Международные договоры рф установление общих принципов налогообложения

Обновлено: 07.05.2024

Россия, как самостоятельно, так и в роли правопреемника СССР, является участником многих международных договоров (конвенций). Международные договора, как источник налогового права, для Российской Федерации имеют приоритет перед ее налоговым законодательством. Об этом прямо сказано в статье 7 Налогового кодекса РФ:

В данной статье закрепляется общепринятая международная практика, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора. Этот порядок распространяется и на все соглашения об избежании двойного налогообложения, которые Российская Федерация заключила с другими государствами. Вследствие этого положения статьи 7 НК РФ имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами Российской Федерации для налогоплательщиков резидентов Российской Федерации и от источников в Российской Федерации для налогоплательщиков нерезидентов Российской Федерации.

Одним из наиболее распространенных договорных инструментов в сфере налоговых правоотношений являются двусторонние и многосторонние соглашения об избежании двойного налогообложения при наличии источников доходов в разных странах. Суть данного соглашения состоит в том, что две или более страны договариваются о том, чтобы дважды не обкладывать налогом одну и ту же налогооблагаемую базу, какая страна и в какой мере будет претендовать на эту базу.

Соглашения об избежании двойного налогообложения регулируют и такие вопросы, как гарантии недискриминации и обмен информацией. Под недискриминацией традиционно понимаются обязательства договаривающихся государств в том, что граждане одного договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом государстве, не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве любому налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве при тех же условиях. Недискриминация, в частности, выражается и в том, что налогообложение доходов или прибыли, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает через постоянное представительство в другом договаривающемся государстве, не будет менее благоприятным в этом другом договаривающемся государстве, чем налогообложение доходов или прибыли, получаемых через постоянное представительство в этом договаривающемся государстве лицами с постоянным местопребыванием в третьих государствах, осуществляющих аналогичную деятельность в таких же условиях. Гарантии недискриминации, закрепленные в праве, являются чрезвычайно важными для рядовых плательщиков, так как распространяются на все налоги и сборы.

И, наконец, Соглашения об избежании двойного налогообложения обязательно содержат механизм устранения двойного налогообложения, который заключается в общих чертах в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести:

1. Общеполитические многосторонние акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения. Среди них можно назвать:

- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);

- Европейскую социальную хартию (1961 г.).

2. Двухсторонние или многосторонние политические договоры, содержащие правовые нормы о налогообложении. К их числу относятся:

- Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (подписан президентами Российской Федерации и Республики Беларусь;

- Многосторонний договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1992 года и другие акты.

3. Собственно налоговые соглашения и конвенции. Россия заключила более 60 таких международно-правовых актов об избежании двойного налогообложения, об оказании административной помощи по налоговым делам, по вопросам наследства, по социальному страхованию и т.д.

4. Договоры, соглашения и конвенции заключенные СССР с другими странами, не утративших юридическую силу среди них можно назвать:

- Конвенцию между правительством ССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 01.03.1985).

- Конвенцию между правительством СССР и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов (от 26.02.1985).

- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения доходов (от 13.06.1985).

- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (от 31.07.1987) и другие акты.

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: