Системы автоматизированной обработки информации в налогообложении

Обновлено: 19.05.2024

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

АИС в налогообложении.doc

Содержание

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

Вместе с тем в настоящее время налоговики принимают налоговую и другую отчетность в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства плательщикам.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Прогресс в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий создает технические предпосылки для постепенного перехода от традиционного документооборота, основанного на бумажных носителях, к электронному, является актуальностью темы. Однако реализации этих возможностей долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы.

Во многих регионах проводились и проводятся эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя несколько сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. Между тем и налогоплательщики, и сотрудники налоговых органов неоднократно высказывали пожелание перейти на бесконтактные и безбумажные технологии сдачи отчетности.

В ряде регионов проводятся эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе с использованием Интернета, в ходе которых апробировались различные решения. Результаты экспериментов внимательно изучались. Тщательно анализировался и зарубежный опыт. Все это позволило сделать вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе, что нашло свое отражение в вышеупомянутых изменениях, внесенных в Налоговый кодекс.

1.1 Характеристика информационной системы налогообложения

В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая система работы финансовых структур.

Основными показателями этой системы были:

- получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

- ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

- нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

- стихийно развивающаяся информационная система.

Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

- автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

- информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

- высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

- повышение производительности труда;

- оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

- уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

- сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

- устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

- повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести приема и обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

В настоящее время МНС России подготовлен комплект документов, определяющих все технологические и организационно-правовые процедуры при представлении налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи.

Представление налоговых деклараций в электронном виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию налогоплательщика, а с другой стороны, – при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. В последнее время МНС России предприняты меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекций, создающие возможность организации электронного документооборота между налоговыми органами различных уровней и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими ведомствами.

Защита информации при представлении по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер. Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

Механизм разрешения конфликтных ситуаций допускает досудебные разбирательства и будет зафиксирован в порядке обмена, утверждаемом МНС России. Налогоплательщик, участвующий в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.

Средства криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.

При соблюдении основных условий представления налоговых деклараций и иных документов в электронном виде налогоплательщик будет освобождаться от необходимости представления последних в налоговые органы на бумаге. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение срока, определяемого законодательством Российской Федерации. Возможно, на первых порах налогоплательщикам будет рекомендовано хранить бумажные копии налоговых деклараций, переданных в налоговые инспекции в электронном виде по каналам связи, у себя. Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет осуществляться через специализированных операторов связи, определяемых на основе аттестации (конкурсного отбора), в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие соответствующие лицензии ФАПСИ и Министерства связи и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме.

Главная налоговая система

Немного истории

Понятно, что стоимость владения системой была очень высокой. Кроме того, за время существования ПК СЭОД изменилась нормативная база, налоговое администрирование, появились электронные услуги, которые требовали объединения данных и сервисов. Стало ясно, что надо менять всю архитектуру системы.

В 2015-2019 гг. были посвящены работе над функциональным блоком №3. Он включал все функции налогового администрирования физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. После передачи в промышленную эксплуатацию к нему подключились около 150 тыс. пользователей во всех подразделениях ФНС.

  • 150 тыс. пользователей-сотрудников ФНС России
  • 50 млн внешних пользователей
  • 442 технологических процесса
  • 700 ТБ объем транзакционной базы данных
  • 200 ТБ объем аналитической базы данных
  • 16 млн строк программного кода
  • 8,5 млн документов о проведении зачетов или возвратов в год
  • 65 млн налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в год
  • 7 млрд обращений к интернет-сервисам
  • \u00ab\u0418\u043d\u0444\u0440\u0430\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0430 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432\u00bb (\u0418\u0418\u0411\u041f) \u2014 \u0431\u043b\u043e\u043a \u043c\u043e\u0434\u0435\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432, \u0434\u0435\u043a\u043e\u043c\u043f\u043e\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u044b \u0432 \u043f\u0430\u0440\u0430\u0434\u0438\u0433\u043c\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0442\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0439.
  • \u041a\u043e\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u043b\u043e\u043a \u2014 \u043d\u0430\u0431\u043e\u0440 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043e\u043d\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0434\u043b\u044f \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u0439 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043f\u0440\u0438\u043a\u043b\u0430\u0434\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0438 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b.
  • \u0411\u043b\u043e\u043a \u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0445\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432 \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0443\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u0447\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043b\u043e\u0433\u0438\u043a\u0438 \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u043c, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0432\u0430\u044f \u043d\u0430 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0441\u0440\u0435\u0434\u0443 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043b\u044f \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u043d\u0438\u0445.
  • \u0411\u043b\u043e\u043a \u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c\u0438 \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u043c, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044f \u0432 \u0438\u0437\u043e\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0430\u0445, \u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c\u0438.
  • \u0411\u043b\u043e\u043a \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430 \u043a \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0443\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u043e\u0432 \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439 \u043a \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0438\u0449\u0430\u043c (\u0421\u0423\u0411\u0414, \u0444\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0438\u0449\u0430), \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0440\u0435\u0441\u0443\u0440\u0441\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0432\u043e\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430.
  • \u0411\u043b\u043e\u043a \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0444\u0438\u0433\u0443\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0435 \u0433\u0438\u0431\u043a\u043e \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u043a\u043e\u043d\u0444\u0438\u0433\u0443\u0440\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044f \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u0430\u043c\u0438 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043a\u043b\u0430\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0439 \u043a \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0421\u0423\u0411\u0414.

  • \u0426\u0421\u0423\u0414 \u2013 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043e\u043c.
  • \u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u2013 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043b\u043e\u0433\u0438\u043a\u0438 \u0441 \u0426\u0421\u0423\u0414.
  • \u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0430 \u0438 \u0432\u044b\u044f\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u043d\u0435\u0448\u0442\u0430\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0438 \u0443\u0437\u043a\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430.
  • \u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438 \u0438\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u0439 \u2014 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u043f\u0440\u0438 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043d\u0435\u0448\u0442\u0430\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u0439.
  • \u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0444\u043e\u0440\u043c \u2014 \u043c\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0444\u043e\u0440\u043c \u043f\u043e \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u0448\u0430\u0431\u043b\u043e\u043d\u0430\u043c.
  • \u0415\u0434\u0438\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 (\u0415\u041a\u041f) \u2014 \u0444\u0440\u0435\u0439\u043c\u0432\u043e\u0440\u043a \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438\u043d\u0442\u0435\u0433\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439. \u0421 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0433\u0438\u0431\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0426\u0421\u0423\u0414 \u0415\u041a\u041f \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0443 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0439, \u0431\u043b\u043e\u043a\u043e\u0432 \u043c\u0435\u043d\u044e, \u044d\u043a\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0444\u043e\u0440\u043c, \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0448\u0430\u0431\u043b\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0437\u0430\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u043e\u043b\u0435\u0439.

  • \u041d\u0430\u0432\u0438\u0433\u0430\u0442\u043e\u0440 \u2014 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u043f\u0430\u0440\u0430\u043c\u0435\u0442\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f \u043a \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c.
  • \u0416\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0439 \u2014 \u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b \u0434\u043b\u044f \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043a \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c, \u0441\u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043e\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c\u0438.
  • Real Time Monitor \u2014\u043c\u0435\u0445\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c \u043b\u043e\u0433\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0430 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438 \u043e\u0448\u0438\u0431\u043e\u043a \u043f\u0440\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0435 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b. ","append":"">">

Основные блоки:

Основные сервисы:

  • ЦСУД – централизованная система управления доступом.
  • Сервис авторизации – служит для взаимодействия бизнес-логики с ЦСУД.
  • Сервис инструментирования — позволяет записывать технологическое прохождение процесса и выявлять нештатные ситуации и узкие места.
  • Сервис обработки исключений — позволяет сохранять работоспособность системы при возникновении нештатных ситуаций.
  • Сервис печатных форм — массовое создание печатных форм по заданным шаблонам.
  • Единое клиентское приложение (ЕКП) — фреймворк для создания интегрированных приложений для пользователей. С помощью гибкой системы авторизации ЦСУД ЕКП осуществляет настройку состава доступных функций, блоков меню, экранных форм, пользовательских заданий, шаблонов запросов для конкретного пользователя в контексте назначенных ролей.

Общесистемные компоненты

  • Навигатор — организация параметризованного доступа пользователя к данным.
  • Журнал пользовательских заданий — журнал для доступа пользователей к заданиям, сгенерированным системой или другими пользователями.
  • Real Time Monitor —механизм логирования и просмотра замечаний и ошибок при работе системы.

Еще в 2007 году в качестве базовых платформ для создания системы были выбраны Microsoft (сервера приложений и клиентские места), в 2010 году — Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). На тот момент они были признанными лидерами в своих сегментах, а значит, гарантировали устойчивость системы.

При выборе платформ проводились их углубленное тестирование, которое включало создание архитектурного прототипа с базовыми функциями налогового администрирования и проведение нагрузочных тестов на наборе данных, сопоставимом с промышленными объемами. Помимо этого, в расчет принимался фактор максимального сохранения инвестиций: более 90% специализированного программного обеспечения ФНС России создавалось на платформах Microsoft и Oracle, был накоплен огромный опыт в части не только разработки, но и управления ими.

Слой КПИ разработан в GRID – архитектуре, что позволяет разбивать сервера приложений по группам прикладных функций и ролям (сервера интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ/ЕКП архитектурных возможностей позволяет проводить горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов.

Вторая — путем сегментирования нагрузки на СУБД за счет сервисов подключения. Сервис подключения используется соответствующим набором прикладных и общесистемных функций. В рамках сервиса подключения задаются, в том числе, ноды Oracle Exadata, на которых могут исполняться прикладные функции. Это позволяет проводить изоляцию нагрузки по вычислительным узлам, сегментируя ее и уменьшая межкластерное взаимодействие.

Технологии импортозамещения

В итоге разработан полноценный фреймворк, позволяющий создавать высоконагруженные приложения и включающий в себя более 100 позиций СПО. В настоящее время данные компоненты сведены в единую программно-аппаратную платформу Arenаdata, на которой строятся типовые решения. Программное обеспечение, построенное на этом стеке технологий, обеспечивает прием и обработку почти 12 млрд сведений из книг покупок-продаж ежегодно, более 120 млн чеков ежесуточно. По открытому API ежедневно обрабатывается более 2 млн запросов к сведениям о чеках и более 1 млн запросов к сведениям о самозанятых.

В статье проанализированы основные направления совершенствования работы налоговых органов. Исследованы информационные системы, помогающие ускорить процесс сбора и обработки данных налоговых инспекций.

Похожие материалы

Как известно, главенствующая роль в образовании и накоплении доходной части бюджета всех уровней принадлежит налоговым доходам. Вследствие чего, создание высокоэффективной и устойчивой налоговой системы, гарантирующей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе – является одной из наиболее приоритетных целей государства. Налоговое администрирование – динамично развивающийся порядок управления налоговым процессом со стороны самого государства и его органов в условиях рыночной экономики, установленный законом, практикой или обычаями.

Нельзя не принять во внимание то, что в современных условиях задача формирования в России стабильной системы налогового администрирования сложна, поскольку:

  • во-первых, требует автоматизации многих процессов, в связи с тем, что налоговые органы ежедневно обрабатывают сверхбольшие объемы информации, с неизбежным увеличением которых в будущем такая задача станет непосильной без использования надежной информационной системы;
  • во-вторых эффективность функционирования системы налогового администрирования, несомненно, сдерживается огромным объемом ручных и долговременных операций, выполняемых сотрудниками всех налоговых органов.

Одним из наиболее распространенных методов налогового администрирования является метод регулирования альтернатив — свобода выбора между организационно — правовыми формами хозяйствования, использование различных налоговых режимов и их сочетаний и т.д.

Основными задачами деятельности налоговых органов является:

  • обеспечение полного сбора налоговых и других обязательных платежей в государственный бюджет;
  • осуществление контроля за правильностью исчисления и обеспечения своевременности уплаты платежей;
  • участие в аналитической работе в сфере фискальной политики;
  • предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства.

Существующая в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по–прежнему является приоритетной задачей российских налоговых органов. С другой стороны, необходимость повышения эффективности производства на всех её стадиях, устранение диспропорций, существующих в экономике, а так же задача повышения реального жизненного уровня основной массы населения требуют снижения налоговой нагрузки. Необходимы благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирование их инвестиционной деятельности.

Для повышения эффективности налоговой системы в целом, в том числе её отдельных звеньев, надо рассмотреть все вопросы, в том числе возможность оптимизации:

  1. общей налоговой политики государства и структуры налоговых платежей в стране;
  2. работы налоговых органов в разрезе управления налоговым процессом в целом, внутрисистемного налогового администрирования, взаимодействия со смежными и сотрудничающими государственными органами и с налогоплательщиками.
  1. экономическая ситуация;
  2. характеристика налогоплательщика и налогооблагаемой базы;
  3. поступлений налоговых платежей;
  4. контроль за выполнение задания по налогам и сборам;
  5. задолженность по налоговым платежам;
  6. организация контрольной работы.

Организация налогового администрирования подразумевает наличие доступа к информации. Налоговый кодекс устанавливает право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщике. Информацию, поступающая от сторонних организаций, можно классифицировать на информацию:

  1. от налогоплательщика (плательщика сборов, налоговых агентов);
  2. от банков, органов казначейства;
  3. от властных структур;
  4. от других источников.

Автоматизация учетной работы налоговых органов предполагает внедрение современных качественных информационных продуктов с целью повышения достоверности и оперативности обработки учетной информации, а так же максимального ограничения влияния внешних факторов на обработку и анализ введенных данных.

При работе с поступающей в налоговые инспекции информацией выделяют четыре этапа ее обработки:

  1. обработка первичных учетных данных;
  2. введение и обработка данных налоговых проверок;
  3. учет поступлений в бюджет налоговых платежей и сборов, ведение лицевых счетов налогоплательщика;
  4. прием и обработка данных о доходах физических лиц (в том числе, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Существующая система обработки поступающей в налоговую службу информации подразумевает ее сдачу налогоплательщиком в разные разделы инспекции. Часть такой информации после обработки поступает в общую базу данных, и доступна всем налоговым инспекторам, имеющим к ней доступ. Однако, на данном этапе реализации права налоговых органов на получение информации, отсутствует возможность реализации всех функций налогового администрирования, в частности, невозможно осуществление технической процедуры формирования учетно–аналитической процедуры для использования информации как внутри инспекции, так и вне ее, например для управления налоговым потенциалом территории.

  1. формирование единой базы о налогоплательщиках происходит автоматически;
  2. безусловное сокращение количества времени, и стоимостных затрат требуемых на ввод данных;
  3. автоматизация системы проведения камеральных проверок;
  4. автоматизация выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  5. автоматизация подготовки отчетности.

Несмотря на указанные выше преимущества можно выделить некоторые недостатки данной системы, главными из которых являются:

  1. недостаточный уровень информационной безопасности;
  2. сложность администрирования программного обеспечения;
  3. значительные затраты денежных средств на ее содержание.

Таким образом, автоматизация учетной работы налоговых органов предоставляет как налогоплательщику, так и налоговым органам неоспоримые преимущества, что благотворно сказывается на качестве налогового администрирования в целом.

Список литературы

1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет

Юридический факультет
Кафедра информационного права, информатики и математики
Презентация по дисциплине "Информационные технологии в
юридической деятельности" на тему:
"Автоматизированные информационные системы Федеральной
налоговой службы"
Москва
2017

2. Содержание

3. Введение

4. Внедрение информационной системы в различные сферы способствует:

1. получению более рациональных вариантов решения
задач, за счет внедрения математических методов и
интеллектуальных систем;
2. освобождению пользователей от рутинной работы за
счет ее автоматизации;
3. замене бумажных носителей данных на электронные;
4. обеспечению достоверной информации;
5. уменьшению затрат на производство продуктов и
услуг.

5. Налоговая служба

является
одним из основных инструментов
государственного
регулирования. Налоговая
система РФ представлена
совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном
порядке с плательщиков юридических и физических лиц
на территории страны. Все
налоговые платежи поступают в
бюджетную систему России, и
формируют денежные доходы
государства. Государству
собираемые средства
необходимы для выполнения
принятых на себя социальной,
оборонной, правоохранительной
и других функций.

6. АИС предназначена для:

1. автоматизации функций всех уровней
налоговой службы по обеспечению сбора
налогов и других обязательных платежей в
бюджет и внебюджетные фонды;
2. проведения комплексного оперативного
анализа материалов по налогообложению;
3. обеспечения органов управления и
соответствующих уровней налоговых служб
достоверной информацией.

7. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ.

АИС "Налог-3" представляет собой единую
информационную систему ФНС России,
обеспечивающую автоматизацию
деятельности ФНС России по всем
выполняемым функциям, определяемым
Положением о Федеральной налоговой
службе, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.09.2004 N 506.

связано с
решением целого ряда проблем. Таких как
информационное объединение налоговых
служб сетями телекоммуникаций и
обеспечение возможности доступа к
информационным ресурсам каждой из
них; разработка, создание и ведение баз
данных; оснащение налоговых органов
вычислительными комплексами с развитой
периферией; разработка программных
средств, обеспечивающих решение
функциональных задач системы.

а) обеспечение "открытости" налоговых органов для
налогоплательщика;
б) создание единого информационного массива и
подключение налоговых органов к новым внешним
источникам информации;
в) гарантированное соблюдение регламентных процедур
налогового администрирования, качество и сроки их
реализации;
г) снижение текущих издержек налогового
администрирования;
д) совершенствование процедур информационного
взаимодействия с органами государственной власти и
местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой
деятельностью налогоплательщика путем
создания единого и достоверного ресурса;
ж) обеспечение автоматизированного
мониторинга деятельности Федеральной
налоговой службы со стороны руководства
налоговых органов;
з) повышение качества контрольной работы;
и) повышение качества принятия решений,
анализа и прогнозирования за счет создания
аналитических инструментов.

центральный аппарат ФНС России,
территориальные налоговые органы управления ФНС России по субъектам
Российской Федерации, межрегиональные
инспекции ФНС России, инспекции ФНС
России по районам, районам в городах,
городам без районного деления, инспекции
ФНС России межрайонного уровня (далее налоговые органы);
организации, подведомственные ФНС
России.

13. Функции:

сбору, систематизации, обработке, хранению
данных и предоставлению информации,
содержащейся в АИС "Налог-3", осуществлению
форматно-логического контроля данных,
выявлению несогласованности и расхождения
данных, поступивших из различных источников;
внешнему взаимодействию с
налогоплательщиками физическими и
юридическими лицами (в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации и
действующими соглашениями);

14. Функции:

централизованному ведению и предоставлению
доступа к реестрам, справочникам и
классификаторам, используемым в АИС
"Налог-3«;
сопоставлению и анализу информации,
содержащейся в АИС "Налог-3", а также
обеспечению информационно-аналитической
поддержки принятия управленческих решений;
обеспечению свободного доступа к
нормативной, статистической и аналитической
информации в сфере государственного
управления в части полномочий, возложенных на
ФНС России, посредством сайта ФНС России

15. Информационные технологии, применяемые в налоговой службе

16. Заключение

В органах налоговой службы создается
автоматизированная информационная
система, предназначенная для
автоматизации функций всех уровней
налоговой системы по обеспечению
сбора налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные
фонды, проведению комплексного
оперативного анализа материалов по
налогообложению, обеспечению
органов управления и соответствующих
уровней налоговых служб достоверной
информацией.

Читайте также: