (или бездействия) ИФНС (ст. 137 НК РФ). Жаловаться в этом случае предстоит, прежде всего, в вышестоящую налоговую инстанцию. О том, как составляется и подается такая жалоба в 2020 году, — в нашем материале.

Содержание жалобы на ИФНС

Жалоба на действия (бездействие) налогового органа обязательно оформляется письменно и подписывается ее подателем. Текст обращения должен содержать (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • наименование юрлица (или Ф. И. О. физлица-плательщика налогов) и адрес его места нахождения (жительства);
  • реквизиты обжалуемого документа;
  • название ИФНС, оформившей обжалуемый документ;
  • указание на основания нарушения;
  • перечень требований, исполнение которых удовлетворит подателя;
  • способ направления ответа на жалобу.

Дополняющими его материалами могут стать (п. 3-5 ст. 139.2 НК РФ):

  • номера телефонов и адрес электронной почты для оперативной связи;
  • документы на полномочия представителя (если жалоба подается через него);
  • документы, обосновывающие точку зрения подателя, изложенную в обращении.

Обжалуемый документ может быть уже вступившим в силу. Его исполнение при подаче жалобы будет продолжено, но эту процедуру можно приостановить по заявлению жалующегося лица, поданному одновременно с жалобой и с оформленной на сумму налоговых платежей, указанную в обжалуемом решении (уведомлении), банковской гарантией (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Процедура подачи налоговых жалоб в 2020 году

Способом направления жалобы может стать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

  • подача документа лично или через представителя;
  • пересылка его почтовым отправлением:
  • отправка по ТКС или передача посредством личного кабинета плательщика налогов.

Срок, в течение которого подается жалоба на действия (бездействие) ИФНС, составляет 12 месяцев со дня, в котором налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба не будет рассматриваться, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

  • нарушен порядок ее подачи;
  • в ней не указаны реквизиты оспариваемого документа;
  • истек срок обращения по ней и не имеется оснований для его восстановления;
  • до принятия решения по ней жалоба отозвана налогоплательщиком или ИФНС устранила допущенные нарушения;
  • в отношении обжалуемого документа уже имеется принятая к рассмотрению жалоба.

Отказ в рассмотрении не служит препятствием для повторного направления жалобы, если он не связан с ее отзывом или с наличием ранее поданного по тем же основаниям обращения.

Форма документа для жалобы на ИФНС

Определенной формы для жалобы до 2020 года не имелось: ее можно было оформить как обычное письменное обращение:

  • указав, от кого и кому оно адресовано,
  • включив в него установленные НК РФ обязательные реквизиты,
  • подписав и зарегистрировав документ.

Однако в 2020 году (с 30.04.2020) начинает действовать Приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, которым утверждены:

  • бланк бумажного варианта жалобы (форма по КНД 1110121);
  • формат для жалобы, подаваемой электронно;
  • формат для электронного решения, принятого по жалобе;
  • порядок электронного обмена документами, связанными с жалобой;
  • порядок заполнения бланка жалобы.

Утвержденные Приказом № ММВ-7-9/645@ правила обмена документами касаются только того документооборота, который осуществляется посредством ТКС.

Для физлиц, направляющих жалобу через личный кабинет, действует порядок, введенный Приказом ФНС от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@. Но форма бланка для обоих порядков с 30.04.2020 становится единой.

Включение жалоб в электронный документооборот, осуществляемый посредством ТКС, позволяет:

  • заверять этот документ усиленной квалифицированной электронной подписью подателя;
  • направлять электронно не только саму жалобу, но и прилагаемые к ней документы или сведения о них (например, информацию о доверенности, выданной представителю)
  • получать (в течение 1 рабочего дня) электронную квитанцию, свидетельствующую о поступлении жалобы в ИФНС или об отказе в ее приеме;
  • получать электронно решение, принятое по жалобе.

Бланк бумажного варианта жалобы представляет собой структурированный набор обязательных для этого документа сведений, часть которых отображается в виде выбираемого при его заполнении цифровых кодов.

К числу кодируемых относятся:

  • вид обжалуемого документа;
  • способ получения решения по жалобе;
  • вид жалобы;
  • тип подающего жалобу лица.

Прочая информация вносится в бланк от руки или машинописным способом в поля, отведенные для отражения каждого реквизита.

Читайте также: