Налоговый аудитор кто это

Обновлено: 14.05.2024

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

С чего начать

Во-первых, нужно определить периодичность проведения налогового аудита: каждый квартал или год. Выбор в конечном счете зависит от объема совершаемых финансово-хозяйственных операций, количества оформленных документов и однотипности или разнообразия заключаемых договоров. В рамках налогового аудита имеет смысл проверить три прошедших года: именно этот период могут охватить инспекторы при выездной налоговой проверке.

Во-вторых, следует решить, кому поручить проведение налоговой экспертизы:

  • создать в самой организации отдел налогового аудита;
  • обратиться к внешним налоговым аудиторам.

Каждый из приведенных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее.

Отдел налогового аудита

Создание собственной контрольной службы позволит:

  • располагать постоянно действующей структурой, которая будет регулярно мониторить ситуацию с налоговыми рисками;
  • повысить качество работы, поскольку штатные аудиторы, работая в одной компании, со временем приобретут специализацию в определенной сфере бизнеса;
  • снизить риски утечки конфиденциальной информации.

К недостаткам собственной контрольной службы можно отнести постоянные расходы на оплату труда штатных работников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что расходы на оплату труда можно учитывать для целей налогообложения без каких-либо рисков.

В то время как расходы на внешних аудиторов могут вызвать подозрения у налоговых инспекторов. Дело в том, что налоговый аудит не является обязательной процедурой, и поэтому организации, возможно, потребуется обосновать целесообразность его проведения.

Аутсорсинг налоговых аудиторов

Привлечение внешних специалистов имеет следующие преимущества:

  • оплата за определенную работу и более эффективное управление затратами;
  • широкий круг клиентов позволяет аудиторам видеть более полную картину сегодняшней налоговой реальности;
  • возможность получить независимую объективную оценку состояния расчетов с бюджетом.

Существенным недостатком сотрудничества с внешними аудиторами является то, что им будет довольно сложно в сжатые сроки глубоко погрузиться в детали вашего бизнеса. Штатным специалистам за годы работы в компании многие вопросы хорошо понятны и знакомы, и это позволяет рассчитывать на более тщательный и детальный анализ и оценку налоговых рисков.

Сколько стоит налоговый аудит

Вопрос о стоимости налогового аудита во многом зависит от того, каким из приведенных вариантов воспользуется компания: создаст внутреннюю структуру или привлечет внешних экспертов.

При формировании внутренней структуры сумма расходов будет зависеть от численности и квалификации работников, а также режима их рабочего времени. При аутсорсинге цена налогового аудита будет определяться общим объемом финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, периодом аудиторской проверки и деловой репутацией фирмы.

Кроме того, имеет значение объем работы:

  • проверка всех обязательных платежей или одного налога;
  • сплошная проверка всех операций или выборочная проверка отдельных сделок.

Что нужно проверить

Одной из самых распространенных претензий налоговых органов является упрек в не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке. Поэтому в рамках налогового аудита необходимо уделить самое пристальное внимание проверке наличия документов, подтверждающих юридический статус и деловую репутацию контрагентов.

Каждая сделка должна иметь четкую деловую цель и быть направлена на получение прибыли. Вот почему при налоговом аудите следует установить реальные цели заключенных договоров. Это особенно актуально для нетипичных сделок, договоров с взаимозависимыми лицами и внешнеэкономических контрактов. Если окажется, что основной целью сделки является налоговая экономия, то учет расходов по ней связан в высокими налоговыми рисками.

Повышенное внимание налоговых инспекторов вызывают случаи применения компаниями налоговых льгот и преференций.

На практике далеко не все фирмы могут обосновать правомерность использования льготных положений закона. Задачей налоговых аудиторов является тщательный анализ документов, которые обосновывают законность применения налоговых послаблений.

Иногда налоговые риски возникают в случаях, когда одна организация несет расходы в интересах другой компании. Например, фирма может взять на себя расходы на проведение рекламных акций в интересах всей группы компаний, ведущей бизнес под одним брендом.

С одной стороны, размещение рекламы является одним из инструментов поиска и привлечения потенциальных клиентов и, как следствие, увеличения получаемого дохода. С другой — подобная реклама направлена на привлечение интереса и повышение покупательского спроса на продукцию с логотипом, под которым действует целая группа компаний. В связи с этим затраты, понесенные в общих интересах, должны распределяться на всех участников, которые самостоятельно ведут свою коммерческую деятельность.

В заключение скажу, что перечень вопросов налогового аудита является открытым и в конченом счете определяется спецификой и потребностями конкретного бизнеса.

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях настоящего Федерального закона понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уволился ГБ? Важная информация не попадёт на внешний рынок!

Страх 99% победы ФНС в суде. Мы готовы отстоять ваши интересы.

Заполните простую форму для быстрого расчета стоимости проведения аудита либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие вас вопросы, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

При проведении аудита налоговой отчетности мы в первую очередь анализируем текущее положение фирмы, оцениваем, насколько правильно организован процесс определения базы и суммы налогов. Проверкой занимаются высококвалифицированные специалисты с богатым отраслевым опытом. Мы поможем выявить имеющиеся недочеты и устранить их, подготовим к грядущей проверке.

На личной встрече в нашем офисе, удобно расположенном в центре Москвы, у вас будет возможность познакомиться и убедиться в компетенции наших экспертов, детально обсудить все пункты подготовленного коммерческого предложения, актуализировать договор, исходя из особенностей ваших текущих задач.

На протяжении всего периода реализации проекта с вами работает персональный менеджер, который всегда готов проконсультировать по текущим вопросам и задачам. Наша компания отличается дружественным подходом, отсутствием формализма, решением конкретных практических задач, стоящих перед клиентом.

Мы строго соблюдаем наши обязательства и сроки выполнения проекта. Максимальная простота, клиентоориентированность, дружественность, эффективность и рациональность подхода позволяют получить максимальное удовлетворение от работы с нами. Оценив уровень профессионализма, клиенты повторно обращаются за консультацией в КСК ГРУПП.

Проведение налогового аудита

Период отчетности обычно составляет от одного месяца до трех лет. Нет смысла рассматривать больший период, поскольку это существенно отразится на стоимости, плюс оспорить в суде переплаченные налоги после трех лет не представляется возможным ввиду окончания срока исковой давности.

  • Полный анализ финансовой отчетности
  • Исключение чрезмерного внимания фискальных органов
  • Оптимизацию ваших налоговых затрат
  • Помощь в возвращении уже внесенных налоговых сборов (по возможности)
  • Своевременность выявления возможных недочетов ведения налоговой документации исключает ненужные вопросы со стороны контролирующих структур.
  • Нахождение компании в правовом поле благодаря грамотно проведенному налоговому аудиту обеспечивает стабильность и долгосрочность нахождения вашего предприятия на рынке.
  • Возможность параллельного проведения процедуры налогового аудита без остановки рабочих процессов устранит недополучение прибыли.

Налоговый аудит в КСК ГРУПП

Чаще всего проведение налогового аудита инициируется накануне приезда органов фискальной службы, при реорганизации предприятия или смене его деятельности, при смене главного бухгалтера компании или ее руководства или просто при необходимости оптимизации процесса налогообложения предприятия или организации. Важно не дожидаться приглашения из налоговой службы о проведении проверочных мероприятий и заблаговременно привести всю налоговую документацию в соответствии с нормами законодательства.

После значительных изменений в налоговом законодательстве также стоит провести налоговый аудит с привлечением независимых аудиторов, так как велика вероятность бухгалтерских ошибок в применении новых законов.

Ведь ежегодно по всей России сумма доначислений составляет порядка 19 млрд руб., оспорить эти суммы в рамках конкретного судопроизводства практически невозможно. В пользу налоговой службы выносится до 80% судебных решений.

Рейтинги

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Эксперт РА

Аккредитация ACCA

Право.ru-300

КСК ГРУПП входит в число крупнейших юридических фирм России

Всегда в курсе изменений налогового законодательства

Возможность ежедневного сопровождения налоговых проверок и взаимодействия с инспекторами ФНС позволяет всегда быть в курсе изменений налогового законодательства.

Этапы проведения налогового аудита

Своевременность проведения данного вида аудита, в особенности в случае холдинговой структуры компании или наличия нескольких дочерних предприятий, помогает сохранить стабильность компании, избежать непредвиденных рисков и тщательно подготовиться к налоговой проверке.

Ведь, как показывает практика, у компании с оборотом в 2 млрд руб. выявляется налоговых рисков на сумму порядка 150 млн руб. Это очень существенная сумма в случае возможных доначислений.

Контроль правильности заполнения первичной документации

Иногда выявление недочетов уже на этом этапе помогает избежать серьезных ошибок в будущем, например, в отсутствии разделения облагаемых и необлагаемых НДС.

Проверка правильности начисления и уплаты налогов

Как правило, уверенность корректности начисления налоговых сборов у бухгалтера предприятия не вызывает сомнения, и в процессе ведения данной документации имеет место шаблонность, которая нередко приводит к ошибкам и оплошностям, а эти оплошности могут привести к серьезным потерям в случае их выявления органами фискальной службы.

Мониторинг возможного использования налоговых вычетов и льгот

Большинство бухгалтеров игнорируют эту возможность, а ведь она может существенно сэкономить объем отчислений в государственную казну.

Правильность заполнения налоговых деклараций

Здесь стоит отметить тот факт, что важно проконтролировать как уже поданные декларации, так и готовящиеся к подаче в ФНС.

Выявление возможных налоговых рисков организации

Своевременность их выявления и разработка механизма предотвращения рисков сведет на нет возможность банкротства или снижение прибыли предприятия.

Стоимость налогового аудита

Здесь все строго индивидуально. Основными критериями оценки стоимости служат: проверяемый период (обычно рассматривается один или три года), общий денежный оборот компании и вид деятельности предприятия. Важны также численность сотрудников и этапность проведения аудита.

Например, при обороте компании 1 млрд руб. и штате более 100 сотрудников стоимость двухнедельного аудита составила 170 тыс. руб. и позволила обнаружить налоговые риски на сумму 1,1 млн руб., что могло бы обернуться потенциальным штрафом в 100 тыс. руб.

Стоимость налогового аудита напрямую зависит также и от применяемой методики. КСК ГРУПП пользуется самыми современными и эффективными из известных, что снижает трудозатраты аудиторов, а следовательно, позволяет сэкономить ваши деньги.

Ознакомьтесь с кейсами уже проведенного налогового аудита, находящимися на странице этого сайта, и в случае заинтересованности свяжитесь с нами, используя любой удобный канал связи.


Отзывы о нашей работе

Мы не обращались к другим консультантам и аудиторам с того дня как заключили наш первый договор с КСК ГРУПП. Нам удалось построить продуктивные деловые отношения благодаря высокой квалификации и внимательности к проблемным местам сотрудников КСК ГРУПП. Юридическая помощь по вопросам налогообложения и составления бухгалтерских отчетов, консультации по гражданскому и трудовому законодательству – все это входит в перечень услуг КСК ГРУПП. Специалисты ответственно подходят к каждому проекту, следя.

Мы обратились к вам за аудитом отчетности и оценили по достоинству широкий спектр достоинств компании КСК ГРУПП. Вы были ориентированы на клиента, смогли найти единственно верный конструктивный подход для решения вопросов, стоящих перед нами, не забывая о пунктуальности и доброжелательности. На выходе мы получили то, что ждали: качественный и профессиональный аудит.

Мы безмерно благодарны команде КСК ГРУПП за предоставленные аудиторские услуги. За несколько недель сотрудничества мы убедились в том, что сделали правильный выбор контрагента. Сотрудники КСК ГРУПП показали себя с лучшей профессиональной стороны, решив накопившиеся проблемы и выявив неточности в финансовой документации. Они не только нашли ошибки, но и дали подробные инструкции по их устранению. Такая клиентоориентированность дорогого стоит, поэтому мы не собираемся расставаться с КСК ГРУПП и .

Рекомендуем вам обращаться к КСК ГРУПП, если необходимо провести аудиторскую проверку и вы хотите получить реальные советы и прикладные рекомендации по исправлению ситуации, как это случилось с нами, когда мы получили поддержку от грамотных консультантов при аудите. Все советы оказались полезными и сразу же стали внедряться как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, что позволило без лишних потерь минимизировать обозначенные консультантами риски. Благодарим за ваш профессионализм и готовнос.

27 лет на рынке

Решаем задачи и помогаем бизнесу развиваться.

Эксперты КСК ГРУПП

Эксперт - Елена Межуева

Эксперт - Татьяна Иваненко

Эксперт - Татьяна Ефременкова

Эксперт - Светлана Крапивенцева


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Общества взаимного страхования

Организации - организаторы торговли

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Жилищные накопительные кооперативы

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

налоговый аудит

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

расчет стоимости услуги налогового аудита

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

подготовка к налоговой проверке

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

бухгалтерское и налоговое консультирование

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование - оптимальное решение.

сопровождение налоговых проверок

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях - эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит — верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Кстати
Уплата транспортных взысканий часто оказывается излишней, поскольку некоторые виды транспорта вообще не облагаются налогами.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

Читайте также: