Какие данные должны предоставить физические лица в налоговые органы для постановки на налоговый учет

Обновлено: 04.05.2024

В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имеющемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обязательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной органи-

зации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осуществляется:

• по месту нахождения организации;

• по месту нахождения ее обособленных подразделений;

• по месту жительства физического лица;

• по месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны подавать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс-

В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев - физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юстиции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, которые содержат все необходимые данные об этой организации-налогоплательщике. Таковыми документами являются:

• свидетельство государственной регистрации;

• учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации;

• документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т. е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках -физических лицах включаются также их персональные данные:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• адрес места жительства;

• данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет.

с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых документов.

Процедура постановки на учет налогоплательщика завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Он является единым учетным номером по всем видам налогов и сборов на территории Российской Федерации. В случае постановки на учет по месту нахождения филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств ИНН повторно не присваивается.

Налогоплательщик должен указывать свой ИНН во всех подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и иных исходящих от него документах. Таким образом, если у организации возникает необходимость встать на учет в налоговом органе по месту его филиала или представительства, а также по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, то в заявлении она обязана указать свой ИНН. В случае постановки на учет физических лиц налоговые органы сами устанавливают наличие у данного лица ИНН.

ИНН формируется как цифровой код. ИНН налогоплательщиков -организаций состоит из 10 цифр, характеризующих слева на право следующее:

• код налогового органа, который присвоил налогоплательщику ИНН (первые 4 цифры);

• собственный порядковый номер налогоплательщика по журналу движения документов (следующие 5 цифр);

• контрольное число (последняя цифра).

ИНН налогоплательщика - физического лица состоит из 12 цифр. Назначение первых четырех цифр такое же, как у налогоплательщика -организации. Следующие шесть цифр - порядковый номер налогоплательщика по журналу движения документов, а две последние цифры -контрольное число.

Присвоенный налогоплательщику ИНН не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику.

При снятии организации с учета в налоговом органе в случае ее ликвидации ИНН организации признается недействительным. Основанием для снятия с учета является заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица и наличие в налоговом органе заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации:

• распорядительного документа учредителей юридического лица или уполномоченного органа либо решения суда о ликвидации;

• распорядительных документов о создании ликвидационной комиссии и о порядке и предполагаемом сроке ликвидации;

• объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации организации;

• промежуточного ликвидационного баланса;

Одновременно с заявлением о снятии с учета в налоговый орган представляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации и все уведомления о постановке на учет организации в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.

ИНН организаций при снятии их с учета в случае реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования также признаются недействительными. Основанием для снятия с учета является заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица и наличие в налоговом органе заверенных в установленном порядке копий:

• передаточного акта (при слиянии, преобразовании);

• разделительного баланса (при разделении);

• свидетельства о регистрации реорганизованной организации (организаций).

Организациям, возникшим в результате реорганизации, присваиваются новые ИНН.

ИНН организации, реорганизуемой в форме выделения и присоединения, не изменяется. Организации, выделившейся из состава реорганизуемой организации, присваивается новый ИНН.

ИНН присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности признается недействительным. Основанием для снятия с учета является заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица и наличие в налоговом органе заверенных в установленном порядке копий:

• свидетельства о регистрации реорганизованной организации. При изменении места нахождения организации и изменении места

жительства физического лица ИНН не изменяется.

В случае смерти физического лица присвоенный ему идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) признается недействительным.

ИНН, признанный недействительным, не может быть присвоен другому налогоплательщику.

Как было сказано выше, в соответствии НК РФ организации обязаны вставать на учет в налоговых органах не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В связи с этим в дополнение к ИНН организации вводится код причины постановки на учет (КПП).

КПП состоит из 9 цифр, которые представляют следующую последовательность цифр слева направо:

- код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (первые 4 цифры);

- причина постановки на учет (следующие 2 цифры);

- порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (последние 3 цифры).

В соответствии цифры, обозначающие причину постановки на учет, могут иметь следующие значения:

• для российских организаций

01 - постановка на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика по месту ее нахождения;

02 - 05, 31, 32 - постановка на учет налогоплательщика - российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в зависимости от вида подразделения;

06 - 08 - постановка на учет налогоплательщика - российской организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (за исключением транспортных средств) - в зависимости от вида имущества;

10 - 29 - постановка на учет налогоплательщика - российской организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств - в зависимости от вида транспортных средств;

30 - российская организация - налоговый агент, не учтенная в качестве налогоплательщика;

• для иностранных организаций

51 - 99 - в соответствии с особенностями порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов, определенными в соответствующих инструктивных материалах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

КПП присваивается организации при постановке на учет: по месту нахождения: при постановке на учет вновь созданной организации одновременно с присвоением ИНН или при изменении места нахождения организации в налоговом органе по новому месту нахождения организации на основании заявления о постановке на учет, а также заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих изменение места нахождения организации.

по месту нахождения обособленных подразделений:

- на основании заявления о постановке на учет, а также заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации и ее учредительных документов.

по месту нахождения недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских и речных судов):

- на основании заявления о постановке на учет, а также заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и (или) документов, которые являются основанием для государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

по месту нахождения транспортных средств (в том числе морских, речных и воздушных транспортных средств):

- на основании заявления о постановке на учет, а также заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации и документов:

a) свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств;

b) документа, подтверждающего право собственности на судно;

c) свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельство о праве собственности на судно;

d) сертификата (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ.

После завершения процедуры постановки на учет во всех случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщику выдается соответствующее свидетельство или уведомление по формам, установленным МНС

Налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и месту нахождения транспортных средств обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке на учет организации и о присвоении соответствующего КПП.

Для налогоплательщика - организации ИНН с 1 января 2000 года должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет в следующем виде:

Источниками сведений о КПП организации являются выданные ей свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также уведомления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения; по месту нахождения недвижимого имущества; по месту нахождения принадлежащего ей транспортного средства.

Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне.

Лица, обязанные в соответствии с НК РФ представлять в налоговые органы сведения о налогоплательщике, могут указывать в подаваемых в налоговый орган документах ИНН налогоплательщика, подтвержденный свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.


Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.
  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

Основание для постановки на учет

В силу пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом. На основании п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. К данным основаниям, в частности, относится наличие у организации или индивидуального предпринимателя в пользовании участка недр. Согласно п. 1, 2ст. 335 НК РФ плательщики НДПИ подлежат постановке на учет в качестве таковых:

2) по месту нахождения организации (месту жительства физического лица). Постановка на учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщика производится в том случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, расположенном:

  • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
  • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
  • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Исходя из ст. 9 данного закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (письма ФНС РФ от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах. Недра предоставляются в пользование:

1) для регионального геологического изучения, включающего:

  • региональные геолого-геофизические работы;
  • геологическую съемку;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;
  • геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;
  • иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Процедура постановки на учет

Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

2) в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ, если пользователем недр является организация, состоящая на учете в названной инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;

  • налоговый орган субъекта РФ, в котором налогоплательщик – пользователь недр уже состоит на учете в качестве плательщика НДПИ;
  • налоговый орган по месту нахождения участка недр, если налогоплательщику предоставлен в пользование один участок недр и данный налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по указанному основанию в субъекте РФ;
  • налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр и этот налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по такому основанию в субъекте РФ.

Снятие с учета

Процедура снятия организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве плательщика НДПИ, как и постановка на учет, запускается в налоговом органе по месту нахождения лицензирующего органа. Основанием для этого являются сведения о прекращении права пользования недрами, поступившие от лицензирующих органов (на снятие с учета отводятся пять дней с момента получения указанных сведений). Причины прекращения права пользования недрами перечислены в ст. 20 Закона о недрах.

Далее полученные сведения следуют тем же путем, что и сведения о предоставлении прав на пользование недрами. В течение рабочего дня они направляются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ;
  • в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, которое передает сведения в течение следующего рабочего дня в уполномоченный налоговый орган.

Представление налоговой декларации

На основании абз. 1п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация подлежит представлению в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Означает ли это, что налоговая декларация по НДПИ должна представляться в налоговый орган, в котором осуществлена постановка пользователя недр на учет в качестве плательщика НДПИ?

В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Уплата налога

Порядок исчисления и уплаты НДПИ определен ст. 343 НК РФ. На основании п. 2 этой статьи НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Вспомним: постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного ему в пользование согласно законодательству РФ (если только участок не расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ). Таким образом, уплата НДПИ производится в бюджет того субъекта РФ, на территории которого находится участок недр, предоставленный налогоплательщику в пользование и по месту нахождения которого пользователь недр поставлен на учет в качестве плательщика НДПИ (письма ФНС РФ от 16.04.2013 № ЕД-4-3/7001@, Минфина РФ от 12.12.2013 № 03-06-05-01/54697).

Если же налог исчисляется по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, он уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Получение организацией (индивидуальным предпринимателем) лицензии на пользование участком недр означает, что она будет поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, или по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если добыча осуществляется за пределами территории РФ или территориального моря РФ. Соответствующие сведения в налоговый орган предоставляются лицензирующим органом. То же самое он сделает и в случае прекращения права пользования недрами, что явится основанием для снятия организации (предпринимателя) с учета в качестве плательщика НДПИ.

Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ не по месту нахождения (жительства) пользователя недр не означает, что налоговая декларация по НДПИ не должна представляться по месту нахождения организации или между жительства индивидуального предпринимателя. Исключение касается только организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая представляет декларацию по НДПИ в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. А вот уплата НДПИ и место нахождения участка недр взаимосвязаны, за исключением ситуации, когда добыча полезных ископаемых производится за пределами территории РФ.

    Форма и формат представления, а также порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ утверждены Приказом ФНС РФ от 16.12.2011 № ММВ-7-3/928@.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно.

Понятие учета организаций и физических лиц

Налоговый учет организаций и физических лиц представляет собой одну из правовых форм постоянного контроля деятельности данных налогоплательщиков и соблюдения ими установленных налоговых норм, порядка и правил, касаемо процедур учета, налогообложения, расчетов и т.д.

В соответствии с правилами налогового законодательства РФ, учет должен распространяться в отношении абсолютно всех физических, либо юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей, так как они тоже получают определенные доходы и являются полноправными налогоплательщиками.

Учет занимает важнейшее место в системе современного налогового права. Именно он обеспечивает регулярный рост бюджета государства, позволяет отслеживать текущее состояние экономики и допускает возможность корректирования тех или иных аспектов расчетов в целях максимального повышения эффективности.

Налоговый учет осуществляется только отдельными лицами, имеющими соответствующие полномочия – сотрудниками налоговых учреждений и инспекций. Его положения, порядок и особенности регламентируются статьей 83 действующего НК РФ, а также иными законами и нормативно-правовыми актами.

В случае возникновения споров между участниками данных правоотношений во время непосредственного осуществления налогового учета и расчетов, они подлежат разрешению в судебных органах – арбитражных судах, к чьей компетенции относится ведения данных дел.

Цели учета организаций и физических лиц

Налоговый учет физических лиц и организаций был разработан с одной главной целью – постоянный сбор сведений об участниках налоговых правоотношений, а также проверка целесообразности их деятельности, регулярного соблюдения существующих налоговых норм, ведение постоянного учета новых участников.

К дополнительным целям налогового учета физических лиц и организаций можно отнести следующие:

  • регулярное проведение различных мероприятий по налоговому контролю, дальнейшее составление отчетности в соответствии с полученными результатами;
  • постоянный сбор актуальной информации о текущем состоянии налогообложения, с целью повышения его эффективности и внедрения более продуктивных способов контроля и учета;
  • своевременное предоставление налогоплательщикам необходимой информации о налогах и сборах, как по их заявлению, так и автоматически;
  • быстрая и качественная обработка, а также проверка и сверка документации, регулярно поступающей от налогоплательщиков, включая налоговые декларации, справки и иные формы отчетности за определенные налоговые периоды;
  • предоставление имеющейся статистической информации в вышестоящие инстанции с целью осуществления полноценного контроля налоговой деятельности и соблюдения всех установленных норм, правил и порядка;
  • иные цели, которые направлены на максимальную эффективность при исполнении своих обязательств как налогоплательщиками, так и сотрудниками налоговых инспекций.

Постановка на учет организаций и физических лиц

Действующие нормы налогового законодательства РФ предусматривают, что физическое лицо, либо организация, должна быть поставлена на налоговый учет с момента ее регистрации.

Организации ставятся на учет по месту их непосредственной регистрации, либо по месту расположения их филиалов, а также обособленных подразделений. Постановка на учет физических лиц осуществляется по месту их жительства, либо регистрации.

При этом данными лицами должны быть предоставлены следующие документы и сведения:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • данные о месте проживания;
  • сведения о паспорте;
  • сведения о гражданстве.

Все эти сведения указываются в специальном письменном заявлении, которое будущий налогоплательщик должен передать в налоговый орган. Постановка на учет должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с того момента, как налоговым органом было получено официальное заявление от налогоплательщика.

Постановка на налоговый учет юридического лица - организации и порядок данной процедуры требуют предоставления большего пакета документов. Сюда входит:

  • заверенный устав организации;
  • сведения о его непосредственной деятельности и уставном капитале;
  • данные о руководстве;
  • данные о наличии либо отсутствии филиалов, а также официальных представительств и т.д.

Постановка физических лиц либо организации на налоговый учет должна быть подтверждена специальным свидетельством, которое выдается налоговым органом в установленный срок.

Только после получения данного документа лицо становится официальным налогоплательщиком и может начинать определенную деятельность, предусмотренную его уставом, либо иными положениями.

Условия постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет, как физических лиц, так и организаций, может быть осуществлена только в том случае, если данными лицами были соблюдены все необходимые условия и порядок, предусмотренные нормами действующего налогового законодательства.

К основным условиям можно отнести: достижение необходимого возраста, полная дееспособность, наличие всех необходимых документов у физических лиц либо организаций.

Юридическими лицами также обязательно должен быть представлен и полный порядок произведенных расчетов, а также иные бухгалтерские документы, которые потребует уполномоченный представитель налогового органа.

После получения необходимого пакета документов, налоговый орган проводит сверку представленных данных и осуществляет их максимально внимательную проверку.

Нередко документы возвращаются обратно на руки заявителя для исправления каких-либо ошибок и неточностей, а также для указания дополнительных сведений, которых не имелось в представленных бумагах.

Постановка организации на учет будет осуществлена только в том случае, если будущий налогоплательщик сможет верно и грамотно заполнить все необходимые документы, своевременно собрать требующиеся справки и предоставить иную информацию, если такая необходимость появится. В противном случае требования заинтересованного лица о постановке его на налоговый учет могут быть отклонены с указанием конкретных причин.

Порядок учета организаций и физических лиц

Действующий порядок налогового учета физических и юридических лиц устанавливается налоговым законодательством, в частности, статьей 83 НК РФ. Первоначальным этапом учета является обращение заинтересованного лица в налоговый орган, расположенный по месту его учета, либо нахождения организации, и подача письменного заявления по установленному образцу.

Юридическими лицами, помимо заявления, должны быть поданы и дополнительные документы, список которых предварительно можно получить в налоговом органе.

Все документы будущего налогоплательщика принимаются уполномоченным сотрудником, о чем делается соответствующая пометка и дается расписка. Далее идет проверка всех представленных документов.

Постановка на учет должна быть осуществлена не позднее, чем через 5 дней после получения заявления уполномоченными лицами. В этот же срок налогоплательщику должно быть отправлено соответствующее уведомление о том, что постановка на учет осуществлена.

В непосредственный момент постановки, физическому, либо юридическому лицу присваивается индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика.

Данный номер предназначен для обеспечения максимально точного учета и контроля процедуры налогообложения физических и юридических лиц. Этот номер будет содержать в себе все важнейшие сведения – налоги, которое платит лицо, наличие, либо отсутствие задолженностей, порядок расчетов, даты предыдущих налоговых выплат, список официальных обращений лица в налоговые органы и иные данные.

В дальнейшем, процедуры внесения изменений в какие-либо данные расчетов и учета, либо постановка на учет дополнительных объектов налогообложения, будет начинаться с главного и обязательного этапа – обращения в налоговый орган и подачи соответствующего письменного заявления заинтересованными лицами.

Особенности учета иностранных организация и физических лиц

Иностранная организация подлежит обязательной постановке на учет уполномоченными лицами в том случае, если на это имеются правовые основания.

В отношении сроков учета – для иностранных организаций действуют абсолютно такие же правила, как и для российских – постановка должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня получения налоговым органом соответствующих документов для расчетов и письменного заявления.

Форма заявления для иностранной компании будет несколько отличаться от обычной. Данное заявление, а также необходимые для расчетов документы могут быть отправлены заинтересованными лицами по почте, с обязательным уведомлением о получении.

Помимо этого, пакет документов должен содержать заверенную копию документа, удостоверяющего личность того лица, которое, в полной степени, берет на себя ответственность за полноту, грамотность и верность представленных сведений и расчетов.

Также представитель иностранной компании должен представить правовые основания, которые подтвердят необходимость ее постановки на учет в российском налоговом органе.

Налоговый учет иностранных организаций представляет собой отдельную ветвь налогообложения. Она характеризуется некоторыми особенностями при установлении порядка расчетов налогов, а также иными нюансами, предусмотренными действующим законодательством РФ.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Подготовительный этап

Перед тем, как посетить налоговую службу и встать на учет, предпринимателю следует определиться с системой налогообложения, в соответствии с которой будут производиться отчисления. Раздел 8 НК РФ устанавливает 5 возможных режимов для ИП:

  • ОСН. Подразумевает ведение довольно сложной отчетности, уплату налога на прибыль в размере 13%, а также подсчет НДС. Преимуществом является отсутствие ограничений при выборе деятельности.
  • УСН. Идеальный вариант для начинающих предпринимателей. Предоставляет два возможных варианта подсчета налога:
  • От всего дохода.
  • От части прибыли, получившейся после вычитания из общей суммы заработка расходов.
  • ЕСХН. Используется исключительно сельхоз. организациями.
  • ЕНВД. Предприниматель уплачивает фиксированную сумму налога на выбранный вид деятельности, размер которого устанавливается государством.
  • ПСН. Заключается в приобретении специального патента и уплаты фиксированной суммы в пользу государства. Введена специально для ИП.

Для индивидуального предпринимателя, как работодателя, выгоднее всего использовать ОСНО, так как режим практически не накладывает ограничений на деятельность. Но в любом случае выбор систем налогообложения зависит от множеств индивидуальных факторов, которые необходимо учитывать.

Где можно зарегистрироваться

Определившись с системой налогообложения, ИП беспрепятственно может подавать заявление о постановке на налоговой учет. Существует несколько вариантов передачи документов в ИФНС:

  • Лично
  • Через доверенное лицо
  • Посредством Почты России
  • Через электронные ресурсы

Если предприниматель занимается регистрацией самостоятельно, ему следует обратиться:

  • Непосредственно в отделение ИФНС по месту ведения деятельности
  • В многофункциональные центры

Работники выбранной организации примут заявление о постановке на учет и назначат дату, когда можно получить свидетельство. В указанные учреждения необходимо обратиться для постановки на учет ИП и гражданину, действующему на основании доверенности.

Доставить документы в налоговую можно и воспользовавшись услугами Почты России. Отправлять собранный пакет следует заказным письмом с уведомлением , чтобы убедиться, что посылка дойдет до получателя. Однако данный способ имеет существенный недостаток: срок постановки на учет существенно увеличивается ввиду долгой доставки бумаг.

Существуют и другие дистанционные методы постановки на учет ИП, подразумевающие использование сети Интернет :

Процедура регистрации ИП через банковское учреждение достаточна проста:

  • Пользователь заполняет на сайте банков форму, сведения с которой в дальнейшем переносятся в заявление и другие документы в автоматическом режиме
  • Перечисляется в режиме онлайн госпошлина
  • Банковской организацией проверяются указанная пользователем информация
  • Далее возможно два варианта:
  • Пересылка заполненных документов в ИФНС в режиме онлайн
  • Распечатка бумаг и самостоятельная их подача в налоговую
  • Если выбран электронный способ подачи, ответ приходит в качестве электронного письма

Дополнительным бонусом при подаче заявления о постановке на учет через банк является возможность открытия расчетного счета на выгодных условиях.

Подобные сервисы помогают не только зарегистрировать ИП, но и в дальнейшем вести документацию.

Любой из дистанционных методов подразумевает использование электронной подписи. А при личной подаче все копии документов обязательно проходят через процедуру нотариального заверения.

Какие документы потребуются

Самой важной бумагой для постановки на учет является заявление от предпринимателя. Закон строго определяет образец, по которому оно заполняется. Он представляет собой двусторонний бланк, на котором отображается:

  • ФИО регистрируемого лица и его дата рождения
  • Место жительства
  • Виды деятельности, зашифрованные в коды ОКВЭД
  • Гражданство
  • Телефон для связи
  • Сведения из паспорта

Заявление обязательно визируется личной подписью предпринимателя. При заполнении следует избегать исправлений и помарок, которые могут повлечь признание документа недействительным.

В пакет также включаются:

  • Копия страниц паспортов
  • Подтверждение гражданства для иностранцев или его отсутствия для лиц, у которых его нет
  • Если в подтверждающем личность документе не обозначена дата рождения, следует предоставить бумаги, отражающие данную информацию
  • Разрешение на пребывание в пределах РФ для иностранцев
  • Справка, подтверждающая отсутствие судимостей для предпринимателей, планирующих заниматься определенными видами деятельности, например, детским образованием
  • Заполненная квитанция о госпошлине, сопровождаемая чеком

При регистрации несовершеннолетнего лица в качестве ИП дополнительно предоставляется:

  • Разрешение от законных представителей, заверенное нотариусом
  • Копия свидетельства о регистрации брака родителей
  • Копию судебного постановления, устанавливающего дееспособность лица от 16 до 18 лет

Все копии бумаг подлежат нотариальному удостоверению. Если подача осуществляется посредством пересылки письма через Почту России, дополнительно составляется опись документов.

Процедура регистрации

Постановка на учет производится непосредственно по месту жительства предпринимателя. В другом регионе зарегистрироваться начинающему бизнесмену не получится.

Далее предприниматель заполняет форму заявления и представляет необходимые документы. Налоговая служба проводит проверку, и, если указанная информация является достоверный, производит постановку на учет нового ИП, то есть вносит запись в реестр налогоплательщиков. Помимо этого регистрационный орган подает сведения об ИП в ПФР и в Росстат. Однако в ФСС в качестве работодателя предприниматель должен регистрироваться самостоятельно.

Утвержденный в Налоговом кодексе срок рассмотрения поданного заявления составляет 5 дней. После этого прошедший проверку предприниматель заносится в Единый реестр учета налогоплательщиков, а работники организации, куда производилось обращение, выдают следующие документы:

  • Свидетельство, подтверждающее, что физическому лицу присвоен статус ИП
  • Удостоверяющая факт постановки на учет в ИФНС бумага
  • Уведомление о передаче информации в пенсионный фонд и постановке на учет в данном органе
  • Акт о внесении кодов деятельности в статистику

После получения бумаг ИП может вести деятельность на законных основаниях.

Могут ли отказать

Постановка на учет ИП признается достаточно простой процедурой, требующей минимальных затрат сил и времени со стороны предпринимателя. Однако, несмотря на легкость регистрации в некоторых случаях, начинающий бизнесмен может получить отказ от регистрации. Подобное решение налоговая принимает по ряду причин:

  • При подаче заявление не были предоставлены необходимые бумаги, необходимые для проверки информации о физическом лице-предпринимателе. Особенно это касается справки об отсутствии судимостей, которая нужна для занятия некоторыми видами деятельности. Чтобы зарегистрироваться в подобных случаях, достаточно сделать повторный запрос, присовокупив к заявлению недостающие документы.
  • Данные, отраженные в поданных бумагах, являются недостоверными или ложными.
  • Запрос был подан в подразделение ФНС, которому не подконтрольна территория, где будет заниматься предпринимательской деятельностью заявитель. В подобном случае следует просто обратиться в необходимую организацию с повторным ходатайством.
  • Подающее заявление лицо уже регистрировалось в качестве ИП, о чем имеется запись в Едином реестре налогоплательщиков. Повторная постановка на учет не производится.
  • В отношении регистрирующего лица было принято решение о признании банкротом менее года назад.

Иные причины для отказа в регистрации не являются законными. Их предъявление может стать основанием для обжалования решения в вышестоящую инстанцию или судебный орган.

Консультация юриста по вопросам регистрации и постановки ИП на учет доступна на сайте БЕСПЛАТНО:

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Читайте также: