Налоговое консультирование иностранных организаций

Обновлено: 19.05.2024

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.

В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.

Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.

Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – РФ.

Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).

Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.

Как определить место реализации услуг?

Общее правило по определению места реализации услуг (работ)

Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).

Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):

Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:

  • на основании места, указанного в учредительных документах;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:

  • места нахождения постоянного представительства в РФ.

При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).

Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.

Что подразумевается под регистрацией в РФ?

Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).

Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ

Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?

Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.

Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.

Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).

Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.

В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.

  • являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
  • должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.

Логика работы со схемой простая – следует определить:

  • свой статус по контракту – покупатель / продавец;
  • место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
  • порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.

Мы покупатель услуг, работ у иностранца

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

Мы продавец услуг, работ иностранцу

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.

Блок-схема Определение места реализации услуг

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)

Место деятельности покупателя услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

аренда движимого имущества (кроме а/м)

аренда движимого имущества (кроме а/м)

Место реализации

Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)

Место нахождения пункта отправления и назначения

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Место деятельности Поставщика услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    .Коллеги, много вопросов от Вас поступает по следующей ошибке ЗУП...

Карточка публикации

(17 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Как всегда у Марины Аркадьевны, четко, понятно, с юмором. Вынесла много полезного. Спасибо за Вашу работу.


Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Со справочно-правовой системой КонсультантПлюс вы будете держать руку на пульсе НДС: изменения, примеры расчетов, разбор сложных ситуаций, судебная практика.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Интересные примеры по электронным услугам

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Поможем с подготовкой и подачей любого вида уведомлений и отчетов по зарубежным активам в налоговые органы


— консультирование
— подготовка документов
— подача в налоговый орган


Помощь в подготовке уведомления об открытии счета в иностранном банке, а также в подготовке ежегодного отчета о движении денежных средств на счете


Консультирование по вопросам участия в иностранной организации, порядка уведомления налоговых органов и подачи отчетности


Гучуа Гуритана Геноевна Специалист по международному праву CPO GROUP

Что такое деофшоризация?

С 2015 года в Российской Федерации активно проводится политика, направленная на ограничение использования российскими предпринимателями иностранных компаний и на возврат в Россию активов, принадлежащих россиянам.

Соглашение об автоматическом обмене информацией ФНС России

ФНС России подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года.

Подписание прошло в рамках Форума Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налоговому администрированию в Пекине.

Следовательно, возрастает вероятность привлечения к ответственности за нарушения порядка и сроков представления отчетности по зарубежным активам.

Запись вебинара от Юридической компании ЦПО ГРУПП (CPO GROUP) "Изменения в законодательстве о контролируемых иностранных компаниях с 2021 года" о наиболее важных изменениях в законодательстве о контролируемых иностранных компаниях:
― Как изменились сроки подачи уведомлений о КИК?
― Обязательно ли теперь подавать финансовую отчетность и аудиторское заключение?
― Увеличение штрафов в 5 раз и введение нового штрафа 1 млн рублей

Что такое КИК?

Контролируемая иностранная компания (КИК) - иностранная организация, определенная доля в которой принадлежит физическому или юридическому лицу - резиденту Российской Федерации (контролирующее лицо).

В рамках деофшоризации внесены поправки в налоговое законодательство, принят Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

В соответствии с законом о КИК и действующим налоговым законодательством российские налогоплательщики должны отчитываться перед государственными органами о деятельности контролируемых иностранных компаний и перечислять налоги с их прибыли.

К категории КИК относятся зарубежная организация либо иная иностранная структура без образования юридического лица, над которой осуществляют контроль российские граждане или компании. Под контролем законодатель понимает возможность лица (фирмы) оказывать влияние в вопросах распределения прибыли иностранной компании, в силу наличия каких-либо отношений с этой структурой.

Проблемы нового режима

В связи с изменением в законодательстве, бизнес-сообщество столкнулось с проблемой: при наличии ряда обстоятельств, практически любая заграничная компания может получить статус КИК по отношению к владельцу из РФ, даже если осуществляет лишь косвенный контроль.

Если иностранную компанию признают налоговым резидентом России, ей придется платить налоги в РФ.

Кроме того, во избежание двойного налогообложения в отношении такой компании государство может ограничить применение льготного режима по международным соглашениям.

Как отразятся изменения в законе о КИК на положении российских компаний?

В большинстве случаев наличие КИК у представителей российского бизнеса налагает дополнительные обязанности:

  1. Регулярное (ежегодное) уведомление налоговой службы о существовании контролируемой иностранной компании.
  2. Передача в налоговую службу документальных сведений о прибыли КИК.
  3. Включение прибыли контролируемой компании в налоговую базу в качестве собственного дохода.
  4. Расчет и уплата налогов.

Нужно ли подавать уведомления о КИК гражданину России, если он проводит на территории России менее 183 дней в году?

Не требуется. Уведомления о КИК подают только налоговые резиденты России, то есть физические лица, которые проводят на территории России более 183 дней в году.

Какие уведомления нужно подавать в налоговые органы России, если есть более 10% долей участия в иностранной компании?

Нужно подавать 2 уведомления:

1) первое уведомление об участии в иностранной компании подаётся единожды в течение 3-х месяцев с момента возникновения участия;

2) второе уведомление о КИК подаётся ежегодно до 20 марта года следующего за годом признания прибыли КИК доходом резидента России, если доля участия в иностранной компании более 25%.

Например, если компания создана на Кипре 10 октября 2019 года, в налоговые органы России необходимо подать:

  • В срок до 10 января 2020 года Уведомление об участии в иностранной компании;
  • и если доля участия более 25%, в срок до 20 марта 2022 года Уведомление о КИК; Уведомление о КИК необходимо подавать каждый год, начиная с 2022 года.

Да, нужно подавать уведомление о КИК. Уведомление о КИК подаётся ежегодно не зависимо от наличия или отсутствия прибыли у иностранной компании.

Если контролирующим лицом КИК является физическое лицо, в России нужно заплатить НДФЛ по ставке 13% от суммы нераспределённый прибыли КИК.

Если контролирующее лицо КИК российская организация, необходимо заплатить в России налог на прибыль по ставке 20% с суммы не распределенной прибыли КИК.

Налоги с нераспределённый прибыли КИК в России платить не нужно, если компания подпадает под условия освобождения от уплаты, которые установлены законом. Примеры оснований для освобождения:

1) если прибыль КИК менее 10 млн. рублей; 2) если КИК является "активной компанией", то есть более 80% дохода иностранная компания получает от активной деятельности (не доходы от сдачи в аренду недвижимости, не доходы от полученных дивидендов, не доходы от роялти и тд);

3) если иностранная компания создана в странах, входящих в Евразийский экономический союз (Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан)

Да, нужно. Уведомление о КИК необходимо подавать ежегодно не зависимо от наличия или отсутствия прибыли у иностранной компании.

Сегодня ФНС усиленно контролирует иностранные активы налогоплательщиков. Все чаще к нам за услугами приходят клиенты после получения запросов из налоговой.

Обращаем Ваше внимание: на запросы ФНС отвечать нужно обязательно и своевременно, в противном случае компания несет серьезные риски.

С какими проблемами сталкиваются предприниматели?

1. Запросы из налогового органа о КИК

Нам требуется подготовить ответ для Инспекции на требование предоставить лицу КИК документы по финансовой отчетности по иностранной компании за 2019г. Требования касаются двух компаний за рубежом. Одна несколько лет назад была ликвидирована, другая находится в стадии банкротства, деятельность не ведется, прибыли нет, запросить документы возможности нет. Инспекция просит выписки по расчетным счетам, сведения о кредиторах, судебных решениях, доверенности, приказы и т.д., бумаги от компетентных органов Кипра. Что делать в такой ситуации ?

Если поступил запрос из налоговой – мы проанализируем ситуацию, подготовим подробный ответ, поможем получить недостающую документацию для последующего направления в налоговый орган.

В рассматриваемой ситуации помогли клиенту собрать пакет документов и подготовили ответ для Инспекции.

2. Подготовка уведомлений и отчетности о КИК в ФНС

В прошлом году была открыта Эстонская компания. Деятельность не велась, отчетность в Эстонии не сдавалась, как и уведомление о КИК. Недавно решили привести всю документацию в порядок и сдали нулевую отчетность в Эстонии, теперь нужно решить вопрос подачей документации в компетентные органы России. Как это сделать?

Напомним, что налоговый орган необходимо уведомлять о наличии иностранной компании, а также о наличии счёта физического лица за пределами РФ, также компания обязана своевременно сдавать отчетность. За пропуск срока подачи необходимых уведомлений, не предоставление финансовой отчетности и аудиторской отчетности ФНС выставляет серьезные штрафы (от 50 до 500 тысяч рублей).

После анализа ситуации мы подготовим уведомления об участии в зарубежной компании, о КИК, ходатайства об уменьшении штрафных санкций за непредставление отчетности (при необходимости). Объем и состав документации для отчетности зависит от конкретной ситуации, мы проконсультируем компанию и поможем подготовить все необходимые документы.

3. Определение порядка действий в конкретной ситуации

В России я открыл ООО и ИП, а в США открыл LLC, в связи с этим возникло множество вопросов. Если я не налоговый резидент РФ, то какой налог я должен платить с ИП? Облагается ли налогом доход ООО в моей ситуации? Стоит ли сделать представительство LLC в РФ, какие могут появиться риски в связи с этим? Как действовать, какие налоги и в каком объеме платить, чтобы не переплачивать ни в США, ни в РФ и при этом действовать законно?

Мы предоставим подробные пояснения после изучения вашей ситуации. В рассматриваемом случае мы проанализировали документацию, полученную от клиента, подготовили необходимые уведомления, проверили декларации и на основании полученных сведений ответили на все вопросы клиента.

Читайте также: