Что из перечисленного относится к налоговой реформе ольги выберите три ответа и запишите в таблицу

Обновлено: 17.05.2024

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события

3. Расположите в хронологической последовательности

5. 12-15 века. 2 лишних.

• Наиболее крупные административнотерриториальные единицы Российской империи,
учрежденные в 18 веке.
• Созданный в 1907 году союз Великобритании,
России и Франции.
• Административные титул в Новгороде, который
избирался на вече.

9. Что из перечисленного относится к нэпу.

• Борьба с космополитизмом
• Введение бирж труда
• Сплошная коллективизация
• Основание ГОСПЛАНа
• Денежная реформа Григория Сокольникова
• Стахановское движение

• В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен после
зверских пыток был облит на морозе и убит…
• Блокада Ленинграда началась в … 1941 года.
• 16 апреля 1945 года началась битва за…
Николай Гастелло
Дмитрий Карбышев
Вена
Сентябрь
Берлин
Июнь

XX съезд КПСС
Ермак Тимофеевич
Движение декабристов
П.И. Пестель
Начало покорения Сибири
И.В. Сталин
Борьба Руси с Печенегами
Ярослав Мудрый
Александр Невский
Н.С. Хрущев

12. Задание 10.

Прочтите отрывок из воспоминаний. "Мы были в ожидании ответа Константина
Павловича на присягу, и иные ожидали со страхом, другие - и я смело ставлю себя в
число последних - со спокойным духом, что он велит. В сие время прибыл Михаил
Павлович. Ему вручил Константин Павлович свой ответ в письме к матушке и
несколько слов ко мне. Первое движение всех - а справедливое нетерпение сие
извиняло - было броситься во дворец: всякий спрашивал, присягнул ли Михаил
Павлович. Матушка заперлась с Михаилом Павловичем; я ожидал в другом покое - и
точно ожидал решения своей участи. Минута неизъяснимая. Наконец дверь отперлась,
и матушка мне сказала: - Ну, , преклонитесь пред вашим братом: он заслуживает
почтения и высок в своем неизменном решении предоставить вам трон.
Признаюсь, мне слова сии было тяжело слушать, и я в том винюсь; но я себя
спрашивал, кто большую приносит из нас двух жертву: тот ли, который отвергал
наследство отцовское под предлогом своей неспособности и который, раз на сие
решившись, повторял только свою неизменную волю и остался в том положении,
которое сам себе создал сходно всем своим желаниям, - или тот, который, вовсе не
готовившийся на звание, на которое по порядку природы не имел никакого права,
которому воля братняя была всегда тайной, и который неожиданно, в самое тяжелое
время и в ужасных обстоятельствах должен был жертвовать всем, что мне было
дорого, дабы покориться воле другого? Участь страшная, и смею думать и ныне, после
десяти лет, что жертва моя была в моральном, в справедливом смысле гораздо тягче".

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом
списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
1) Автор текста, приведенного в отрывке – Александр I.
2) События, описанные в отрывке, происходили в период
междуцарствия.
3) Современниками событий, описанных в отрывке документа, были
Александр Пушкин и Александр Грибоедов.
4) Текст документа записан в 1820-е годы.
5) Автор текста утверждает, что он не готовил себя к престолу.
6) Константин Павлович, упомянутый в отрывке, отказался от трона,
ссылаясь на свои республиканские взгляды.

• В 10-11 веках Киевские князья не считали земли вятичей особо
ценной частью своих владений, редко посещали, передавали во
владение одному из своих младших сыновей.
Леса, удалённость,
плодородие, не ПиВГ, на
периферии ВТП,
неблагонадёжность (Святослав,
Владимир, языческие
восстания)

28. 1883 год. Женева. Освобождение труда.

ЗА
Манифест 17 октября 1905 года. Гражданские права.
Государственная Дума. Аграрный вопрос.
Реальная многопартийность.
ПРОТИВ.
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года.
Неравное избирательное право по избирательному закону 1907. 1 голос
дворянина – 150 голосов крестьян – 450 голосов рабочих.
Первые две думы были распущены.
Столыпинские галстуки. Военно-полевые суды.
Террористическая деятельность эсеров.

31. Првительству Ельцина-Гайдара удалось вывести страну из социально-экономического и политического кризиса.

33. Политика Гласности, направленная на оздоровление социально-политической обстановки в стране, достигла своей цели.

• ЗА
• Возможность средств массовой информации по-настоящему выполнять свою функцию в государстве. Как четвертая
власть СМИ обязана выявлять недочеты в работе правоохранительных органов, судебной системы, искать и сообщать о
взятках и о чиновничьем вранье. Во время гласности у журналистов появилось на это право, за это их не могли
преследовать или репрессировать.
• Доступ рядовых людей к ранее утаиваемой информации, например, о том, что в бюджете нет денег, сколько получает тот
или иной чиновник, куда идут те или иные налоги. По запросу, человек может получить нужные сведения, а часто и
прочитать о них в газетах. Это позволило народу составить реальное представление о положении дел в стране.
• Важным фактором также являлось то, что теперь реальные проблемы общества могли быть ярко освещены. Например,
теперь можно было свободно говорить о том, что существует проституция и с этим явлением нужно бороться, что на лицо
экологические проблемы, которые долгое время замалчивали и игнорировали и так далее.
• Большим преимуществом не политического характера стало возвращение в библиотеки и общий доступ книг, которые
были ранее запрещены, так как расходились во мнениях с господствующим режимом. Сюда вошли многие зарубежные
классики и философы, религиозные тексты и так далее.
• Наконец смог проявится и стать на ноги так называемый самиздат, который представлял собой художественную
литературу, как оппозицию существующему режиму.
• У обычного населения появилась возможность узнавать о реальных событиях, происходящих по ту сторону границы. В
прессе освещалось, как именно там живут люди, какие законы, какие привычки у них и многие другие подробности.

35. Древнерусское государство было образовано при Владимире Святославиче.

• ЗА.
• Восстановлена власть над восточнославянскими племенами.
(подавлен мятеж вятичей)
• Принятие единой общегосударственной идеологии –
христианства.
• Назначение сыноввей наместниками – реформа управления.

• Против.
• Сыновей назначал уже Святослав.
• Борьба за власть наследников.
• Отсутствие общегосударственных законов – только при Ярославе.
• Государственные функции выполняли уже первые рюриковичи.
• Олег объединил Северную и Южную Русь.

37. Крымская война показала дух и боеспособность русских войск.

ЗА
• Синопское сражение.
• Продолжительная оборона Севастополя.
• Успехи на Кавказском театре – Карс.

• ПРОТИВ
• Поражение в войне.
• Поражение в битве на Альме.
• Не смогли отразить высадку экспедиционного корпуса на своей
земле.
• Не смогли деблокировать Севастополь.
• Отступили из Крыма.
• Проблемы снабжения.
• Флот утопили .

39. Самодержавие начало формироваться при Иван III и Василии III

• ПРОТИВ.
• Местничество. Вынужден считаться с боярством.
• Не были ликвидированы очаги сепаратизма.
• Формирование приказной системы только на начальном этапе.
• Венчание на царство – только Иван Грозный.
• Полный отказ от органов сословного представительства – при
первых Романовых. .

Критерии
945 - 972
События
Восстание древлян, Реформа налогообложения Ольги, Поход на ВБ, Разгром ХК,
Назначение сыновей
Война на Балканах с Византией, Перенос столицы в Переяславец на Дунае.
Личность
Ольга – провела реформу, отомстила древлянам.
Мал – поднял восстание.
Святослав – перенёс столицу.
Куря – приказал сделать из черепа чашу.
Причинно-следственные связи
Восстание древлян – налоговая реформа
Разгром ХК – безопасность границ
Налоговая реформа позволила избежать повторения истории с Игорем
Борьба с Византией – перенос столицы на Балканы
Значение
Междоусобица сыновей Святослава
Борьба с Печенегами
Терминология
Уроки, погосты, полюдье …

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) основание Санкт-Петербурга

2) присоединение Новгородской земли к Москве

3) установление протектората О. Кромвеля

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) битва на реке Калке

Б) подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой

B) покушение Д.В. Каракозова на Александра II

Г) авария на Чернобыльской АЭС

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Екатерины II.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) городские восстания середины XVII в.

Б) создание советского государственного аппарата

B) ликвидация зависимости от Орды

ФАКТЫ

1) созыв Уложенной комиссии

2) восстание под предводительством К.А. Булавина

3) сражение на реке Шелони

6) образование Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

«Мне шёл тринадцатый год, когда умер ____. В это время на улицах Петербурга интеллигентные люди обнимались, сообщая друг другу приятную новость.

Когда я читал донесение о сдаче Севастополя, о страшных потерях, которые понесли наши войска за последние три дня перед сдачей, мы все плакали. Все ходили после этого как если бы потеряли близкого человека. При известии же о смерти императора никто не проронил слезы.

«Теперь он лежал на снегу, истекая кровью, оставленный всеми своими сторонниками! Все исчезли.

Кадеты, возвращавшиеся с парада, подбежали к умирающему царю, подняли его с земли, усадили в сани и прикрыли дрожащее тело кадетской шинелью, а обнажённую голову — кадетской фуражкой. Да ещё один из террористов с бомбой, завернутой в бумагу под мышкой,

рискуя быть схваченным и повешенным, бросился вместе с кадетами на помощь раненому. Человеческая природа полна таких противоположностей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые в отрывке события произошли в годы Крымской войны.

2) Министрами в царствование императора, о котором идёт речь в отрывке, были Д.А. Милютин и М.Т. Лорис-Меликов.

3) В годы правления императора, о котором идёт речь в отрывке, в России была ликвидирована крепостная зависимость крестьян.

4) Император, о котором идёт речь в отрывке, даровал Конституцию Царству Польскому.

5) В отрывке идёт речь об императоре Николае I.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Что из перечисленного относится к внутренней политике Временного правительства в 1917 г.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) национализация крупных промышленных предприятий

3) ликвидация помещичьего землевладения

4) отмена смертной казни

5) введение всеобщей трудовой повинности

6) введение свободы слова, собраний и митингов

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) В ноябре 1943 г. советские войска форсировали реку ____ и освободили Киев.

Б) Работу по эвакуации промышленных объектов в восточные районы СССР в июле 1941 г. возглавил ____.

B) В ходе ____ стратегической операции части Красной армии разгромили войска милитаристской Японии.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) подписание Бухарестского мирного договора с Османской империей

Б) присоединение Новгородской земли к Москве

B) учреждение патриаршества в России

Г) вступление СССР в Лигу Наций

УЧАСТНИКИ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите название, под которым упоминаемый в отрывке кризис вошёл в историю.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Принятие Билля о правах в США

Выступление М. Лютера с 95 тезисами

Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва

1) революция Мэйдзи в Японии

2) захват Константинополя крестоносцами

5) основание Санкт-Петербурга

6) начало Тридцатилетней войны

7) битва на реке Сити

8) Смоленская война

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«По благословению отца нашего Алексия, митрополита всея Руси, на этом брат младший, великий князь Михаил Александрович, целуй ко мне крест, к брату старейшему, великому князю Дмитрию Ивановичу, и к моему брату, князю Владимиру Андреевичу, и к нашей вотчине к Новгороду Великому, и за своих детей, и за своих племянников.

А что ты услышишь от кого о нашем добре или о лихе, а о том нас известить в правду по целованию без хитрости. А если я, брат, пойду на рать или мой брат, Владимир Андреевич, сесть тебе с нами самому на коня без хитрости. А пошлём воевод, и ты своих воевод пошлёшь.

А вотчины тебе нашей Москвы, и всего великого княжения, и Великого Новгорода блюсти, а не обидеть. А кто из бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а сёла их в нашей вотчине в великом княжении или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступаться. А боярам и слугам вольным — воля. А мыта тебе держать и пошлины брать по старой пошлине у наших гостей и у торговцев, как то было при нашем деде при великом князе при Иване.

А от клятвы Ольгерду, его братьям, детям и племянникам тебе отказаться.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Историческая ситуация, описываемая в отрывке, относится к XV в.

3) Согласно тексту отрывка, одним из условий союза, о котором идёт речь, являлись совместные военные действия.

4) Согласно тексту отрывка, взимание пошлин с купцов сохраняется в том же порядке, что был установлен при Иване Калите.

5) В отрывке упомянуто имя литовского князя, бывшего союзником темника Мамая в Куликовской битве.

6) Города, названия которых упомянуты в отрывке, вошли в состав Московского княжества в том же веке, к которому относится историческая ситуация, описываемая в источнике.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме обозначен город, куда в 862 г. был призван на княжение варяжский конунг Рюрик.

3) На схеме обозначен город, где состоялось собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Б. Хмельницким, на котором было принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Российским государством.

4) Объезд князя с дружиной подвластных земель с целью сбора дани и кормления по маршруту, обозначенному на схеме, назывался повоз.

6) Единицей обложения данью во время объездов по маршруту, обозначенному на схеме, была определённая площадь пахотной земли.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

A) Грановитая палата в Московском Кремле

Г) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Построен создателем Александровской колонны.

2) Внимание читателей направлено на положение крепостных крестьян, угнетаемых помещиками.

3) Создан в XV в.

4) Создан в XX в.

5) Автор был вынужден отказаться от присуждённой ему Нобелевской премии.

6) Создан в XVII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Изображённый на марке памятник культуры установлен на территории Новгородского кремля.

2) Памятник культуры, изображённый на почтовой марке, создан в годы правления царя Фёдора Иоанновича.

3) Создателями изображённого на почтовой марке памятника культуры являются отец и сын Моторины.

5) Данная почтовая марка выпущена в честь 300-летия создания изображённого на ней памятника культуры.

19. Какие из представленных памятников культуры были созданы в том же веке, когда был создан памятник культуры, изображённый на почтовой марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника событий

«Чтобы стоять у руля и управлять ходом жизни тогдашней России, ему приходилось неизбежно считаться с массой разнообразно действовавших сил, и прежде всего с настроениями самого монарха и его ближайшего окружения, а затем и с разбушевавшейся народной стихией, не дававшей времени для спокойного и законченного законодательства. В столь сложной обстановке было далеко не легко найти возможную равнодействующую и ещё труднее было провести таковую в жизнь. Искусство от кормчего требовалось большое, и часто государственный корабль необходимо было вести зигзагами, а не по тому пути, который при нормальных условиях мог бы почитаться кратчайшим и наиболее целесообразным.

20. Укажите фамилию государственного деятеля, неоднократно пропущенную в тексте. Назовите упоминаемого в отрывке российского императора. Укажите десятилетие, к которому относится начало деятельности упоминаемого в тексте законодательного органа.

21. С чем автор образно сравнивает политику управления страной, осуществляемую государственным деятелем, фамилия которого неоднократно пропущена в тексте? Укажите два названных автором фактора, под влиянием которых находился государственный деятель, фамилия которого неоднократно пропущена в тексте.

22. Какое название получил широкий комплекс мероприятий в области сельского хозяйства, проводимый цод руководством государственного деятеля, фамилия которого неоднократно пропущена в тексте? Укажите два любых мероприятия, входивших в этот комплекс.

23. 19 августа года в Берлине было подписано соглашение о предоставлении Советскому Союзу двухсотмиллионного кредита под 4,5% годовых. И в тот же день советское правительство дало согласие на прибытие в Москву И. Риббентропа. Назовите документ, подписанный в ходе визита в Москву упоминаемого государственного деятеля. Укажите две причины, побудившие СССР пойти на подписание данного документа.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1132—1236 гг.; 2) июнь 1812 г. — декабрь 1825 г.; 3) октябрь 1964 г. — март 1985 г. В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Читайте также: