Льгота по ндфл для предпринимателей

Обновлено: 04.05.2024

Когда индивидуальный предприниматель нанимает одного или нескольких работников, он получает те же обязанности, что и организации-работодатели. Рассмотрим, какие виды платежей нужно будет вносить за сотрудника и в какие сроки.

Обязанности работодателя

Для оформления наемного работника предпринимателю нужно:

  • Заключить трудовой договор, согласно которому выплачивать зарплату не меньше чем дважды в месяц. Размер оплаты труда должен соответствовать установленному МРОТ.
  • Встать на учет в ФСС как работодатель – прийти с документами не позже чем через 30 дней после подписания первого трудового договора. В пенсионный фонд сведения о работодателе поступят автоматически.
  • Перечислять налог с зарплаты сотрудника и делать взносы на такие виды страхования: пенсионное, медицинское, при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве.

После выплат в установленные сроки предприниматель должен сдавать соответствующие отчеты.

Подоходный налог за работников

Налог с доходов физических лиц государство взимает с зарплаты каждого сотрудника. В итоге человек получает деньги за минусом этого платежа. Ставка налога составляет 13%. НДФЛ удерживают из последней части ежемесячной зарплаты.

Пример расчета НДФЛ

У ИП есть менеджер с зарплатой в 30000 руб. Согласно договору, аванс выплачивается 5 числа, а вторая часть заработной платы – 25 числа. По итогам месяца работнику была начислена премия в размере 6 000 рублей.

Работодатель должен перечислить менеджеру 5 числа первую часть зарплаты – 15000 рублей, а 25 числа остальную часть минус подоходный налог:
(15000 + 6000) – 13% × (30000 + 6000) =16320 рублей.

НДФЛ 4680 рублей работодателю нужно будет перевести на счет налоговой в день выплаты заработной платы работнику или в следующий за ним.

Страховые взносы за работников

Эти платежи оплачивает предприниматель за свой счет, удерживать их из зарплаты работника запрещено.

В 2021 году ИП и компании должны были перечислять в ФНС за сотрудника:

  • на пенсионное страхование – ставка 22%;
  • на медицинское страхование – ставка 5,1%;
  • на социальное страхование – ставка 2,9%.

В Фонд социального страхования необходимо переводить оплату на страхование от несчастных случаев – ставка 0,2-8,5%. Размер зависит от класса опасности труда, определяется по главному коду ОКВЭД предпринимателя. Срок отправки страховых взносов – до 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем начисления.

В сумме минимальный размер всех страховых взносов составлял 30,2% от величины зарплаты работника.

Согласно Статье 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, представители малого и среднего бизнеса перечисляют взносы на сотрудников, чья заработная плата выше МРОТ (на 2021 год 12 792 рубля), по следующим ставкам:

  • на пенсионное страхование – ставка 10%;
  • на медицинское страхование – ставка 5%;
  • на социальное страхование – ставка 0%.

В 2021 году субъекты малого бизнеса должны будут ежемесячно делить зарплату сотрудников на две части – МРОТ и сумму его превышения. После этого к каждой сумме применять свой расчет тарифа: к первой — общий, а ко второй — пониженный.

Льготы для ИП в сфере ИТ

Предприниматели, которые ведут свою деятельность в отрасли современных технологий, получили с 2021 года сниженные ставки по тарифам (закон № 265-ФЗ):

  • пенсионное страхование – 6%;
  • медицинское страхование – 0,1%;
  • социальное страхование – 1,5%;

Для того чтобы получить право применения льготных ставок, работодатель должен:

  • вести основную деятельность в отрасли информационных технологий – разрабатывать и сопровождать свои компьютерные продукты;
  • изготавливать электронику и нужные для нее компоненты.

Подробные условия для применения сниженных тарифов мы описывали в статье.


Внимание! Для того, чтобы воспользоваться пониженной ставкой, необходимо подходить под критерии малого и среднего предприятия

Амелина Татьяна Владимировна, генеральный директор компании

Критерии МСП

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий

Доходы за год по правилам налогового учета не должны превышать (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий

Пример расчета страховых взносов по пониженной ставке

Если взять все данные из предыдущего примера (оклад + премия работника = 36000 рублей) и учитывать, что согласно ОКВЭД класс профессионального риска менеджера соответствует значению тарифа 0,2%, то:

  • пенсионное страхование = 36000 × 10% = 3600 рублей.
  • медицинское страхование = 36000 × 5% = 1800 рублей
  • социальное страхование = 0 рублей.
  • страхование от несчастных случаев = 36000 × 0,2% = 72 рубля.

Суммарно индивидуальный предприниматель должен будет оплатить в ИФНС 5400 рублей, а в ФСС – 72 рубля.

Отчеты за своих работников

Кроме своевременной оплаты всех взносов, предприниматель обязан сдавать отчеты об этом:

Отчет Даты сдачи
6-НДФЛ в ИФНС ежеквартально до 30 апреля, 2 августа, 1 ноября и общий годовой отчет до 1 марта
2-НДФЛ в ИФНС (в качестве приложения к 6-НДФЛ) ежегодно до 2 марта
4-ФСС в ФСС в бумажном виде до 20 числа апреля, июля, октября и января
4-ФСС в ФСС в электронном варианте до 25 числа апреля, июля, октября и января
по страховым взносам и среднесписочной численности сотрудников в ИФНС до 30 числа в апреле, июле, октябре и январе
данные о среднесписочной численности сотрудников (в составе расчета по страховым взносам) ежегодно до 20 января

Предприниматель обязан сдавать все перечисленные отчеты, даже если у него будет 1 наемный работник.

Сотрудники на других условиях

В некоторых случаях для ИП удобнее и дешевле пользоваться работой специалистов без найма в штат. Подробнее о таких ситуациях:

Физическое лицо по гражданско-правовому договору. Работодателю придется рассчитывать и выплачивать в бюджет почти столько же, как и за обычного сотрудника. Необходимо перечислить НДФЛ, медицинское и пенсионное страхование.

Индивидуальный предприниматель или самозанятый. Этот специалист обязан сам выплачивать налоги за себя, нужно будет только оплатить вознаграждение за работу согласно договору.

Второй вариант явно выгоднее для ИП-работодателя. Но он грозит большими штрафами и доначислением от контролирующих органов неоплаченных сумм налогов.

Максимальные размеры начислений за сотрудников ИП

Ставки по социальным и пенсионным взносам могут меняться для работодателей, которые хорошо оплачивают труд своих подчиненных. Существуют максимальные суммы доходов работников, при которых изменяются тарифы:

пенсионные взносы до конца года составят всего 10%, если работник получает от 1 465 000 рублей за год;

взносы на социальное страхование не начисляются, если годовая сумма дохода работника больше 966 000 рублей..

Каждый год размеры этих ставок пересматриваются.

Как ИП экономить на взносах?

За счет суммы страховых взносов уменьшить налоги при определенных системах налогообложения:

Альтернативой является вынос некоторых задач компании на аутсорсинг.

Аутсорсинг бухгалтерии - это колоссальная экономия ср-в на штате бухгалтеров. Если вы хотите оптимизировать свои расходы, наша компания возьмет все заботы о вашем учете и отчетности в ФНС на себя. Подробнее о наших услугах по ссылке

Налоги для ИП с работниками и без работников в 2021 году

Как изменились налоги для ИП в 2021 году

ВАЖНО

Возможность совмещать системы налогообложения ограничены. В 2021 году в качестве неосновной (то есть для отдельных видов бизнеса) может выступать только ПСН. Предприниматель вправе применять этот спецрежим совместно с другой системой — ОСНО, УСН или ЕСХН (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Все остальные варианты налогообложения совмещать между собой нельзя. А самым жестким в этой части является НПД для самозанятых — применять его одновременно с каким-либо другим налоговым режимом запрещено.

Ведите раздельный учет при совмещении УСН и ПСН и готовьте отчетность Попробовать бесплатно

Виды налогов для ИП в 2021 году

Остановимся на основных характеристиках систем налогообложения, которые ИП может использовать в 2021 году.

ОСНО для ИП

Среди плюсов ОСНО для ИП — весьма широкие возможности по списанию затрат, понесенных как в рамках предпринимательской деятельности, так и до момента регистрации физлица в качестве ИП (письмо ФНС от 25.07.13 № ЕД-4-3/13609@). Причем, даже если предприниматель не ведет учет расходов, он все равно может заплатить налог не со всех полученных доходов. В этом случае под НДФЛ попадет 80% от суммы доходов (п. 1 ст. 221 НК РФ). Если же объем выручки позволяет получить еще и освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ), то данный режим налогообложения в некоторых случаях может оказаться достаточно выгодным. Напомним также, что ОСНО можно совмещать с ПСН. Следовательно, часть бизнеса можно перевести на патентную систему, которая не предполагает уплату НДФЛ и НДС.

УСН для ИП

ВАЖНО

Предприниматель должен сообщить налоговикам о своем желании применять УСН и выбранном объекте налогообложения. Уведомление можно подать вместе с документами о регистрации ИП или позднее, но в пределах срока, установленного в статье 346.13 НК РФ.

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

Патент для ИП

Ведите раздельный учет при совмещении УСН и ПСН и готовьте отчетность Попробовать бесплатно

ВНИМАНИЕ

Чтобы перейти на ПСН, нужно подать заявление, в котором указывается срок действия патента — от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года. В 2021 году действуют особые правила. Если патент выдан на весь календарный год, налоговый период будет равен одному месяцу (п. 1.1 ст. 346.49 НК РФ). В этом случае ИП, превысивший лимиты по численности персонала или по выручке, утратит право на ПСН не с начала года, а с 1-го числа месяца, в котором было допущено превышение.

Подать заявление о применении ПСН по новой форме через интернет Подать бесплатно

НПД для предпринимателей

СПРАВКА

ЕСХН для ИП

ЕСХН, или единый сельхозналог могут применять ИП, которые заняты сельским хозяйством. Перейти на ЕСХН может либо тот предприниматель, который производит сельхозпродукцию, осуществляет ее переработку и реализацию, либо ИП, который оказывает другим сельхозпроизводителям услуги, отнесенные по ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и обработки сельхозпродукции.

При этом доля доходов от этих видов бизнеса должна составлять не менее 70%. Также сельхозналог могут платить ИП, которые занимаются ловлей, переработкой и реализацией рыбы и иных водных биологических ресурсов, если при этом соблюден ряд условий (п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ).

Уплата единого сельхозналога заменяет для ИП только НДФЛ с доходов и налог на имущество физлиц в отношении объектов, используемых для сельхоздеятельности. А вот НДС в общем случае платить придется. Освобождение от этого налога можно получить только при соблюдении условий, указанных в статье 145 НК РФ. Но надо помнить, что оно выдается один раз на весь период уплаты ЕСХН и отказаться от него не получится.

ВАЖНО

Чтобы стать плательщиком ЕСХН, нужно подать уведомление. А уйти с этого спецрежима до конца календарного года можно в трех случаях: нарушено условие о доле доходов от продажи сельхозпродукции или от оказания вспомогательных услуг, либо от реализации водных биоресурсов; ИП начал производить подакцизную продукцию (кроме винограда и сделанных из него продуктов); ИП перестал заниматься сельхоздеятельностью.

Подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу через интернет Сдать бесплатно

Новые налоги для ИП с 2021 года

В 2021 году законодательство не предусматривает введения для предпринимателей новых налогов. Но при этом некоторые важные изменения все же произошли.

Во-вторых, новшества затронули предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения. Если их доход (после применения вычетов) в 2021 году превысит 5 млн руб., то НДФЛ придется заплатить по повышенной ставке — 650 тыс. руб. плюс 15% от суммы, превышающей 5 млн руб.

Налоги для ИП в 2021 году без работников

Налоги для ИП в 2021 году с работниками

Какой налог выбрать для ИП в 2021 году

Выбирать систему налогообложения нужно на основе экономического анализа планируемой деятельности. В расчет следует принимать сферу бизнеса, поскольку от этого зависит возможность применения таких спецрежимов, как ПСН и ЕСХН. Также необходимо учитывать следующие факторы: величину годового дохода; наличие или отсутствие работников; размеры и виды расходов, а также возможность подтверждения их необходимыми документами; состав контрагентов и их готовность работать с ИП, которые не платят НДС и т.д.

ВНИМАНИЕ

У Игоря есть личная “газель”. Он перевозит вещи людей, переезжающих из одной квартиры в другую. Игорь не ИП, он заключает договор оказания услуг как физическое лицо и с дохода платит 13 % НДФЛ.

Что такое профессиональный налоговый вычет

Профессиональный налоговый вычет (ПНВ) — это льгота, с помощью которой можно уменьшить сумму, облагаемую налогом ( ст. 221 Налогового кодекса РФ ).

Право на нее есть у частников, выполнивших заказ по гражданскому договору и уплативших в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Кто может получить профессиональный вычет

Профессиональный вычет могут оформить физические лица и ИП. Например, физлица, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам: сантехники, фотографы, водители, ремонтники и другие. ИП на общей системе налогообложения (ОСНО), авторы, получающие вознаграждения за музыкальные и литературные произведения, картины, изобретения, а также частные адвокаты и нотариусы тоже могут получить вычет.

Как рассчитать профессиональный вычет

Размер вычета зависит от суммы расходов, понесенных исполнителем во время выполнения работ. Например, чтобы Игорь мог зарабатывать на личной “газели”, ему надо ее заправлять, менять резину по сезону, покупать полис ОСАГО.

Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ применяют так: налогооблагаемый доход уменьшают на сумму расходов. И уже полученную разность умножают на 13 %.

Предположим, в сентябре на перевозках Игорь заработал 50 000 рублей. С них он должен заплатить 50 000 * 13 % = 6 500 рублей.

Во время работы он заправился на 8 000 рублей, а 500 рублей потратил на ремонт колеса, так как проколол шину. У Игоря есть чеки по этим расходам.

Тогда, воспользовавшись профессиональным вычетом, Игорь может уменьшить налогооблагаемую базу: 50 000 - 8 000 - 500 = 41 500.

По всем расходам должны быть подтверждающие документы: квитанции, чеки, платежные поручения. Иначе налоговая не предоставит вычет.

Способы получения вычета

Через налогового агента . Если заказчик услуги — ИП или организация, то он становится налоговым агентом, который удерживает от оплаты услуг физлица 13 % и перечисляет их в ФНС. Исполнитель может обратиться к своему налоговому агенту, написать на его имя заявление о предоставлении профессионального налогового вычета, приложить подтверждающие расходы документы. Это надо сделать перед расчетом.

Через ИФНС . Если оформить профессиональный вычет через налогового агента не получилось, например, забыл отдать документы, и 13 % удержали со всей суммы дохода, то вернуть излишне уплаченный налог можно в налоговой по месту жительства. Если у налогоплательщика остались доходы, с которых 13 % не уплачены, то можно уменьшить сумму налога во время декларирования доходов.

Как оформить профессиональный налоговый вычет

Декларацию можно заполнить в личном кабинете в ФНС. Можно скачать программу , оформить декларацию, загрузить ее в электронный личный кабинет или распечатать и отнести в ФНС.

Оформить профессиональный налоговый вычет с уплаченного НДФЛ можно в течение 3 лет после года, в котором у вас были рабочие расходы.

Как рассчитать вычет в размере фактических расходов

Расчет вычета по фактическим расходам для физического лица и индивидуального предпринимателя происходит одинаково.

Расчет НДФЛ для физлица

Если у физического лица был доход, с которого 13 % не удержали, то ему нужно подать декларацию 3-НДФЛ (раздел 1, 2, приложение 1) и перечислить траты, которые он понес во время работы (приложение 3, строки 110, 150). Тогда налог 13 % начислят не на всю сумму дохода, а на уменьшенную в связи с расходами.

Игорь ищет клиентов сам, но иногда ему их подбрасывает агентство. Игорь не хочет каждый раз писать заявление на предоставление профессионального вычета, ему проще собрать квитанции и в конце года сразу отнести все документы в налоговую. По окончании года Игорь подает в ФНС декларацию 3-НДФЛ с собранными квитанциями.

Как предпринимателю сэкономить на уплате НДФЛ?

Что такое профессиональный налоговый вычет?

Доход налогоплательщика облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Если для получения дохода налогоплательщик понес расходы, то он может учесть их при исчислении налога – применяя налоговый вычет (имущественный, социальный, профессиональный и т.д.).

Профессиональный налоговый вычет позволяет доход от профессиональной деятельности индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, или доход, полученный налогоплательщиком по гражданско-правовому договору, уменьшить на расходы, связанные с получением этого дохода.

При этом сумма вычета не может быть больше дохода. Индивидуальный предприниматель не вправе учесть убыток и перенести его на следующие налоговые периоды.

В каком случае ИП может рассчитывать на получение вычета?

Для предпринимателей обязательным условием применения вычета является регистрация в качестве ИП. Это следует из п. 1 ст. 221 и подп. 1 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса. На этом настаивают и официальные органы. К примеру, Минфин и ФНС не признают права на учет расходов за лицами без статуса ИП, сдающими помещения в аренду 1 .

Получить вычет может только индивидуальный предприниматель, применяющий общую систему налогообложения. То есть тот, кто платит с доходов от своей профессиональной деятельности НДФЛ по ставке 13%.

Если индивидуальный предприниматель применяет специальный налоговый режим, например УСН, НПД или ЕНВД, то воспользоваться профессиональным налоговым вычетом он не может.

Как вести учет расходов, чтобы воспользоваться правом на вычет?

Одним из условий применения налогового вычета является ведение индивидуальным предпринимателем учета понесенных расходов. Согласно Порядку учета, утвержденному Минфином и МНС в 2002 г., они фиксируются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом 2 .

Пункт 2 ст. 227 Налогового кодекса устанавливает, что предприниматель самостоятельно исчисляет налог. Из декларации 3-НДФЛ следует, что ему достаточно распределять расходы по группам: материальные, амортизационные начисления, расходы на выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, прочие.

Если у предпринимателя есть наемные работники, то он может учитывать выплату им зарплаты, среднего заработка, оплату командировочных расходов и иные расходы, которые он обязан нести в интересах работников. Предприниматель может учесть затраты на покупку материалов и оборудования, аренду помещения, расходы на ремонт основных средств, страхование и т.д.

Также Минфин указывал 4 , что расходы надо отражать в декларации на дату получения дохода. Потому во избежание отказа в вычете заявлять нужно те расходы, которые относятся к доходам, полученным в году, за который подается декларация.

Нередко предприниматель ведет несколько видов деятельности. При этом по одному он применяет специальный налоговый режим, а по другому – уплачивает налог по общей системе налогообложения. В таком случае следует вести раздельный учет расходов по каждому виду деятельности.

Если раздельный учет не ведется, то велика вероятность того, что налоговый орган откажет в вычете.

Если ИП не готов отстаивать в суде свое право на вычет, то ему следует вести раздельный учет расходов при разных видах деятельности.

Как заявить вычет?

Необходимо ли подтверждать расходы документами?

В ст. 252 НК РФ указано, что доход может быть уменьшен на документально подтвержденные расходы. Однако речь в этой статье идет о расходах, учитываемых при исчислении налога на прибыль. В случае же с НДФЛ требование прикладывать документы к декларации прямо не установлено.

Минфин в своих разъяснениях 5 ссылался на ноябрьское постановление Президиума ВАС РФ 2008 г. В нем указано, что инспекция может истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщика на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Однако профессиональный вычет по НДФЛ льготой не является. Следовательно, налоговый орган не вправе запрашивать у предпринимателя документы по финансово-хозяйственной деятельности, если в ходе камеральной проверки он не выявил ошибок и противоречий в представленных ему сведениях (п. 7 ст. 88 НК РФ) 6 .

Однако у налогового органа есть право истребовать документы во время налоговой проверки (п. 6 ст. 88 НК РФ), которое он использует часто. Если документы не будут представлены, в праве на вычет налоговый орган откажет. Поэтому хранить документы надо не менее трех лет по истечении года, за который подается декларация.

Их перечень законом не установлен. На практике возникают ситуации, когда налоговые органы отказывают в вычете на том основании, что расходы не подтверждены конкретным документом. К примеру, для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы не представлен путевой лист, подтверждающий факт поездки. Суды в таком случае признают правомерность учета расходов, если они могут быть подтверждены другими документами 7 .

Если документально подтвердить расходы несложно, то во избежание отказа в вычете и спора с налоговым органом лучше все же приложить копии документов к декларации. Если документов много, то можно приложить их реестр и копии только некоторых из них. При этом следует быть готовым к тому, что налоговый орган может истребовать те документы, которые ему не были представлены.

Как получить вычет, если нет документов, подтверждающих расходы?

Предприниматель имеет право на профессиональный вычет, даже если у него нет подтверждающих документов. В таком случае доход уменьшается на 20% общей суммы доходов, полученных за год.

Одновременно заявить вычет в размере 20% и учесть документально подтвержденные расходы нельзя. То есть можно либо обосновывать расходы, настаивая на применении расчетного способа определения налога, либо применить вычет в сумме 20%.

Как указал ВАС РФ, правило, согласно которому при неподтверждении расходов документами налогоплательщик применяет 20-процентный вычет, не лишает его права доказывать фактический размер расходов для применения расчетного метода исчисления налога 8 . Но доказывать, что фактические расходы превысили 20% от дохода, налогоплательщику придется в суде. Поэтому документы следует хранить, а расходы своевременно фиксировать в Книге учета доходов и расходов.

Когда нужно подать декларацию?

Декларацию нужно представить в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за периодом, за который она подается.

Если предприниматель не отразил в ней расходы или забыл отразить какие-то из них, то он может представить уточненную декларацию в течение трех лет после истечения года, за который им подана декларация. В таком случае к ней надо приложить копии документов, подтверждающих расходы, чтобы не затягивать сроки возврата налога.

1 Письмо Минфина России от 15 марта 2017 г. № 03-04-05/15280. Письмо ФНС России от 13 октября 2011 г. № ЕД-3-3/3378@.

2 Пункт 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430).

3 Письма Минфина России от 13 ноября 2019 г. № 03-04-05/87535, от 7 ноября 2019 г. № 03-04-05/85912.

4 Письмо Минфина России от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38420.

5 Письмо Минфина России от 7 июня 2013 г. № 03-04-07/21306.

6 Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ.

Читайте также: