Могу ли я через мфц подать заявление в налоговую

Обновлено: 04.07.2024

Предприниматель может закрыть ИП через ФНС, отделение МФЦ или при помощи специализированной посреднической компании. В этом материале рассмотрим, как закрыть ИП через отделение многофункционального центра

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Плюсы и минусы закрытия ИП через МФЦ

Предприниматель может принять решение о самостоятельном закрытии ИП, если, например, он выяснил, что ему выгоднее работать в качестве самозанятого или он решил больше не заниматься коммерческой деятельностью.

Преимущества обращения в МФЦ:

большое количество офисов МФЦ – они есть практически в каждом населенном пункте;

удобный режим работы – большинство отделений работает с 8 утра и до 8 вечера;

в случае вопросов специалисты МФЦ проконсультируют бесплатно;

можно предварительно записаться на прием;

параллельно можно получить и другие услуги.

Недостатки МФЦ: увеличение срока ожидания готовности документов – если закрывать ИП через налоговую службу, то срок получения ответа – до 6 рабочих дней, в МФЦ – до 8 рабочих дней.

Instagram Деловой среды

Деловая среда в Instagram — подписывайтесь, чтобы получать порцию пользы каждый день!

Что нужно сделать до закрытия ИП

До закрытия ИП необходимо:

рассчитать и уволить сотрудников, если они есть,

заплатить госпошлину за закрытие ИП,

уплатить налоги, штрафы и пени,

Если у ИП есть наемные сотрудники, то перед закрытием надо их всех уволить. Сотрудников необходимо предупредить за 2 месяца, а за 2 недели сделует проинформировать местную службу занятости. После оформления приказа и расчета сотрудникам выдается трудовая книжка либо выписка с информацией о виде деятельности (в случае, если работник дал согласие на ведение документации в электронном виде).

Сотрудникам выдаются справка 2-НДФЛ и документ о заработке, необходимый для начисления пособия по безработице. Обе стороны обязаны сдать отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и фонд социального страхования. У предпринимателя имеется 15 календарных дней на уплату рассчитанных налогов в фонд социального страхования.

Если ИП работал без сотрудников, то процедура ликвидации упрощается.

Сдача отчетности и уплата обязательных платежей

Прежде чем закрыть ИП, необходимо:

сдать все декларации в ФНС,

погасить все долги – уплатить недостающие налоги, а если были начислены штрафы и пени, то и их тоже.

Проверить, есть ли у предпринимателя долги перед бюджетом, можно в личном кабинете на сайте ФНС.

Точный срок сдачи налоговой декларации при закрытии ИП в Налоговом кодексе не прописан, поэтому разные ИФНС могут трактовать его по-своему. Например, перед закрытием, в течение 5 дней после закрытия или вообще в обычные сроки. Поэтому данный вопрос индивидуальному предпринимателю лучше уточнять в ИФНС по месту учета.

Если после закрытия ИП налоговый орган обнаружит долги, то она перейдет на теперь уже физическое лицо. Гражданин может оплатить счета добровольно, но существует механизм судебного взыскания через процедуру банкротства. В этом случае человек не сможет заниматься бизнесом на протяжении последующих пяти лет. Отмечены случаи наложения запрета на выезд за пределы Российской Федерации на аналогичный период.

Размер госпошлины – 160 рублей. Оплатить можно на сайте ФНС или же в МФЦ через терминал.

Снятие кассы с учета

Начиная с июля 2018 года больше не нужно снимать кассовый аппарат с учета при прекращении деятельности ИП. Налоговая служба снимает кассу с учета, как только в ЕГРИП появляется информация о снятии предпринимателя с учета. На момент закрытия нужно передать все фискальные документы в ФНС. Если же вы планируете передать ККТ другому лицу, то тогда ее придется снять аппарат с учета. Для этого нужно:

Получить карточку о снятии ККТ с учета – это сделают в течение 5 дний с даты подачи заявления. Еще через 5 рабочих дней вам направят актуальную карточку через кабинет ККТ или ОФД.

Государство готово оказывать материальную поддержку своим гражданам по снижению ставок налогообложения на полученные доходы, если они постоянно проживают в России, регулярно оплачивают налоги в казну государства и проводили в отчетном периоде социально значимые затраты на себя или членов своей семьи.

Получить налоговое послабление можно разными путями, например, оформить налоговый вычет через МФЦ, в личном кабинете налогоплательщика или подать заявление на возврат налогового вычета через Госуслуги. Налогоплательщик вправе сам определить удобный для него способ получения государственной помощи, но для многих удобно подать документы на налоговый вычет через МФЦ, ведь они обычно находятся поблизости с домом.

Напомним, за что возможно вернуть налоговый вычет:

  • На собственное обучение или членов семьи.
  • На покупку жилья.
  • Оплачено лечение в платной клинике или приобретены дорогостоящие лекарственные средства.

Можно ли оформить налоговый вычет через МФЦ

Цель многофункциональных центров одного окна в оказания помощи нашим гражданам в оформлении различного рода справок и документов от государственных структур без обращения к ним. Ежегодно спектр предоставляемых услуг населению расширяется, уже сегодня можно получить или оформить различные пособия и государственные льготы, но можно ли оформить налоговый вычет в МФЦ, без обязательного посещения инспекции по налогам и сборам?

Да, такая услуга доступная всем нашим гражданам, без привязки к адресу регистрации и действительного проживания, любой гражданин имеет право подать документы на налоговый вычет через службу взаимодействия государственных структур с населением (МФЦ).

Условия для получения вычета

Граждане могут рассчитывать на государственную льготу, если они:

  • Постоянно проживают на российской территории и являются ее гражданами.
  • Регулярно делают отчисления подоходного налога в размере 13% со всех своих доходов в государственную казну
  • Являются резидентами, т.е. более 183 дней постоянно проживают в России и отчисляют налог со всех видов заработка.
  • Заявитель сможет документально подтвердить совершенные расходы на социальные нужды.

Граждане имеют право на льготное налогообложение, если траты сделаны в отношении самого налогоплательщика, на своих детей, ближайших родственников, приемных или усыновленных детишек.

Также государством снимается часть налогового бремени, если налогоплательщик потратил свои средства на покупку квартиры, дома для всей семьи, вложил деньги в жилищное строительство, оформил ипотечный кредит на покупку квартиры или земельного участка для возведения дома. Также льгота распространяется на приобретение части жилого помещения в многоквартирном доме или частном строении.

Правила оформления

Претендент должен собрать необходимые бумаги, подготовить заявление и подать документы в ближайшее подразделение МФЦ.

На официальном сайте инспекции по налогам и сборам можно скачать образцы и бланки с примерами заполнения, например:

  • Форму заявления в налоговый орган.
  • Пример декларации о полученных доходах с указанием права на вычет.
  • Письменное ходатайство от имени налогоплательщика на налоговый вычет.

Кроме основных бумаг, налогоплательщик должен представить:

  • Финансовые документы, подтверждающие проведенные расходы.
  • Справку из бухгалтерии о сумме перечислений подоходного налога за текущий год.

Подача налоговой декларации в МФЦ и остальной документации может осуществляться как самим налогоплательщиком, так и его законным представителем по нотариально оформленной доверенности.

Также заявитель должен приложить к комплекту банковскую выписку с номером дебетового счета, куда поступят перечисления из казны.

Цель сотрудников межгосударственной структуры в передаче всех документов в ИФНС, поэтому срок рассмотрения заявления в МФЦ может увеличиться примерно на 10 суток.

После получения инспекцией документов будет проведена камеральная проверка, если ошибки не обнаружатся, то заявителю будут перечислены средства на указанный им банковский счет. В противном случае оформляется корректирующая декларация, ее также можно подать через МФЦ.

Но это не единственный способ получения зачета по ранее уплаченным налогам, подать декларацию 3-НДФЛ допускается и другими способами, а можно ли сделать это через интернет?

Да, это доступно через сайт ИФНС или Госуслуги, если заявитель имеет учетную запись любого из этих электронных сервисов.

Получение вычета через ЛК налогоплательщика

На официальном сайте ИФНС есть опция входа в личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, при условии, что он заранее обратился в свое отделение, получил в инспекции логин и пароль для авторизации в ЛК налогоплательщика для физических лиц.

Порядок оформления

  • Чтобы получить налоговый вычет, пользователь сервиса вначале должен запросить создание сертификата электронного ключа для подписи всех подаваемых документов. Совет: наиболее удобный вариант создание сертификата ключа, хранящегося на сервере Инспекции, в этом случае необходимо будет создать и запомнить пароль к сертификату.
  • Затем необходимо подготовить и загрузить на сайт файл декларации о полученных доходах (в ней необходимо в отдельной строке заявить о возможности применения вычета по налогам).

Аналогичным способом налогоплательщик может вернуть проценты по ипотеке через налоговую, компенсировать часть затрат на лечение или обучение.

Другие варианты

Активный пользователь интернета может со своего компьютера записаться в ФНС через Госуслуги, либо оформить заявление на возврат имущественного вычета, если им потрачены собственные средства на ипотечное кредитование.

Но чтобы заявление приняли в работу, необходимо наличие электронной подписи, ее можно оформить в любом офисе компании Ростелеком или специализирующихся на подобной деятельности компаниях. На руки вам выдадут запоминающее устройство (обычно это флэш накопитель), на котором будет создана ваша личная электронная подпись. Ею можно пользоваться для отправки от своего имени самых различных документов в государственных интернет сервисах.

Многофункциональный центр (МФЦ) — посредник между налоговой и вами. Регистрацией ИП будет заниматься налоговая, МФЦ лишь перешлет документы. Регистрирующих ФНС может быть всего одна на регион, а многофункциональных центров больше и попасть в них проще. В 2022 году многие МФЦ уже используют электронный документооборот, поэтому сроки регистрации будут примерно такими же, как в налоговой. Некоторые МФЦ все еще пересылают документы почтой или курьерами, тогда срок регистрации ИП увеличится на время доставки документов.

Однако есть у МФЦ и некоторые минусы, по сравнению с налоговой. Главный — МФЦ лишь посредники и у них нет налоговых специалистов, значит, если у вас будут ошибки в документах, их не всегда заметят. Итогом может стать отказ в регистрации.

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через МФЦ нужно предоставить те же документы, что и в налоговую. ФНС регистрирует ИП за 3 рабочих дня. Но МФЦ требуется время на пересылку документов, даже электронных, поэтому срок регистрации ИП через МФЦ будет несколько больше.

1. Плюсы регистрации ИП в МФЦ?

У регистрации ИП через МФЦ есть существенные преимущества перед налоговой.

Офисы МФЦ работают по единым стандартам. Но, как видите, бывают различия по условиям обслуживания. Поэтому рекомендуем перед обращением, позвонить и уточнить в выбранном центре систему работы по регистрации ИП и возможность подачи документов без госпошлины.

2. Минусы при регистрации ИП в МФЦ

Среди недостатков регистрации ИП через МФЦ можно выделить следующие:

  • Отсутствие налоговых специалистов. Сотрудники МФЦ не всегда могут компетентно проконсультировать по правильности заполнения документов. При отказе ФНС придётся подавать документы повторно.
  • Не все МФЦ принимают уведомление о применении УСН. Если заявление на применение "упрощёнки" не примут вместе с пакетом документов при регистрации, его можно будет подать в течении 30 дней после регистрации в качестве предпринимателя, но уже в вашу в районную ФНС.
  • Если выбранная МФЦ не работает с ФНС по электронному документообороту, то придётся оплачивать госпошлину. Правда такие случаи сейчас редкость. Оплату в этом случае лучше производить в самом центре, так как реквизиты у ФНС и МФЦ разные. Если вы уже оплатили пошлину на счет налоговой, для регистрации через МФЦ эта квитанция будет недействительна. Придется или оплачивать снова или ехать передавать документы в регистрирующую налоговую.
  • Срок регистрации может быть увеличен. Налоговая зарегистрирует ИП за 3 рабочих дня. К этим дням надо прибавить время, необходимое МФЦ для пересылки документов. Как правило этот срок не значителен 1-3 дня.
  • Подать документы на регистрацию ИП можно не во всех МФЦ, но в большинстве можно.
  • Каждый многофункциональный центр является самостоятельным юридическим лицом и у них нет единого сайта и справочной. У каждого центра они свои.

Рекомендуем, все нюансы работы МФЦ уточнять заранее: возможность подать документы на открытие ИП, срок регистрации, необходимость оплаты госпошлины и список необходимых документов.


Сотрудники МФЦ не всегда могут найти ошибки, из-за которых налоговая откажет в регистрации. Вам будет не нужна проверка ошибок, если заполните документы с помощью нашего бесплатного сервиса. Просто внесите свои данные, а программа автоматически сформирует нужные документы в полном соответствии с требованиями ФНС. Также вы получите инструкцию по подаче. Все можно скачать и распечатать.

3. Список документов для регистрации ИП через МФЦ

Для регистрации ИП через МФЦ нужно предоставлять те же документы, что и для налоговой:

  • заявление Р21001;
  • оригинал паспорта будущего предпринимателя;
  • Уведомление о переходе на УСН (если требуется);

Могут потребоваться и дополнительные документы, исходя из вашей ситуации. Иностранцу придется приложить вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также нотариальный перевод удостоверения личности. Несовершеннолетнему ИП потребуется один из 3-х документов: нотариальное разрешение от законных представителей, свидетельство о браке или судебное решение об эмансипации. А при подаче документов через представителя, надо будет сделать на него нотариальную доверенность.

4. Подача документов через МФЦ по шагам

Для подачи документов через МФЦ нужно сделать 5 шагов:

  1. Подготовьте пакет регистрационных документов. Лучше это сделать через наш сервис, чтобы избежать ошибок.
  2. Выберите удобный для вас МФЦ. Это можно сделать через портал госуслуги.
  3. Запишитесь на прием. Сделать это несколькими способами:
    • прийти в МФЦ и взять талончик в терминале электронной очереди — обычно время ожидания не более 15 минут;
    • записаться заранее через сайт МФЦ вашего населенного пункта;
    • записаться через портал госуслуги;
    • записаться по телефону выбранного центра.
  4. Оплатите госпошлину, если МФЦ не работает с электронными документами. Если работает пропустите этот шаг.
  5. Подайте документы.

После принятия документов специалист МФЦ должен выдать вам расписку, в которой указан день, когда документы будут готовы.

Другие статьи

Как выбрать банк для открытия расчетного счета. Нужен ли счет в банке для ООО или ИП. Может ли ООО или ИП работать без расчетного счета.

Действия после регистрации ИП: выбор системы налогообложения, регистрация в фондах и т.д.

mozhno_li_cherez_mfc_oformit_nalogovyy_vychet.jpg

Похожие публикации

Большинство граждан уже привыкло к тому, что во многих случаях документы проще сдать в МФЦ, чем напрямую обращаться с ними в какое-либо ведомство, включая ИФНС. Тем более, что отделений многофункциональных центров по стране открылось уже немало, и принимают граждан в любом из них. Поэтому вопрос, можно ли через МФЦ оформить налоговый вычет, звучит все чаще. Постараемся дать на него наиболее полный ответ.

Можно ли оформить налоговый вычет в МФЦ

Функции, права и обязанности МФЦ определены в ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. от 30.12.2020). Но в нормативном акте, регулирующем работу центров, говорится о взаимодействии госструктур с гражданами в целом, без перечисления конкретных услуг. О том, можно ли получить налоговый вычет через МФЦ, в указанном законе не сказано. В Правилах организации деятельности МФЦ, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 (в ред. от 24.11.2020), порядок работы расписан чуть подробнее, однако и в них нет исчерпывающего перечня услуг центров.

Ответ на вопрос, можно ли подать налоговый вычет через МФЦ, есть в Налоговом кодексе РФ. Благодаря федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, в п. 4 ст. 80 НК РФ теперь прямо сказано, что декларацию разрешается представить через МФЦ. А получение вычета производится путем подачи декларации 3-НДФЛ, в которой заявляется право на него и на возврат части налога.

При подаче документов следует иметь в виду, что самостоятельно МФЦ налоговый вычет не предоставляет, а является только посредником между ФНС и налогоплательщиком. В отделении специалисты центра лишь примут документы, чтобы передать их в территориальную инспекцию ФНС по месту жительства гражданина. Решение о возврате НДФЛ в любом случае будут принимать налоговики после камеральной проверки представленных документов.

Как подать на налоговый вычет через МФЦ документы

В МФЦ принимают граждан в порядке живой очереди – к специалисту вызовут по номеру талона, полученному при входе. Однако можно сократить время подачи документов, записавшись на прием заранее.

Выбрать удобное ближайшее отделение и время посещения можно на ]]> сайте МФЦ ]]> или на портале ]]> Госуслуг ]]> . Перед визитом желательно уточнить, оказывает ли данное отделение услуги по приему деклараций 3-НДФЛ.

Налоговый вычет через МФЦ: какие документы потребуются

Чтобы не пришлось обращаться в центр дважды, рекомендуется заранее подготовить полный пакет бумаг для оформления налогового вычета через МФЦ. Какие документы потребуются:

  • паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося);
  • заполненная декларация 3-НДФЛ вместе с заявлением на возврат налога (в 2-х экземплярах, чтобы оставить себе копию с отметкой о дате приема); за соответствующий период с работы (иного места получения доходов);
  • копии документов, подтверждающие право на вычет, их состав зависит от того, какой именно вычет заявляется в декларации – имущественный, социальный, стандартный и т.д.

Вместе с копиями специалисту МФЦ предъявляются оригиналы документов – для их сверки.

Остановимся подробнее на том, какие нужно подготовить документы в зависимости от вида вычета – их перечень приводился ФНС в письме от 22.11.2012 № ЕД-4-3/19630.

Если заявляется имущественный вычет через МФЦ

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 220) имущественный вычет возможен при продаже имущества и при покупке (строительстве) жилой недвижимости. Соответственно, и документы прилагаются разные.

Для подтверждения налогового вычета при покупке квартиры через МФЦ подается:

  • копия договора на приобретение недвижимости. Если жилье приобретено по договору долевого участия, прилагается копия такого договора и акт приема-передачи объекта от застройщика;
  • копия документов об оплате имущества (квитанции, чеки, выписки банка, приходно-кассовые ордера и т.п);
  • документ о праве собственности покупателя на жилье; (при покупке в общую собственность).

При самостоятельном строительстве жилья прилагаются копии документов на приобретение земельного участка и материалов для возведения недвижимого объекта.

Если оформляется в МФЦ налоговый вычет за квартиру, приобретенную в ипотеку, для получения возврата средств с уплаченных ипотечных процентов дополнительно предъявляется:

  • копия кредитного (ипотечного) договора;
  • справка банка об уплаченных процентах.

Чтобы подать документы на налоговый вычет через МФЦ при продаже имущества, к декларации прилагают копию договора (если он имеется). Если вычет предоставляется в размере понесенных расходов на приобретение продаваемого имущества - дополнительно подают копии документов о затратах на покупку этого имущества.

Если заявляется через МФЦ налоговый вычет за лечение

  • договор с медучреждением (копия);
  • копию лицензии лечебной организации, если она не указана в самом договоре;
  • справка об оплате медуслуг, выданная специально для налоговых органов (оригинал);
  • копии чеков на приобретение лекарств и выписанные на них врачом рецепты (со штампом для ФНС).

Если вычет заявляется за лечение родственников – дополнительно сдается копия документа, подтверждающая родство.

Документы в МФЦ: налоговый вычет за обучение

Чтобы оформить налоговый вычет через МФЦ по расходам на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ), к декларации прилагают:

  • копии квитанций, чеков и т.п. на оплату услуг,
  • копию договора с образовательным учреждением, в т.ч. лицензии, если она не вписана в текст договора.

По оплате обучения родственников (детей, братьев, сестер) и подопечных нужна справка об очной форме обучения, копия свидетельств о рождении детей, документы о родственных отношениях или опеке.

Таким образом, положительный ответ на вопрос, можно ли подать налоговый вычет через МФЦ, прописан в Налоговом кодексе. А документы в центре примут, при условии, что заполнение декларации и состав приложений к ней соответствуют всем правилам. Датой представления 3-НДФЛ в налоговую считается дата ее приема сотрудниками МФЦ. Возврат налогового вычета производится в те же сроки, что и при сдаче отчетности напрямую в ИФНС – 3 месяца уходит на камеральную проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ) и 1 месяц отводится на перечисление средств на счет гражданина (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: