Как получить деньги из за границы без налогов

Обновлено: 30.06.2024

RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.

Помогая стартапам запускать свои продукты за рубежом, мы всегда сталкиваемся с большим количеством вопросов об оптимальном способе приема платежей. Для b2b-компаний есть четыре варианта: валютный счет российской компании в России, счет российской компании в иностранном банке, юридическое лицо в иностранной юрисдикции и партнерство. Все они стоят определенных денег и могут повлечь организационные и временные риски.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать много параметров: и специфику бизнеса, и количество клиентов, и кем они являются — физическими или юридическими лицами, и скорость выхода на рынок. Универсального варианта нет, но, понимая плюсы и минусы каждого, можно принять взвешенное решение.

Валютный счет

Оптимальный стартовый вариант, который часто упускается предпринимателями, рвущимися сразу же открывать компанию в иностранной юрисдикции. Но именно валютный счет подходит для этапа тестирования гипотез и обкатывания продукта на новом рынке, пока у вас еще немного клиентов и не очень большие объемы.

Главное преимущество — простота. Российские банки сейчас максимально открыты, сами оперативно заполняют все документы, их нужно только подписывать. Платежи приходят за один-два дня. Стандартный процесс приема денег такой: средства поступают на транзитный счет банка, вы загружаете в клиент-банк скан договора на русском языке, инвойс и акт, если платеж к нему привязан, и подписываете справку о поступлении валютной выручки, которую сформировал банк.

После этого деньги поступают на счет, и ими можно распоряжаться. Если у вас большие объемы: для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей — придется зарегистрировать контракт, но в этом процессе тоже нет ничего сложного. Пока у компании 10-20 контрагентов, их можно легко держать в периметре внимания. Но когда количество разрастается, требуются большие организационные усилия, чтобы не пропускать сроки предоставления документов в банк.

В случае нарушения сроков на вас могут наложить штраф. Для ИП и ООО это 1/15 ключевой ставки центрального банка от зачисленных средств. Нарушение сроков постановки контракта на банковский учет или несвоевременное предоставление СПД — штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц и от 5 тыс. до 50 тыс. рублей для юрлиц.

В общем, если дело дошло до штрафов, — это верный знак, что нужен другой способ приема платежей.

Кроме большого количества контрагентов противопоказанием для валютного счета могут быть непонятные банку операции — например, продажа криптовалюты. Также вы не сможете проводить операции через российский банк, если не заботитесь о подписании договоров и выставлении инвойсов либо если контрагент не готов работать с российской компанией.

Такие ситуации случаются, но крайне редко. В остальном это простой и удобный вариант для старта. А если поток клиентов начинает расти, можно в спокойном темпе подобрать другие способы.

Счет в зарубежном банке

С точки зрения закона о валютном регулировании российская компания может открыть счет в иностранном банке, но платежи и операции по нему серьезно ограничены 12 статьей в Законе о валютном регулировании и валютном контроле. Нарушение правил влечет существенные штрафы. Так что вариант не самый удобный, но может подойти как раз для тех редких случаев, когда у контрагентов есть предубеждения против работы с российскими компаниями.

Еще его иногда рассматривают компании, работающие с физическими лицами — например, оказывающие услуги или предоставляющие доступ к сайтам. Но в этом случае почти наверняка появляется большое количество клиентов и сложность с 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

Компания в иностранной юрисдикции

Как я уже говорила, этот вариант первым приходит в голову предпринимателям. Но есть ряд причин, по которым стоит максимально его оттянуть. Во-первых, Россия сейчас пересматривает больше 30 договоров, заключенных с другими странами, об избежании двойного налогообложения. Вы вполне можете попасть в ситуацию, когда платите налоги и там, и там.

Например, если деньги перемещаются по цепочке Россия — Кипр — Россия, налоговая может признать кипрскую компанию технической, то есть созданной только для снижения налоговой нагрузки. И тогда платежи будут облагаться так, будто деньги идут напрямую между российскими компаниями. Получится, что все затраты на создание Кипрской юрисдикции были бесполезными.

Вторая причина связана с финансовыми и организационными затратами. Содержание юрлица за рубежом выльется в намного большие деньги, чем в России, и вдобавок будет менее прозрачным. Связываться с налоговыми в другой стране и объяснять, что вы делаете законные вещи, — сложно, а зарубежные консультанты стоят дорого.

Без соблюдения этих требований вам не откроют счет в нужном банке — в результате вы получите компанию, которой неудобно пользоваться. Это очень частый кейс, с которым мы сталкиваемся в работе: предприниматель регистрирует за $500-1000 компанию в другой стране, а потом просто содержит ее, не имея там счета.

И, в-четвертых, вопреки распространенному заблуждению, не нужно открывать компанию за рубежом, чтобы гарантированно защитить интеллектуальную собственность. В России разработки адекватно защищаются, когда права оформлены корректно.

В общем, регистрация компании за рубежом — это, как минимум, не самый простой и очевидный вариант, особенно для делающих первые шаги стартапов. Но, если вам он подходит, нужно не прогадать с выбором юрисдикции. Какие критерии важны?

  1. Понятный, быстрый оптимальный по стоимости процесс регистрации компании.
  2. Наличие между выбранной страной и Россией договора об избежании двойного налогообложения.
  3. Возможность предварительного согласования вашего проекта с выбранным банком, чтобы понять, нет ли каких-то ограничений.
  4. Возможность прозрачно переводить заработанные средства либо в российскую компанию, либо предпринимателю как физлицу в качестве дивидендов. Эта связка крайне важна, чтобы понимать, будут ли претензии со стороны российской налоговой. В любом случае вы должны отчитаться российской налоговой, что являетесь учредителями российской компании, иначе будут штрафы. И если компания распределяет дивиденды, российская налоговая вполне может иметь виды на ее прибыль тоже.
  5. Цена регистрации и содержания компании. Зарегистрировать компанию в другой стране можно довольно дешево — за €500-1000. Однако если в России вы после регистрации платите только налоги, то в других юрисдикциях могут быть еще ежегодные выплаты за содержание компании (гербовые, лицензионные сборы и т.д.) — в среднем стоимость содержания со второго года стартует от €1 тыс. Эта сумма зависит от того, есть ли независимые директора, которым нужно платить (например, на Кипре они обойдутся дешевле, чем в Нидерландах), кто и как осуществляет ведение бухучета, а также от размера пошлин при регистрации в разных странах.

Партнерство

Один из наших клиентов открыл компанию в Германии, а потом нашел там партнера, и оказалось, что принимать платежи через него удобнее, плюс партнер берет на себя часть функционала по поддержке клиентов. Это действительно рабочий вариант: в выбранной зарубежной юрисдикции найти компанию, которая будет принимать и перечислять вам деньги, а также, возможно, сопровождать клиентов и оказывать им поддержку.

Конечно, тут встает вопрос о прозрачности и корректности оформления отношений между двумя сторонами, но это все еще проще, чем содержание структуры в иностранной юрисдикции.

Повторюсь: нет универсального варианта для всех компаний — все четыре разобранных способа имеют право на жизнь. Главное — делать обоснованный выбор, принимая во внимание имеющие для вас значение факторы, на берегу просчитывать риски и затраты и следить за соблюдением правил.

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Я работаю в ИТ, у меня есть пара непостоянных заказчиков из-за рубежа — из Израиля и США.

Иногда я получаю деньги за помощь в работе на свой счет Payoneer, а оттуда — на привязанный счет в Сбере. Но недавно Payoneer стал плохо работать в странах, откуда мне присылают оплату. Поэтому резко встал вопрос о том, как теперь заказчикам отправлять мне деньги.

Я изучил некоторые возможности, но хотел бы узнать у читателей, как получить платеж максимально быстро и корректно.

Варианты, которые показались мне подходящими:

  • Сбер — платеж по реквизитам из-за рубежа, но пока непонятно, какая комиссия;
  • Paysend — платеж не проводил, но процесс перевода выглядит просто.

Варианты, которые отпали:

  • Payoneer — стал плохо работать;
  • Paypal — невероятные комиссии и блокировка счетов без причины;
  • SWIFT — нужно идти в банк, предоставлять договоры и так далее. При нечастой работе и оплате заключать договоры с зарубежными заказчиками — не самое простое дело.

Бонус-вопросы:

  1. С каких сумм банкам важно поставить галочку напротив банковского счета клиента? У меня суммы разные, в этот раз будет около 100 000 Р .
  2. Можно ли не платить налог с платежей, если это нечастые операции? Вообще, я ИП, но меня очень тяготит заключение договора, так как нужно вручную вносить эти платежи в годовую отчетность.
  3. Какую систему стоит использовать — не для сокрытия доходов, а для быстрого и комфортного получения средств, желательно с не очень большой комиссией?
  4. Если вы живете в России и получаете средства из-за рубежа, расскажите, чем для этого пользуетесь?

Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу




"От каких сумм банкам вообще важно поставить галочку напротив банковского счета клиента, у меня суммы разные, в этот раз будет сумма около 100 000 рублей." - Росфинмониторинг отслеживает транзакции от 50 тысяч рублей. Реально, сами банки контролируют переводы из-за рубежа по своим внутренним регламентам и на гораздо меньшие суммы. Вообще, появление любых денег на счету нужно всегда уметь объяснить

"Если это нечастые операции, можно ли с них не платить налог?" - если очень хочется острых ощущений, то можно. Однажды просто проведут проверку в Базах Данных банков, финмониторинга, валютного контроля - и спросят, откуда взялись деньги, чем они являются. США и Израиль обмениваются с Россией информацией. Не дай Бог выяснится, что контрагент по своим документам это всё проводил как платежи за договор с таким-то клиентом.

Если же на той стороне платит фактически частник, то лучше всего его просить указывать в платеже назначение "благотворительность; донат; безвозмездная помощь". Для эпизодических платежей раз в пятилетку прокатит, но если это будет относительно часто, системно, от одних и тех же людей, то возникнет резонный вопрос у наших спецслужб о том, что это за переводы такие. Может вы иноагент?

"Вообще я — ИП, но меня очень сильно тяготит заключение договора, вручную отражение в годовой отчетности данных платежей." - это сделать не очень сложно. Составляется договор на двух языках. Подписывается обеими сторонами. Присылаете друг другу по почте, но можно и факсимиле. Да, морочиться придётся

А вообще, зачем ИП? Самозанятость. Самозанятые спокойно могут принимать деньги от иностранцев. С уплатой налога в 4 или 6%, в зависимости от того, что из себя представляет контрагент (физлицо или юрлицо). Вопрос, как перевести деньги в таком случае. Решаемый вопрос - либо SWIFT (там можно нарисовать договор и прочие бумаги), либо платежные системы. Ещё вариант, открыть счёт заграницей, правильно его задекларировать перед нашими налоговыми и прочими контрольными органами. Никто не запрещает принимать самозанятому деньги на иностранный счёт. А оттуда пересылать через SWIFT с одного личного счёта на другой. Сейчас границы приоткрыты. Другое дело, что из-за санкций проводят долгие процедуры по комплаенс. Ну, что делать.


Igoriok, спасибо за ответ.

По поводу банков и финмониторинга все понятно, но тут неоднократно люди писали о том, что в принципе не особо что-то где-то платят или показывают, что им платят. Я в свою очередь могу объяснить любые средства, но наверное не про все смогу объяснить, почему не заплатил вовремя налог (хаха).

Честно признаюсь, года 2 я отлично получал деньги на Payoneer, оттуда выводил на сбер, ну, раз в месяц, платежи не особо одинаковые, бывало 30к, бывало 90к)

Вопрос не в том, чтобы уклониться от уплаты, разумеется. Если бы эта штучка удерживалась с приходящей суммы автоматически, я был бы асболютно не против. Сложно заключить с каждым новым заказчиком новый договор, сложно получить платеж, когда ты уехал в другую страну на пол года и тд. В общем, хочется какой-то более менее удобный способ получать деньги.

Осложняется еще и тем, что на той стороне человек готов платить, но ему тоже не хочется морочиться с договорами и прочими формальностями, работаем по фрилансу, по сути. Это конечно не оправдание)

Про самозанятость и ИП я немного теряюсь. ИП я уже почти 10 лет, зарабатываю как раз в работе с конкретным иностранным заказчиком, там договор (тот что до 50к долларов суммарно). Насколько знаю, самозанятым стать сейчас уже не получится.

Действительно, похоже нужно смотреть в сторону инстранных банков, что-то такое.

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

Россияне, хранящие сбережения за рубежом, еще полгода могут спать спокойно: правительство перенесло для них крайний срок подачи отчетов о движении средств на заграничных счетах и вкладах с 1 июня на 1 декабря. Соответствующее постановление опубликовано на интернет-портале правовой информации. В условиях пандемии гражданам будет непросто получить необходимые для отчета информацию и документы по счету или вкладу в иностранном банке, решило правительство. Перенос срока подачи отчета – не единственное новшество для владельцев зарубежных счетов. В 2020 г. вступили в силу изменения в валютное законодательство, которые облегчат жизнь части граждан, а другим, наоборот, усложнят.

Кто должен подавать отчет

По общему правилу отчет о движении средств на зарубежных счетах или вкладах в Федеральную налоговую службу (ФНС) должны подавать все граждане России, признанные валютными резидентами, а также те, кто постоянно живет в России на основании вида на жительство.

Срок подачи отчетов о зарубежных счетах россиян перенесут на полгода

К ним закон относит, во-первых, страны Евразийского экономического союза: (ЕАЭС): Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. А во-вторых, страны, автоматически обменивающиеся с Россией финансовой информацией. Перечень таких государств ФНС ежегодно согласует в Минюсте. Сейчас там 77 государств и 12 территорий, включая популярные у россиян.

За позднее предоставление отчета, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), физлицам грозит штраф в размере 300–3000 руб. в зависимости от дней просрочки, а за неполные или недостоверные сведения в нем – 2000–3000 руб. При повторном нарушении штраф – 10 000–20 000 руб.

Если отчет вообще не подавался, штраф будет гораздо выше. ФНС в письме от 16 июня 2017 г. разъяснила, что может квалифицировать все действия по такому счету как незаконные валютные операции, напоминает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Тогда по КоАП штраф составит от 3/4 до полной суммы операции.

Инвесторам пока не беспокоиться

Налог на процентный доход по вкладам введут с 2021 года

Точного определения или перечня их в новой редакции закона о валютном регулировании нет. ФНС рекомендует пользоваться определением ст. 142.1 Налогового кодекса. Таким образом, в него попадают страховые компании, брокеры, депозитарии, управляющие компании, форекс-дилеры, клиринговые организации и центральные контрагенты, негосударственные пенсионные и акционерные инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, а также различные кооперативы (потребительские, жилищно-накопительные и сельскохозяйственные), операторы электронных кошельков, а также организации без образования юридического лица, которые инвестируют средства клиента или совершают от его имени и за его счет иные сделки. Правда, список этот не окончательный и может обновляться.

Хранить по правилам

В 2020 г., как и прежде, основные ограничения на операции сохраняются в отношении тех, кто хранит средства на счетах и вкладах в иностранных банках. Тем, кто несмотря на пандемию продолжает совершать по ним операции, стоит помнить обо всех изменениях валютного законодательства, вступивших в силу в этом году и относящихся к отчетному периоду 2020 г.

С 1 января 2020 г. вступили в силу послабления владельцам счетов в иностранных банках, расположенных в прозрачных юрисдикциях. Теперь на них можно зачислять без ограничений средства, полученные от нерезидентов. Ранее перечень был ограничен, например, доходами от продажи и сдачи в аренду недвижимости, доходами от продажи ценных бумаг, прошедших листинг на организованной бирже, процентным и купонным доходом, доходом от передачи средств в деньгах или ценных бумагах в доверительное управление.

На счета всех резидентов, независимо от юрисдикции, теперь могут быть зачислены доходы от реализации драгоценных металлов, но только если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

Владельцам счетов также следует обратить внимание на перечень прозрачных юрисдикций – он изменился. В него впервые попали Израиль, Панама, Доминика и Гана, а выбыли Великобритания, остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва.

Читайте также: