Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков россии

Обновлено: 08.07.2024

Исследование применяемых методик контроля, а также проблем, возникших вследствие сокращения полномочий налоговых органов, позволило определить направления развития налогового администрирования банков как субъектов, вовлеченных в обеспечение своевременного и полного поступления налоговых платежей в бюджет. В их числе: повышение оперативности контроля продвижения налоговых платежей; разработка процедурных и информационных аспектов взаимодействия налоговых органов и банков; углубление содержательно- аналитического характера методик предупреждения налоговых нарушений на базе использования банковских продуктов и технологий. Особое внимание должно уделяться установлению признаков неправомерных действий налогоплательщиков при осуществлении налоговых платежей через неплатежеспособные банки. В этом случае важны сведения, полученные из внешних источников, в том числе от банков: о расчетных счетах налогоплательщика и режиме их использования; финансовом положении банка на момент открытия расчетного счета и предъявления к нему расчетных документов по перечислению налоговых платежей; об участниках расчетов, в результате которых формировались записи на расчетном счете налогоплательщика и др. Сформированные таким образом информационные базы способствуют реализации предложенной в работе методики подготовки к выездной налоговой проверке.

Систематизация результатов выездных налоговых проверок и имеющейся судебной практики позволила однозначно утверждать, что на всех этапах развития налоговой системы РФ налогоплательщики использовали банковские продукты и технологии в процессе оптимизации налоговых платежей. При этом показано, что под воздействием установленных в работе внешних и внутренних факторов произошла модификация характера участия банков в налоговых схемах: от упрощенно-агрессивного (граничащего с уходом от налогообложения), широкомасштабного к технологично-усложненному, индивидуализированному. Важнейшим фактором, способным и далее оказывать позитивное воздействие на развитие цивилизованных налоговых отношений с участием банков, выступает развитие методологии налогового администрирования, углубление содержательного аспекта методики раскрытия схем минимизации налоговых платежей.

Значительная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) в 90-х годах ХХ в. как результат специального налога на превышение ФОТ, а затем высокого уровня тарифов по отчислениям во внебюджетные фонды и налоговой ставки по ЕСН была и пока остается основным фактором появления налоговых схем по минимизации налоговых платежей социального характера. Анализ их содержания свидетельствует об активном вовлечении в них банковских продуктов вследствие несимметричности норм налогового законодательства, а также несовершенства методического обеспечения налогового контроля. В качестве критерия налогового контроля предложен коэффициент налоговой нагрузки по ЕСН. Снижению налоговых рисков, учитывая взаимосвязь налоговых баз, будет способствовать и гармонизация порядка определения процентных доходов по вкладам физических лиц и ограничения процентных расходов банков по долговым обязательствам. Кардинальной мерой легализации налоговой базы должно стать сущностное изменение социального налогообложения, базирующееся на реформировании системы социального страхования и обеспечения.

Другим структурированным в диссертации направлением налогового администрирования деятельности банков по обеспечению налоговых поступлений от разных секторов экономики является выявление применения банковских технологий для необоснованного возмещения НДС из бюджета. С учетом необходимости соблюдения банковской тайны предложен перечень сведений и методика использования банковской информации в качестве элемента комплексного подхода к совершенствованию контрольно-аналитической работы налоговых органов, направленной, в частности, на выявление фирм-однодневок как наиболее распространенного элемента незаконных схем. Аналитический потенциал имеют сведения об осуществление расчетов между контрагентами по сделкам в течение одного-двух операционных дней в одном банке; нахождение расчетных счетов отдельных участников сделки в офшорных зонах и др. Эффективная реализация разработанных методических приемов по предотвращению схем минимизации налоговых платежей возможна только при условии налогового мониторинга расчетных операций налогоплательщиков в течение максимально возможного по длительности периода.

Сложность и волатильность хозяйственных связей, с одной стороны, изменчивость (консерватизм) норм налогового законодательства, с другой, предопределяют высокую вероятность налоговых рисков, возникающих как следствие несоответствия

Рис. 4. Налоговый мониторинг банковских продуктов (проектов) на соответствие нормам налогового законодательства

одного другому. Отсюда возникает необходимость разработки методики налогового мониторинга банковских продуктов (проектов) на предмет соответствия нормам налогового законодательства (рис. 4). В диссертации разработано методическое обеспечение налогового сопровождения операций и нестандартных договоров банков в части ННП, НДС, ЕСН.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 106 публикациях автора, в т.ч.:

Монографии и научные издания:

Публикации в журналах и изданиях, определенных ВАК

1 ЕСН – единый социальный налог, ННП – налог на прибыль организаций, НДС – налог на добавленную стоимость, НДФЛ – налог на доходы физических лиц.

2 В мае 2000г. в вексельной форме находилось 7,1% всей задолженности поставщикам, при высоком удельном весе просроченной задолженности по ним — 18,6%.

3 Налог на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищного хозяйства, налог на содержание автомобильных дорог.

4 Произведенные расчеты оказали, что реклассификация процентных и комиссионных доходов исходя из требований МСФО в целом по 30 крупнейшим банкам сопровождается увеличением первых по универсальным банкам – до 8 п.п., по розничным – до 50 п.п.

5 В научной литературе нет единства относительно содержания и соотношения между такими понятиями как финансовый рынок, фондовый рынок, рынок ценных бумаг. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что настоящее исследование исходило из расширительной трактовки фондового рынка, фактически приравнивающей его к рынку ценных бумаг.

6РЦБ – рынок ценных бумаг; ОРЦБ – организованный рынок ценных бумаг.

7 ПФИ – производные финансовые инструменты; ФИСС – финансовые инструменты срочных сделок.

8 Российское на­логовое законодательство не предусматривает специально­го налога на прирост стоимости.

9 Отме­тим, что финансирование путем кре­дитования может быть выгоднее и по иным, не связанным с нало­гами причинам.

10 При этом не исключается и регулирующая цель такого подхода, во-первых, стимулирование развития банковского сектора, во-вторых, сдерживания направления финансовых потоков в направлении фондового рынка в ущерб реальному сектору.

Читайте также: