Каковы цели налоговой политики государства

Обновлено: 04.05.2024

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В условиях рыночной экономики практически во всех странах общей тенденцией является снижение роли государства, что носит объективный характер и объясняется изменением структуры собственности в экономике и

109. Каковы цели и задачи антимонопольной политики ЕС?

109. Каковы цели и задачи антимонопольной политики ЕС? Общее направление политики в области конкуренции можно определить как движение от негативной ситуации монополизации рынка к положению, более или менее приближенному к экономике совершенной конкуренции. Поэтому

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны

32. Цели и задачи прокурорского надзора

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных. Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

Цели, задачи и назначение государственной регистрации

Цели, задачи и назначение государственной регистрации Необходимость проведения ГРПНИСН как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с НИ, впервые была предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.131, ст.8 Вводного закона к части первой ГК

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.Основными

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.Основными

14. Основные направления налоговой политики России

14. Основные направления налоговой политики России В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 обозначены основные направления налоговой политики в РФ.Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стандартизация – это научно-техническая деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления требований для всеобщего и многократного применения в

СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей

СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и

1.2. Цели, задачи и функции трудового права

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

1.2. Цели и задачи административного процесса

1.2. Цели и задачи административного процесса Выяснение вопроса о целях и задачах административного процесса позволяет охарактеризовать административный процесс в качестве самостоятельного правового явления в целом, с одной стороны, и в качестве сложной

Налоговая политика государства: сущность, цели и формы

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующей политике государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика только один из методов их реализации, причем косвенных.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.

Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

  • регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
  • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
  • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
  • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
  • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
  • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Для оценки эффективности налоговой политики в целом или отдельного ее метода более пригоден подход через оценку результатов и их соответствие поставленным целям. Критерием оценки эффективности в данном случае является приближение достигаемого результата к заявленной цели. Сравнительная оценка эффективности альтернативных методов на этапе их выбора усложняется необходимостью квалифицированного прогнозирования и моделирования этих результатов. Вместе с тем объективная оценка полученных результатов по факту реализации какого-либо метода налоговой политики не менее сложна. Проблемы здесь следующие.

Во-первых, искомый результат может быть получен в результате применения не только определенного метода налоговой политики, но и сопряженного применения методов других политик. Действительно, когда ставится какая-либо социально-экономическая цель, то практически всегда для ее достижения задействуется кроме налоговых мер дополнительный арсенал методов соответствующей направленности. При этом вычленить в получаемом результате исключительно эффект применения мер налогового характера практически невозможно. Объективность существенно повышается только при оценке соответствия результатов заявленным фискальным целям, так как в других политиках фискальные цели не присутствуют, то сопряжением различных эффектов можно пренебречь. Таким образом, двойственный характер целей налоговой политики обусловливает также различную объективность оценки ее эффективности.

Во-вторых, при оценке степени достижения полученных результатов заявленным целям должны анализироваться не только действенность самих методов, но и правильность целей. Если поставлена ошибочная цель, противоречащая общему характеру проводимой налоговой политики и комплексу уже реализуемых мер, то это может привести к негативным результатам, несмотря на высокую эффективность используемого отдельно взятого метода. Например, неоднократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами и применялся метод уменьшения масштаба их применения, но результат при этом оставался отрицательным — количество льгот не уменьшается. Соответственно винить нужно не метод, а цель, которая должна быть заявлена иначе: как реализация принципа равенства налогообложения и придание льготам стимулирующего характера. Тогда и методы были бы выбраны другие, и результат был бы иной.

Следует заметить, что процедура оценки эффективности заявляемых целей, выбираемых форм и методов до сих пор не стала обязательным элементом налоговой политики. Причина проста: в реформировании российской налоговой системы сохраняется ориентация на сам процесс как самодостаточный элемент налоговой политики, а не на результат. Преобладают разрозненные качественные оценки, а не объединенные в систему качественные и количественные критерии, подлежащие непрерывному мониторингу.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.

К сожалению, данное понятие также законодательно не регламентировано. По нашему мнению, налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

  1. функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
  2. функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
  3. функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
  4. функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
  5. функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
  6. функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
  7. функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

Налоговая политика — сложное по своей структуре явление. Даже на уровне определения данного термина в среде экспертов возникают дискуссии. Какова специфика реализации налоговой политики на предприятиях, а также в рамках активностей государственных органов власти? Каковы особенности российской модели выстраивания системы налогов и сборов?

Сущность налоговой политики

Налоговая политика

Соответствующий тип активности может определяться как часть стратегии развития бизнеса, направленной, как вариант, на оптимизацию отчисления налоговых платежей с выручки. Правда, как отмечают многие исследователи, в этом контексте термин, о котором идет речь, употреблять не вполне корректно с той точки зрения, что предприятие не может быть субъектом налоговой политики. Однако в неофициальном порядке соответствующее направление деятельности фирмы в некоторых случаях именуется созвучно исследуемому термину.

Частная или государственная сфера?

Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.

Налоговая политика государства

Таким образом, многие юристы считают, что налоговая политика — это в общем случае все же прерогатива государства (или иных административно-политических субъектов — муниципалитетов, частей федерации и т. д.). При этом, как мы отметили выше, она реализуется как часть более масштабного направления деятельности властей — финансовой политики. Не считая, собственно, активностей политических институтов в области налогов, существует большое количество других сфер, которые так или иначе входят в финансовую отрасль государственного управления. Какие это сферы?

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Значение налоговой политики

Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Цели налоговой политики

Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.

Направления работы в рамках налоговой политики

Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:

  • совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
  • осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
  • рационализация административных мер в области налогообложения;
  • грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
  • рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;

При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.

Структура налоговой политики

Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.

Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.

Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.

В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.

Критерии эффективности налоговой политики

Каковы критерии эффективности проводимой государством налоговой политики? Есть весьма разнообразный спектр мнений исследователей на этот счет. Некоторые эксперты полагают, что основной критерий — способность государства обеспечивать финансовый суверенитет, о котором мы говорили выше. Который непосредственным образом влияет на независимость в решении политических задач. Таким образом, если текущие направления налоговой политики выстроены так, что страна не испытывает проблем с выплатами внешнего долга или вовсе обходится без международных займов, то это значит, что соответствующее направление деятельности государства реализуется эффективно.

Бюджетно-налоговая политика

Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы — в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой — налоговая политика.

Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.

Налоговый механизм

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий - уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.

Налоговая политика предприятия

Налоговая политика организации в аспекте планирования предполагает выстраивание системы прогнозирования необходимых для конкретного предприятия отчислений, обусловленных законодательными предписаниями или же объективным ходом экономических процессов на уровне национальной, региональной или отраслевой хозяйственной систем. В свою очередь, государство, в принципе, задействует тот же метод — составление прогнозов, однако выступает субъектом сбора налогов. Планирование может быть при этом оперативным, текущим или же стратегическим.

Налоговое регулирование — тип активностей, который, в свою очередь, характерен только для государственных органов, вовлеченных в процессы финансового управления. Предприятие в силу закона не может быть субъектом данного типа активностей. Ключевые принципы налогового регулирования, которое можно считать прерогативой государства — обоснованность, целесообразность, а также приоритет баланса интересов различных субъектов правоотношений.

Налоговая политика РФ

Налоговый контроль, в свою очередь, может осуществляться как предприятиями, так и государством. При этом бизнесы могут быть как субъектом, так и объектом соответствующего контроля. В первом случае налоговая политика предприятия предполагает ведение мониторинга структур, ответственных за корректное исчисление и своевременную уплату сборов в казну, во втором — возможные проверки со стороны государственных органов. В свою очередь, политические институты в общем случае выступают субъектами налогового контроля, проверяя, насколько, в частности, высок уровень платежной дисциплины тех же предприятий в аспекте перечисления необходимых сборов в казну.

Российская модель налоговой политики

Какими особенностями характеризуется налоговая политика России? Мнения экспертов на этот счет самые разные. Можно отметить, что налоговая политика РФ имеет фактически официальный статус: издаются федеральные законы, в положениях которых в конкретных цифрах указаны те или иные показатели, характеризующие приоритеты государства в организации сборов в казну. Однако предмет дискуссий — интерпретация данных цифр.

Налоговая финансовая политика

Если охарактеризовать российскую модель налоговой политики в рамках очень простой схемы, то устроена она примерно так. Сборы в казну РФ делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Платятся они в общем случае с целью финансирования расходов на соответствующих уровнях бюджета. В РФ принято сразу несколько видов налогов. Классифицировать их можно на несколько основных групп:

  • подоходные (налоги на прибыль);
  • имущественные;
  • пошлины;
  • акцизы и сборы;

При этом в рамках каждой из групп может присутствовать достаточно большое количество очень несхожих сборов. Так, например, есть подоходный налог для физических лиц — НДФЛ, который составляет 13%. Есть сбор, взимаемый с прибыли предприятий, — 20%. Есть налог, который исчисляется в рамках упрощенной схемы, — 6% с выручки или 15% с чистой прибыли.

Современная налоговая политика

Существуют сборы социального характера — пенсионные, направляемые в ПФР, а также взносы в ФСС или ФОМС. Исчисляются они на основе величины оплаты труда персонала, работающего в организациях, или же как фиксированные величины для индивидуальных предпринимателей. Также предусмотрен ряд механизмов, в рамках которых возможно зачтение определенных видов налогов по факту уплаты иных сборов. Также законом предусмотрены различные сценарии возврата налогоплательщиками излишне уплаченных сумм в государственную казну.

Есть специалисты, которые считают, что налоговая политика РФ далека от сбалансированной и требует модернизации — пусть и не срочной, но осуществимой в обозримом будущем. Дело в том, что, как полагают аналитики, тот объем социальных задач, которые взяло на себя государство, с трудом осуществимы при текущей системе сбора налогов.

Это выражается, в частности, в том, что фактическая налоговая нагрузка предприятий номинально, быть может, и не самая объемная дополняется широким спектром социальных обязательств. Так, например, российские предприятия должны отдавать значительный объем средств из фондов оплаты труда сотрудников на взносы в ПФР, ФСС и ФОМС. Также, как полагают исследователи, в РФ было бы неплохо ввести прогрессивную модель сбора налогов, как это организовано во многих странах мира. При этом целесообразно, полагают аналитики, ввести порог выручки, не облагаемый налогом — это могло бы стимулировать предпринимательство.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В условиях рыночной экономики практически во всех странах общей тенденцией является снижение роли государства, что носит объективный характер и объясняется изменением структуры собственности в экономике и

109. Каковы цели и задачи антимонопольной политики ЕС?

109. Каковы цели и задачи антимонопольной политики ЕС? Общее направление политики в области конкуренции можно определить как движение от негативной ситуации монополизации рынка к положению, более или менее приближенному к экономике совершенной конкуренции. Поэтому

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны

32. Цели и задачи прокурорского надзора

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных. Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

Цели, задачи и назначение государственной регистрации

Цели, задачи и назначение государственной регистрации Необходимость проведения ГРПНИСН как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с НИ, впервые была предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.131, ст.8 Вводного закона к части первой ГК

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.Основными

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.Основными

14. Основные направления налоговой политики России

14. Основные направления налоговой политики России В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 обозначены основные направления налоговой политики в РФ.Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стандартизация – это научно-техническая деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления требований для всеобщего и многократного применения в

СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей

СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и

1.2. Цели, задачи и функции трудового права

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

1.2. Цели и задачи административного процесса

1.2. Цели и задачи административного процесса Выяснение вопроса о целях и задачах административного процесса позволяет охарактеризовать административный процесс в качестве самостоятельного правового явления в целом, с одной стороны, и в качестве сложной

Налоговая политика государства: сущность, цели и формы

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующей политике государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика только один из методов их реализации, причем косвенных.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.

Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

  • регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
  • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
  • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
  • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
  • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
  • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Для оценки эффективности налоговой политики в целом или отдельного ее метода более пригоден подход через оценку результатов и их соответствие поставленным целям. Критерием оценки эффективности в данном случае является приближение достигаемого результата к заявленной цели. Сравнительная оценка эффективности альтернативных методов на этапе их выбора усложняется необходимостью квалифицированного прогнозирования и моделирования этих результатов. Вместе с тем объективная оценка полученных результатов по факту реализации какого-либо метода налоговой политики не менее сложна. Проблемы здесь следующие.

Во-первых, искомый результат может быть получен в результате применения не только определенного метода налоговой политики, но и сопряженного применения методов других политик. Действительно, когда ставится какая-либо социально-экономическая цель, то практически всегда для ее достижения задействуется кроме налоговых мер дополнительный арсенал методов соответствующей направленности. При этом вычленить в получаемом результате исключительно эффект применения мер налогового характера практически невозможно. Объективность существенно повышается только при оценке соответствия результатов заявленным фискальным целям, так как в других политиках фискальные цели не присутствуют, то сопряжением различных эффектов можно пренебречь. Таким образом, двойственный характер целей налоговой политики обусловливает также различную объективность оценки ее эффективности.

Во-вторых, при оценке степени достижения полученных результатов заявленным целям должны анализироваться не только действенность самих методов, но и правильность целей. Если поставлена ошибочная цель, противоречащая общему характеру проводимой налоговой политики и комплексу уже реализуемых мер, то это может привести к негативным результатам, несмотря на высокую эффективность используемого отдельно взятого метода. Например, неоднократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами и применялся метод уменьшения масштаба их применения, но результат при этом оставался отрицательным — количество льгот не уменьшается. Соответственно винить нужно не метод, а цель, которая должна быть заявлена иначе: как реализация принципа равенства налогообложения и придание льготам стимулирующего характера. Тогда и методы были бы выбраны другие, и результат был бы иной.

Следует заметить, что процедура оценки эффективности заявляемых целей, выбираемых форм и методов до сих пор не стала обязательным элементом налоговой политики. Причина проста: в реформировании российской налоговой системы сохраняется ориентация на сам процесс как самодостаточный элемент налоговой политики, а не на результат. Преобладают разрозненные качественные оценки, а не объединенные в систему качественные и количественные критерии, подлежащие непрерывному мониторингу.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.

К сожалению, данное понятие также законодательно не регламентировано. По нашему мнению, налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

  1. функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
  2. функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
  3. функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
  4. функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
  5. функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
  6. функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
  7. функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

Читайте также: