Государство территория суверенитет налогообложения правительство

Обновлено: 14.05.2024

В разница между государством и правительством относится к противоположностям, существующим между двумя концепциями. Люди обычно путают эти понятия как синонимы, однако государство и правительство - эт

Содержание:

В разница между государством и правительством относится к противоположностям, существующим между двумя концепциями. Люди обычно путают эти понятия как синонимы, однако государство и правительство - это разные понятия, каждое из которых имеет разные характеристики.

Когда мы говорим о государстве, мы имеем в виду все государственные учреждения, которые отвечают за регулирование деятельности страны. По этой причине государство определяется как политическая организация, которая управляется законами и действует независимо и вне времени (то есть не имеет ограничений по времени).

Вместо этого правительство можно определить как временную администрацию части государства. Более того, он состоит из группы должностных лиц, которые действуют в соответствии с определенной политической позицией. Например, правительство может быть, среди прочего, социалистическим, ультраправым, социал-демократическим.

состояние

правительство

Темпоральность

Полномочия

Представляет три силы.

Управляйте исполнительной властью.

Члены

Это не физические фигуры.

Президент, вице-президент и министры.

Суверенитет

Это суверенная, неограниченная власть.

Не суверенные, ограниченные полномочия.

Оппозиция

У него нет оппозиции.

У вас может быть оппозиция.

Основные различия между правительством и государством

1. Темпоральность

Основное различие между государством и правительством состоит в том, что первое является постоянным, а второе - временным. Другими словами, государство сохраняется в течение долгого времени при любых обстоятельствах, в то время как правительство меняется в зависимости от различных политических обстоятельств.

Это происходит, например, после проведения президентских выборов, когда к власти приходит новое правительство.

2. Участие в государственной власти.

Еще одно различие между государством и правительством заключается в том, что оба они участвуют в государственных органах власти, а именно исполнительной, законодательной и судебной. С одной стороны, государство управляет и представляет три ветви власти, в то время как правительство управляет исполнительной властью только в течение ограниченного периода времени.

Другими словами, государство состоит из исполнительной, законодательной и судебной властей; вместо этого правительства лишь временно осуществляют контроль над исполнительной властью. По этой причине утверждается, что правительство является частью государства.

3. Члены

Когда мы говорим о правительстве, легко узнать его членов (то есть президента, вице-президента и министров). Фактически, граждане имеют право избирать этих членов голосованием и выбирать их в соответствии со своими политическими предпочтениями или идеологиями.

С другой стороны, государство - это скорее абстрактное понятие, поскольку его члены не являются физическими фигурами: государство состоит из организации, территорий и законов каждой страны. Вот почему утверждается, что государство нематериально, в то время как правительство является ощутимым и физическим институтом.

4. Государство обладает суверенитетом, в то время как правительство ограничено.

Суверенитет состоит из верховной власти политического и независимого характера, которая не страдает от вмешательства извне. Следовательно, утверждается, что государство обладает суверенитетом; поскольку он осуществляет свою власть неограниченным и абсолютным образом. Более того, никакое другое учреждение не может этому помешать.

С другой стороны, правительство не является суверенным, поскольку его полномочия ограничены. Точно так же он получает свои полномочия благодаря законам, установленным в конституции.

Например, в большинстве конституций указано, что правительство будет избираться тайным и всеобщим голосованием. В том же документе устанавливается, как долго это правительство будет находиться в исполнительной власти (обычно от четырех до шести лет).

С другой стороны, конституция не утверждает, что государство может быть изменено, поскольку оно является его частью.

5. Мы все являемся членами государства.

Политологи утверждают, что все граждане являются частью государства, даже если они не занимают политических постов. Это происходит потому, что всех людей поддерживают законы и государственные организации.

С другой стороны, правительство не может состоять из всех граждан (даже если они избирают его голосованием). Скорее, его членами обычно являются люди, связанные с политическими и правовыми исследованиями.

В заключение, в правительстве есть определенные члены, в то время как государство включает всех людей, составляющих нацию.

6. Вы можете не соглашаться с правительством.

Все граждане имеют право не соглашаться с политикой находящегося у власти правительства. Фактически, в каждом правительстве есть оппозиционные партии, которые представляют собой политические группы, которые имеют разные взгляды и интересы в отношении нации.

Кроме того, граждане могут протестовать, требуя смены правительства, если оно не оправдало ожиданий или нарушает какой-либо закон.

Что касается государства, никто не может действовать против него, потому что это нерушимый институт, характеризующийся постоянством и суверенитетом.

7. Существуют разные формы правления.

Типы правительства могут меняться в зависимости от потребностей и традиций каждой страны. Например, сегодня в некоторых странах сохраняются монархические правительства. Это означает, что исполнительная власть находится в руках короля, как в Соединенном Королевстве.

Точно так же есть страны с демократическим правительством, где исполнительная власть осуществляется президентом. В этом случае власть не наследственная (как в монархиях), а граждане избирают президента. Этот тип правительства можно найти в разных странах по всему миру, например, во Франции или США.

Это означает, что правительства не имеют строгих стандартов и могут претерпевать изменения, в то время как государство - это универсальная система, которая имеет очень специфические характеристики, которые очень мало меняются с течением времени.

8. Территории нации принадлежат государству.

Некоторые политологи утверждают, что государство имеет полную власть над территориями своей нации; следовательно, государство должно контролировать и защищать всю территорию страны, которая ему соответствует.

Точно так же законы, которые применяются текущим правительством, могут применяться во всех частях национальной территории, однако эти зоны по-прежнему принадлежат государству, а не правительству.

Например, все территории Мексики принадлежат штату Мексика. При желании находящееся у власти правительство может применять законы, повышающие национальную безопасность на этих территориях, однако указанное правительство не владеет этими землями.

Садчиков Михаил Николаевич, преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются такие вопросы, как понятие налогового суверенитета, его признаки и содержание, соотношение понятий "налоговый суверенитет", "налоговая юрисдикция" и "фискальный суверенитет". Предлагается авторское понятие налогового суверенитета.

Ключевые слова: налог, налоговый суверенитет, юрисдикция.

The tax sovereignty concept

Sadchikov Mikhail N., Lecturer of the Financial, Banking and Customs Law Department at the Saratov State Academy of Law, Candidate of Legal Sciences.

The article is devoted to such questions of tax sovereignty. The author distinguishes between the concept of tax sovereignty fiscal sovereignty and tax jurisdiction.

Key words: tax, tax sovereignty, jurisdiction.

Термин "суверенитет" происходит от французского souverainete, что означает верховная власть. Содержание термина "суверенитет" не является статичным и менялось в зависимости от общественно-экономической формации. В XVI веке французский политический деятель и ученый Жан Боден рассматривал суверенитет как ничем не ограниченную безусловную власть монарха. Позднее, в XVIII веке, в эпоху буржуазных революций, ученый, политический деятель, философ Жан-Жак Руссо разработал концепцию "народного суверенитета", в соответствии с которой власть исходит от народа. Развитие современных международных отношений свидетельствует о различном понимании суверенитета правителями. Суверенитет как феномен жизни общества является предметом изучения многих гуманитарных наук, в том числе правовой науки.

В науке конституционного права под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении . В международном праве под государственным суверенитетом понимается верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность, независимость в международных делах . В теории государства и права государственный суверенитет рассматривается как признак государства. Анализ определений государственного суверенитета, которые применяются в теории государства и права, конституционном и международном праве, позволяет сделать вывод о сложном характере рассматриваемого понятия. Структура государственного суверенитета основана на функциях государства. Функции государства делятся на внутренние и внешние, следовательно, можно выделить внутренний и внешний суверенитет государства. Среди основных функций государства выделяют экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимания налогов, функцию обороны страны, функцию интеграции в мировую экономику и др. Таким образом, можно выделить суверенитет государства в решении вопросов по каждой функции.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 158.
Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 192.

Одной из основных функций государства, как уже отмечалось выше, является функция налогообложения и взимания налогов. Самостоятельность, независимость и верховенство государства в осуществлении функции налогообложения и взимания налогов составляет налоговый суверенитет государства.

Понятие фискального (налогового) суверенитета широко применяется в отечественной литературе и правоприменительной практике по налоговому праву. Например, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 мая 2009 года N 1047-О-О указал: ". федеральный законодатель, действующий при определении налоговых обязанностей в рамках своих дискреционных полномочий и обладающий фискальным суверенитетом, вправе устанавливать показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения. " . В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд РФ связывает законодательную форму учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств с фискальным суверенитетом государства .

О соотношении понятий "фискальный суверенитет государства" и "налоговый суверенитет государства" см. далее.
См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 1.
См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

И.И. Кучеров выделяет в международном налоговом праве принцип налогового суверенитета государства, который заключается в "безоговорочном признании всеми субъектами международных налоговых отношений права государства устанавливать, вводить и взимать налоги и сборы с физических лиц и организаций в пределах своей территории" .

См.: Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007. С. 64 - 66.

Думается, налоговому суверенитету присущи следующие признаки.

  1. Исключительное право государства устанавливать и взимать налоги на территории, находящейся под его юрисдикцией. Иные субъекты, общественные институты, иностранные правительства не вправе устанавливать налоговые платежи на территории, находящейся под территориальной юрисдикцией Российской Федерации.
  2. Независимость государства в реализации функции налогообложения и взимания налогов. Государство самостоятельно определяет круг налогоплательщиков, объекты налогообложения и иные элементы налога. Вмешательство в налоговую деятельность государства недопустимо.
  3. Единство налогового суверенитета. Налоговую функцию реализует единая государственная власть. На территории России как демократического государства отсутствуют иные источники власти, кроме как ее многонациональный народ. Единство налогового суверенитета выражается в единой налоговой системе России. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не обладают государственным суверенитетом. Они осуществляют деятельность в сфере налогообложения по региональным и местным налогам, реализуя полномочия, предоставленные Российской Федерацией. Такие полномочия носят производный характер.
  4. Производный от народного суверенитета характер. Налоги устанавливаются и вводятся в действие на основании нормативных правовых актов представительных органов власти, которые являются формой реализации представительной демократии. Производный характер налогового суверенитета обусловлен демократической формой правления в России. Отнесение вопросов установления и введения налогов к компетенции представительных органов власти подчеркивает реализацию воли народа в установлении системы налогов.
  5. Реализация в правовой (законной) форме. В соответствии с положениями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить только законно установленные налоги. Таким образом, налоговый суверенитет государства может быть реализован только в правовой форме, установление и введение налогов осуществляется в форме закона.

Содержание налогового суверенитета раскрывается в направлениях реализации государством функции налогообложения. К таковым относятся следующие.

  1. Установление налогов на территории, находящейся под государственной юрисдикцией.
  2. Введение установленных налогов и их отмена.
  3. Делегирование некоторых полномочий по установлению и введению налогов иным публично-территориальным образованиям на своей территории.
  4. Взимание установленных налогов, включая осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
  5. Международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Раскрывая понятие налогового суверенитета, считаем необходимым соотнести его с понятием налоговой юрисдикции государства. Следует согласиться с мнением И.А. Хавановой о том, что это не взаимозаменяемые понятия . Юрисдикция характеризует возможности и пределы осуществления государством принуждения с целью обеспечения реализации им своего права и на основе права . В теории международного права выделяют предписательную и исполнительную юрисдикции, личную, территориальную и универсальную юрисдикции. Юрисдикция тесно связана с территорией государства, исполнительная юрисдикция за пределами государственной территории возможна только при условии согласия на это другого государства. При этом отмечается, что государственный суверенитет заключается прежде всего в территориальном верховенстве, а национальная юрисдикция может распространяться за пределы государственной территории.

Хаванова И.А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 41 - 51.
Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. С. 192.

Например, налогообязанными могут быть лица, которые являются гражданами одного государства, но проживают на территории другого, или контролируемые иностранные компании. В теории налогового права применяется концепция экономической привязанности, в соответствии с которой право на налогообложение субъекта принадлежит тому государству, с территорией которого экономический интерес такого субъекта наиболее тесно связан. Таким образом, налоговая юрисдикция - это основанное на налоговом суверенитете право государства осуществлять функцию налогообложения на своей территории, а также в отношении лиц, объектов, капитала, хозяйственных операций, которые хотя и не находятся на подведомственной государству территории, но тесно связаны с ней.

В научной литературе и правоприменительной практике часто налоговый суверенитет отождествляют с фискальным. Думается, такая позиция требует уточнения. Fiscus - от латинского "корзина", "казна". В Древнем Риме термин означал военную кассу, позднее - кассу римского императора. Фискальная функция свойственна налогам , таможенным платежам , взносам в государственные внебюджетные фонды , а также иным государственным доходам, пополняющим казну государства. Е.Л. Васянина в Монографии "Фискальное право России" к фискальным платежам относит налоги, фискальные сборы, природоресурсные платежи и некоторые другие . Бюджетный кодекс РФ к бюджетным доходам относит налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления . Таким образом, фискальный платеж - понятие более широкое, чем налоговый, а фискальный суверенитет не тождествен налоговому, но последний, пожалуй, является основой первого.

См.: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М; НОРМА, 2012. С. 373.
См.: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
См.: Федоров (Дементьев) И.В. Правовое регулирование обязательных публично-правовых платежей в России // Право и экономика. 2014. N 10. С. 46 - 49.
См.: Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. 152 с.
См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 26.12.2014 N 450-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823; 2014. N 52. Ст. 7561.

Изложенные доводы позволяют сделать вывод о том, что налоговый суверенитет - это исключительное право государства самостоятельно и независимо осуществлять функцию налогообложения и взимания налогов в пределах территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Представляется, что в условиях развития международной торговли, использования приемов международного налогового планирования, расширения электронной торговли вопросы налогового суверенитета и юрисдикции государства приобретают особую актуальность.

Литература

  1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
  3. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007. 452 с.
  4. Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 1087 с.
  5. Федоров (Дементьев) И.В. Правовое регулирование обязательных публично-правовых платежей в России // Право и экономика. 2014. N 10.
  6. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М; НОРМА, 2012. 752 с.
  7. Хаванова И.А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. 2013. N 11.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Рассматриваются юридические аспекты суверенитета государства в области налогообложения. Для раскрытия юридического содержания налогового суверенитета анализируется его соотношение с налоговой (или фискальной) юрисдикцией, а также исследуется территориальная составляющая в правовой конструкции выражения государственного суверенитета в области налогов.

А.А. ШАХМАМЕТЬЕВ,

доктор юридических наук, доцент shaxaa @ mail . ru

Рассматриваются юридические аспекты суверенитета государства в области налогообложения. Для раскрытия юридического содержания налогового суверенитета анализируется его соотношение с налоговой (или фискальной) юрисдикцией, а также исследуется территориальная составляющая в правовой конструкции выражения государственного суверенитета в области налогов.

Ключевые слова: налоги, налоговое законодательство, налоговый суверенитет, налоговая юрисдикция, налоговая территория, налогообложение

Tax Sovereignty and Tax Jurisdiction of the State

In the article, the author considers the legal aspects of the state sovereignty in the sphere of taxation. To reveal the legal substance of the tax sovereignty, he analyses its correlation with the tax (or fiscal) jurisdiction, as well as explores the territorial constituent in the legal structure of the expression of the state sovereignty in the tax sphere.

Keywords: taxes, tax legislation, tax sovereignty, tax jurisdiction, tax territory, taxation.

Общая характеристика налогового суверенитета. Суверенитет является одним из свойств государства как политического, социального и правового института. В общеправовом значении под суверенитетом государства понимают его верховенство во внутренних делах (в пределах государственной территории) и независимость во внешних (в сфере международных отношений)[1].

Налог и налоговая система — неотъемлемые атрибуты суверенного государства. Властные полномочия государства, реализуемые в области налогообложения, позволяют говорить о государственном налоговом (или фискальном) суверенитете, т. е. о безусловном праве государства на своей территории создавать свою налоговую систему, устанавливать и взимать налоги, определять их элементы и пр.

Налоговый суверенитет обычно совпадает с политическим. Но данное условие не является обязательным. С одной стороны, налоговый суверенитет может ограничиваться, например, путем передачи полномочий наднациональным институтам в части отдельных правил установления налогов. Такое делегирование, как представляется, является формой выражения политического суверенитета. С другой стороны, территориальное публично-правовое образование может не обладать политическим суверенитетом, но иметь право устанавливать налоги. Как отметили Ж. Тиксье и Г. Жест, определенная территориальная единица, имеющая политический суверенитет либо не обладающая им, считается получившей фискальный суверенитет после того, как создаст налоговую систему, обладающую двумя важными чертами — технической автономией и монополией на применение на данной территории. Под монополией понимается условие, когда на территории публично-правового образования применяется единственная налоговая система, и последняя исключительно несет функцию обеспечения налоговых поступлений его бюджета. Техническая автономия означает, что налоговая система полностью построена и утверждена компетентным органом данного территориального образования, т. е. содержит все правила по определению базы налогообложения и состава налогоплательщиков, исчислению и уплаты налогов, независимо от того, были ли эти правила разработаны под прямым или косвенным влиянием другой налоговой системы[8].

Правовая форма реализации налогового суверенитета государством находит свое выражение в специальной системе норм, часть которой, непосредственно определяющая порядок установления и взимания налогов, образует его налоговое законодательство. Последнее регулирует отношения между данным государством и лицами, на которых в соответствии с его законодательством возлагаются определенные налоговые обязанности вследствие их связи с этим государством.

Налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция. Для раскрытия юридического содержания налогового суверенитета необходимо установить его соотношение с налоговой (или фискальной) юрисдикцией[9]. Применительно к компетенции государства в налоговой сфере эти понятия часто рассматриваются как взаимозаменяемые[10]. Однако они имеют и свои особенности, которые, опираясь на их доктринальное понимание в международном праве и исходя из общетеоретических основ функционирования налоговой системы государства, можно представить следующим образом: налоговый суверенитет государства, выступая как абсолютное внешне не ограниченное юридическое право государства по установлению и взиманию налогов на своей территории, выражается в идеальном виде такого права, изначально имеющего лишь определенные пространственные пределы; налоговая юрисдикция предстает как правовая форма практической реализации фактического объема полномочий государства на своей территории в сфере налогообложения (в том числе в отношении лиц и объектов, каким-либо образом связанных с этим государством или его территорией).

В налоговой юрисдикции государства налоговый суверенитет последнего находит свою объективацию и формализацию, которые составляют юридический базис национального налогового режима и выражаются в основных частях налоговой системы государства[11].

Налоговый суверенитет государства проявляется в абсолютной форме на всей его территории. За пределами последней возможно распространение его налоговой юрисдикции на лиц или объекты либо по согласованию с другими государствами, либо вследствие связи этих лиц и объектов с данным государством (его территорией).

Налоговая территория государства — формально закрытое пространство. Территориальность налогового суверенитета выражается в том, что государство осуществляет абсолютную власть внутри своей налоговой территории. При этом за ее пределы налоговый суверенитет государства не распространяется. Такое разграничение носит идеальный характер и отражает географическое и политическое сосуществование налоговых суверенитетов государств. На практике данное пространственное разделение проявляет свою относительность, допуская определенные (нередко существенные) исключения при осуществлении государствами налоговой юрисдикции. Таким образом, применительно к налоговой юрисдикции налоговая территория государства с правовой точки зрения может выступать как специальная правовая конструкция или юридическая фикция.

По общему правилу налоговое законодательство одного государства не подлежит применению на территории другого. Однако его нормы иногда распространяются на определенные объекты налогообложения или на отдельные категории лиц, находящихся на этой территории. В силу соглашений о правовой и административной помощи компетентные органы страны также могут оказывать содействие по исполнению на своей территории решений, принятых в соответствии с иностранным налоговым законодательством. Государство также вправе в одностороннем порядке или на основании заключенного соглашения уменьшить налоговые обязанности своих налогоплательщиков-резидентов либо исключить из своей юрисдикции определенные объекты налогообложения или категории лиц, находящиеся на его территории.

В качестве модели экстерриториальности налогообложения отдельных объектов вероятно рассматривать конвенционно установленный двумя (или более) государствами порядок, в соответствии с которым в государстве, признаваемом источником (местом локализации) таких объектов, удерживаются согласованные суммы с последующим их перечислением второму государству (либо их иное распределение по согласованию государств-участников). Данная модель, в частности, может использоваться в рамках межгосударственной интеграции, основанной на конвергенции отдельных инструментов налогообложения или налоговых систем[12].

Перспективной формой развития конвенционной корректировки территориальности налогообложения является современная договорная практика по предотвращению уклонения от уплаты налогов. Прежде всего здесь хотелось бы отметить один из примеров такой практики последнего времени — Соглашение между Швейцарской Конфедерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве в области налогообложения и финансовых рынков, подписанное 21 сентября 2011 года[13] (далее — Соглашение).

Подписанием Соглашения государства-участники создают предпосылки для решения проблемы, которая обсуждалась ими десятилетиями, а именно налогообложение доходов от некоторых видов активов, размещенных налогоплательщиками Германии в Швейцарии. В частности, согласно нормам Соглашения с дохода от капиталов немецких налогоплательщиков, выведенных ими из-под налогообложения в ФРГ и размещенных в швейцарских банках, последние должны удерживать налог в размере 25% и перечислять его через уполномоченные органы Швейцарии немецкому финансовому ведомству. В обмен на принятие роли налоговых агентов швейцарские банки сохранили возможность не раскрывать информацию о своих вкладчиках.

Территориальная составляющая налоговой юрисдикции государства является материально-правовой основой определения субъектного и объектного состава, в отношении которого распространяется действие налогового законодательства данного государства. Устанавливая пространственные пределы применения последнего, государство также устанавливает связанные с его территорией виды объектов налогообложения и категории налогоплательщиков.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение налоговой территории. Однако уяснение содержания данной категории имеет важное практическое значение. В частности, это касается вопросов налогообложения на таких прилегающих к государственной территории пространствах, как континентальный шельф, исключительная экономическая зона. Особую актуальность проблема приобретает вследствие того, что для освоения этих территорий привлекаются иностранные организации и, следовательно, возникает необходимость в точных и единых правилах налогообложения такой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море[14], воздушное пространство[15] над ними (ч. 1 ст. 67). Пределы государственной территории (пространственный предел действия государственного суверенитета) Российской Федерации определяются государственной границей Российской Федерации, которая представляет собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность[16].

Тенденция расширительного подхода, когда в состав налоговой территории включаются континентальный шельф и исключительная экономическая зона, проявляется как в международной договорной практике, так и в законодательстве Российской Федерации. Расширенный подход используется при заключении Российской Федерацией международных договоров по проблеме двойного налогообложения, а также отражается в типовых формах соглашения об избежании двойного налогообложения[18].

В качестве выводов из предложенного понимания затронутых проблем можно сформулировать следующие тезисы. Применительно к компетенции государства в налоговой сфере суверенитет и юрисдикция часто рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Однако эти категории имеют и свои особенности, которые позволяют установить юридическую сущность взаимосвязи налоговой юрисдикции государства и его налогового суверенитета, а также установить соотношение последнего с политическим суверенитетом и выявить пространственную составляющую в реализации государством своего суверенитета в налоговой сфере.

5 Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. № 2. С. 19.

6 Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. — СПб., 2005. С. 10.

7 Cartou L. Droit fiscal international et Europeen. — Paris, 1981. P. 14. См. также: Oberson X. Precis de droit fiscal international. — Berne, 2001. P. 1.

8 См.: Tixier G., Gest G. Droit fiscal international. — Paris, 1985. P . 15—16.

10 См., например: Кудряшова Е.В. Юрисдикция (суверенитет) государств и налоговый иммунитет в области косвенного налогообложения // Финансовое право. 2005. № 10. С. 36—37.

11 О правовой характеристике содержания налоговой юрисдикции, формах и условиях ее осуществления см., например: Qureshi A . H . The Public International Law of Taxation . Text, Cases and Materials. — London/Dordrecht/Boston: Graham&Trotman/Martinus Nijhoff. 1994. P . 22—125.

15 Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (п. 2 ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383).

22 Кудряшова Е.В. Указ. соч. С. 36.

23 См., например: Аландаренко М.Ю. Есть ли НДС в открытом море? // Ваш налоговый адвокат. 2005. № 1. С. 7—8.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.

2) президентская республика

3) унитарное государство

5) парламентская республика

5) унитарное государство

3. В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

4. В стране Z регулярно происходят выборы главы государства и членов парламента. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте, и ответственно только перед парламентом. Территория страны поделена на субъекты, обладающие относительной самостоятельностью. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) унитарное государство

3) парламентская республика

4) президентская республика

5) федеративное государство

6) демократическое государство

5. Установите соответствие между формами государственного устройства и их основными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

А) законодательные и исполнительные органы власти территорий формируются при участии местного населения

Б) субъекты сохраняют свой государственный суверенитет

В) единая система законодательства

Г) территориальные единицы не имеют статуса государственного образования

Д) обязательная двухпалатная структура парламента

1) унитарное государство

6. Установите соответствие между характеристиками монархий и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Монарх выполняет преимущественно представительные функции.

Б) Монарх имеет неограниченное право роспуска парламента.

В) В стране отсутствуют конституция и парламент.

Г) Монарх имеет право вето в отношении законов, принятых парламентом.

Д) Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

7. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование правительства парламентом

2) прямое всенародное избрание президента

3) отсутствие у президента права роспуска парламента

4) ответственность правительства перед парламентом

5) наделение президента представительскими полномочиями.

8. Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) президентская республика

2) унитарное государство

3) демократическое государство

4) парламентская республика

5) авторитарное правление

6) федеративное государство

9. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Парламент является постоянно действующим органом.

3) Правительство несет ответственность перед президентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

10. В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.

2) Ветви власти конституционно разделены.

3) Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.

4) Существует единая обязательная политическая идеология.

5) Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

6) Глава государства пользуется авторитетом.

2. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.

2) наличие определённой территории ;

3) приоритет прав и свобод человека ;

4) право устанавливать и собирать налоги ;

5) публичный характер власти ;

6) установление и реализация принципа разделения властей .

3. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство

4. Субъекты федерации, имеющие автономию, объединены в государство Z. Согласно Конституции этого государства, регулярно, на альтернативной основе проходят состязательные выборы законодательных и исполнительных органов власти. Всенародно избранный президент под контролем парламента формирует правительство. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) президентская республика

4) парламентская республика

5) демократическое государство

6) социальное государство

5. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется группой лиц

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

6. Установите соответствие между характеристикой республики и её формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Президент избирается парламентом и выполняет главным образом представительские функции.

Б) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

В) Президент возглавляет систему исполнительной власти.

Г) Президент не обладает правом роспуска парламента.

Д) Правительство несёт ответственность только перед парламентом.

7. Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями

2) высшую судебную власть осуществляет монарх

3) законодательную власть осуществляет выборный парламент

4) исполнительная власть принадлежит правительству

5) представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента.

8. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) политический плюрализм.

9. Конституция провозглашает государство Z федеративной парламентарной монархией. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного правления в государстве Z?

1) Органы власти всех регионов государства формируются местным населением по результатам свободных выборов.

2) Глава государства получает власть в порядке наследования.

3) Регионы имеют собственное законодательство, не противоречащее федеральной Конституции и федеральным законам.

4) Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется парламентом и назначается монархом.

5) Никакой акт монарха не может иметь силы, если он не утверждён министром, который несёт за него ответственность.

6) В государстве соблюдаются гражданские и политические права.

10. В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

наличие государственного аппарата и публичной власти
взимание налогов
объединение населения по территориальному признаку
государственный суверенитет
а какие еще есть признаки?

1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения) . Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата подавления. она обладает монополией на законное использование силы.
2.территориальное деление населения. Территория государства – то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.
3. система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы доя проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью) .
4. право - правовая система (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций
государства и т. р.) .
5. монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения) ;
6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действительность государственной власти) .
7. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство) ;
8. обладание определенными материальными средства для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.) ;
9. монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять все страну) ;
10. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях) .
11. . наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.) , а также органы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий -- государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство -- субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством) , и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Читайте также: