Может ли тсж налагать штрафы

Обновлено: 04.05.2024

С этого года в жилищном кодексе появились изменения. Теперь собственники и наниматели квартир смогут влиять на управляющую компанию через штрафы. Это касается всех, кто платит за коммунальные услуги и содержание дома.

Если выяснится, что суммы в квитанциях незаконно завышены, управляющая компания заплатит 50% от превышения. Эти деньги пойдут не государству, а конкретному собственнику.

За что можно оштрафовать УК?

В статье 156 ЖК появились новые пункты. Теперь с управляющей компании можно требовать штраф, если она незаконно и необоснованно завышает платежи. Например, УК считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики. Или начисляет плату за общую горячую воду, хотя у уборщицы из крана течет только холодная. Или включает в квитанции охрану двора, хотя жильцы такую услугу не утверждали.

Это касается платы не только за содержание дома, но и по коммунальным услугам. В статью 157 ЖК тоже добавили уточнения. В этом случае штраф может платить поставщик коммунальных услуг. Это не всегда управляющая компания, а может быть условный энергосбыт или водоканал.

Если обнаружится завышение, можно потребовать пересчета, а сверху еще 50% себе. Для этого даже не нужно идти в суд.

А если управляющая компания не виновата?

Если не виновата, то и штрафа не будет. Эти 50% в пользу собственников положены только в случае вины УК . Если ошибка по вине владельца квартиры или управляющая компания сама все нашла и исправила, наказать ее нельзя.

Например, собственник неправильно указывал данные со счетчика или не передал информацию о праве на льготу. Плата хоть и завышена, но УК не виновата. Она пересчитает начисления, но штраф платить не будет.

Если какой-то жилец не ставил счетчики и платил по нормативам больше, а потом решил пересчитать, это тоже не завышение и не повод для штрафа.

Как узнать, что УК завышает платежи?

Для этого нужно разобраться в своей квитанции — понять, откуда берутся суммы в каждой строке. Это может быть не так просто, но оно того стоит. Даже если ошибки не будет, поймете, как и за что платите.

Общей формулы для начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья нет. Но есть общие правила, нормативы и единые тарифы в регионах. А еще есть ваш договор с управляющей компанией и протоколы общих собраний.

Поставщики коммунальных услуг не берут цифры с потолка: тарифы на газ и воду утверждают власти. Кое-что о коммунальных услугах объясняем мы. Почитайте эту подборку. Возможно, именно эти статьи помогут найти ошибку в квитанциях. Или вы поймете, что ошибки на самом деле нет:

Если что-то непонятно, сходите в управляющую компанию или к поставщику услуг. Но даже их ответы не спешите принимать за верные. Если уж решили разобраться, перепроверяйте сами. Нормативные акты и тарифы есть в открытом доступе.

Как добиться штрафа, если УК завышает платежи?

Напишите заявление в управляющую компанию. Ссылайтесь на п. 11 ст. 156 и п. 6 ст. 157 ЖК . Ждите ответа. За месяц УК обязана разобраться с вашей претензией и прислать официальный ответ на бумаге. Либо она признает ошибку и заплатит штраф, либо объяснит, что все правильно, и откажется платить.

На оплату штрафа у управляющей компании или поставщика коммунальных услуг есть два месяца. Этот срок считают с даты подачи заявления.

Необязательно брать компенсацию деньгами. УК может уменьшить на сумму штрафа ваши платежи — то есть провести взаимозачет. Это не тот пересчет, который она обязана произвести из-за ошибки. Это именно дополнительная сумма, 50% от превышения, на которую уменьшат ваш очередной платеж по квитанции.

Если ошибка есть, а УК не платит штраф, не молчите и жалуйтесь. Для начала в жилищную инспекцию, а дальше вам подскажут. Но обычно этого хватает.

Следите, чтобы следующие квитанции приходили с правильными начислениями.

Расскажите соседям, что есть такая возможность. Один раз выставите управляющей компании штрафы за каждую квартиру — больше не захочет обманывать.

Учёт в ТСЖ имеет свои особенности, и если их не знать, можно нарваться на санкции от налоговой и споры с жильцами. Собрали самые распространённые ошибки, которые допускают в своей работе ТСЖ. Прочитайте, чтобы не наступить на те же грабли.


Расходы, не предусмотренные сметой

ТСЖ — некоммерческая организация, и осуществляет свою деятельность за счёт взносов. Каждый год на общем собрании утверждают смету доходов и расходов, которая является основным планово-расчётным документом деятельности ТСЖ. Все расходы должны укладываться в эту смету. Но бывают ситуации, когда возникают расходы, не предусмотренные сметой. В таких случаях нужно сначала собрать правление, согласовать с ним дополнительные расходы и оформить решение правления.

В конце года бухгалтер готовит отчёт об исполнении сметы, где должны быть обоснованы все отклонения. В противном случае жильцы могут устроить разборки и дойти до прокуратуры.

Нет раздельного учёта уставной и коммерческой деятельности

Если ТСЖ занимается коммерческой деятельностью, нужно организовать раздельный учёт доходов и расходов по уставной и коммерческой деятельности. Если раздельный учёт не ведётся, это может привести к претензиям со стороны контролирующих органов в части нецелевых расходов. В законодательстве не прописаны правила организации такого учёта, поэтому нужно самостоятельно прописать все детали в учётной политике и придерживаться её.

Неправильный выбор системы налогообложения

Неправильный учёт коммунальных платежей

Учёт платежей за коммунальные услуги может быть организован одним из двух возможных вариантов. Другие являются неверными.

  1. Плата за коммунальные услуги не считается целевыми поступлениями. Это транзитные платежи, и учитывать их нужно на счёте 76. Периодически нужно выводить разницу между тем, что собрали с собственников и тем, что заплатили ресурсоснабжающей организации. Если собрали больше — это кредиторская задолженность, и её надо вернуть собственникам или зачесть в счёт будущих платежей. Если меньше — дособрать разницу с собственников.
  2. Плата за коммунальные услуги считается целевыми поступлениями. Тогда она учитывается на счёте 86.

Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Выплаты членам правления без уплаты страховых взносов

Члены правления не являются сотрудниками ТСЖ. Это выборная должность. Вопрос начислять ли с этого вознаграждения страховые взносы или нет — спорный. В 2018 году Минфин выпустил письмо от 09 апреля 2018 г. № 03-15-05/23294 в котором говорится, что выплата вознаграждения связана с выполнением трудовой функцией, т.е. следует считать это оплатой труда и платить взносы.

В 2018 году Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выпустило письмо от 23 августа 2018 г. № 19-02/29988, в котором говорится, что выплата вознаграждения членам правления подразумевает выполнение трудовой функции. Их нужно включать в отчет СЗВ-М и они не имеют право на индексацию пенсии.

Вместе с тем, есть судебные решения с обратной позицией. Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 № 13АП-24248/2015 по делу № А26-5036/2015 суд встал на сторону ТСЖ и указал, что вознаграждение председателя в отличие от заработной платы не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Но это решение было отменено вышестоящей инстанцией.

Сейчас Минфин подготовил проект поправок в ст. 420 Налогового кодекса, где уточняется, что к облагаемым взносами выплатам относятся вознаграждения председателю и членам правления МКД.

Отсутствие отчёта о движении денежных средств

Чтобы увидеть полную картину по деятельности ТСЖ, к общему собранию правления желательно готовить два отчёта: отчёт о движении денежных средств и отчёт об использовании целевых средств. Часто члены правления путают движения денег и доходы-расходы по методу начисления. Нужны оба отчёта, чтобы видеть не только фактические поступления и выплаты денег, но и долги.

Отсутствие информации из протоколов собраний и правлений

Бухгалтер должен быть в курсе принятых общим собранием и правлением решений. Например, если председатель ТСЖ не может заключать договоры свыше определённой суммы без одобрения правления, то бухгалтеру нужно об этом знать, чтобы не пропустить такой договор.

Также бухгалтер должен иметь право голоса, чтобы правильно оценивать принимаемые решения с точки зрения налогового законодательства. Практически единственным источником финансирования являются взносы собственников. И если собственники считают себя обиженными, то начинают писать жалобы во все инстанции. Один такой собственник своими жалобами может парализовать работу ТСЖ.

Неправильный учёт основных средств, приобретенных за счет взносов

Если основное средство приобрели за счёт взносов — оно является общедолевым имуществом. При постановке такого основного средства на учёт нужно отразить использование целевых средств:

  • Дт 08 Кт 60;
  • Дт 01 Кт 08;
  • Дт 86 Кт 83 (86/Целевые средства, использованные для приобретения ОС).

По таким основным средствам не начисляется амортизация. Вместо этого на забалансовом счете 010 начисляют износ.

При выбытии таких основных средств делается проводка:

  • Дт 83 (86/Целевые средства, использованные для приобретения ОС) Кт 01.

Отсутствие обособленного учёта целевых взносов

Если ТСЖ собирает с жильцов деньги на конкретные нужды, например, на строительство детской площадки, нужно составить отдельную смету и утвердить её на общем собрании. Необходимо организовать обособленный учёт расходов целевых взносов. По итогам исполнения этой сметы составляют отчёт, в котором выводится информация об экономии или перерасходе целевого взноса. Если получилась экономия, остаток денег нужно вернуть собственникам или принять на общем собрании решение о зачёте этой суммы в счёт какой-либо статьи текущей сметы. Если получился перерасход, то необходимо принять решение собрания о доборе недостающей суммы. Если не вести обособленный учёт, налоговики все поступления могут признать доходом и обложить налогом.

Многие жильцы недовольны тем, как содержат их дома, хотя они исправно платят за текущий ремонт, обслуживание и прочее. Мы составили список основных нарушений, за которые можно привлечь к штрафам нерадивые УК, ТСЖ и ЖСК.


С января 2016 года вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). По отдельным статьям штрафы для ТСЖ, ЖСК и УК теперь могут доходить до 250-300 тысяч рублей.

Мы расскажем о четырех самых распространенных нарушениях, за которые можно наказать рублем недобросовестных управляющих.

Если в подъезде грязно

Пожалуй, наиболее распространенная причина претензий граждан к УК, ТСЖ, ЖСК (в зависимости от выбранного способа управления) – это антисанитария в доме и на придомовой территории. Пример: постоянная грязь на лестничных клетках. Или плохое состояние подвальных помещений, из-за чего жильцы могут страдать от крыс, комаров и блох. Или мусор, который не вывозят регулярно.
Во всех этих случаях не выполняются требования статьи 6.4 КоАП. В ней предусмотрены штрафы за ненадлежащее санитарное содержание дома. На должностных лиц штраф налагается в размере от 1 до 2 тыс. руб. А на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.

Но для того, чтобы зафиксировать такое нарушение, необходимо будет вызвать специалистов Роспотребнадзора, которые обязаны составить соответствующий акт (что делать с этой бумагой – расскажем ниже). Брать с вас деньги они не имеют права.

Совет: перед тем, как вызывать сотрудников Роспотребнадзора, внимательно изучите договор с ТСЖ, ЖСК или УК. В нем четко прописано, с какой регулярностью в вашем доме должна проводиться влажная уборка лестничных клеток, вывоз мусора, работы по дератизации и дезинфекции помещений и прочее.

Если дома темно и нет воды

Еще один частый повод недовольства жильцов – регулярные отключения электроэнергии, длительные перерывы в подаче холодной и горячей воды, газа, перебои с отоплением.

Такими действиями УК, ТСЖ, ЖСК нарушают требования статьи 7.23 КоАП. За несоблюдение нормативов предоставления коммунальных услуг штраф для должностных лиц составляет от пятисот до 1 тыс. руб., для юридических лиц – от 5 до 10 тыс. руб.

Последние изменения в законодательстве усиливают наказание рублем для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ и неполноценное оказание услуг. Теперь УК, ТСЖ, ЖСК плюс к штрафам должны будут вернуть жильцу 30% от стоимости недопоставленного ресурса. Правда, пока на практике это новшество не работает, но в скором времени должны будут разработаны соответствующие механизмы его реализации.

Больше шансов добиться штрафов у вас будет в том случае, если вы позаботитесь о наличии на руках акта о том, что коммунальная услуга предоставляется некачественно. Такая бумага составляется в присутствии представителей УК, ТСЖ, ЖСК. Как это сделать, мы уже писали.

Если всё тайком от вас

С этого года в КоАП РФ появилась новелла, согласно которой стало возможным оштрафовать на весьма приличную сумму те УК, ТСЖ, ЖСК, которые не торопятся раскрывать информацию о себе. Например, отказываются предоставлять данные о финансово-хозяйственной деятельности по итогам очередного календарного года, не публикуют отчеты об общих собраниях собственников, не выдают протоколы таких документов на руки, не сообщают жильцам о планах по проведению ремонтных работ текущего и капитального характера.

Штрафы за нераскрытие информации c 15 января этого года для должностных лиц установлены в размере до 100 тыс. руб. А для юридических – от 200 до 300 тыс. руб.

Если жалобы идут в корзину

Такие предписания (за непоставку коммунальных ресурсов, ненадлежащее содержание дома, нераскрытие информации и прочее) выставляются Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) или прокуратурой. Эти бумаги, как правило, оформляются на основании жалоб жильцов. Причем о полученных предписаниях управляющие компании обязаны информировать собственников на общем собрании. А также сообщать, сколько времени отведено на устранение нарушений.

И если предписания не исполнены в срок, то в соответствии со статьей 19.5 КоАП, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 100 тыс. руб. или дисквалифицированы сроком до трех лет. Для юридических лиц штрафы составят от 200 до 300 тыс. руб.

Кто накладывает штраф

Для того чтобы на УК, ТСЖ, ЖСК наложили штраф, жильцу необходимо написать заявление в Государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру. И в нем изложить суть проблемы. При этом лучше приложить бумаги, которые будут свидетельствовать в вашу пользу (заключение специалистов Роспотребнадзора о ненадлежащем санитарном содержании дома, акт о том, что коммунальные услуги предоставляется некачественно и т. д.).

Инспекторы ГЖИ или сотрудники прокуратуры примут решение о проведение внеплановой проверки. Если изложенные вами факты подтвердятся на месте, то жилищникам вручат уведомление об устранении нарушений. И если все претензии не будут сняты в срок, то ГЖИ или прокуратура обратятся в мировой суд. Решение о наложении штрафа будет принято по итогам разбирательств. В 80% случаев суды выписывают штрафы.

Читайте также: