Какими налогами облагается муниципальное лпу тест

Обновлено: 13.05.2024

1. Что такое Обязательное Медицинское страхование?
а) составная часть государственной системы социального страхования;+
б) система, направленная на повышение размеров оплаты труда медицинских работников;
в) то же, что и страхование от несчастных случаев;
г) то же, что и социальное страхование.

2. Какие гарантии дает обязательное медицинское страхование?
а) получение всеми гражданами РФ медицинской помощи определенного объема и уровня;+
б) получение медицинской помощи минимального объема;
в) бесплатное получение гражданам высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи;
г) выплату пособий в случае временной утраты трудоспособности.

3. Выберите утверждение, относящееся к добровольному медицинскому страхованию…
а) может осуществляться при отказе от участия в системе обязательного медицинского страховая;
б) может осуществляться только региональными фондами ОМС;
в) направлено на получение гарантий более высокого уровня медицинской помощи сверх установленных программой ОМС;+
г) в Российской Федерации отсутствует в связи с наличием обязательного медицинского страхования.

4. Чем определяют объем оказания медицинской помощи в системе ОМС?
а) лечебным учреждение ;
б) Законом РФ “О медицинском страховании”;
в) территориальной программой ОМС;+
г) страховой компанией.

5. На что направлено введение системы обязательного медицинского страхования в России?
а) получение устойчивого источника финансирования учреждений здравоохранения;
б) повышение качества оказания медицинской помощи;
в) увеличение заработной платы медицинским работникам;
г) все утверждения правильны.+

6. Кто такой страховщик?
а) гражданин-обладатель страхового полиса;
б) страховая медицинская организация;+
в) тот, кто уплачивает страховые взносы;
г) лечебное учреждение, оказывающее медицинскую помощь в системе ОМС.

7. Кто такой страхователь?
а) гражданин-обладатель страхового полиса;
б) страховая медицинская организация;
в) гражданин, который уплачивает страховые взносы;
г) лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь в системе ОМС.+

8. Выберите утверждение, которое относится к страховой медицинской организации?
а) имеет право контролировать качество оказания медицинской помощи;+
б) контролирует качество оказания медицинской помощи только при возникновении жалоб от пациентов;
в) участвует в лицензировании лечебно-профилактических учреждений;
г) участвует в аттестации медицинских работников.

9. Кем осуществляются финансовые отчисления в фонды ОМС?
а) работодателями;
б) за счет средств бюджета;
в) лично гражданами;
г) работодателями и за счет средств бюджета.+

10. Территориальная программа ОМС определяет…
а) объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджета и ОМС;+
б) перечень лечебных учреждений, участвующих в системе ОИС;
в) источники финансирования системы ОМС;
г) направления развития страховых медицинских организаций на данной территории.

11. Виды страхования
а) имущественное+
б) страхование ответственности+
в) страхование от стихийных бедствий
г) личное страхование+

12. Видами личного страхования являются:
а) страхование жизни+
б) страхование от несчастных случаев+
в) пенсионное страхование+
г) медицинское страхование+

13. Добровольное медицинское страхование впервые появилось:
а) в Германии
б) в России
в) в США
г) в Великобритании+

14. Страна, где был принят первый закон об обязательном медицинском страховании:
а) США
б) Великобритания
в) Германия+
г) Франция

15. Страна, где функционирует государственная система здравоохранения:
а) Великобритания+
б) Италия+
в) США
г) Нидерланды

16. Страна, где развита преимущественно частнопредпринимательская система здравоохранения:
а) Швейцария
б) Германия
в) США+
г) Япония

17. Страны, где развита система медицинского страхования:
а) Германия+
б) Италия
в) Япония+
г) Великобритания
д) Австрия+

18. Программа “Медикер ” в США предназначена для…
а) для пенсионеров+
б) для некоторых категорий инвалидов+
в) для иммигрантов
г) для студентов

19. Программа “Медикейд” в США предназначена для:
а) для неимущих беременных+
б) для неимущих лиц, имеющих детей+
в) для безработных

20. Отметьте то, что относится к видам медицинского страхования:
а) обязательное+
б) добровольное+
в) принудительное

21. Отметьте то, что относится к видам добровольного медицинского страхования:
а) коллективное+
б) индивидуальное+
в) территориально-производственное

22. Суть принципа общественной солидарности при обязательном медицинском страховании:
а) богатый платит за бедного+
б) здоровый платит за больного+
в) чем старше контингент застрахованных, тем больше взнос
г) молодой платит за пожилого+

23. Страхователь при обязательном медицинском страховании для работающих граждан:
а) предприятие (работодатель)+
б) гражданин
в) органы исполнительной власти
г) профсоюзные органы

24. Страхователь при обязательном медицинском страховании для неработающих граждан:
а) предприятие (работодатель)
б) гражданин
в) органы исполнительной власти+

25. Страхователь при коллективном добровольном медицинском страховании:
а) предприятие (работодатель)+
б) гражданин
в) фонд социального страхования

26. Страхователь при индивидуальном добровольном медицинском страховании:
а) предприятие
б) гражданин+
в) фонд социального страхования

27. Возможно ли, что страховая компания имеет частную форму собственности?
а) да+
б) нет

28. Возможно ли, что крупная многопрофильная больница является учредителем страховой медицинской организации?
а) да
б) нет+

29. Возможно ли, что органы управления здравоохранением являются учредителями страховой медицинской организации?
а) да
б) нет+

30. Будут входить страховые медицинские организации в систему здравоохранения?
а) да
б) нет+

31. Возможен ли отказ предприятия, имеющего медико-санитарную часть с многопрофильным стационаром, от обязательного медицинского страхования своих работников?
а) да
б) нет+
в) да, по разрешению главы администрации территории

32. Будет иметь право страхователь выбирать страховую компанию?
а) да, по ОМС и ДМС+
б) нет
в) только по ДМС

II вариант.

1. Будет ли зависеть объем оказания медицинской помощи от размера, фактически выплаченного взноса по обязательному медицинскому страхованию?
а) да
б) нет+

2. Возможно ли, что страховая медицинская организация будет осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на коммерческой основе?
а) да
б) нет+

3. Возможно, ли страховой медицинской организации устанавливать размер страхового взноса при ОМС?
а) да
б) нет+

4. Возможно, ли страховой медицинской организации устанавливать размер страхового взноса при ДМС?
а) да+
б) нет

5. Возможно, ли страховой медицинской организации участвовать в формировании тарифов на медицинские услуги?
а) да+
б) нет

6. Данные медицинские учреждения имеют право работать в системе обязательного медицинского страхования:
а) государственные+
б) муниципальные+
в) частные+

7. Фонд обязательного медицинского страхования – ….
а) государственное некоммерческое финансово — кредитное учреждение+
б) коммерческая организация
в) благотворительная организация

8. Источниками финансирования системы обязательного медицинского страхования в России являются:
а) средства предприятия+
б) личные средства граждан
в) бюджетные средства+

9. Источниками финансирования системы обязательного медицинского страхования в зарубежных странах являются:
а) средства предприятий+
б) личные средства граждан+
в) бюджетные средства+

10. Источниками финансирования здравоохранения в Российской Федерации являются:
а) средства бюджетов всех уровней+
б) средства предприятий+
в) личные средства граждан+
г) взносы граждан по ОМС
д) доходы от ценных бумаг+
е) кредиты банков+

11. Требования, предъявляемые к штатному эксперту страховой компании:
а) высшее медицинское образование+
б) высшее юридическое образование
в) стаж работы по врачебной должности не менее 5 лет+
г) специализация по организации здравоохранения и общественному здоровью+

12. Требования, предъявляемые к внештатному эксперту страховой компании:
а) высшее медицинское образование+
б) стаж работы на врачебной должности не менее 10 лет+
в) ученая степень или высшая квалификационная категория+
г) специализация по организации здравоохранения и общественному здоровью

13. Методами планирования, которые используют в здравоохранении являются:
а) аналитический+
б) сравнительный+
в) когортный
г) балансовый+
д) нормативный+
е) экономико-математические+

14. Разделы плана здравоохранения территории:
а) сеть медицинских учреждений+
б) кадры+
в) капитальное строительство+
г) материально-техническое обеспечение ЛПУ+
д) бюджет (финансы)+

15. Раздел плана, с которого начинается планирование амбулаторной (внебольничной) помощи:
а) сеть
б) кадры+
в) капитальное строительство
г) финансовые средства
д) материально-техническое обеспечение

16. Раздел плана, с которого начинается планирование стационарной помощи:
а) сеть+
б) кадры
в) капитальное строительство
г) финансовые средства
д) материально-техническое обеспечение

17. Что относится к прямым экономическим потерям вследствие заболеваемости?
а) пособия по временной нетрудоспособности+
б) пенсии по инвалидности+
в) затраты на оказание медицинской помощи+
г) затраты на подготовку кадров+
д) затраты на научно – исследовательскую работу+

18. Косвенные экономические потери вследствие заболеваемости:
а) недопроизведенная продукция вследствие временной утраты трудоспособности+
б) недопроизведенная продукция вследствие инвалидности+
в) недопроизведенная продукция вследствие смерти в трудоспособном возрасте+

19. Экономический эффект – это…
а) предотвращенный экономический ущерб+
б) разность между экономическим ущербом вследствие заболеваемости до проведения профилактических мероприятий (внедрения нового метода лечения или диагностики) и после их проведения+

20. Основа для формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования являются все, кроме:
а) базовой программы ОМС
б) численности и состава населения территории
в) перечня медицинских учреждений, участвующих в ОМС
г) показателя объема медицинской помощи населению
д) объема финансовых средств
е) объема платных медицинских услуг+

21. Гражданин, который имеет страховой полис ОМС, может получить медицинскую помощь:
а) в территориальной поликлинике
б) в любой поликлинике населенного пункта
в) в любой поликлинике РФ+
г) в любой поликлинике субъекта Федерации

22. Как принимается программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью?
а) принимается ежегодно;+
б) была принята вместе с законом “Об обязательном медицинском страховании”;
в) декларирована Конституцией РФ;
г) является составной частью Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

23. Кто такой страхователь?
а) гражданин-обладатель страхового полиса;
б) страховая медицинская организация;
в) гражданин, который уплачивает страховые взносы;
г) лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь в системе ОМС.+

24. Не может быть страховщиком при ОМС:
а) территориальные фонды ОМС
б) страховые медицинские организации
в) филиалы территориальных фондов ОМС
г) администрация предприятий, учреждений+

25. В какой момент договор между страхователем и страховщиком считается заключенным?
а) с момента подписания договора
б) с момента получения списка застрахованных страховщиком
в) с момента уплаты первого страхового взноса+
г) с момента начала работы лечебного учреждения в системе ОМС

26. Момент, когда считается, что договор СМО с медицинским учреждением заключен:
а) с момента перечисления СМО аванса ЛПУ
б) с момента получения списка застрахованных ЛПУ
в) с момента заключения договора+
г) с момента получения СМО и ЛПУ лицензии

27. Что такое лицензирование медицинского учреждения?
а) определение соответствия качества медицинской помощи установленным стандартом
б) выдача государственного разрешения на осуществление определенных видов деятельности+
в) процедура предоставления медицинскому учреждению статуса юридического лица

28. Цель аккредитации:
а) изменение организационно – правовой формы медицинского учреждения
б) защита интересов потребителей на основе установления деятельности медицинского учреждения существующим профессиональным стандартом+
в) оценка эффективности деятельности медицинского учреждения
г) определение объемов медицинской помощи

29. Документ, выдающийся медицинскому учреждению после успешного прохождения аккредитации:
а) диплом
б) свидетельство
в) лицензия
г) сертификат+

30. Источники финансирования учреждений здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования:
а) средства обязательного медицинского страхования
б) государственный бюджет, местные бюджеты
в) доходы от платных услуг населения
г) средства от добровольного страхования, коммерческая деятельность
д) все выше перечисленное+

31. Документ, определяющий взаимодействие медицинского учреждения и страховой медицинской организацией:
а) Закон о медицинском страховании граждан
б) решение местной администрации
в) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
г) договор медицинского учреждения и страховой медицинской организации+

32. Что представляет собой страховой взнос (платеж)?
а) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается страхователем+
б) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается застрахованному лицу
в) величину денежной суммы за конкретные медицинские услуги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Облагаются ли НДФЛ и страховыми взносами компенсационные выплаты по расходам на тестирование коронавируса?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У организации имеется возможность не облагать суммы возмещения НДФЛ.
Неисчисление страховых взносов с сумм возмещения может привести к претензиям налоговиков.

Обоснование вывода:

НДФЛ

В п. 1 ст. 210 НК РФ указывается, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
При этом п. 1 ст. 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ.
На наш взгляд, в ситуации, когда необходимость прохождения работниками обязательного тестирования на COVID-19 за счет средств работодателя обусловлена требованиями законодательства, суммы оплаты организацией за тесты физических лиц (возмещения понесенных ими расходов) не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Поэтому объект обложения НДФЛ в таком случае отсутствует и налог исчислять не требуется.
Подобные выводы делались представителями уполномоченных органов в отношении возмещаемых организацией работникам сумм расходов по оплате медицинских осмотров, проведение которых предусмотрено трудовым законодательством (смотрите, например, письма Минфина России от 01.11.2019 N 03-04-05/84588, от 11.10.2019 N 03-04-05/78205, от 03.09.2019 N 03-04-06/67602, ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@). Поскольку официальные разъяснения по вопросу обложения НДФЛ рассматриваемых выплат в настоящее время отсутствуют, по нашему мнению, по аналогии можно воспользоваться логикой, содержащейся в приведенных выше письмах.
Федеральное законодательство устанавливает обязанность тестирования работников на коронавирус только для медицинских организаций и учреждений постоянного пребывания (пп. 1.5 п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9). Вместе с тем обязательное проведение организациями такого тестирования предусматривается региональными законодательными актами.
Так, например, на основании п.п. 2.4, 2.5 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ) организациям и ИП следует обеспечить в период с 12 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников. Также необходимо обеспечить в период с 1 июня 2020 г. в течение каждых 15 календарных дней проведение указанных в п. 2.4 настоящих требований исследований в отношении не менее 10 процентов работников.
Мы полагаем, что если в организации будет издан приказ, обязывающий работников в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции пройти тестирование на коронавирус, то это может свидетельствовать о том, что такое исследование произведено прежде всего в интересах организации. Подобные выводы в ряде ситуаций (не касающихся коронавирусной инфекции) представлены, в частности, в письмах Минфина России от 11.01.2018 N 03-04-06/570, от 14.11.2017 N 03-04-05/74954, от 31.10.2017 N 03-04-06/71534 (п. 1), от 10.05.2017 N 03-04-05/28179. В письмах, в частности, отмечается, что, поскольку произведенное возмещение производится организацией в своих интересах, это свидетельствует об отсутствии преобладающего интереса работника и, соответственно, об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ.
Иными словами, для целей решения вопроса о возникновении у сотрудника экономической выгоды - дохода, облагаемого НДФЛ, необходимо определить, в чьих интересах (организации или физического лица) оказываются те или иные услуги (выполняются работы) (смотрите также письма Минфина России от 20.03.2017 N 03-04-06/15815, от 23.05.2016 N 03-04-06/29397).
Кроме того, в анализируемой ситуации, на наш взгляд, имеются предпосылки для применения п. 10 ст. 217 НК РФ, согласно которому освобождаются от обложения НДФЛ доходы в виде сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.
Такие доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщику, а также в случае выдачи физическому лицу наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счет налогоплательщика в банке.
При этом молекулярно-биологическое исследование на коронавирусы поименовано в номенклатуре медицинских услуг (утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 N 804н).
Контролирующие органы обращают внимание, что одним из основных условий для применения п. 10 ст. 217 НК РФ является наличие у организации прибыли, так как средства, необходимые для оплаты медицинских услуг, должны формироваться из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль. В случае возмещения работодателем медицинских услуг своим работникам за счет иных средств суммы указанного возмещения не подпадают под действие п. 10 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите, например, письма Минфина России от 25.11.2019 N 03-04-06/91984, от 24.01.2019 N 03-04-05/3804, от 21.08.2018 N 03-04-06/59126, Энциклопедию решений. Учет оплаты работодателем медицинских услуг за работников и членов их семей; Энциклопедию решений. НДФЛ с оплаты работодателями за медицинское обслуживание (лечение) физлиц).
Из изложенного следует, что при возмещении организацией работникам расходов на проведение теста на COVID-19 за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, организация-работодатель вправе не облагать такие суммы НДФЛ.
Возместить сотруднику понесенные им расходы на тестирование можно, воспользовавшись положением п. 28 ст. 217 НК РФ, который устанавливает, что не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 рублей за налоговый период, в виде сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.
В этой связи организация может оформить выплаты как материальную помощь. Данный вариант предлагают и чиновники (письмо Минфина России от 03.12.2018 N 03-04-05/87037).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Пункт 1 ст. 421 НК РФ предусматривает, что база для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
По вопросу обложения страховыми взносами сумм возмещения работодателем затрат работников на прохождение обязательных медицинских осмотров специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что в случае, если работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров своих работников, что является его обязанностью по закону и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами. В противном случае, если организацией компенсируются работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в установленном порядке, так как они не приведены в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ (смотрите, например, письма ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, от 24.12.2019 N БС-3-11/10931@, от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@, Минфина России от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527).
Мы полагаем, что по аналогии возможно использовать данные разъяснения и для случая, когда прохождение работниками обязательного тестирования на COVID-19 за счет средств работодателя предусмотрено региональным законодательством. Иными словами, объекта обложения страховыми взносами не будет в том случае, если работодатель оплачивает обязательное тестирование работников непосредственно организации, проводящей тестирование.
Однако в рассматриваемой ситуации организация возмещает расходы сотрудников. Данное обстоятельство создает предпосылки для исчисления страховых взносов с сумм такого возмещения.
Использование же в отношении страховых взносов логики, аналогичной приведенной нами в разделе НДФЛ, основанной на отсутствии в ряде случаев интересов работника, на наш взгляд, рискованно. Так, признавая наличие исключительного интереса работодателя, позволяющего не облагать суммы возмещения работникам расходов на прохождение медосмотра НДФЛ, налоговая служба и Минфин России сообщают о необходимости обложения суммы возмещения такому работнику расходов на самостоятельно пройденный медосмотр страховыми взносами в общеустановленном порядке. При этом приведено такое обоснование: суммы возмещения расходов работников на медосмотр в ст. 422 НК РФ не поименованы. Подобная логика может быть применена и в данном случае, что видно из сопоставления разъяснений по НДФЛ и страховым взносам письма ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, а также п.п. 1 и 2 письма Минфина России от 24.01.2019 N 03-15-06/3786.
Противоположную позицию с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.
На сегодняшний день мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов применительно к данной конкретной ситуации. В то же время в спорах о доначислении страховых взносов на выплаты работникам возмещения затрат на медосмотры суды в ряде случаев отклоняют доводы налоговых органов.
Так, судьи исходят из того, что спорные выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились учреждением в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами. По мнению арбитров, ст. 422 НК РФ, содержащая исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 420 НК РФ, к числу которых спорные выплаты не относятся. Подобные правовые позиции нашли отражение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697, определении ВС РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019.
Кроме того, обратим внимание на пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ, который указывает, что суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за календарный год, не подлежат обложению страховыми взносами.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Противокоронавирусные меры и выплаты физлицам: НДФЛ и страховые взносы;
- Тесты на коронавирус: кто оплатит и как учесть в расходах (журнал "Практическая бухгалтерия", N 5, май 2020 г.).

1 сентября 2020 г.

В этом материале мы ознакомим вас с результатами проверки ТФОМС, проводимой в отношении бюджетного учреждения здравоохранения на предмет целевого и рационального использования учреждением средств ОМС. В ходе проверки были установлены факты нецелевого использования средств ОМС и учреждению выставлено требование:

возвратить в бюджет ТФОМС, использованные не по целевому назначению;

за использование не по целевому назначению средств ОМС уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.

Не согласившись с вмененными проверяющими требованиями, учреждение обратилось в суд. Какие расходы, совершенные учреждением за счет средств ОМС, были квалифицированы проверяющими как нецелевые, на чью сторону встал суд (см. Постановление АС ПО от 24.01.2019 № Ф06-42205/2018), рассмотрим в статье.

Как нецелевое расходование средств проверяющими (ТФОМС) были квалифицированы следующие расходы учреждения:

общехозяйственные и накладные расходы ошибочно распределялись между источниками финансирования;

труд сотрудников оплачивался при отсутствии у них сертификатов специалиста;

без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест некоторым сотрудникам производились доплаты за работу с вредными условиями труда;

выплачивалась заработная плата (с начислениями) работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала;

использованы медикаменты и оплачено питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС;

на пациентов, проходивших лечение за счет средств от приносящей доход деятельности, и пациентов, не являющихся застрахованными лицами в системе ОМС, использованы металлофиксаторы, приобретенные за счет средств ОМС;

произведена уплата налога на землю за земельный участок, на котором расположено здание наркологического диспансера;

излишне списан с подотчета водителя автомобиля бензин.

Ниже подробнее рассмотрим некоторые из названных нарушений подробнее.

Неправильное распределение общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования.

Согласно нормам п. 134 Инструкции № 157н[1] затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. Распределение накладных расходов производится одним из способов пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н). Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства.

Проверяющие установили неправильное распределение учреждением накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, которое привело к расходование средств ОМС; нарушений в правильности и обоснованности распределения медицинским учреждением накладных и общехозяйственных расходах между источниками финансирования судом установлено не было.

Исходные данные для установления правильности распределения расходов между видами деятельности были такие:

Наименование показателя

Значение показателя

Общая сумма дохода за год

Приносящая доход деятельность

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Распределение накладных расходов в учреждении проводится пропорционально доле доходов, полученных учреждением. Общехозяйственные и накладные расходы составили 90 760,3 тыс. руб. Согласно имеющимся данным по доходам они были распределены по видам деятельности, осуществляемой учреждением, так:

Наименование показателя

Значение показателя, определенного расчетным путем проверяющими и судьями

Расходы, совершенные учреждением

Отклонение от нормы

Общий размер общехозяйственных и накладных расходов

Приносящая доход деятельность

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Как указал суд, учреждением были нарушены п. 1 ст. 272 НК РФ, п. 134, 135 Инструкции № 157н. В результате необоснованного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств областного бюджета, на общую сумму 592,6 тыс. руб. (90 760,3 тыс. руб. x 85,4 % - 78 101,9 тыс. руб.). Данные расходы не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Согласно нормам пп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 326-ФЗ[2] медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Структура тарифов по ОМС, которая содержится в территориальных программах ОМС, не предусматривает расходование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Таким образом, суд встал на сторону проверяющих и указал на то, что оплата учреждением общехозяйственных и накладных расходов, которые не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

Оплата труда сотрудников при отсутствии у них сертификатов специалиста.

Согласно нормам п. 1 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ[3] до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Пунктом 5.6 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230, установлено, что включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов. Из положений этих документов суд пришел к выводу о том, что выплата заработной платы (с начислениями) медработникам, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 с 29.06.2019 утратил силу. Вместо него применяется Приказ ФФОМС от 28.02.2019 № 36, которым был утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Пунктом 5.6 приложения 8 к новому порядку – по аналогии с положениями ранее действовавшего порядка – установлено, что включение в реестр счетов страховых случаев, при которых медицинская помощь оказана медицинским работником, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов.

Доплата за вредные условия труда, не подтвержденные аттестацией.

Согласно нормам ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ[4] установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Исходя из вышеназванных положений, а также п. 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н, п. 3.3 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 416, суд указал, что выплата доплат без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест не связана с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не может оплачиваться за счет средств ОМС. Таким образом, учреждением было совершено нецелевое расходование средств.

Выплата зарплаты работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала.

В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица. Расходы по исследованию аутопсийного материала (то есть материала трупов) суд счел не связанными с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, не подлежащими оплате за счет средств ОМС, указав, что в соответствии с разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403, и разд. 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 № 827, иные государственные и муниципальные услуги (работы), в том числе в патологоанатомических бюро, оказываются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

Судом было установлено, что учреждению из бюджета субъекта были выделены денежные средства на осуществление патологоанатомических работ, включая заработную плату (с начислениями). При таких обстоятельствах суд согласился с мнением проверяющих и установил, что выплата заработной платы работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала, произведенная за счет средств ОМС, является нецелевым расходованием средств ОМС.

В завершение отметим, что соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки исполнения требований территориального фонда ОМС. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.

При этом в силу ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ[5] вопросы оплаты труда работников и материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта РФ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление указанных полномочий в порядке и случаях, установленных федеральными законами, может дополнительно финансироваться за счет средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Исходя из ст. 6 Федерального закона № 326-ФЗ субвенции из бюджета ФФОМС предоставляются на финансовое обеспечение полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в том числе на финансовое обеспечение базовой программы ОМС.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС – исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Таким образом, финансовое обеспечение базовой программы ОМС предусматривает финансирование медицинской помощи при наступлении страхового случая (при заболевании, травме, ином состоянии здоровья застрахованного лица, профилактических мероприятиях) и не влечет расходных обязательств РФ по содержанию учреждений здравоохранения субъектов РФ. Определение источника возврата указанных средств должно осуществляться в рамках установленных полномочий (Письмо Минфина РФ от 13.12.2018 № 02-05-11/90925).

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляются медицинской организацией в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.


В условиях сложившейся тяжелой ситуации с коронавирусом многие работодатели как по своей воле, так и по воле регионального закона по сей день тестируют своих сотрудников на наличие коронавирусной инфекции с целью не допустить ее распространение среди работников. Расскажем о том, как правильно отразить расходы на прохождение тестов, а также о возможных сложностях при обложении НДФЛ и страховыми взносами.

Вариант 1. Тестирование инициировано работодателем

Инициатива работодателя протестировать сотрудников на COVID-19 может быть двух видов:

1) обязанность работодателя выполнять данное действие обусловлено законом региональной власти;

2) непосредственная инициатива организации исходя из ее составленных внутренних регламентов.

Если организация самостоятельно инициирует проведение тестов на COVID-19 с целью профилактики и невозможности распространения инфекции на рабочих местах, то в обязательном порядке должен быть издан внутренний приказ с поименным перечнем сотрудников, подлежащих медицинскому обследованию.

И в первом, и во втором случае при налогообложении прибыли расходы на тестирование сотрудников на COVID-19 организация вправе включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (тем самым реализационные доходы организации уменьшаются на затраты по тестам). Такой вывод был сделан Минфином РФ в письмах № 03-03-10/54288 от 23.06.2020 и № 03-03-07/54757 от 25.06.2020.

Следовательно, расходы, связанные с проведением тестов на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней, относятся к выполнению требований законодательства и направлены на обеспечение безопасных условий труда, а значит, данные затраты учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Данные затраты должны быть обязательно документально подтверждены, например:

  • договор с лицензированным медучреждением о проведении тестирования сотрудников на COVID-19, акты об оказании услуг, документы, подтверждающие оплату медицинских услуг (если непосредственно организация оплачивает услуги), а также внутренний приказ о необходимости проведения тестов для сотрудников (в случае, если организация самостоятельно инициирует данное мероприятие);
  • если же сотрудник сам проходит обязательное тестирование и впоследствии компенсирует расходы у работодателя, то также необходимо запросить у работника подтверждающие документы (чеки об оплате, договор; заявление о возмещении расходов).

В том же письме Минфина РФ № 03-03-07/54757 от 25.06.2020 указан и порядок учета НДФЛ: оплата работодателем для своих работников стоимости услуг по тестированию на коронавирус не облагается НДФЛ в связи с тем, что такая оплата не может расцениваться как получение экономической выгоды работниками (получение дохода), а обусловлено необходимостью работодателя создать безопасные условия труда.

Что касается страховых взносов, то здесь ситуация немного иная. Следует обратить внимание на два момента:

1) если организация самостоятельно заключает договор с медучреждением и оплачивает услуги по проведению тестирования сотрудников на коронавирус (что обусловлено прямым федеральным и/или региональным законодательством), то, соответственно, никаких выплат сотрудникам не осуществляется, а значит, и нет базы для обложения страховыми взносами, следовательно, взносы организация не платит;

2) если сотрудник самостоятельно прошел обязательное тестирование и работодатель компенсирует ему расходы, то в данной ситуации выплаты следует облагать страховыми взносами во избежание споров с контролирующими органами, поскольку со стороны законодательных актов нет четкого разъяснения по данному вопросу, к тому же в ст. 422 НК РФ данный вид компенсации не указан в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами.

Вариант 2. Компенсация тестов инициируется работниками, а затем организация компенсирует сотрудникам расходы

Если работник по своему желанию и за свой счет прошел тестирование на наличие инфекции или антител к COVID-19, т.е. исследование является необязательным для работника — данные расходы не признаются обоснованными (письма Минфина РФ № 03-03-06/1/44840 от 8 сентября 2014 г. и № 03-03-06/1/196 от 31.03.2011). Поэтому стоимость дальнейшего возмещения тестирования работодателем сотруднику нельзя включить в расходы от производства/реализации и тем самым уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

В отношении обложения НДФЛ компенсационной суммы сотруднику от работодателя: данная выплата будет расцениваться как получение экономической выгоды сотрудником, то есть получение дохода, поскольку добровольное медицинское исследование работника не является обязательным мероприятием и решение о компенсации работодателем также принимается по его желанию. Причем если работодатель будет компенсировать подобного рода тестирование, то данная выплата считается доходом в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ), с которого необходимо будет удержать НДФЛ с ближайшей денежной выплаты сотруднику.

В части обложения страховыми взносами, как уже было выяснено, возмещение сотруднику расходов как обязательного, так и необязательного тестирования на коронавирус в любом случае будет облагаться страховыми взносами.

Стоит также заметить, что компенсацию расходов работнику организация может осуществить и через выплату материальной помощи. Настоящим трудовым и гражданским законодательством не регламентирован список причин-оснований для предоставления матпомощи.

Для оформления материальной помощи потребуются следующие документы:

  • заявление от сотрудника в произвольной форме;
  • подтверждающие от сотрудника документы по прохождению тестирования (копии чеков об оплате, договор физлица с медицинским учреждением);
  • Данная материальная помощь учитывается в составе прочих расходов на счете 91, т.е. не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). Однако выплата материальной помощи работнику в год в размере до 4000 руб. включительно не облагается страховыми взносами и НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Фото: igorykor/shutterstock.com

До 1 декабря россияне должны заплатить налог на имущество физических лиц — если не сделать это вовремя, начислят штраф в размере до 40% от суммы налога. Но есть категории граждан, которые могут не волноваться на этот счет. Вместе с экспертами рассказываем, кому можно не платить налог на имущество.

Эксперты в этой статье:

Главное о налоге

Налог на имущество физических лиц нужно платить ежегодно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть до 1 декабря 2021 года необходимо уплатить налог за 2020 год. Налогом облагается недвижимость в собственности — жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, объекты незавершенного строительства и т. д. Полный перечень объектов налогообложения указан в ст. 401 НК РФ.

Кроме штрафа, за просрочку платежа налогоплательщику начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Пока налогоплательщик не заплатит налог, пеня будет начисляться каждый день. Если задолженность выше 30 тыс. руб., то должнику, скорее всего, ограничат въезд за границу.

Взыскать неуплаченный налог могут только в судебном порядке, отмечает доктор экономических наук, руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ряховский.

Как рассчитывается и оплачивается налог

Формула налога определяется как произведение уменьшенной на налоговый вычет кадастровой стоимости объекта и процентной ставки (она зависит от типа недвижимости). Если речь идет о квартирах, эта ставка составляет 0,1–0,3% стоимости. Для элитного жилья (дороже 300 млн руб.) ставка составляет 2%. Кадастровая стоимость недвижимости в налоговом уведомлении уже уменьшена на сумму налогового вычета.

С 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет в среднем на 21,4%. Почти на такую же сумму (на 20%) вырастет сумма налога в течение следующих двух лет.

Кто может не платить имущественный налог

Платить налог на имущество нужно не всем. Полный список категорий граждан, которые полностью освобождаются от уплаты налога, содержится в ст. 407 НК РФ. Среди них:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу, а также партизаны;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащие или бывшие военнослужащие, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Налоговая льгота предоставляется при соблюдении следующих условий:

  • имущество не используется в предпринимательской деятельности;
  • кадастровая стоимость имущества не превышает 300 млн руб.;
  • льготы предоставляются в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Полностью от уплаты налога на имущество физлиц освобождаются пенсионеры и ветераны

Какие еще есть льготы

Льготами при оплате имущественного налога могут воспользоваться многодетные семьи с несовершеннолетними детьми. Для них налогооблагаемая площадь сокращается на 7 кв. м. дома или 5 кв. м. квартиры в расчете на каждого ребенка.

Есть также льгота для всех налогоплательщиков в отношении хозяйственных построек площадью до 50 кв. м, которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, добавил Дмитрий Ряховский.

Кроме того, регионы могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество. Например, в Москве граждане получают льготу при уплате налога на апартаменты.

Как получить льготу

Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.

Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы можно несколькими способами:

Если же налоговая выявит причины, которые препятствуют получению льготы (например, проблема с документами), то она проинформирует об этом налогоплательщика.

Читайте также: