Налогообложение малого и среднего бизнеса финансовая грамотность

Обновлено: 13.05.2024

В статье обозначены основные проблемы, с которыми сталкивается молодой предприниматель в начале своей деятельности, даны практические рекомендации по выбору организационно-правовой формы хозяйствования, проанализированы действующие системы налогообложения, акцентирована необходимость повышения финансовой грамотности молодых предпринимателей.

Ключевые слова: финансовая грамотность, начинающий предприниматель, система налогообложения, организационно-правовая форма.

ВложениеРазмер
kopiya_sidorova_s.a._statya_s8.docx 27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность молодых предпринимателей: практические аспекты

Россия, г. Волгоград

В современных условиях нестабильности национальной экономики предпринимательство развивается неравномерно, что связано в первую очередь с финансово-экономическими кризисами и влиянием международной глобализации. Уровень финансовой грамотности предпринимателей в таких условиях становится либо конкурентным преимуществом, либо конкурентным недостатком бизнеса на всех стадиях жизненного цикла [5].

Начинающий предприниматель особенно нуждается в повышении финансовой грамотности , так как у него еще нет опыта ведения бизнеса, и, соответственно, всестороннего общения с финансовой системой государства. Начиная свой бизнес , практически у каждого предпринимателя возникает огромное количество вопросов относительно финансов. Это и вопросы, связанные с выбором организационно-правовой формы хозяйствования, вопросы налогообложения предпринимательской деятельности и взаимодействия с фискальными органами, нюансы работы с банками и многое другое.

Очень печально наблюдать за предпринимателями, которые слепо полагаются в вопросах ведения финансовой деятельности своего бизнеса только на бухгалтеров. Доверять, конечно, нужно, но гораздо важнее понимать суть экономических операций, и, по мере необходимости, их проверять и корректировать.

Один из самых главных вопросов, который должен решить для себя начинающий предприниматель на первоначальном этапе — это выбор организационно-правовой формы хозяйствования.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика организационно – правовых форм Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальный предприниматель (ИП)

Сложная (госпошлина 4000 руб. + заявление(ф. № Р-11001) + Устав + протокол собрания участников или Решение единственного участника + гарантийное письмо от владельца юр.адреса)

Очень простая (госпошлина 800 руб. + заявление(ф. № Р21001) лично в налоговую)

Устав (сложный юр.документ)

Принятие ключевых решений

Если больше одного участника – то коллегиально собранием участников

От 10 000 руб. деньгами или имуществом

Ограничена размером доли в уставном капитале

Полная имущественная ответственность

После распределения прибыли общим собранием участников

По собственному желанию в любое время

Ограничения по видам деятельности

Не могут заниматься некоторыми лицензируемыми видами деятельности (например, торговля алкоголем)

Возможность расширения бизнеса

Создание филиалов, дочерних предприятий

Только объемом продаж

Процедура закрытия (ликвидации)

Сложная (госпошлина 800 руб., ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия, публикация в прессе, налоговая проверка) занимает от 4 до 6 мес.

Простая (госпошлина 160 руб., заявление по форме Р-26001, справка из ПФ об отсутствии задолженности) занимает 5 дней

Следует отметить, что при развитии бизнеса и достижении оборота фирмы 3 млн.руб. в месяц предприниматель начинает задумываться о создании группы компаний с целью минимизации налогов. Понимает это и налоговая инспекция, классифицируя подобного предпринимателя как бенефициарного владельца, вызывает на беседы, напоминая об ответственности за уклонение от уплаты налогов, и пристально следит за его деятельностью.

Система налогообложения является показателем развития государства, его зрелости, а также отношения к бизнесу[ 3 ]. В настоящее время в России установлены общая система и четыре специальных режима налогообложения.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика налоговых режимов в РФ

Объект и ставка налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО)

Прибыль – 20%, НДС – 18%, налог на имущество – 2,2%, транспортный налог (при наличии объектов налогообложения)

Упрощенная система налогообложения (УСНО) - ДОХОДЫ

Все полученные доходы – 6%

Ограничения по доходу – до 150 млн.руб. в год, по видам деятельности, по работникам – до 100 чел., обязательно отсутствие филиалов

Упрощенная система налогообложения (УСНО) – ДОХОДЫ - РАСХОДЫ

Разница между доходами и расходами – 15%

Те же ограничения + предусмотрен минимальный налог 1 % от величины всех поступивших доходов

Патентная система налогообложения

Рассчитанный по форме доход по ставке 6%

Ограничение по численности до 15 чел., по видам деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Рассчитанный по форме доход по ставке 15%

Разрешен для розничной торговли, бытовых и транспортных услуг, общепита

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Разница между доходами и расходами по ставке 6%

Разрешен для сельхозпроизводителей, рыболовства и тех, кто оказывает им услуги в этой сфере

Каждым из приведенных режимов предусмотрены определенные льготы и преференции, возможность понижения ставок налога региональными законодателями, налоговые каникулы, упрощение документооборота и бухгалтерского учета и др.

Налогообложение относится к самым сложным этапам экономической деятельности предпринимателя, в связи с чем, актуальным является регулярное повышение его финансовой и налоговой грамотности, поскольку некоторые налоговые правонарушения происходят бессознательно, из-за недостаточной компетенции в том или ином вопросе [ 2 ].

Сегодня роль налогов в существовании и развитии государства особенно велика, поскольку в пору снижения экспортных поступлений, именно налоги являются значимым источником пополнения бюджета. На налоговые органы возложено много новых полномочий (мониторинг и немедленная блокировка банковских счетов, прием деклараций по НДС исключительно в электронном виде и т.д.) с целью повышения собираемости налогов. С сожалением должны признать, что налоговые инспекции на местах часто злоупотребляют своими полномочиями. В этой связи б ыть юридически подкованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы оптимизировать возникающую налоговую нагрузку, предпринимателю просто необходимо.

Большую роль в повышении уровня финансовой грамотности предпринимателей играет собственная инициатива, средства массовой информации, государственный консалтинг, деятельность банков и других кредитных организаций, высших учебных заведений финансово- экономической направленности. Финансово-экономические знания предпринимателей, умение применить их на практике будут способствовать увеличению количества финансово устойчивых, прибыльных и рентабельных предприятий и организаций в российской экономике и обеспечит стабильность экономического роста[5].

Список использованных источников:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока "Финансовая грамотность"

Конспект будет полезен преподавателям английского языка, ведущи занятия у студентво по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" или смежных экономических специальностей.


Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план".

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р.

Бизнес- проектирование - залог успешной работы будущих молодых предпринимателей

Предпринимательство - это виддеятельности, образ жизни, наука, искусство, полет творческой мысли и - сфера риска.


Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С.


Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр.

В 2021 году в России произошли некоторые изменения в системе налогообложения. Представителям малого бизнеса в 2021 году необходимо знать, что существуют такие налоговые режимы:

В соответствии с выбранным режимом, определяется налоговая политика малого бизнеса. В каждой из представленных систем предусмотрен отдельный список статей расходов для налогоплательщика – на прибыль, на имущество, НДС и т.д.

Наша компания поможет вам быстро продать и купить бизнес в Казани.

Общая система налогообложения устанавливается автоматически при условии, что предприниматель не указал при регистрации предпочитаемый режим работы. Представители малого бизнеса не стремятся работать на этой системе налогообложения, так как у неспециалиста она вызывает много вопросов. Поэтому данный режим налогообложения требует привлечения бухгалтера.

Упрощенная система налогообложения считается наиболее востребованной среди представителей малого бизнеса. Она актуальна для компаний, в которых работает не больше 130 сотрудников. При этом доход компании не должен превышать 200 миллионов рублей.

УСН представлена в двух вариантах:

Размер ставки зависит от субъекта, в котором живет предприниматель.

малый бизнес налоги

Единый сельскохозяйственный налог актуален для представителей малого бизнеса, работающих в соответствующей сфере. Общепринятая ставка равна 6%. Однако регионы имеют право снижать ее даже до 0%.

Патентный режим актуален для компаний, в которых работает не больше 15 сотрудников. При этом ежегодный доход этих компаний не должен превышать 60 миллионов рублей. Такие ограничения не способствуют популярности этой системы уплаты налогов среди малого бизнеса.

Налог для самозанятых равен 4% при условии сотрудничества с физическим лицом и 6% – с юридическим.

Применение нескольких режимов

Взимание налогов для малого бизнеса в 2021 году может быть осуществлено и в том случае, если компания совмещает сразу несколько режимов налогообложения. Например, сегодня существует возможность совмещения патента с ОСНО и УСН. А вот между собой ОСНО и УСН совмещать категорически запрещено. Также нельзя совмещать с другими режимами налог для самозанятых.

Влияние коронавирусного кризиса на налогообложение для малого бизнеса

В связи с пандемией коронавируса в России были отменены налоговые проверки и введен мораторий на банкротство. К тому же были предусмотрены кредитные льготы для малого бизнеса. На период пандемии предприниматели могли оформить кредит всего под 2%. К тому же некоммерческие организации получили отсрочку по налогам для малого бизнеса во втором квартале 2020 года.

Сегодня также предусмотрены льготы по налогам для малого бизнеса, представляющего сферу IT-технологий. Если раньше IT-компании платили 20% налог на прибыль, то сегодня он снижен до вполне гуманных 3%.

Также стоит отметить, что до конца 2021 года были продлены налоговые каникулы. Однако такая поблажка доступна не всем. Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, нужно выполнить ряд условий:

  • открыть бизнес после введения закона о налоговых каникулах;
  • работать в сфере производства, бытовых услуг, науки, аренды жилья или социума.

К тому же доход от предпринимательской деятельности не должен превышать 70% от общего дохода.

Резюмируя, можно сказать, что в 2021 году представители малого бизнеса могут рассчитывать на некоторые меры государственной поддержки. При этом они все равно обязаны платить немалые налоги, вне зависимости от успешности своей деятельности. Специалисты БНК Инвест проводят консультации по открытию бизнеса.

Специалисты нашей Компании с 2015 года занимаются сопровождением сделок в сфере купли-продажи готового бизнеса в Казани. Наша цель — Безопасно, Надёжно и Качественно предоставлять услуги Продавцам и Покупателям готового бизнеса, тем самым создавая безопасную среду для выгодного инвестирования

3. Эх, налоги…

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
— налоги, у которых средняя налоговая ставка
зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход
агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает
величина дохода, то ставка так же падает.
— налоги, чья средняя ставка налога обратно
пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов
экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход
уменьшается.
— налоги, ставка которых не зависит от
величины облагаемого дохода.

4. Функции налогов

Налоги выполняют одновременно
стимулирующую и контролирующую.
четыре
основные
функции:
фискальную,
регулирующую,
— основная функция налогообложения. Исторически
наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов
государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых
санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия
к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Все остальные
функции налогообложения — производные от фискальной.
— состоит в перераспределении
общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий
граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
— направлена на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского
экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических
отношений.
— позволяет государству отслеживать своевременность и
полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
— направлена на поддержку развития тех или иных
экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система
налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям
инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения
в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
— направлена на установление через налоговое
бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции
средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

5. Налоговое бремя

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально
выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам.
Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального
обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых —
относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в
отдельные годы).
Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где
налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка
составляет около 55 % [экспертная оценка], что немного ниже среднего уровня
развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).
Согласно данным экспертов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах
находилась на уровне 35-36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень
налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже
экономически оправданного уровня.

6. Системы налогообложения

7. Налоговые режимы

8. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная
система
налогообложения

это
система
налогообложения, направленная на снижение налоговой нагрузки на малый
бизнес и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Статьёй
346.20
Налогового
кодекса
РФ
устанавливаются следующие налоговые ставки по
налогу, взимаемому в связи с применением
Упрощённой системы налогообложения (УСН):
- 6 %, если объектом налогообложения являются
доходы;
- 15 %, если объектом налогообложения являются
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Однако,
законами
субъектов
Российской
Федерации
могут
быть
установлены
дифференцированные налоговые ставки в пределах
от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий
налогоплательщиков.

9. Упрощенная система налогообложения

Индивидуальные
предприниматели,
применяющие
УСН,
освобождаются от обязанности по уплате следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от
предпринимательской
деятельности,
за
исключением
налога,
уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам,
предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества,
используемого для предпринимательской деятельности);
- НДС (кроме случаев
выделенным НДС).
выставления
покупателю
счетов-фактур
с

10. Расчет единого налога (УСН)

Объект налогообложения — доходы
1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов за отчетный
(налоговый период). Например, 100 000 рублей.
2. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х
6%. Т.е. 100 000 рублей * 6% (0,06)= 6 000 рублей.
3. Определяется сумма уплаченных взносов на ОПС (для ИП в 2012 году
стоимость страхового года по ОПС составляет 17208.25 руб.).
3.1. Если первоначальная сумма налога (п. 2) х 50 % (=3000) > суммы
уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = сумма взносов (п. 3).
3.2. Если первоначальная сумма налога (п. 2) х 50 % (=3000) 0, первоначальная сумма налога =
налоговая база (п. 1) х 15 % (или льготная ставка).
1.2. Если налоговая база (п. 1) 0, то 80 000 * 15% = 12 000 руб..
2. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за
предыдущие отчетные периоды.
3. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет =
первоначальная сумма налога (п. 1.1) — сумма налога, фактически
уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 2).
3.1. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0 : платим.
3.2. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет


Вопрос налогообложения субсидии УСН является на сегодняшний день актуальным. В некоторых случаях выплаты не признаются частью доходов при упрощённой системе. Наш эксперт Алёна Фомина рассмотрела особенности обложения разных видов субсидий.

Но есть несколько видов субсидий, у которых особый порядок учёта:

  • целевое финансирование (поступления) (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • выплаты на содействие самозанятости безработных (п. 1 ст. 346.17 НК РФ);
  • финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства);
  • финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 22.2 Закона о занятости).

Целевое финансирование (поступления)

Не учитывайте в доходах (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ): целевое финансирование и целевые поступления вам как некоммерческой организации на содержание и ведение уставной деятельности. Для УСН под целевым финансированием и целевыми поступлениями понимаются те же доходы, что и для налога на прибыль (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Чтобы не учитывать целевое финансирование (поступления) в доходах, нужно (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ) использовать полученные средства по целевому назначению и вести раздельный учёт доходов и расходов в рамках целевого финансирования (поступлений).

Если вы не вели раздельный учёт, то финансирование (поступления) включайте в доходы на дату его получения (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если средства вы использовали не по целевому назначению, то, на наш взгляд, включать их в доходы нужно на дату, когда произошло нецелевое использование, а не на дату получения. На дату получения нет оснований считать их облагаемым доходом, ведь на тот момент нецелевого использования ещё не было (подп. 2 п. 1 ст. 248, п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Но если деньги были получены из бюджета и использованы не по назначению, то они не включаются в доход. Они будут взысканы с вас по правилам Бюджетного кодекса (п. 14 ст. 250 НК РФ, п. 3 ст. 306.4 БК РФ).


Выплаты на содействие самозанятости безработных

Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Ранее мы рассказывали, на какие меры финансовой поддержки могут претендовать представители бизнеса в Москве.

Финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов

Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как на УСН учитывать гранты?

Ответ

Если грант соответствует условиям, приведённым в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то учитывайте его так же, как и другие средства целевого финансирования: не включайте поступившие средства в доходы и не учитывайте в расходах затраты, произведённые за счёт гранта (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 20.01.2021 № 03-01-10/2697, от 28.06.2019 № 03-11-06/2/47815, от 11.07.2017 № 03-11-06/2/43941).

Но такой порядок учёта вы можете применить, только если используете грант по назначению и отдельно учитываете доходы и расходы в рамках целевого финансирования от остальных доходов и расходов (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Вопрос

Нужно ли учитывать субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, полученные в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19?

Ответ

Субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, в доходы на УСН включать не нужно (подп. 60 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Расходы, понесённые за счёт полученных субсидий, также не учитываются при расчёте налога на УСН (п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270, ст. 346.16 НК РФ).

Вопрос

Как учесть возврат субсидий при расчёте налога на УСН?

Ответ

Если субсидию вы признали в доходах, а потом вам пришлось её вернуть, например, потому что вы её не использовали, то доход вы можете уменьшить на возвращённую сумму. Ведь в этом случае у вас не возникнет экономической выгоды и получится, что налог вы рассчитали с учётом дохода, которого, по сути, не было (п. 1 ст. 41, п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ).

Развитие малого и среднего бизнеса в России является приоритетной задачей правительства, создаются стратегии развития предпринимательства до 2030 года.


Государственная поддержка малого и среднего бизнеса предполагает такие направления, как:

В данном материале мы подробно рассмотрим финансовую сторону поддержки малого и среднего бизнеса, которая включает в себя:

Налоговые льготы

Финансовые льготы

Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

Административные льготы

Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Содействие развитию кредитования малого бизнеса

Основной механизм помощи предпринимателям в получении кредитов – государственные гарантийные фонды. Такие фонды создаются органами исполнительной власти субъектов РФ и финансируются из федерального и региональных бюджетов. Поручительства региональных фондов действуют на территории того субъекта, где они были созданы.

Основное назначение фондов содействия кредитованию малого бизнеса состоит в предоставлении поручительств по кредитам малому бизнесу. Такое поручительство позволяет предпринимателям привлекать кредиты на развитие малого бизнеса при недостатке собственного обеспечения.

В Московской области предоставлением таких поручительств занимается фонд содействия кредитованию.

Региональные фонды микрофинансирования также являются одним из основных инструментов поддержки в кредитовании МСП.

Региональные фонды микрофинансирования напрямую выдают кредиты малому бизнесу под невысокие ставки и с минимальным обеспечением. Главный недостаток таких кредитов – их небольшой размер и быстрые сроки возврата. По сути, это микрокредиты, объемом, как правило, не более 1 млн руб. и сроком возврата до 1 года.

В Московской области региональный фонд микрофинансирования функционирует с 2009 года.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется банком по двум направлениям:


В январе 2017 года в регионе создан Фонд развития промышленности Московской области, который предоставляет на конкурсной основе займы на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. В рамках этой программы льготное заёмное софинансирование предоставляется на проекты, направленные на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения.

Субсидии малому бизнесу выделяются на беспроцентной и безвозвратной основе на конкурсной основе. Преимущественно субсидируются те затраты, которые уже были произведены субъектами малого и среднего предпринимательства, поэтому основной объем документов, предоставляемых на конкурс, представлен первичной бухгалтерской документацией, подтверждающей объем и направления произведенных затрат.

Конкретные виды и размеры субсидий малому и среднему бизнесу устанавливаются региональными и муниципальными целевыми программами по развитию малого бизнеса.

О других видах государственной поддержки читайте на нашем сайте.

Информация актуальна на июль 2018 г.

Читайте также: