Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов который назывался

Обновлено: 04.05.2024

Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/29 марта 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Содержание

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей [1] . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника [2] . Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами [3] .

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Литература

Литература

    // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450—452.
  • Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010) (англ.) в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.) A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Контрольная работа по истории для 6 класса.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.

Контрольная работа по истории для 6 класса. I вариант. 1.Где проживали древние германцы? а) в Африке; б) в Европе и на Скандинавском полуострове; в) в Америке. 2. Несколько близких родов – это … а) племя; б) соседи; в) стадо. 3. Какие земледельческие занятия были знакомы древним германцам? а) садоводство; б) виноградарство; в) хлебопашество. 4. Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг? а) Капетинги; б) Меровинги; в) Каролинги. 5. Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось: а) участком; б) феодом; в) наделом. 6) Карл Великий возглавил Франкское королевство а) в 768г. б) в 656г. в) в 1011г. 7. Дополните ряд. После раздела империи Карла Великого образовались государства: Франция, __________, Италия. 8. Особым слоем населения у франков стали служители церкви, их называли: а) слуги господа; б) духовенство; в) те, кто молится. 9.) Основными занятиями рыцарей были: а) защита своего господина; б) земледелие; в) ремесло. 10. Славянские племена делились на три ветви : западную, южную и __________. 11. Какова была численность средних городов Европы XIII – XIV веков? а) до 3 тысяч; б) 10­15 тысяч; в) не менее 30 тысяч. 12. Какой европейский город был самым крупным в XIV веке? а) Париж; б) Милан; в) Брюгге. 13. Основным видом занятий для горожан было: а) земледелие; б) ремесло; в) охота. 14. Хозяином мастерской считался : а) подмастерье; б) феодал; в) мастер. 15. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, назывались: а) магазином; б) ярмаркой; в) базаром. 16. Христианская церковь разделилась на западную и восточную в а) 1054г. б) 998г. в) 1198г. 17. Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов, который назывался церковной ___________. 18. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передаваемые по наследству назывались: А) родственники; б) сословия ; в) сородичи. 19. Соотнесите понятия: А) рыцарь 1) работает Б) монах 2) воюет В) крестьянин 3) молится 20. Первый крестовый поход за освобождение гроба господнего начался а) в X веке; б) в конце XI века; в) в начале XII века. 21. Оброк – это …. Контрольная работа по тексту администрации по истории для 6 класса. II вариант. 1. Где селились древние германцы? а) по берегам рек; б) в горах; в) на равнинах. 2. Родственники нескольких поколений объединялись а) в племя; б) в родовую общину; в) в соседскую общину. 3. Что считалось для германцев самым большим богатством? А) земля; б) золото; в) скот. 4. Как называлась королевская династия, основателем которой стал Карл Великий? а) Каролинги; б) Меровинги; в) Капетинги. 5. Феодал получал крупное земельное владение А) за деньги; б) за несение военной службы сеньору; в) в подарок. 6. Карл Великий стал Римским императором а) в 768г. б) в 800г. в) в 1011г. 7. В каком городе внуки Карла Великого заключили договор о разделе Империи А) в Париже ; б) в Вердене; в) в Лондоне. 8.Специальным поселением монахов считались: а) города; б) деревни; в) монастыри. 9. Основным занятием зависимых крестьян было а) молиться; б) защищать своего господина; в) трудиться. 10. Восточные славяне были предками русских, украинцев и ___________. 11. Какой город не входил во владение французского короля а) Париж; б) Берлин; в) Орлеан. 12. Ширина главных улиц европейских городов не превышала а) 2­3 м; б) 12­15 м; в) 7­8 м. 13. Чтобы стать мастером подмастерье обязан выполнить а) шедевр; б) обещание хранить тайну мастерства; в) клятву верности хозяину. 14. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял а) король; б) Римский Папа; в) Карл Мартелл. 15. Объединение европейских купцов называлось а) сообществом; б) Ганзой; в) договором. 16. Какое название получила Западная христианская церковь после ее раздела с Восточной а) англиканская; б) православная; в) католическая. 17. Идульгенция – это а) грамота на прощение грехов; б) церковный налог; в) церковный праздник. 18. Дополните сословный ряд: духовенство, дворянство, _________________. 19. Соотнесите понятия А) Хлодвиг 1)основатель династии Капетингов Б) Артур 2) король франков В) Гуго Капета 3) рыцарь Круглого стола 20. Крестоносцы дошли до стен Иерусалима а) в 1095г. б) в 1099г. в) в 1096г. 21. Барщина – это …. Ключи к контрольной работе для 6 класса по истории Средних веков. 1 вариант. 1­б; 2­а; 3­в; 4­б; 5­б; 6­а; 7­ Германия; 8­б; 9­ а; 10­ восточную; 11­б; 12­ а; 13­б; 14­в; 15 –б; 16­ а; 17­ десятиной; 18­б; 19 а­2 б­3 в­1; 20­б ; 21 – доля продуктов своего хозяйства. 2 вариант. 1­а ; 2­б; 3­в; 4­а; 5­б; 6­б; 7­б; 8 –в; 9­в; 10­белорусов; 11­б; 12­в; 13­а; 14­б; 15­ б; 16­в; 17­а; 18­третье сословие (крестьяне, ремесленники) 19 а­2 б­3 в­1; 20­б; 21­ даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.

В чём проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI - XIII веках?

В XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без её участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских - Папская область?

1. Первое сословие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Сословия — большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.


Реликварий для хранения святых мощей

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии, в том числе: относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианство ввело понятие греха и покаяния: считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить их. Церковь учила никогда не терять надежды.

Образцом считался святой человек, который отрёкся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, стал бедным, даже нищим, отказавшись от имущества — ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель в Европе. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину — особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество — на помин или спасение души.


Монахи. Средневековая миниатюра


Монах пишет летопись

3. Разделение церквей. В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — Церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии. Церковь являлась посредником между Богом и людьми.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх, зависившей от императора. За господство над христианской церковью в разных странах Восточной и Западной Европы между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения — латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же — только монахам и епископам, а священники и диаконы были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.


Гербы монастырей


Папа Григорий VII. Средневековое изображение

4. Борьба пап за светскую власть. С середины IX века власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. В католической церкви началось движение за усиление её авторитета. Папой был избран Григорий VII (1073—1085). Воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма1. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.

Нана против короли


Папа Иннокентий III. Фреска

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В неё были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198—1216). Он был наделён твёрдой волей, большим умом и способностями.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьёй в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

(отрывки)

Римская церковь создана единым Богом.

Только римский епископ по праву зовётся вселенским.

Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги.

Он может низлагать императоров.

Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его разрешения.

Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья.

Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.

По его изволению и разрешению подвластные могут жаловаться.

Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа. 2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество? 3. Какие из помещённых здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

1 Фанатизм страстная преданность споим взглядам, соединённая с полной нетерпимостью к чужим.

5. Против чего выступали еретики. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретик — противник господствующего вероучения церкви.


Оборона церкви от врагов. Миниатюр XV в. Папа и другие служители церкви обороняют её от еретиков (с повязками на глазах) и грехов (в виде женщин с копьями)

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка — еретиков или католической церкви?


Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в. Миниатюра XV в.

Почему казни еретиков проходили публично?

6. Как церковь боролась с еретиками. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито.


Франциск Ассизский. Средневековая икона

8. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены 1 нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181—1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому, в том числе к солнечному свету. Даже к червям Франциск питал любовь. И он их собирал с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.

Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счёт милостыни. Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

1 Орден (одно из значений слова) — организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.


Святой Доминик. Средневековая икона

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

- свидетельствует Дмитрий Володихин.

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Глава VI

Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы

В чём проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI — XIII веках?

В XI—XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без её участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских — Папская область?

1. Первое сословие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Сословия — большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.


Реликварий для хранения святых мощей

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии, в том числе: относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианство ввело понятие греха и покаяния: считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить их. Церковь учила никогда не терять надежды.

Образцом считался святой человек, который отрёкся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, стал бедным, даже нищим, отказавшись от имущества — ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель в Европе. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину — особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество — на помин или спасение души.


Монахи. Средневековая миниатюра


Монах пишет летопись

3. Разделение церквей. В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — Церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии. Церковь являлась посредником между Богом и людьми.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх, зависившей от императора. За господство над христианской церковью в разных странах Восточной и Западной Европы между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения — латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же — только монахам и епископам, а священники и диаконы были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.


Гербы монастырей


Папа Григорий VII. Средневековое изображение

4. Борьба пап за светскую власть. С середины IX века власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. В католической церкви началось движение за усиление её авторитета. Папой был избран Григорий VII (1073—1085). Воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма1. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.

Нана против короли


Папа Иннокентий III. Фреска

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В неё были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198—1216). Он был наделён твёрдой волей, большим умом и способностями.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьёй в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

(отрывки)

Римская церковь создана единым Богом.

Только римский епископ по праву зовётся вселенским.

Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги.

Он может низлагать императоров.

Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его разрешения.

Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья.

Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться.

По его изволению и разрешению подвластные могут жаловаться.

Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.

2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?

3. Какие из помещённых здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

1 Фанатизм страстная преданность споим взглядам, соединённая с полной нетерпимостью к чужим.

5. Против чего выступали еретики. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретик — противник господствующего вероучения церкви.


Оборона церкви от врагов. Миниатюр XV в. Папа и другие служители церкви обороняют её от еретиков (с повязками на глазах) и грехов (в виде женщин с копьями)

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка — еретиков или католической церкви?


Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в. Миниатюра XV в.

Почему казни еретиков проходили публично?

6. Как церковь боролась с еретиками. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито.


Франциск Ассизский. Средневековая икона

8. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены 1 нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181—1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому, в том числе к солнечному свету. Даже к червям Франциск питал любовь. И он их собирал с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.

Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счёт милостыни. Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

1 Орден (одно из значений слова) — организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.


Святой Доминик. Средневековая икона

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

2. Что было главной причиной разделения церквей?

3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

4. Что проповедовали еретики?

5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

6. Что такое нищенствующие ордены?

7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне. будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

§ 16. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Читайте также: