Какой способ информационного взаимодействия между организациями группы лукойл и налоговым органом

Обновлено: 04.05.2024

В 2016 году вступили в силу положения НК РФ о режиме налогового мониторинга для крупнейших налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок.

Преимущества для участников

Получение мотивированного мнения и открытый диалог с налоговыми органами

Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

Сокращение объема предоставляемых налоговым органам документов

Автоматизация взаимодействия с налоговыми органами

Предупреждение налоговых рисков и устранение неопределенных налоговых позиций

Отсутствие штрафов и пеней

Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок

Ключевые даты

Наши услуги

Подготовка к вступлению в налоговый мониторинг и сопровождение участников

Преимущества вступления в налоговый мониторинг

  • Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев за счет отсутствия открытого трехлетнего периода для проведения выездной налоговой проверки.
  • Возможность запрашивать мотивированные мнения по совершенным и планируемым сделкам.
  • Предупреждение рисков ввиду возможности урегулирования вопросов с налоговым органом в онлайн-режиме.
  • Отсутствие штрафов и пеней.
  • Сокращение объема предоставляемых документов с учетом оценки надежности СВК.
  • Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок.

Оказываемые услуги

  • Оценка целесообразности вступления Налоговый мониторинг.
  • Диагностика готовности компании к вступлению в программу налогового мониторинга (наличие задокументированных рисков и контрольных процедур, наличие свободных трудовых ресурсов компании для подготовки к вступлению и участия).
  • Разработка регламента информационного взаимодействия для налогового мониторинга.
  • Подготовка документов по СВК в соответствии с требованиями налогового мониторинга.
  • Совершенствование СВК, актуализация документов СВК при необходимости

Автоматизация информационного обмена с налоговым органом

Преимущества автоматизации раскрытия информации

  • Соответствие лучшей практике и передовым способам взаимодействия с ФНС России.
  • Информативное и удобное представление данных.
  • Автоматическое предоставление первичной учетной документации, переход на электронное взаимодействие с налоговым органом.

Оказываемые услуги

  • Анализ ИТ-систем компании для выработки оптимального способа раскрытия информации.
  • Разработка функциональных требований к раскрытию налоговых показателей в информационной системе налогоплательщика и проработка автоматизированных способов отбора и предоставления скан-образов первичной учетной документации.
  • Проработка вопросов юридической значимости обмена информацией.

Совершенствование системы управления рисками и системы внутреннего контроля (СУР и СВК)

Актуальность СВК

  • Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.
  • Обязательна для участников налогового мониторинга.
  • Позволяет сократить объем проверяемых документов в рамках налогового мониторинга.
  • Позволяет снизить вероятность некорректного расчета налоговых обязательств и начисления штрафов и пеней.

Оказываемые услуги

  • Диагностика хозяйственных операций на предмет наличия налоговых рисков.
  • Подготовка реестра рисков и реестра контрольных процедур. Формирование матрицы рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России.
  • Разработка стратегии управления налоговыми рисками, а также внутренних положений компании по СВК.
  • Оценка операционной эффективности СВК.
  • Выработка подхода к документированию рисков и контрольных процедур.

Автоматизация системы управления рисками и системы внутреннего контроля

Чем полезна автоматизация системы управления рисками?

Оказываемые услуги

Автоматизированная проверка основных средств в отношении налоговых рисков

Мы предлагаем ИТ-инструмент для автоматизированной проверки корректности учета сведений о всех основных средствах (движимом и недвижимом имуществе).

Для подачи заявления о проведении налогового мониторинга требуется подготовка регламента информационного взаимодействия и положения о системе внутреннего контроля.

Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.

Взаимодействие с налоговым органом осуществляется посредством обмена информацией через оператора ЭДО или путем предоставления доступа к информационным системам налогоплательщика, в которых реализованы автоматизированные способы раскрытия информации. С 2018 года наличие системы внутреннего контроля становится обязательным требованием. В рамках проведения налогового мониторинга налоговым органом проводится оценка системы внутреннего контроля (СВК) участников программы.

Для повышения эффективности СВК и обеспечения систематизации рисков и контрольных процедур, а также возможности проведения оценки эффективности контрольных процедур применяются различные средства автоматизации.

• Заявление о проведении налогового мониторинга.
• Регламент информационного взаимодействия.
• Информация об участниках, доля участия которых составляет более 25 процентов.
• Учетная политика для целей налогообложения.
• Внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации
• Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемая в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), при наличии у организации обязанности по ее составлению.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности каждый налогоплательщик сталкивается с необходимостью взаимодействовать с сотрудниками налоговой инспекции. В некоторых случаях она может вызвать некоторые трудности, особенно если бухгалтер или директор только приступили к своим обязанностям.

Для организации взаимоотношений с ИФНС необходимо ориентироваться на разные моменты, в том числе нормы законодательства, современные технологии, а также методы, предлагаемые самими налоговиками.

Начало сотрудничества

Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.

На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.

В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях - это обязательная процедура, а в других - личная инициатива руководства организации.

Электронный документооборот

В связи с развитием информационных технологий взаимодействие налогоплательщиков с налоговой инспекцией заметно упростилось. Теперь для отправки документов или отчетности предлагается использовать телекоммуникационные каналы связи. С их помощью можно не только быстро представить документы, но также иметь подтверждение, что они получены сотрудниками ИФНС.

В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с законодательством некоторые виды отчетности нужно передавать только посредством ТКС, например, декларации по НДС. Кроме того, подавать отчетность в электронном виде необходимо тем компаниям, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составила более 100 чел. (в некоторых случаях - более 25 чел.).

При организации электронного документооборота документы, направляемые в ИФНС, могут быть трех видов:

  • созданные средствами программного обеспечения и выгруженные в цифровом виде;
  • созданные в бумажном виде и в последующем отсканированные в электронный формат;
  • созданные непосредственно через программное обеспечение, необходимое для организации электронного документооборота.

В любом случае при их подаче налогоплательщик должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Налоговые проверки

Для контроля деятельности и проверки правильности формирования отчетности хозяйствующих субъектов налоговая инспекция проводит камеральные и выездные проверки.

При проведении камеральной проверки ИФНС проверяет документы, переданные в электронном или бумажном виде, но без посещения налогоплательщика. При этом ее сотрудники имеют право запрашивать дополнительные документы, но только в рамках проводимой проверки. На основании проведенной камеральной проверки налоговики принимают либо не принимают сданную отчетность.

При проведении выездной проверки сотрудники ИФНС проверяют документы непосредственно при посещении налогоплательщика. При этом они требуют предоставить их в бумажном виде, и зачастую их перечень достаточно обширен. Однако также сотрудники ИФНС могут запросить и электронные документы, и в этом случае компания должна предоставить доступ к программному обеспечению, в котором хранятся документы. Но в этом случае нужно организовать отдельный доступ для налоговиков, чтобы они не имели возможности просматривать абсолютно все документы. На основании проведенной выездной проверки налоговики составляют акт с указанием каких-либо выявленных ошибок и рекомендаций по их устранению.

Общение с налоговиками

Непосредственное общение с налоговиками может быть как через телекоммуникационные каналы связи (направление официальных писем или запросов), так и лично при посещении отделения ИФНС.

При первом варианте правила и механизм общения аналогичен, как и при обычном документообороте. При втором варианте необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  • для разбора какой-либо конфликтной ситуации целесообразно взять с собой оправдательные документы, которые будут подтверждать те или иные факты финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • при невозможности прийти к компромиссному решению при общении с рядовыми сотрудниками можно обратиться к руководству ИФНС или в вышестоящую инстанцию;
  • при общении следует придерживаться официального тона без эмоций или оскорблений, поскольку в противном случае компанию могут оштрафовать на 50-100 тыс. руб., а ее должностное лицо на 10-30 тыс. руб. (ст. 5.61. КоАП РФ);
  • для решения мелких вопросов можно обойтись без посещения отделения ИФНС - достаточно позвонить сотруднику инспекции и по телефону получить или передать информацию.

Одним из методов информационного взаимодействия с налоговиками является посещение их бесплатных семинаров, проводимых с целью раскрытия актуальной информации по вопросам бухгалтерского и налогового учета. Такая форма общения позволяет не только получить поддержку госорганов, но также ознакомиться с теоретическими и практическими материалами, которые в последующем можно будет применить при ведении деятельности компании.

Кроме того, в последнее время налоговики используют вебинары как метод предоставления информации налогоплательщикам. Данный вариант особенно удобен тем, что предполагает удаленный формат сотрудничества, то есть компания может получить информацию даже при нахождении в другом регионе.

Ошибки при общении с налоговиками

При взаимодействии с сотрудниками налоговой инспекции следует избегать таких ошибок, способных привести к негативным последствиям:

  • неверный эмоциональный подход. Как положительные, так и отрицательные эмоции способны негативно отразиться на взаимодействии с налоговиками. При общении следует быть максимально спокойными, общаться уверенным официальным тоном, но без пренебрежительного отношения;
  • подарки или договоренности. Как правило, сотрудники ИФНС равнодушны к подаркам, а в некоторых случаях могут рассматривать их как способ откупиться. Такой вариант не подходит для построения партнерских отношений, поэтому если все-таки хочется подарить подарок, то лучше, если это будет сувенир с символикой компании;
  • устное общение. Общение в устной форме возможно лишь по весьма простым вопросам, а в серьезных и важных ситуациях необходимо все оформлять документально, например через сервис 1С:Отчетность.

В то же время специалисты рекомендуют контролировать действия сотрудников налоговой инспекции. Например, при проведении выездной проверки необходимо тщательно проверить составленный акт, поскольку в нем могут быть указаны документы, которые не были представлены налогоплательщиком.

Грамотная организация сотрудничества с налоговой инспекцией возможна только в том случае, если компания ведет бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами законодательства РФ. Для этого целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, которое постоянно обновляется, что позволяет вести учет по установленным правилам.


Проверка отчетности ИФНС онлайн получает всё большее распространение среди налогоплательщиков, как и другие современные способы коммуникации с налоговыми органами. С 01.07.2021 эта процедура становится доступнее. О новшествах в этой области расскажем далее.

Способы налогового мониторинга

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности. Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета. Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.

Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

С 01.07.2021 в процедуру налогового мониторинга внесен ряд изменений:

  • более приемлемыми стали критерии перехода на мониторинг;
  • отменена обязанность подавать заявление на продление мониторнга и др.

Подробно основные изменения рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть комментарии можно бесплатно, получив пробный доступ.

Новая программа налогового мониторинга отчетности

Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга. Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн. Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.

Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг. При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.

Проверка отчетности ИФНС онлайн - мониторинг по-новому

Преимущества участия в программе онлайн-мониторинга:

  • Как показал опыт, затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%.
  • Быстрое решение спорных вопросов с налоговиками.
  • Проявляя лояльность к госорганам, предприятие вправе рассчитывать на соответствующую реакцию государства.

Кроме того, налогоплательщик может получить налоговый рейтинг, т. е. комплексную оценку налоговой добросовестности. Присуждая организации рейтинг, налоговики изучают системы ее внутреннего контроля, просчитывают налоговые риски, оценивают взаимоотношения с налоговыми органами и платежную дисциплину по уплате налогов. При этом гарантируется полная конфиденциальность.

О нюансах и сроках проведения налогового мониторинга с 01.07.2021 читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга

Чтобы обратиться в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:


до 30.06.2021 включительно:


Исключение сделано для организаций, в отношении которых налоговый мониторинг уже проводится: для принятия налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 4 или п. 7 ст. 105.27 НК РФ, решения о проведении мониторинга в отношении этих организаций выполнение указанных условий необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Если все условия соблюдены, подайте в ИФНС заявление по форме из Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Скачайте бланк, кликнув по картинке ниже:

Образец заполнения этого заявления есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно:

Итоги

Электронные способы коммуникации позволяют контролерам быстро и качественно осуществлять мониторинг не только отчетности, но и финансового состояния организации. С 2016 года в России действует программа налогового мониторинга, имеющая несомненные преимущества.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Современная налоговая система сложилась после введения в действие Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

В ней выделяются четыре уровня – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный, что соответствует уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Высшими звеньями в системе налогового администрирования являются Министерство финансов РФ и аппарат Федеральной налоговой службы России. Основная задача этих органов – разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе, на основе совершенствования налогового законодательства. Также они осуществляют планирование налоговых поступлений в бюджет, ведут разъяснительную работу среди налогоплательщиков и т.д.

По уровню подчиненности далее следуют Управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС; инспекции ФНС межрайонного уровня и инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления.

Схема налоговой системы

Кроме центрального аппарата и территориальных органов, в настоящее время ФНС России имеет в своем подчинении ряд структур, осуществляющих выполнение научных, учебно-методических, информационно-аналитических задач, необходимых для совершенствования теории и практики налогового администрирования:

Налоговая система РФ подстраивается под экономические тенденции, и деятельность органов налогового администрирования также непрерывно совершенствуется.

С 2016 г. начинается изменение структуры низовых звеньев, пока в форме эксперимента.

Аналитика

Очевидно, по результатам эксперимента будут сделаны выводы о перераспределении обязанностей между работниками в целях формирования оптимально работоспособной внутренней структуры ФНС.

На 2016 г. намечено реформирование центрального аппарата ФНС – выделение из него Налогового агентства и изменение назначения и функций ряда подразделений.

Изменения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков

До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.

Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.

ИНН идентификационных номеров налогоплательщиков

Решению этой сложной задачи положило начало создание Государственного реестра предприятий в 1993 году и проведение мероприятий по присвоению ИНН (идентификационных номеров налогоплательщиков) физическим лицам в 1996 году.

Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров, ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Постоянно расширялся перечень услуг, осуществляемых налоговыми органами для налогоплательщиков.

Перечень услуг расширяется и в настоящее время.

  • расширяются сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов
  • обеспечивается регулярные публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обзоров и разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
  • продлеваются сроки представления всех видов налоговой отчетности
  • снимаются ограничения по применению УСН организациями, имеющими представительства
  • обеспечивается обязательная публикация в открытом доступе новых форм налоговой отчетности и изменений в существующие формы отчетности не менее чем за 2 месяца до введения в действие и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий были реализованы в 2014-2015 гг.:

  • создан функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС и урегулированы вопросы по использованию личного кабинета
  • обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика и др.

В 2016 г. также вступают в действие ряд законов и соответствующих статей НК РФ, призванных способствовать решению таких задач, поставленных Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р, как расширение перечня форм налоговой отчетности, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи; смещение налоговой нагрузки в сторону налогообложения физических лиц; предоставление возможности физическим лицам получения социальные налоговых вычетов по аналогии с имущественными у работодателей (налоговых агентов) и др.

Планируется расширить перечень функций ФНС по работе населением: на ФНС будет возложена обязанность по созданию Единого реестра населения Российской Федерации с информацией об актах гражданского состояния населения.

Ведется непрерывная работа по совершенствованию информационной работы налоговых органов, как с помощью интернет-ресурсов, так и путем расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В конечном итоге, мероприятия должны обеспечить упрощение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изменения в осуществлении контроля низовых налоговых органов за сбором налогов.

Важнейшая составляющая налогового администрирования – контроль низовых звеньев ФНС за сбором налогов.

Контроль

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Методы сбора налогов постоянно совершенствуются и идут по пути как послабления законодательства в одних аспектах, так и его ужесточения в других.

С вступлением в действие указанного приказа количество проверок значительно снизилось, но, по оценкам экспертов, в 2013-2015 гг. выросла их эффективность.

Одновременно, в 2015-2016 году в налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов – срокам и порядку представления налоговой отчетности, срокам перечисления налогов.

Изменения и перемены в налоговой системе

Соответственно, расширяются права налоговых органов в процессе проведения проверок, усиливаются санкции за нарушения. В 2015 г. после введения на основании принятых законов соответствующих поправок в статьи 86, 92 НК РФ значительно были расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок: если в уточненной декларации (расчете), уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, органы ФНС имеют право требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений.

Также при проверке НДС налоговые органы получили право запрашивать дополнительные документы.

На основании изменений НК РФ (п.3 ст.76, п.1ст.93, п.3 ст.88, пп.4 п.1ст.31) налоговые органы получили дополнительные полномочия по действиям с банковскими счетами налогоплательщиков в случае нарушения сроков представления налоговых деклараций, неисполнении обязанности по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме соответствующих документов и в некоторых других.

Отдельные нововведения способствуют расширению прав налогоплательщиков, например, введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

В 2016 г. будут предприняты меры по усилению контроля за сбором НДФЛ.

Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утверждена форма Расчета по НДФЛ (НДФЛ-6). Начиная с 2016 г., налогоплательщики представляют уже ежеквартальную отчетность по НДФЛ.

Одновременно, за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ статьей 126 НК РФ предусмотрено усиление санкций со стороны налоговых органов.

Вследствие указанных изменений органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, о чем налогоплательщики должны получить уведомления в текущем году.

С 2016 г. увеличиваются пени за просрочку уплаты налогов.

С привязкой к ключевой ставке, значение которой составляет 11%, возросли пени за просрочку уплаты налога. (Ставка рефинансирования составляла 8,25%.)

Таким образом, в текущем году налоговые органы усиливают контроль за сбором налогов и, в первую очередь, это касается налогоплательщиков-физических лиц.

Значение изменений в налоговом администрировании

Укрепление взаимодействия с налогоплательщиками

Вследствие глобальных изменений в экономике, возникших в начале 90-х годов, и усилению кризисных явлений в настоящее время перед аппаратом налогового администрирования и, в особенности, перед налоговыми органами ставятся важные задачи по укреплению взаимодействия с налогоплательщиками и по обеспечению увеличения сбора налогов в бюджет.

Взаимодействие с налоговой службой становится обычным явлением не только для юридических, но и для физических лиц

Выдвигаемые задачи способствуют совершенствованию структуры аппарата налоговых органов и других субъектов налогового администрирования, разработке мер, направленных на установление принципиально новых взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками:

  • повышение уровня правовой и налоговой грамотности населения
  • формирование у налогоплательщиков ответственности за уплату налогов (культуры налогоплательщика)

Основной путь совершенствования системы налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков для проверок, значительно упростить взаимоотношения с налогоплательщиками, и одновременно, повысить собираемость налогов.

В свете поставленных задач влияние налоговых органов на хозяйственные и социальные процессы в обществе в дальнейшем будут только возрастать.

Читайте также: