Какой штраф за непредоставление сзв стаж

Обновлено: 24.05.2024

Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица (форма СЗВ-ТД) с 01.07.2021 г. необходимо представлять в ПФР по новой форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 27.10.2020 № 769п.

Главные изменения в СЗВ-ТД 2021 года

1. В новой форме СЗВ-ТД исключено заполнение сведений об отчетном периоде и появился дополнительный раздел для внесения сведений о работодателе, правопреемником которого является отчитывающаяся организация. Этот раздел заполняется, если организации – правопреемнику необходимо уточнить сведения о трудовой деятельности, которые ранее представляла реорганизованная компания.


РКС – работа в районах Крайнего Севера;

МКС – работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Если в настройках организации или подразделения указаны территориальные условия, то они автоматически будут заполняться в мероприятиях СЗВ-ТД.



первые 4 знака — код наименования группы занятий в Общероссийском классификаторе занятий;

пятый знак — контрольное число.


В карточке должности коды ОКЗ и ОКПДТР теперь непосредственно не указываются. Для заполнения статистических отчетов 1-Т (проф), 57-Т теперь используются коды, указанные для трудовой функции, выбранной в должности.


При обновлении существующей базы на релизы 3.1.14.433/3.1.17.94 и выше коды в существующих трудовых функциях заполняются данными из должностей, в которых эта трудовая функция выбрана. Если одна и та же трудовая функция выбрана в должностях с разными кодами, коды в ней при обновлении не заполняются совсем с связи со сложившейся неопределенностью.

Если ранее были заполнены в должностях коды с целью заполнения статистических отчетов, но трудовые функции не указаны, то после обновления необходимо (для заполнения этих отчетов в дальнейшем) в должностях указать трудовую функцию с такими же кодами. Для облегчения этого процесса в карточку должности добавлена интерактивная подсказка.

Если в программе ведется штатное расписание, то трудовая функция может быть указана для позиции.


В форме документа СЗВ-ТД заполняются сведения из трудовых функций, указанных непосредственно в кадровых документах (прием или перевод).



Когда сдавать форму СЗВ-ТД

Отчетность по форме СЗВ-ТД необходимо сдавать в следующих случаях:

при переводе на другую постоянную работу, подаче работником заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место данные события;

при приеме на работу и увольнения работника – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или других документов, подтверждающих оформление трудовых отношений с работником.

Очень часто у работодателей возникает вопрос, связанный со сдачей формы СЗВ-ТД при приеме и увольнении работников: с какой даты отсчитывать срок подачи отчета – с даты издания приказа или с даты начала (окончания) работы?

Дата издания приказа о приеме на работу и дата заключения трудового договора не всегда могут совпадать, так как сначала заключается трудовой договор, работник выходит на работу, и только потом издается приказ о приеме на работу. На это у работодателя предусмотрено три дня (статья 68 ТК РФ).

При издании приказа об увольнении также может возникнуть похожая ситуация. Он может быть издан и раньше последнего рабочего дня или даже позже (например, при увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – в связи со смертью работника).

Как разъясняют должностные лица ПФР, ранее несовпадение дат кадровых мероприятий и документов-оснований приводило к ошибке с кодом 30. В результате представленные сведения не могли быть приняты ПФР. Однако сейчас программа в этих случаях выдает предупреждение с кодом 20, что не мешает приему сведений.

Следовательно, ориентироваться нужно именно на дату приказа, даже если она установлена раньше даты увольнения и приема. Отчет будет принят и в случае, если к моменту его заполнения и представления кадровое мероприятие еще не произойдет.

Если срок сдачи формы СЗВ-ТД приходится на выходной или праздничный день, отчет можно сдать или в день приема или увольнения или в ближайший следующий за выходным рабочий день (ст. 193 ГК РФ, Письмо ПФР от 07.04.2016 № 09-19/4844).

Также отметим, что форма СЗВ-ТД сдается на всех работников, включая совместителей и дистанционных работников, то есть на всех, с кем заключены трудовые договоры. Сведения о работающих по гражданско-правовым договорам не представляются.

Напомним, с 01.01.2021 года КоАП РФ установлена ответственность за непредставление, нарушение сроков представления или наличие ошибок в форме СЗВ-ТД. В соответствии с ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, если форма не будет представлена в ПФР в срок либо будет передана неполная или недостоверная информация, должностному лицу будет вынесено предупреждение или назначен штраф в размере от 300 до 500 руб. Выписывать эти штрафы имеют право инспекторы ГИТ (Приказ Роструда от 31.08.2020 № 170).

Кроме того, необходимо учесть, что специалисты ПФР сверяют форму СЗВ-ТД с формами СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М. При обнаружении расхождений в них информация об этом будет передаваться в ГИТ.

За отсутствие отчетов по форме СЗВ-ТД также предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ: штраф для организации составляет от 30 000 до 50 000 руб.

image_pdf
image_print

За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблиц:

Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать Сумма штрафа Законодательная норма
Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы (при количестве работников от 25 человек) Для компании: 1000 руб. ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Сумма штрафа зависит от количества застрахованных лиц, данные о которых поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.

Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка, исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.

Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М

Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.

Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.

Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.

О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.

Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.

Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:

Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.

Ошибочные данные по нескольким работникам

В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.

Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?

Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.

Когда исправление ошибки в СЗВ-М грозит штрафом

В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.

Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.

В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.

Однако, за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ генерального директора.

Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчётности, а также отказ в её привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.

В ответ на это генеральный директор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о признании ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению руководителя, вменённый ему штраф является штрафом за деяние, которое не признано правонарушением организации.

КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.

Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки

Страхователь отправил форму СЗВ-М в срок, но впоследствии в уже представленном отчёте самостоятельно обнаружил ошибку. С целью исправления ситуации, работодатель подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.

Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.20 № 211н.

Если рассматривать прецеденты, то оказывается, что штрафов удаётся избежать даже тем фирмам, которые внесли в отчётность исправления уже после того, как ошибка была обнаружена сотрудниками Пенсионного фонда в ходе проведения проверки, о чём организации и было сообщено.

Какие обстоятельства могут признать смягчающими

Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:

  1. Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
  2. Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
  3. Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
  4. Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
  5. Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.

Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока

  • просрочка 1 день;
  • нарушение совершено впервые;
  • просрочка 1 день;
  • взносы заплачены своевременно в полном объеме
  • просрочка 1 день;
  • страхователь сам обнаружил и исправил нарушение
  • просрочка 14 дней;
  • нарушение совершено по неосторожности
  • просрочка 1 день;
  • нарушение совершено впервые;
  • страховые взносы уплачены своевременно и в полном объеме
  • просрочка 16 дней;
  • тяжелые личные обстоятельства бухгалтера
  • отсутствие электроэнергии и неисправность сетевого оборудования

Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа

Для того, чтобы избежать уплаты штрафа, нужно не допускать нарушений правил сдачи отчёта о застрахованных лицах. Документацию и отчётность удобнее всего подготавливать и представлять в ПФР не в крайний день срока подачи отчётности, а хотя бы за 2-3 дня до того, как закончится срок, отведённый инспекторами для сдачи документации. Это минимизирует риски опоздания, например, по причине технических сбоев. В противном случае можно нарваться на штрафные санкции за непредоставление СЗВ-М.

При сдаче отчётности необходимо как можно более внимательно и тщательно проверять направляемые в Пенсионный Фонд сведения. Даже после того, как передача документации завершена. В случае, когда страхователь самостоятельно обнаружит ошибку и сделает это раньше, чем сотрудник ПФР, организация освобождается от уплаты штрафных санкций.

В ситуации, когда штраф уже выписан, и его сумма существенна, не бойтесь обращаться в суд. Именно арбитры смогут решить, какая сумма является правомерной за опоздание или допущенные ошибки в СЗВ-М. Судебная практика подтверждает, что судьи часто снижают размер штрафных санкций в том случае, когда организация ссылается на незначительную просрочку или наличие смягчающих обстоятельств, заключающихся в технических сбоях, произошедших не по вине компании, поломки техники, или в случае впервые совершенного правонарушения.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М

При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность нарушения срока сдачи отчётности;
  • объективные обстоятельства: сбой в системе, поломка ПК;
  • сотрудник не уведомил своевременно о смене персональных данных или поздно принёс документы;
  • впервые допущенная ошибка;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • отсутствие урона для бюджета.

Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Как оплатить штраф за СЗВ-М

В случае, когда руководство организации принимает решение о добровольной оплате вменённых штрафных санкций, важно помнить о том, что платёжное поручение имеет ряд особенностей и нюансов в графах:

  • назначения платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер регистрации компании в качестве страхователя;
  • реквизиты документа о наложении штрафных санкций на организацию или требования о его оплате

Чаще всего организации принимают решение об оплате штрафа уже по истечению срока штрафа, который, как правило, составляет 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока оплаты штрафа является для ПФР своего рода сигналом к началу подготовки судебного иска. Поэтому, после принятия решения об оплате, необходимо убедиться в отсутствии иска к компании, в противном случае штраф с компании спишут ещё раз.

Каждый субъект, осуществляющий коммерческую деятельность, обязан регулярно отчитываться перед контролирующими органами. Предоставление формы СЗВ-СТАЖ не является исключением. Какое наказание предусмотрено за отсутствие ее сдачи или опоздание с ней?

Штраф за несвоевременную сдачу

Нормативно-правовая база

Форма СЗВ-СТАЖ представляет относительно новый формат отчетности в ПФР. Она должна предоставляться в ФНС каждый год. Порядок отчетности, подаваемой страхователями – ЮЛ и ИП – в последнее время потерпел изменения. На сегодняшний день решение этого вопроса осуществляется Федеральной службой по налогам и сборам, которая принимает единый отчет в новом формате.

Но фондам удалось сохранить часть своих полномочий, поэтому они с недавних пор внедрили новые отчеты. Обновления закреплены в Постановлении Правления ПФ РФ №507п от 6 декабря 2018 года. В соответствии с ними страхователи обязуются предоставлять следующие формы:

  • СЗВ-СТАЖ (информация о страховом стаже граждан, работающих на предприятии);
  • ОДВ-1 (сведения о страхователе, передаваемые в Пенсионный фонд РФ в целях ведения персонифицированных учетных операций);
  • СЗВ-КОРР (данные о корректировке информации по лицевому счету);
  • СЗВ-ИСХ (сведения о заработке, величине выплат и прочих вознаграждений).

Форма СЗВ-СТАЖ является основной, поэтому она требует детального рассмотрения.

Меры ответственности

Относительно недавно страхователи стали отчитываться в ПФР о стаже через подачу формы СЗВ-СТАЖ. За ошибочные данные в предоставляемых сведениях, игнорирование сроков, непредоставление документа закон предусматривает штрафные санкции, суммы которых будут рассмотрены далее.

Несдача формы в 2021 году

В п. 2 ст. 11 ФЗ №27 от 01 апреля 1996 года сказано, что отчитаться перед ПФР работодатель должен до 01 марта. Именно данный срок является крайним, когда нужно предъявить информацию о стаже, наработанном сотрудниками в прошлом году. Несмотря на то, что некоторые отделения этой организации разработали собственные графики приема информации (раньше положенного срока), начислять штрафы фонд имеет право только в том случае, если сведения не были сданы до 01 марта (включительно).

Официальные сайты региональных отделений Пенсионного фонда РФ стали выкладывать информацию об индивидуальных графиках предоставления годовой отчетности. Сроки, которые в них присутствуют, отличаются от временных рамок, прописанных в законе.

Сумма штрафов, полагающихся за игнорирование требования о сдаче отчетности, зависит от количества застрахованных лиц, о которых нужно подать сведения. За каждое физическое лицо, работающее по найму, придется заплатить 500 рублей, что прописано в ч. 3 ст. 17 ФЗ №27.

Предоставление неверных данных

Указание недостоверных сведений, противоречащих действительности, также подразумевает начисление штрафов. Невозможно будет избежать наказания и в случае допущения работодателем случайной ошибки. Сумма взыскания составит 500 рублей за каждое физическое лицо, в отношении которого будут обнаружены неполные или неверные сведения.

В ряде ситуаций выплатить сумму наказания будут вынуждены и должностные лица, что указано в ст. 15.33.2 КоАП РФ. Однако для них предусмотрена вилка штрафов, составляющая 300-500 руб.

Наказание последует и в том случае, если формат предоставляемой отчетности не будет соблюден. Если количество сотрудников учреждения превышает 25 человек, сдача отчета происходит с помощью электронных каналов. Игнорирование данного правила приводит к начислению штрафного взыскания в сумме, равной 1000 рублей.

Во избежание подобных штрафов рекомендуется отчитаться по документам заранее, чтобы осталось время на корректировку представленной информации, если сотрудники фонда обнаружат ошибочные или недостающие данные.

Невыдача формы СЗВ-СТАЖ работникам

Фирма, являющаяся страхователем, обязана выдавать информацию о стаже работникам, которые увольняются, в последний день работы, что прописано в ч. 4 ст. 11 ФЗ №27. И это не зависит от того, просит ли сотрудник предъявить ему документ или нет.

Если данные не были предъявлены работнику, а также не были отправлены в фонд, страхователь будет вынужден заплатить штраф в соответствии с нормами ст. 5.27 КоАП РФ. Сумма его в этом случае зависит от нескольких факторов:

  • в который раз совершается правонарушение;
  • лицо, которое облагается штрафной санкцией.

Так, организации, являющиеся страхователями, в случае первичного нарушения уплачивают 30 000 – 50 000 руб., а в случае повторного несоблюдения норм законодательства – 50 000 – 70 000 руб. В отношении должностных лиц ПФР иногда обходятся предупреждением. Однако в ряде ситуаций им назначается штраф в 1000 – 5000 или 10 000 – 20 000 руб. в зависимости от того, в который раз допущено нарушение. Еще одна мера наказания заключается в запрете на ведение предпринимательской деятельности на срок в 1-3 года.

Опоздание со сроком сдачи

В форме СЗВ-СТАЖ содержится подробная информация о страховом стаже сотрудников, которые действовали и были уволены. Также в нее включена информация о лицах, с которыми производилось заключение договоров. В ст. 11 ФЗ №27 сказано, что крайний срок, в который сдается отчет – 01 марта года, следующего за отчетным периодом. Если его пропустить, работодатель будет вынужден платить штрафы, размеры которых зависят от числа сотрудников.

Размер штрафа

Как правильно передавать копию

В ряде ситуаций ПФР предлагает юридическим и должностным лицам персональные сроки сдачи отчетной документации. Данный подход способствует снижению нагрузки на пункты приема в период, когда ЮЛ начинают массово приносить заполненные формы.

Традиционно подобные ситуации возникают в последние дни перед завершением сроков отчетности. Учреждения имеют право на их игнорирование и отчет на общих основаниях в срок до 01 марта без необходимости последующей уплаты штрафов.

Заполнение данной формы – обязанность всех лиц, с которыми у предприятия или индивидуального предпринимателя действуют трудовые, гражданско-правовые договоры. Примечательно и то, что Пенсионный фонд РФ ожидает предоставление отчетности на тех лиц, которые застрахованы и официально не работают. Сведения по ним предоставляет Центр занятости населения РФ.

Какие сведения указываются

Одна страница документа содержит в обязательном порядке следующие реквизиты:

  • ФИО;
  • СНИЛС;
  • код условий труда;
  • код оснований для досрочного выхода на пенсионное обеспечение;
  • продолжительность исполнения трудовых обязанностей на предприятии.

Заполнение каждого бланка происходит исключительно по одному работнику. Далее он заверяется подписью составителя. Заверение осуществляется от руки или в электронном формате. Цвет, используемый для оформления документа, может быть любым, но только не зеленым и не красным.

На практике недопустимо допускать ошибки и вносить исправления. Новая отчетная форма может предъявляться в электронном формате.

В целях корректного заполнения документа необходимо внесение о застрахованном лице следующих данных:

  • информация о заработной плате и другом доходе;
  • сведения о вознаграждениях, предоставляемых сотрудникам;
  • материалы о взносах по страхованию;
  • данные о периоде трудовой деятельности гражданина, включая корректирующую информацию.

Изменения в 2019 году

Представителями Правительства РФ на 2019 год был разработан и утвержден новый бланк данной формы, поэтому в структуре документа произошли некоторые изменения.

Также перемены затронули и правила составления документа.

Пример расчета штрафа

В штате у ИП Соколова работает 3 сотрудника (администратор и 2 продавца). В 2018 оду. он опоздал с подачей формы СЗВ-СТАЖ по двум продавцам. За это ему придется заплатить 1000 руб. (по 500 руб. на каждого работника).

Таким образом, штраф за отсутствие формы или опоздание с ее предоставлением составляет от 300 руб. до более крупных сумм в несколько десятков тысяч рублей.

Как правильно заполнить СЗВ-СТАЖ? Ответ на вопрос – ниже на видео.


Арбитражный суд Курганской области отказал во взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ указав, что отсутствие в Законе № 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчётности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) в 2019 году обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с юридического лица (заинтересованное лицо) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период 2017 год.

Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, рассмотрев материалы дела согласился с доводами представителя заинтересованного лица и пришел к следующим выводам.

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Статьёй 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений, сроки составления акта проверки и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения указанным нормативным актом не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации), сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных статьёй 17 Закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с заинтересованного лица неуплаченных сумм санкций определяется исходя из совокупности сроков и включает в себя: 3 месяца со дня выявления правонарушения на составления акта проверки, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление возражений, 10 дней на вынесение решения, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Исходя из положений статьи 11 Закона № 27-ФЗ заинтересованное лицо обязано было представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год не позднее 01.03.2018.

Вместе с тем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год согласно акту о выявлении правонарушения представлены заинтересованным лицом в Управление в феврале 2019, то есть с нарушением установленного законом срока.

Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель (Управление) обнаружил совершенное заинтересованным лицом правонарушение в момент получения сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год – в феврале 2019. При этом, суд учитывает, что поскольку законом установлен конкретный срок предоставления названных сведений по форме СЗВ-СТАЖ, то правонарушение считается совершенным 02.03.2018, в этот же срок оно должно было и могло быть обнаружено Управлением.

Отсутствие в Законе № 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчётности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.

Между тем акт о выявлении правонарушения, решение о привлечении к ответственности и требование об уплате финансовой санкции составлены соответственно в марте 2019, апреле 2019, мае 2019.

В связи с тем, что указанное выше требование заинтересованным лицом в добровольном порядке не было исполнено, Управление в июле 2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций в виде штрафа.

Арбитражным судом Курганской области тогда же выдан судебный приказ по делу, который отменен определением Арбитражного суда Курганской области в августе 2019 в связи с поступлением возражений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Курганской области с рассматриваемым заявлением.

Таким образом, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций Управление обратилось в июле 2019 года, следовательно, за пределами установленного законом срока.

По мнению суда, то обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, составленным спустя более чем один год после совершения правонарушения, не является основанием для исчисления срока взыскания штрафа в судебном порядке ни с даты акта, ни с даты фактического принятия решения, поскольку свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, поэтому решение составлено с нарушением срока, установленного статьёй 17 Закона № 27-ФЗ.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что на дату обращения Управления в суд (в июле 2019) с заявлением на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.

На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении требования Управления о взыскании с заинтересованного лица финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ.

Читайте также: