Как в 1с начислить земельный налог в

Обновлено: 04.07.2024

Земельный налог возникает как одна из установленных законом специальных форм платы за землю. Величина суммы земельного налога не зависит от финансовых итогов деятельности компании. Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, у которой на основании вещного права имеется земельный участок (доля земельного участка), рано или поздно сталкивается с вопросом расчета и начисления земельного налога в проводках бухгалтерского учета. Под вещным правом понимается право собственности, право постоянного пользования или право пожизненного владения. Согласно нормам налогового законодательства такая компания будет являться плательщиком земельного налога.

Как назначение земельного участка влияет на проводки

Земельные участки учитываются в качестве основных средств, поэтому земельный налог является расходом, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС.

Учет земельного налога может быть отражен или в качестве издержек по основным видам деятельности (п. п. 5 , 7 Положения по бухучету 10/99), или в качестве прочих издержек (п. 11 того же ПБУ 10/99).

При этом необходимо учитывать, что отразить земельный налог в составе издержек можно, если земельный участок является объектом основных средств и на нем не ведется капитальное строительство.

В случае если участок используется под капитальное строительство, то начисление земельного налога должно происходить иначе. В этом случае необходимо руководствоваться правилами Положения по бухучету 6/01 и учитывать затраты в составе капитальных затрат по строительству (п. 8 , п. 14 указанного ПБУ).

По каждому земельному участку сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет, целесообразно исчислять отдельно.

Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется земельный участок: во вспомогательном или основном производстве. Если земельный участок используется в основном производстве, то земельный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 или счетами 23, 25, 26, 44 в зависимости от места использования земельного участка.

Проводки по земельному налогу, когда земельный участок используется в основной деятельности

Рассмотрим бухгалтерские проводки по земельному налогу:

Проводки по земельному налогу, когда земельный участок используется в сопутствующей деятельности

А теперь рассмотрим проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете в ситуации, когда земельный участок используется в сопутствующей деятельности, например, передан в аренду (при этом аренда земельных участков не является главным видом деятельности компании, а является эффективным способом управления активом).

В этом случае необходимо начисление земельного налога отразить в корреспонденции со счетом учета прочих расходов и сделать следующие проводки:

Проводки по земельному налогу, когда земельный участок используется под капитальное строительство

Если земельный участок задействован в капитальном строительстве, то необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 и проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете отражать в корреспонденции со счетом по учету вложений во внеоборотные активы 08.

Рассмотренные проводки справедливы как для отражения авансовых платежей, так и для отражения начисления итоговой суммы земельного налога.

Документальное оформление земельного налога

Земельный налог уплачивается путем внесения авансов по итогам каждого квартала и далее по окончании года с зачетом ранее уплаченных авансовых платежей. Суммы налога принимаются в расходах одинаково в бухгалтерском учете и налоговом на дату начисления.

Наиболее важным в налоге на имущество организаций, на мой взгляд, является изменение порядка применения льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 г. налоговые льготы, указанные в п. 25 ст. 381 настоящего Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 настоящего Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

В соответствии с п. 3.3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 настоящего Кодекса, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 настоящего Кодекса, не могут превышать в 2018 г. 1,1%.

В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в настоящей статье.

В части земельного налога немного изменился порядок определения налоговой базы. Теперь, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В ст. 396 НК РФ введен новый пункт — 7.1, в соответствии с которым если вышеназванное изменение произошло в течение налогового (отчетного) периода, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 настоящей статьи.

Пункт 7 определяет порядок исчисления суммы налога в случае возникновения или прекращения в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок. Если его перефразировать, то получится, что коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок имеет конкретную кадастровую стоимость, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то данный месяц относится к новой кадастровой стоимости, если после 15-го числа, то к старой кадастровой стоимости.

Давайте посмотрим, какие изменения произошли в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 в связи с вышеназванными изменениями законодательства.

Вначале разберемся с налогом на имущество.

Справка-расчет налога на имущество за 2017 г. приведена на Рис. 1.


В 2018 г. данная льгота будет применяться только в том случае, если субъект Российской Федерации примет соответствующий закон. Если такой закон принят не будет, то придется платить налог.

В программе ставка налога на имущество указывается в форме регистра сведений Налог на имущество, который можно найти в настройке Налоги и отчеты или в разделе Справочники (пункт Налог на имущество → Ставки и льготы). Разработчики добавили в данный регистр несколько необходимых дополнительных реквизитов. При обновлении программы на релиз 3.0.57 в этом регистре сведений автоматически создается новая запись с датой применения Январь 2018.

Список записей вышеназванного регистра сведений показан на Рис. 2.


В форму регистра добавлена отдельная ставка налога для движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. По умолчанию, в соответствии с законодательством, данная ставка установлена в размере 1,1%. Если субъект Российской Федерации своим законом установил пониженную ставку налога для соответствующего имущества, то установленную по умолчанию ставку надо изменить и установить соответствующий флажок. Если субъект Российской Федерации своим законом полностью освободил данный вид имущества от налогообложения, то необходимо установить флажок Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, освобождено от налога.

Форма регистра сведений представлена на Рис. 3.


Расчетом и начислением налога на имущество (авансовых платежей по налогу на имущество) в программе занимается регламентная операция Расчет налога на имущество при закрытии месяца. Порядок уплаты налога указывается в программе в регистре сведений Порядок уплаты налогов на местах. Организация из нашего примера уплачивает авансовые платежи. Давайте выполним соответствующую регламентную операцию за первый квартал 2018 г. и посмотрим справку-расчет.

Справка-расчет налога на имущество за первый квартал 2018 г. показана на Рис. 4.



Как мы видим из справки-расчета, среднегодовая стоимость движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г., включена в налоговую базу, и по ставке 1,1%рассчитаны авансовые платежи.

Бухгалтерская проводка регламентной операции представлена на Рис. 5.

Сформируем регламентированный отчет Авансы по налогу на имущество за первый квартал 2018 г. Данные для расчета средней стоимости имущества за отчетный период, средняя стоимость и сумма авансового платежа по недвижимому имуществу и движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г., отражаются в декларации на отдельных страницах Раздела 2.

Фрагменты Расчета по авансовым платежам по налогу на имущество приведены на Рис. 6.



Рассмотрим изменения в алгоритме программы, связанные с земельным налогом.


В 2018 г. площадь земельного участка изменилась в сторону увеличения. Сведения об этом были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 мая 2018 г. Новая кадастровая стоимость участка составляет 12 000 000 руб.

Новая запись регистра сведений представлена на Рис. 8.


Расчетом и начислением земельного налога в программе занимается регламентная операция Расчет земельного налога при закрытии месяца. Порядок уплаты налога указывается в программе в регистре сведений Порядок уплаты налогов на местах. Организация авансовые платежи по земельному налогу не платит. Поэтому выполним соответствующую регламентную операцию за год, в декабре 2018 г., и посмотрим справку-расчет.

Справка-расчет земельного налога за 2018 г. показана на Рис. 9.



В данной ситуации в справке-расчете по земельному участку будет сформировано две строки. Первая строка для расчета суммы налога за ту часть налогового периода, когда участок имел старую кадастровую стоимость, и вторая строка для расчета суммы налога за часть налогового периода с новой кадастровой стоимостью. Причем, так как сведения об увеличении площади земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 15-го числа месяца включительно (14 мая 2018 г.), в периоде со старой кадастровой стоимостью программа определила 4 полных месяца использования, а в периоде с новой кадастровой стоимостью − 8 месяцев. Количество месяцев владения участком в налоговом периоде составляет 12 месяцев. Поэтому для расчета налога по старой и новой кадастровой стоимости, в соответствии с п. 7.1 ст. 396 НК РФ, были определены коэффициенты 4/12 и 8/12, и рассчитана соответствующая сумма налога.

Проводка регламентной операции представлена на Рис. 10.

Как мы видим, разработчики корректно отразили рассмотренные нами изменения законодательства в алгоритме работы программы 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0, подготовив ее к работе в новом 2018 г.

Понравилось? Поделись с друзьями

Консультации по работе с программой 1С

Сервис открыт специально для клиентов, работающих с программой 1С разных конфигураций или находящихся на информационно-техническом сопровождении (ИТС). Задайте свой вопрос, и мы с удовольствием на него ответим! Обязательным условием для получения консультации является наличие действующего договора ИТС Проф. Исключением являются Базовые версии ПП 1С (8 версия). Для них наличие договора не обязательно.

Организации, имеющие земельные участки, обязаны представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу в налоговые органы по месту нахождения этих участков. О том, как составить налоговую отчетность по земельному налогу с помощью программы "1С:Бухгалтерия 8", рассказывает С.А. Харитонов, д.э.н., профессор Финансовой Академии при Правительстве РФ.

Налоговая отчетность по земельному налогу

Напомним, что организация, на балансе которой имеются земельные участки, в соответствии с главой 31 НК РФ "Земельный налог" признается налогоплательщиком по земельному налогу, а сами земельные участки - объектом налогообложения земельным налогом.

Как налогоплательщик земельного налога, организация обязана:

  • самостоятельно исчислять сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу в соответствии со статьей 396 НК РФ;
  • уплачивать налог и авансовые платежи по налогу по месту нахождения земельных участков в порядке и сроки, установленные статьей 397 НК РФ;
  • представлять в налоговый орган по месту нахождения земельных участков: по окончании налогового периода (календарный год) - налоговые декларации по налогу, по окончании каждого отчетного периода - налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

До 31 декабря 2007 года включительно отчетными периодами по земельному налогу признавались первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 393 НК РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2008 года отчетными периодами по земельному налогу стали первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Ранее авансовые платежи по земельному налогу исчислялись нарастающим итогом за отчетные периоды квартал, полугодие и 9 месяцев.

По окончании каждого отчетного периода отчетность по земельному налогу представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По окончании налогового периода отчетность по земельному налогу представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, по окончании третьего квартала 2008 года организация, признаваемая налогоплательщиком земельного налога, должна представить в налоговый орган не позднее 31 октября 2008 года налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу.

Налоговый учет земельных участков в "1С:Бухгалтерии 8"

Для того, чтобы правильно заполнить отчетную форму по земельному налогу, необходимо изучить главу 31 НК РФ и приказ Минфина России от 19.05.2005 № 66н, которым утверждены форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядок его заполнения, а для составления налоговой декларации - приказ Минфина России от 23.09.2005 № 124н.

Вместе с тем, задачу заполнения налоговых форм по земельному налогу можно существенно упростить, сэкономив при этом время, если воспользоваться для этого соответствующим регламентированным отчетом программы "1С:Бухгалтерия 8". Отчет позволяет составить налоговый расчет (налоговую декларацию) практически автоматически по данным налогового учета земельных участков.

Налоговый учет земельных участков в программе "1С:Бухгалтерия 8" включает регистрацию в информационной базе сведений о постановке земельных участков на учет и о снятии земельных участков с учета.

Регистр является периодическим (периодичность записей регистра - в пределах дня) и имеет независимый режим записи. Последнее означает, что записи в регистр вносятся "вручную" в режиме непосредственной работы с этим объектом.

Порядок налогового учета земельных участков и составления налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу рассмотрим, используя данные следующего примера.

Пример

Ввод сведений о постановке земельного участка на учет

Ввод сведений о льготах

В общем случае законами субъектов РФ могут быть предусмотрены льготы в отношении земельных участков.

По умолчанию считается, что налоговые льготы Не применяются .

Налоговая льгота может предусматривать уменьшение налоговой базы и/или уменьшение суммы налога. Льгота каждого вида задается с помощью установки переключателей в соответствующее положение и ввода при необходимости дополнительных сведений о льготе.

Льгота в виде уменьшения налоговой базы задается следующим образом:

Код льготы выбирается из предложенного перечня льгот согласно Приложению № 2 к Порядку заполнения налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу:

Льгота в виде уменьшения суммы налога задается следующим образом:

При этом в реквизите Дата регистрации этого документа указывается дата внесений изменений в сведения о земельном участке.

Если изменения незначительны, новую запись удобнее вести копированием имеющейся.

Ввод сведений о снятии земельного участка с учета

Когда организация по тем или иным причинам теряет право на использование земельного участка, в регистр вводится запись с видом .

Пример (продолжение)

Земельный участок 50:27:04:0521, числящийся на налоговом учете по месту нахождения филиала, 12 августа 2008 года снят с учета в связи с продажей.

В этом случае в форме записи Снятие с регистрационного учета указывается:

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен налог в бюджет

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

Читайте также: