Начисленные налоги и другим обязательным платежам в бюджет в пределах уплаченных

Обновлено: 04.05.2024

Введение единого налогового платежа (ЕНП) для организаций и ИП — инициатива ФНС, которую в тестовом режиме планируется реализовать в течение 2022 года. Подобное уже предусмотрено в НК РФ для физических лиц, но для юрлиц и предпринимателей ЕНП — абсолютное новшество, которое вызывает множество вопросов. Расскажем, в чём суть инициативы, как её планируется реализовывать и стоит ли вступать в эксперимент.


Единый налоговый платеж для бизнеса, как планирует ФНС, будет построен на тех же принципах, что и ЕНП для физических лиц. Налогоплательщик вносит один платеж, а налоговый орган сам, как только наступает срок уплаты того или иного налога, перечисляет средства по назначению.

Однако налогообложение бизнеса — это более сложная система. Намного больше видов налогов, разные режимы и сроки платежей. Поэтому ЕНП для бизнеса как механизм не будет полной копий текущего ЕНП для физических лиц. Во-первых, нормативное регулирование ЕНП планируют сделать единым как для юрлиц и ИП, так и для граждан. А во-вторых, концепцию механизма такого платежа ещё предстоит разработать, протестировать и скорректировать, учитывая итоги эксперимента, который запланирован на 2022 год.

На текущий момент ситуация с введением ЕНП для бизнеса такова:

Учитывая, что законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, вероятно, закон примут к концу 2021 года. Но на текущий момент о механизме ЕНП для бизнеса можно говорить только в общих чертах.

Какие налоги будут включены в ЕНП

ЕНП для бизнеса и физлиц будет предусмотрен новой статьёй налогового кодекса — 45.1 НК РФ. Согласно этой норме, ЕНП — добровольный денежный платеж налогоплательщика в счёт исполнения обязанностей по уплате:

  • налогов;
  • страховых взносов;
  • авансовых налоговых платежей;
  • торгового сбора;
  • сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Таким образом, ЕНП можно назвать обезличенным платежом. Он должен перечисляться на счёт казначейства в качестве ЕНП, но без конкретизации, на какие налоги, сборы и взносы направляется. При этом в первую очередь налоговый орган направит поступившие средства на погашение задолженности, если таковая имеется, и только в части остальной суммы будут приниматься решения о направлении средств на уплату налогов и других обязательных платежей. Списания (зачёты) средств будут происходить в сроки, установленные для конкретного налога, сбора или взноса. Налоговый орган будет делать это самостоятельно в пределах доступной суммы перечисленного налогоплательщиком ЕНП.

Как организации или ИП стать плательщиком ЕНП

Никакой специальной процедуры получения статуса плательщика ЕНП не предусмотрено. Тем более что ЕНП — это не налог, а просто платёж, некая сумма, за счёт которой налоговый орган будет сам засчитывать уплату налогов, сборов и взносов.

Если механизм ЕНП для бизнеса будет подобен текущему ЕНП для физлиц, то перечисляемые суммы будут до момента списания храниться в электронном кошельке налогоплательщика и отображаться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же будут видны все списания и их характер. Пополнять такой кошелёк можно в любое время и сколько угодно раз. При необходимости налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате средств ЕНП в пределах остатка. Для удобства и ускорения процесса заявление подаётся в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Планируется, что перечислять ЕНП сможет не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — за него. Правда, возврат средств для них будет недоступен, так как возможен только в пользу налогоплательщика.

ЕНП — это альтернативный способ уплаты обязательных платежей. Налогоплательщик решает сам, использовать его или нет. Платёж можно совмещать со стандартной системой уплаты налогов, сборов и взносов. Например, некоторые налоги платить самостоятельно по срокам, а какие-то учесть в ЕНП и перечислить платёж, чтобы налоговый орган сам списывал деньги, когда наступит срок.

Главная цель внедрения ЕНП для бизнеса — упростить механизм уплаты обязательных платежей и снизить количество ошибок. Это особенно актуально для организаций и ИП, использующих общий режим налогообложения, при котором нужно в разные сроки вносить много разных платежей, каждый раз формируя платёжное поручение. С другой стороны, даже если ИП или юрлицо использует спецрежим, уплачивает только один налог и страховые взносы, ЕНП, возможно, будет более удобной формой исполнения обязанностей. Тем более что можно пополнять электронный кошелёк в любое удобное время и в пределах доступных на текущий момент денежных средств.

Введение ЕНП никак не скажется на исполнении обязанностей, связанных с представлением отчётности. В том числе, если организация обязана делать или добровольно делает это только в электронном виде. В последнем случае ЕНП даже ещё больше упростит и ускорит всё взаимодействие с налоговым органом. К автоматизации и цифровизации документооборота с ФНС добавится автоматизация процесса исполнения всех или части денежных обязательств.


Единый налоговый платёж для организаций и предпринимателей планируется сделать обязательным с 2023 года — Госдума приняла законопроект во втором чтении. Документ разбирает Борис Луцет, который ведет авторский канал в Телеграме про налоговую политику.

Краткий обзор изменений, принятых ко второму чтению, представлен ниже.

Что меняется для физических лиц

Поправки в статью 45 НК РФ предполагают изменение даты, с которой обязанность по уплате налога считаются исполненными. В действующей редакции это день принятия налоговым органом решения о зачете ЕНП в счет уплаты налогов. В соответствии с законопроектом обязанность будет считаться исполненной по аналогии с обычными налоговыми платежами — с даты предъявления банку поручения на перечисление ЕНП либо внесение наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение или МФЦ. При этом существуют два важных условия:

— дата исполнения обязанности по уплате не может быть ранее установленного срока уплаты налога;

— налог будет считаться уплаченным в указанные даты лишь после принятия налоговым органом решения о зачете соответствующей суммы ЕНП.

В пункт 1 статьи 45.1 вносится изменение, в соответствии с которым в отношении НДФЛ может уплачиваться посредством единого налогового платежа во всех случаях, предусмотренных статьёй 228 НК РФ. На сегодняшний день такая возможность предоставлена лишь в отношении сумм налога, уплачиваемых на основании уведомления налогового органа (проценты во вкладам и доходы свыше 5 млн.рублей). После вступления закона в силу это можно будет делать и в отношении иных указанных в статье 228 доходов, например от продажи недвижимости.

Соответствующие изменения вносятся и в пункт 5 указанной статьи, уточняя порядок принятия налоговым органом решения о зачёте ЕНП. Нужно отметить, что сам срок не изменяется и остаётся равен 10 дням, но помимо уведомления добавляется также декларация по НДФЛ, а также уведомления по иным налогам.

Новое для организаций и ИП

Порядок уплаты ЕНП организациями и индивидуальными предпринимателями устанавливается новой статей 45.2 НК РФ. При этом ЕНП в соответствии с законопроектом является добровольным и может применяться с 1 июля по 31 декабря 2022 года.

Важно отметить, что возможность уплаты посредством ЕНП установлена не только в отношении налогов, сборов, страховых взносов, пеней и процентов, но и штрафов. Выбора в отношении видов подлежащих оплате по новой схеме платежей налогоплательщику не предоставлено.

Пункт 2 статьи 45.2 распространяет дейcтвие ЕНП на налоговых агентов, однако из положений законопроекта нельзя сделать однозначный вывод о том, можно\нужно ли будет участвовать в отношениях по уплате ЕНП отдельно в качестве налогоплательщика и налогового агента. Вероятно, в дальнейшем появятся разъяснения по данному вопросу. Пункт 4 статьи 45.2 описывает две данные категории отдельно, но уведомление о подлежащих уплате суммах подается по одной форме, поэтому предварительно можно предположить, что переход на ЕНП может быть осуществлен только в отношении всех обязанностей в совокупности — и налогоплательщика и налогового агента.

Пунктом 3 статьи 45.2 предусмотрены ключевые условия для перехода на использование ЕНП. Первым из них является подача заявления в срок с 1 апреля по 30 апреля 2022 года. Второе — проведение совместной сверки с налоговым органом, по которой не имеется разногласий. сроков проведения такой сверки не установлено. Однако имеется условие о том, что заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня её осуществления.

Пунктом 4 статьи 45.2 вводится обязанность для налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять уведомления об исчисленых\перечисленных суммах. Помимо упомянутого отдельного описания обязанностей налоговых агентов хотелось бы обратить внимание как минимум ещё на одну особенность в отношении них. Дело в том, что уведомление требуется представить только в отношении перечисленного НДФЛ. Таким образом остаётся открытым вопрос о возможности\необходимости применять режим ЕНП к суммам налога на прибыль и НДС, которые также могут быть удержаны налоговым агентом. Ну и конечно возникает вопрос о том, что налоговый агент может уплатить в виде ЕНП, если в уведомлении он указывает уже перечисленные суммы самого налога. Представляется, что данная норма будет в дальнейшем дорабатываться. Отдельно хотелось бы отметить, что предусмотренные данным пунктом документы являются дополнительными, каких-либо послаблений в налоговой отчётности законопроектом не предполагается.

По аналогии с физическими лицам и перечисление ЕНП может быть сделано за организацию\ИП иным лицом, которое не вправе затем требовать возврата данных сумм (пункт 5 статьи 45.2).

Установлена также последовательность зачёта (пункты 6 и 7 статьи 45.2) и порядок возврата сумм ЕНП (пункт 8 статьи 45.2), который аналогичен порядку для физических лиц.

В статьи 58, 60, 129.12 и 133 НК РФ вносятся технические уточнения с целью распространить их действие на ЕНП организаций\ИП, а в статьи 78 и 79 уточнения в части возможности производить зачёт излишне уплаченных\взысканных сумм в счёт налогов, сборов, страховых взносов — эти нормы не изменились в сравнении с первым чтением.

Статьёй 2 законопроекта помимо сроков вступления в силу (1 января 2022 года) устанавливаются также особенности утверждения ФНС необходимых документов. Точнее даже не особенности, а возможность вместо их утверждения просто рекомендовать соответствующие формы. Видимо предполагается, что к 1 апреля 2022 года служба не успеет их утвердить и просто рекомендовать будет легче.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: