Лизинговые схемы налоговой оптимизации

Обновлено: 16.05.2024

Новая упрощенная система налогообложения 1 позволяет включать в расходы затраты на приобретение основных средств, не начисляя при этом амортизацию и не уплачивая налог на имущество. В сочетании с лизинговыми операциями упрощенная система налогообложения дает возможность не только не платить налог на имущество, но и уменьшить налог на прибыль.

Отметим, что далеко не все организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ) 2 . Поэтому для оптимизации налогообложения зачастую бывает необходимо либо создать новые организации и перевести их на упрощенную систему, либо перевести на "упрощенку" уже существующие "подконтрольные" организации. Нужно иметь в виду, что участие основного предприятия (или любого другого юридического лица) в уставном капитале вновь созданной организации не должно превышать 25%, иначе она не вправе будет применять упрощенную систему (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Налоговая оптимизация заключается в том, что основные средства передаются (например, в лизинг) организации, применяющей упрощенную систему. Основные средства после такой передачи не облагаются налогом на имущество. Ставка единого налога при упрощенной системе составляет 15% с разницы доходов и расходов или 6% от доходов, в то время как ставка налога на прибыль - 24%. Очевидно, что при переводе наиболее прибыльных операций на организацию, применяющую упрощенную систему, вы уменьшите налоговые платежи.

Как перевести имущество в "упрощенную" организацию

При переводе имущества из основной организации "А", работающей по общему режиму налогообложения, в новую организацию "В", применяющую упрощенную систему, возможны два варианта: организация "А" переводит производство в организацию "В" или оставляет его у себя. Рассмотрим схему перевода имущества в обоих случаях.

Вариант 1. Организация "А" решила перевести производство (или его часть) в организацию "В". Для этого "В" заключает договор лизинга с лизинговой компанией на приобретение, допустим, оборудования. Продавцом указывается организация "А", имеющая это оборудование в собственности. Оборудование по соглашению сторон учитывается у лизингополучателя, то есть у организации "В". В результате этой сделки организация "А" получает денежные средства от лизинговой компании по договору купли-продажи оборудования. А организация "В", выплачивая лизинговые платежи лизинговой компании в течение срока действия договора лизинга, по его окончании становится собственником этого оборудования. Лизинговая компания при расчете лизинговых платежей применяет ускоренную амортизацию по оборудованию, переданному организации "В" (с коэффициентом до 3); в этом случае стоимость оборудования может быть списана на расходы в три раза быстрее 3 .

В соответствии с новыми нормами упрощенной системы налогообложения лизинговые платежи включаются в расходы организации "В" (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Следует отметить, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе выбирать объект налогообложения - доходы либо разницу между доходами и расходами (ст. 346.14 НК РФ). Однако с 1 января 2005 г. будет применяться только один объект налогообложения - разница между доходами и расходами (ст. 6 Закона № 104-ФЗ). Это необходимо иметь в виду, если срок договора лизинга, заключенного в 2002 году, превышает два года.

При переводе производства (или его части) и реализации продукции из организации "А" в организацию "В" необходимо учитывать условия, при которых организация "В" сможет продолжать применение упрощенной системы (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • доходы организации "В" не должны превышать 15 млн руб. в год;
  • стоимость имущества, находящегося в собственности, не должна быть более 100 млн руб.

Вариант 2. Организация "А" решила оставить производство у себя. В этом случае организация "В", получив оборудование по договору лизинга с согласия лизингодателя (лизинговой компании), передает его по договору сублизинга 4 организации "А". При этом оборудование учитывается у организации "В". Лизинговые платежи организация "В" рассчитывает исходя из лизинговых платежей, выплачиваемых лизинговой компании, и своего дохода от сублизинга. Организация "А", используя оборудование в производственном процессе, включает лизинговые платежи в расходы и при этом не платит налог на имущество. Причем сумма лизинговых платежей превышает амортизацию этого оборудования с учетом повышающего коэффициента (до 3), дохода лизинговой компании и организации "В".

Пример

Организация "А" имеет в собственности производственное оборудование стоимостью 10 млн руб. Ежегодная выручка в течение всего срока эксплуатации оборудования (10 лет) составляет 15 млн руб. (без НДС).

Для упрощения расчетов налоговая нагрузка определяется только по налогу на имущество и налогу на прибыль (НДС не учитывается).

Организация "А" применяет общий режим налогообложения.

Общая сумма доходов от реализации продукции за период эксплуатации - 150 млн руб. (15 млн руб. x х 10 лет).

Общие расходы определяются как сумма амортизации и налога на имущество (другие расходы в расчете не рассматриваются).

Допустим, оборудование относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования 10 лет. Начисление амортизации осуществляется по линейному методу. Норма амортизации - 10% [(1 : 10 лет) х 100%]. Амортизационные отчисления за год составляют 1 млн руб. и соответственно за весь период эксплуатации оборудования - 10 млн руб. (1 млн. руб. х 10 лет).

Налог на имущество при ставке 2% в год за 10 лет составляет 1 млн руб. 5

Налоговая нагрузка за 10 лет равна сумме платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль - 34 360 тыс. руб. (1000 тыс. + 33 360 тыс.)(расчет см. в таблице).

Организация "А" применяет упрощенную систему налогообложения

Организация "А" выбрала в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами 6 . Ставка единого налога - 15%. Стоимость приобретенного оборудования (с НДС) включается в расходы полностью (12 000 тыс. руб.) при условии его оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16; п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В этом случае в 1-й год работы разница между доходом и расходом составит 3000 тыс. руб. (15 000 тыс. - - 12 000 тыс.), а сумма единого налога - 450 тыс. руб. (3000 тыс. руб. х 15%).

В следующие 9 лет при ежегодном доходе 15 000 тыс. руб. и отсутствии других расходов единый налог будет равен 2250 тыс. руб. в год (15 000 тыс. руб. х 15%). Общая сумма налога за 9 лет составит 20 250 тыс. руб. (2250 тыс. руб. х 9 лет).

Таким образом, налоговая нагрузка за 10 лет - 20 700 тыс. руб. (450 тыс. + 20 250 тыс.), что на 39,8% меньше налоговой нагрузки при применении общего режима налогообложения.

Как видно из расчетов, эффект в виде экономии налоговых платежей от применения упрощенной системы значителен. Однако если организация не может или не хочет переходить на применение упрощенной системы, то оптимизировать налогообложение можно, взаимодействуя с другой организацией, применяющей упрощенную систему. При этом использование лизинговых операций сделает оптимизацию еще более эффективной.


Организация "А" переводит производство в "упрощенную" организацию "В"

Организация "В" по договору с лизинговой компанией приобретает оборудование в лизинг. Продавцом оборудования является организация "А", что указано в договоре лизинга.

Стоимость оборудования составляет 12 000 тыс. руб. (в том числе НДС). Оборудование учитывается у лизингополучателя - организации "В" (схема 1).

Лизинговые платежи рассчитаны исходя из ускоренной амортизации с коэффициентом 3 (3000 тыс. руб.) и лизингового дохода (300 тыс. руб.). Общая сумма лизинговых платежей в год составляет 3300 тыс. руб. Срок договора лизинга - 3,3 года.

У организации "В" сумма доходов за первые 3,3 года - 49 500 тыс. руб. (15 000 тыс. руб. х 3,3). Сумма расходов (лизинговых платежей) за этот же период - 10 890 тыс. руб. (3 300 тыс. руб. х 3,3). Сумма единого налога - 5791,5 тыс. руб. [(49 500 тыс. - -.10 890 тыс.) х 15%]. За следующие 6,7 лет сумма доходов организации "В" составит 100 500 тыс. руб. (15 000 тыс. руб. х х 6,7) при отсутствии других расходов. Единый налог за этот период - 15 075 тыс. руб. (100 500 тыс. руб. х х 15%).

Налоговая нагрузка организации "В" за 10 лет - 20 866,5 тыс. руб. (5791,5 тыс. + 15 075 тыс.).

У организации "А" налоговая нагрузка от применения этой схемы не возникнет.

Таким образом, общая налоговая нагрузка при применении данной схемы снизится по сравнению с общим режимом налогообложения на 39,27%. При этом организация "А" получит дополнительные денежные средства за счет продажи оборудования (лизинговой компании), которое продолжает использоваться в производственном процессе в подконтрольной организации "В".


Организация "А" оставляет производство у себя

Если организация "А" решила оставить производство у себя, она может приобрести оборудование у организации "В". При этом с ней заключается договор сублизинга с условием возврата предмета лизинга по окончании договора с разрешения лизинговой компании (схема 2) на срок 3,3 года.

Организация "В" выплачивает лизинговые платежи лизинговой компании в размере 3300 тыс. руб. в год. А от организации "А" получает лизинговые платежи, например, в размере 4000 тыс. руб. В этом случае при объекте налогообложения в виде разницы доходов и расходов под налогообложение подпадает разница между лизинговыми платежами (при условии их получения и оплаты в один отчетный период). В следующие 6,7 лет организация "В" сдает организации "А" оборудование в аренду за 4000 руб. в год.

Организация "В":

      • доход - 13 200 тыс. руб. (4000 тыс. руб. х 3,3 лет);
      • расход - 10 890 тыс. руб. (3300 тыс. руб. х 3,3 лет);
      • единый налог - 346,50 тыс. руб. [(13 200 тыс. руб. -- 10 890 тыс. руб.) х 15%];
      • доход - 26 800 тыс. руб. (4000 тыс. руб. х 6,7 лет);
      • единый налог - 4020 тыс. руб. (26 800 тыс. руб. х 15%).

      Организация "А":

          • доход - 150 000 тыс. руб. (15 000 тыс. руб. х 10 лет);
          • расход - 40 000 тыс. руб. (4000 тыс. руб. х 10 лет);
          • налог на прибыль - 26 400 тыс. руб. [(150 000 тыс. руб. - 40 000 тыс. руб.) х 24%].

          Общая налоговая нагрузка у двух организаций составит 30 766,5 тыс. руб. (346,5 тыс. + 4020 тыс.), что на 10,5% ниже налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения. Следует отметить, что увеличение лизинговых и арендных платежей, уплачиваемых организацией "А" организации "В", приводит к перенесению прибыли в "упрощенную" организацию "В", где она будет облагаться по ставке 15% вместо 24%.

          Оценка надежности схемы

          Анатолий Мельниченко, руководитель Управления налогообложения малого бизнеса МНС России

          Все рассмотренные варианты налоговой оптимизации не противоречат налоговому законодательству. Однако при оценке надежности той или иной схемы важно рассчитать налоговые риски при ее применении.

          Когда предприятие уже применяет упрощенную систему налогообложения и покупает оборудование, то затраты на его приобретение можно сразу в полном объеме отнести на расходы. Это, конечно же, выгодно налогоплательщику. Однако следует помнить, что если предприятие лишится права применять упрощенную систему, например из-за того, что получит доходы на сумму, превышающую 15 млн руб., то все затраты по использованию приобретенного оборудования должны быть включены в налогооблагаемую базу по прибыли. Нужно очень внимательно контролировать все доходы: не только от реализации продукции, но и внереализационные и от неосновной деятельности. Налоговые органы будут "ловить" в первую очередь тех налогоплательщиков, у которых суммы доходов превысят 15 млн руб. И тогда налоговая оптимизация может обернуться значительными финансовыми потерями.

          Следует также отметить, что доля учредителя - основного предприятия в уставном капитале подконтрольной "упрощенной" организации не должна превышать 25%, иначе применить упрощенную систему налогообложения будет невозможно. Это создает дополнительные риски, связанные с тем, что основная организация не сможет в полной мере контролировать "упрощенную" организацию, используя надежные правовые механизмы.

          При использовании сублизинга очень важно включить в схему лизинговую компанию (как это и было предложено в статье). В противном случае сделки по лизингу и сублизингу оборудования могут быть признаны недействительными (мнимыми), так как в них не будет иного экономического смысла, кроме передачи оборудования с целью ухода от налогов. Это чревато значительными штрафными санкциями со стороны налоговых органов.

          Разумное применение рассмотренных способов оптимизации налогообложения позволяет существенно снизить налоговую нагрузку и избежать уплаты пеней и штрафов.

          В заключение отмечу, что всем предприятиям, использующим подобные схемы, нужно очень внимательно следить за изменениями налогового законодательства. По моему мнению, существует вероятность того, что критерии перехода на упрощенную систему налогообложения будут изменены, чтобы уменьшить возможность использования "упрощенки" при налоговом планировании.

          Применение льготных систем налогообложения — не единственный законный способ налоговой оптимизации. Организации, при грамотном соблюдении нюансов, могут прибегать к таким схемам, как дробление бизнеса, внедрение услуг индивидуальных предпринимателей, использование налоговых льгот.

          Рассмотрим наиболее распространенные способы налоговой оптимизации подробнее.

          Использование налоговых режимов

          Этот способ является самым популярным среди всех возможных. Он эффективен тогда, когда у компании есть покупатели, которым не нужен НДС — физлица либо организации или ИП, использующие УСН.

          Как в данном случае можно оптимизировать налоги? Распределить потоки реализации: либо создать компанию, которая будет применять УСН или ЕНВД, либо воспользоваться услугами индивидуального предпринимателя с патентом. Тогда все договоры с покупателями, которым не нужен НДС, будут переводиться на другое юрлицо или ИП, а на основном юрлице останутся контракты с крупными оптовиками или покупателями, которым НДС нужен. В результате можно минимизировать как НДС, выплачиваемый с наценки, так и налог на прибыль.

          Стоит учитывать, что субъекты РФ ежегодно принимают законы, в соответствии с которыми предоставляют пониженные ставки для определенных видов деятельности организациям и ИП на УСН.

          Подробнее на эту тему читайте статьи:

          Использование давальческой схемы (толлинг)

          Этот вариант предполагает использование давальческих материалов. Давальческие материалы — это те материалы, которые принимаются организацией-переработчиком от заказчика-давальца для их дальнейшей переработки или изготовления продукции, но без оплаты стоимости материалов и с обязательством полного возвращения переработанных материалов или готовой продукции.

          Региональное законодательство устанавливает для определенных видов деятельности, в частности, для производства, пониженную ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН. Например, Тульская область предоставляет организациям, которые занимаются производством, ставку налога 3 % вместо 6 %. При этом право уменьшить налог на 50 % за счет уплаченных страховых взносов сохраняется. Получается, что эффективная ставка налогообложения в этом регионе составляет всего 1,5 %.

          Как можно воспользоваться этим методом? Например, следующим образом: все производственные акты перевести на организацию, применяющую УСН. Сделать это можно путем выделения, разделения организации или, если выручка позволяет, просто написать заявление в налоговую инспекцию и начать применять УСН.

          Сдавайте отчетность через интернет во все контролирующие органы без проблем. В строенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза.

          Как быть с покупателями, которым нужен НДС? В данном случае создается еще одна организация, которая будет находится на ОСН. Эта организация будет закупать сырье с НДС. На нее переводятся транспортные расходы с НДС и другие затраты, которые поставщики представляют с НДС. После того как эта организация приобретает сырье, она отдает его в производственную организацию на переработку. Затем организация, находящаяся на ОСН, получает с производства готовую продукцию, которую в дальнейшем реализует своим покупателям. Получается, что весь НДС, который сопровождается с производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т.д.), находится на компании, применяющей ОСН.

          Также производство, находящееся на УСН, может часть готовой продукции реализовывать покупателям, которым НДС не нужен. Но для этого придется четко проработать договор на переработку, который нужно заключать с упрощенцем, так как образец договора из справочных систем в этом случае не подойдет.

          Дробление бизнеса: риски и нюансы

          Рассмотренные выше варианты — это схемы дробления бизнеса, разделения компании, применяющей ОСН, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Можно отдельно выделять производство, опт, розницу и другие бизнес-направления. Сейчас очень распространен аутсорсинг, на который переводят бухгалтерию, кадровую службу, маркетинг и др.

          • реорганизоваться путем разделения (когда вместо одного юрлица появляются новые два) или выделения (когда из одного юрлица выделяется одно новое);
          • создать новые организации;
          • зарегистрировать в качестве предпринимателей доверенных лиц (на практике часто это учредитель или директор компании либо их родственники и друзья).

          Есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание при дроблении бизнеса, чтобы избежать претензий налоговиков. Ведь по ряду критериев суды могут признать налоговую выгоду необоснованной. Например, если есть единая производственная база, но отсутствуют собственные производственные мощности у подконтрольного лица, работают одни и те же сотрудники, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых созданные юрлица продолжают осуществлять те же операции, что и до преобразования, и не имеют внешних заказчиков (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

          Самое главное доказательство обоснованности дробления — это наличие деловой цели, которая четко отвечает на вопросы: что конкретно поменялось после реорганизации и почему бизнес не мог продолжать существовать в прежнем состоянии?

          Ответы в данном случае могут быть разными: повышение эффективности работы компании, улучшение бизнес-процессов, сокращение затрат, расширение сети сбыта, предотвращение банкротства, минимизация рисков.

          Грамотное дробление бизнеса подразумевает, что:

          • вновь созданные плательщики не являются взаимозависимыми, а адреса создаваемых в результате дробления организаций различаются;
          • счета плательщиков не открыты в одном банке;
          • каждый налогоплательщик располагает отдельной материальной базой и своими трудовыми ресурсами;
          • вновь созданные организации финансово самостоятельны;
          • ценовую политику можно обосновать; ведется правильно.

          Оптимизация зарплатных налогов

          Чтобы минимизировать финансовую нагрузку на бизнес, некоторые организации используют схемы оптимизации НДФЛ и страховых взносов.

          Одна из таких схем подразумевает использование льгот, налоговых послаблений, действующих в конкретном регионе.

          В ст. 427 НК РФ приводится перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять пониженную ставку страховых взносов. Однако налоговый орган имеет право требовать у организации документы, которые подтверждают ее право на использование пониженной ставки (ст. 88 НК РФ).

          Другая схема налоговой оптимизации, которая широко распространена, — заключение вместо трудового договора гражданско-правового договора с ИП. Но эта схема может быть признана законной, если ИП получает деньги за услуги не только от вашей организации, и у вас, помимо ИП, есть штатные сотрудники.

          Наконец, третья схема — ИП-управляющий. В данном случае важно, чтобы размер вознаграждения был обоснован, факт реального оказания услуг четко прослеживался (поездки в командировки, участие в совещаниях и др.) и не было признаков трудового договора.

          Чтобы при проверке налоговиков отношения не были признаны трудовыми, нельзя включать в тексты гражданско-правовых договоров с ИП ряд условий. В частности, место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, режим рабочего времени и времени отдыха, зарплату, дисциплинарную ответственность, отпуск, пособия и др.

          При заключении договора оказания услуг с ИП-сотрудниками нужно предусмотреть ряд моментов. А именно не совершать одномоментного увольнения всех сотрудников с последующим заключением договоров на оказание услуг. Налоговики это сразу заметят и будут использовать в качестве довода о применении схемы оптимизации страховых взносов и НДФЛ.

          Кроме того, важно оплату труда производить только за заранее обусловленный и конкретизированный объем работ. Также вознаграждение должно оплачиваться нерегулярно — например, раз в квартал. При этом объем выполняемых ИП работ должен варьироваться во времени и, соответственно, должен меняться доход ИП.

          Не пропустите новые публикации

          Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

          Читайте также: