Комиссии по легализации налоговой базы отменены

Обновлено: 02.07.2024

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий - увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций;

несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц;

фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности;

отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика.

С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден - вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом.

Цель такого подробного анализа - выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии , это:

убыточность деятельности налогоплательщика;

низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности - менее 1%);

низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика - сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов. Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии - возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры). Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки .

В первом полугодии 2019 г. более 582 млн руб. поступило в бюджет и внебюджетные фонды по результатам работы комиссии по легализации заработной платы. Из них 360 млн руб. взносов на страхование работников и 144 млн руб. НДФЛ поступило в бюджет за счет увеличения зарплаты работников, сообщила ФНС на официальном сайте. Эти цифры наглядно показывают, насколько эффективны комиссии.

Зачем проводят комиссии

Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

Итак, комиссия проводится для выявления:

Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

  • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
  • Управлением ФНС в субъекте РФ;
  • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Этапы комиссии

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

  1. выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;
  2. анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;
  3. информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);
  4. подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  5. проведение заседания комиссии;
  6. отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;
  7. Эвыявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Как собирать 100% документов к проверкам?

На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

Кого проверяют

Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.

Кто привлекает внимание?

  1. ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).
  2. Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.
  3. ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.
  4. ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).
  5. Физические лица, не задекларировавшие доходы.
  6. Плательщики страховых взносов:
    • имеющие не оплаченную задолженность;
    • уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);
    • снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);
    • плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).
  7. Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.
  8. Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

Анализ деятельности выбранных плательщиков

Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

  1. расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  2. выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;
  3. выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;
  4. сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

  • проводится анализ банковских выписок;
  • выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;
  • анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Информирование отобранных налогоплательщиков

Проведение заседания комиссии

Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:

1. Проигнорировать. Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

2. Не прийти по уважительным причинам. У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

3. Собственно, явиться.

По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.

Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



  • взаимоотношений с контрагентами,
  • заявленных в отчетности убытков,
  • размера зарплаты сотрудников и т.п.

В целом проверяющих могут заинтересовать страховые взносы и три налога: на прибыль, на доходы физлиц и на добавленную стоимость.

Комиссии повышают эффективность

Удивительно (или не очень), но в НК РФ о работе комиссий по легализации налоговой базы нет ни слова. В работе инспекторы руководствуются лишь упомянутым Письмом ФНС России. И как видим, это не мешает им вызывать на комиссии по легализации налоговой базы все больше организаций. Так, в прошлом году данный орган побил рекорды по количеству заседаний и приглашенных юрлиц. Об этом говорит статистика региональных управлений налоговиков.

Схема. Количество компаний (в среднем в месяц), посетивших комиссию по легализации налоговой базы в Пермском крае

Кого вызывают

Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).

  • есть недоимка по НДФЛ или взносам;
  • отчисления по НДФЛ за год уменьшились на 10%;
  • отчисления по взносам за год снизились, но количество работников не изменилось;
  • количество работников за год уменьшилось на 30%;
  • зарплата ниже.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Компенсация убытков за внесудебную блокировку счетов налоговыми органами

Просрочили подачу декларации или забыли доплатить 100 рублей налога, – ​можно столкнуться с неприятным последствием – ​блокировкой счетов в банке по решению налоговиков. Такое право предоставлено им ст. 76 НК РФ. Причем приостановление операций по счетам может длиться неделями и даже месяцами. А замороженные счета – ​доставить немало проблем. Скажем, в расчетах с контрагентами или проведении иных операций. При этом блокировка счетов не всегда бывает обоснованной и/или соразмерной по длительности допущенному нарушению. Тогда налогоплательщик вправе требовать с налогового органа компенсации понесенных убытков, уплаты процентов. Рассказываем, когда суд встанет на сторону налогоплательщика и присудит компенсацию, а какие действия, напротив, суд оттолкнут.


8 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Новый год традиционно связан с вступлением в силу большого количества законодательных изменений. Чтобы они не стали для вас сюрпризом и было время подготовиться, рассказываем о наиболее значимых и интересных в налоговом, бухгалтерском, таможенном, трудовом законодательстве, госзакупках, электронных подписях и аудиторской деятельности.

Обеление экономики идет медленными темпами, заявила замглавы Федеральной налоговой службы (ФНС) Светлана Бондарчук на совещании в Саратове, где обсуждали федеральную программу по легализации теневой заработной платы. По словам Бондарчук, вопрос вывода доходов из "серой" зоны актуален для всех регионов России, однако на примере Приволжского федерального округа можно оценить масштаб проблемы.

 Фото: iStock

Налоговые органы, применяя передовые технологии администрирования, могут оказать положительное влияние на эту динамику, сообщила она.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

ПФО является одним из ведущих в стране по уровню экономического развития: его доля в ВВП страны - 15%. Важную роль тут играет легкая и химическая промышленность, машино- и автомобилестроение, топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплекс. При этом промышленное производство в половине регионов ПФО растет темпами, превышающими среднероссийский уровень. Например, в Башкортостане +3,4% в 2018 году и +4,4% в первом полугодии 2019 года, в Мордовии +8,7% и +3,2%, в Кировской области +4,5% и +3,5% , соответственно. В целом налоговые доходы ПФО и его регионов ежегодно демонстрируют высокую динамику поступлений, которая соответствует среднероссийскому тренду: +23% в 2018 году, +13,2% в первом полугодии 2019 года.

В то же время темпы поступления НДФЛ и страховых взносов, или "зарплатных платежей", существенно отстают от темпов поступления остальных налогов. Анализ уровня заработной платы демонстрирует, что он опускается не только ниже МРОТ - для России это 11280 рублей в месяц, но и прожиточного минимума, устанавливаемого органами власти субъектов РФ (в Саратовской области - 8727 рублей в месяц). Причем такая ситуация наблюдается не только на малых и средних предприятиях, но и в крупных компаниях с числом работников более 2,5 тыс. человек. Следовательно, существенная часть доходов граждан находится в "серой" зоне, а значит - не работает на развитие экономики регионов. "Задача, которая стоит перед налоговыми органами, а также региональными и федеральными властями - совместными усилиями переломить этот негативный тренд", - отметила Светлана Бондарчук.

Данные Росстата и ФНС России отражают серьезное превышение расходов над доходами граждан, даже при учете фактора закредитованности населения.

В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и утверждены программы экономического развития региона, планы повышения доходов региональных бюджетов, работают комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ, напомнила Бондарчук.

Налоговые органы со своей стороны также располагают набором инструментов, которые могут повлиять на ситуацию, уточнила замруководителя ФНС. Так, риск-ориентированный подход позволяет прицельно отбирать налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Одним из важных критериев является выплата работникам заработной платы явно ниже, чем в среднем по отрасли экономики в субъекте РФ. Когда налоговые органы глубже анализируют деятельность таких компаний, выявляются и иные правонарушения: необоснованное применение налоговых вычетов по НДС, неправомерное включение расходов в состав затрат, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли компании.

Этот подход помогает ФНС результативнее взаимодействовать с региональными органами труда и занятости для проверки фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ. Сведения о выявленных нарушениях трудового законодательства о минимальном размере зарплаты налоговые органы передают в инспекции по труду и занятости для проверки и привлечения недобросовестных работодателей к административной ответственности.

Еще одним инструментом является профилактическая работа налоговых органов в межведомственных комиссиях по легализации теневой заработной платы, созданных при региональных и муниципальных органах власти. В них рассматриваются материалы о работодателях, отражающих в отчетности заниженные данные о величине заработной платы работников. Приглашение на такую комиссию - сигнал, что компания попала в зону усиленного контроля налоговых и правоохранительных органов. При этом у нее есть возможность вывести деятельность и базу по НДФЛ и страховым взносам из тени добровольно. Так, за первое полугодие 2019 года налоговые органы ПФО приняли участие почти в 5 тыс. таких заседаний. На них была проанализирована деятельность более 30 тыс. работодателей с высоким налоговым риском.

Фото: Константин Завражин/ РГ

Вице-губернатор Саратовской области Александр Стрелюхин сообщил, что проблема оптимизации расходов на оплату труда в регионе особенно актуальна. Область занимает 13 место в ПФО и 73 в России по уровню средней зарплаты. Как результат - невысокие поступления по НДФЛ в консолидированный бюджет региона - 22,4 млрд рублей с темпом роста +3,2%. Это 10 место в ПФО.

Он также рассказал, что к 2024 году планируется повысить размер заработной платы не менее чем на 63% к уровню 2019 года, обеспечив ежегодный темп ее роста на 10%. При этом будет активно вестись работа по легализации расходов на оплату труда. Так, основными направлениями деятельности четырех коллегиальных органов Саратовской области и муниципальных межведомственных комиссий станет работа с недобросовестными предпринимателями, ведущими агрессивную налоговую политику; работа по конкретным видам деятельности, где наиболее широк объем теневой занятости; проведение совместных контрольных мероприятий с органами правопорядка. При этом будет продолжаться и индивидуальная работа с предприятиями, которая включает в себя взаимодействие по разрешению проблемных вопросов, начиная с расширения рынков сбыта и заканчивая дебиторской задолженностью. На сегодня это более 200 крупных организаций, которые обеспечивают 40% поступлений в консолидированный бюджет области.

Читайте также: