Как обжаловать решение налоговой об отказе в субсидии

Обновлено: 28.06.2024

Не согласны с привлечением к налоговой ответственности – подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган. С 17 марта можно будет попросить приостановить ее рассмотрение, если нужно представить дополнительные документы. При этом расширится перечень случаев, когда жалобу оставят без рассмотрения

Что делать в случае несогласия с актом налоговой проверки?

После проведения проверки налогоплательщик получает акт, на основе которого затем налоговый орган вынесет решение. Только после подготовки такого решения налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.

Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа

Возражения на акт налоговой проверки можно подать в течение месяца начиная с момента получения акта. Причем реальной считается дата, когда налогоплательщик подписал документ. Поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена дата его вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если документы направляются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок. К возражениям нужно приложить копии подтверждающих документов. В перечне приложений лучше указать каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику должны сообщить, где и когда будут рассматриваться возражения. Он может присутствовать при их рассмотрении, дать пояснения и представить подтверждающие документы инспектору.

После рассмотрения возражений может быть принято решение об отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности, о привлечении его к ответственности или проведении дополнительного контроля.

Если налоговый орган не отклонил претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, его решение можно обжаловать.

Куда жаловаться на решение налогового органа?

Предприниматель может обжаловать решение налогового органа, если считает, что оно нарушает его права (ст. 137 НК РФ). Порядок его обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде предусмотрен ст. 138 НК РФ.

Но имейте в виду: сразу обратиться в суд будет нельзя. Документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, прежде нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе; а документы, подписанные другими сотрудниками, инспектором или начальником отдела, – в том же налоговом органе, что вынес налоговый акт. И только в случае отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Как обжаловать решение инспекции?

Если решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Она направляется в тот же налоговый орган, который вынес решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней. Пока жалоба рассматривается, начисленные платежи не взыскиваются.

При этом нельзя обжаловать в апелляционном порядке решения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие решения обжалуются только в судебном порядке.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента его вынесения. Жалоба подается через тот орган, решение которого обжалуется.

Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. Для этого следует подать ходатайство в налоговый орган. Только нужно учитывать, что налоговый орган сам решит, принимать ли во внимание ваши уважительные причины.

Подать жалобу можно в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем налогоплательщика. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить доверенность. Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель).

Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, определены в ст. 139.2 НК РФ. В ней должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением инспекции, и изложено ваше требование – о полной или частичной отмене решения, его изменении или проведении дополнительной проверки. Допустимо указание в жалобе обстоятельств, которые могут смягчить или исключить налоговую ответственность. Также в жалобе могут быть прописаны дополнительные сведения, необходимые для ее своевременного рассмотрения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

На принятие решения по жалобе дается месяц. Этот срок может быть продлен на 15 дней, если так решит руководитель налогового органа или его заместитель. О принятом решении вам сообщат в течение 3 рабочих дней. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Почему налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения?

В ст. 139 НК РФ установлены основания для оставления жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков без рассмотрения: если жалоба по тем же основаниям подана ранее, если после ее рассмотрения спор о том же предмете и по тем же основаниям разрешен в порядке взаимосогласительной процедуры. Поясним: взаимосогласительная процедура представляет собой рассмотрение доводов налогоплательщика и налогового органа специалистами вышестоящего налогового органа, которые впоследствии принимают решение о том, чья позиция соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Расширен перечень случаев, когда вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика полностью или в части:

  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
  • жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая ее, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физлица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

17 марта вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются режима хранения банками сведений, составляющих банковскую тайну

Кроме того, поправками установлено, что рассмотрение жалобы, в том числе апелляционной, может быть приостановлено в случае подачи ходатайства об этом лицом, подавшим жалобу, в целях предоставления дополнительных документов или информации (приостановление допускается не более чем на 6 месяцев). Также вышестоящий налоговый орган может приостановить рассмотрение жалобы – до разрешения дела судом или до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.

Еще одно нововведение – рассматривать жалобы (апелляционные жалобы) теперь смогут с использованием видео-конференц-связи в порядке, который утвердит ФНС.

Перечисленные новшества станут применяться к жалобам, которые будут подаваться после 17 марта 2021 г.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа или если он не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно обратиться в суд.

Как обжаловать решение инспекции в суде?

Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
  • наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.

К иску нужно приложить:

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые вы ссылаетесь;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
  • доверенность представителя;
  • подтверждение уплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.

Всероссийская перепись населения 2021

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ГКУ "ГЦЖС" и его должностных лиц и работников

2. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
- Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
2.1. Требования от заявителя:
- документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
- обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
- внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
2.4. Отказа заявителю:
- в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
- в предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
- в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
2.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб) в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
4.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
4.2. Через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (данный пункт подлежит включению в административный регламент предоставления государственной услуги в случаях, если государственная услуга предоставляется в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг).
4.3. Почтовым отправлением.
4.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

7. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

8. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
8.1. Отказа в приеме документов.
8.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
8.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

9. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

10. Решение должно содержать:
10.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
10.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
10.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.
10.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
10.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
10.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
10.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
10.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
10.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
10.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
10.11. Порядок обжалования решения.
10.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

11. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

12. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
12.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
12.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
12.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
12.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
12.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

13. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
13.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
13.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
13.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
13.4. Наличия:
- вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
- решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

14. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
14.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
14.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
14.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
14.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
14.5 Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

15. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

16. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

17. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

18. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, осуществляется путем:
18.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
18.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

  • Несогласие с суммой начисленного налога.
  • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  • Непринятие возражений на проверочный акт.

Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

  • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
  • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
  • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
  • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
  • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

  • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
  • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
  • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
  • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
  • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

  • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
  • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
  • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

  • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
  • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

  • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
  • Решение ИФНС отменено частично.
  • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

ВНИМАНИЕ: Наш адвокат по коммунальным вопросам в Екатеринбурге поможет Вам разобраться, как добиться субсидии на оплату услуг ЖКХ. Профессионально и в срок. Звоните прямо сейчас!

Порядок предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ

Субсидии на оплату услуг ЖКХ предоставляются в случае если у гражданина с учетом членов его семьи расходы на оплату жилья, коммунальных услуг превышают долю расходов на оплату этих услуг. Если доход ниже прожиточного минимума, то процент расходов уменьшается с применением поправочного коэффициента.

Субсидия предоставляется сроком на полгода.

  1. Для получения субсидии, гражданин должен подать заявление в орган исполнительной власти своего города. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.
  2. Государственный орган после проверки представленных документов, проводит расчет размера субсидии или проводит перерасчет. В течение десяти дней, после подачи документов, уполномоченный орган направляет решение о предоставлении решения или отказ в ее предоставлении.
  3. Уполномоченный орган проводит выплаты на расчетные счета граждан открытые в банках или в случае наступления определенных обстоятельств осуществляет выплаты посредством кассового обслуживания или с помощью организаций средств связи.

ВАЖНО: в случае изменения состава семьи или смена жительства, гражданин обязан в течение одного месяца предоставить в орган такие сведения. В случае непредоставления указанных сведений, субсидии могут быть засчитаны в счет будущих выплат социальных выплат.

Если будет установлено, что гражданин утратил право на получение таких субсидий, он должен вернуть неосновательно полученное обратно в бюджет.

Размер субсидии на оплату коммунальных услуг

Субсидии на оплату услуг ЖКХ

Размер субсидий определяется в порядке утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761. (Правила) Расчет субсидий производится ежемесячно.

Расчет размера субсидий производится на основании формулы и зависит от следующих факторов:

  • региона проживания гражданина
  • количества членов семьи
  • доходов семьи
  • расходов на оплату услуг ЖКХ
  • площади жилого помещения

Расчет производится исходя из устанавливаемых Правительством конкретного региона регионального стандарта на стоимость услуг ЖКХ, площади жилья, а также исходя из предельно возможного процента расходов гражданина на оплату услуг ЖКХ.

Региональным органом власти может быть принято решение о проведении расчета субсидий исходя не из региональных стандартов определения жилой площади, а руководствуясь фактической площадью жилья. Указанное правило применяется только для определенных групп населения конкретного региона.

Органом местного самоуправления могут быть предусмотрены и применены местные стандарты для определения размера социальной выплаты. Указанные события наступают в случае если применение местных стандартов в отличие от региональных при тех же условиях поставят в улучшенное положение получателей социальной выплаты и членов его семьи.

Документы на субсидию ЖКХ

Граждане, претендующие на получение соответствующей социальной выплаты направляют в уполномоченный орган заявление о предоставлении субсидии, указывают лиц совместно с которыми проживает (членов своей семьи) и степень родства, а также прикладывает следующие документы:

  • Правоустанавливающий документ на жилье
  • Сведения подтверждающие оплату услуг ЖКХ за месяц предшествующий дату подачи заявления, документ подтверждающий отсутствие задолженности за коммунальные услуги и оплату жилья
  • Документы, подтверждающие право гражданина и членов его семьи на представление льгот, иных мер социальной поддержки при оплате коммунальных услуг
  • Документы, подтверждающие доход получателя субсидии, а также членов его семьи совместно с ним проживающих

В свою очередь, уполномоченный орган посредством электронного документооборота запрашивают сведения в отношении граждан и членов их семей о праве на жилье, о наличии родства и права проживания указанных лиц в заявлении и др.

В случае возникновения разногласий гражданин не лишен право предоставления иных документов подтверждающих спорные обстоятельства (например копию решения суда о признании лица членом своей семьи).

Государственный орган в случае наличия информационно-телекоммуникационной возможности получения необходимых документов, могут освободить от такой обязанности гражданина.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео о взыскании долгов с граждан, совместно с Вами проживающих, данный способ даст Вам пополнение в домашний бюджет не хуже получения жилищной субсидии

Оспаривание уведомления о перерасчете суммы субсидии

Гражданин, в случае изменения места жительства, изменения состава своей семьи, если изменилось основание проживания в жилом помещении, должен в течение 1 месяца с момента наступления таких событий предоставить в государственный орган сведения о таких изменениях. Описанные события служат основанием для проведения уполномоченным органом перерасчета размера социальной выплаты.

Перерасчет размера социальной выплаты может быть инициирован самостоятельно органом, в случае предоставления указанных сведений от иных органов государственной власти.

Правилами предоставления субсидий установлено, что те или иные действия или бездействие сотрудников государственного органа в случае наличия неточностей, ошибок при осуществлении расчета или перерасчета размере социальной выплаты на оплату услуг ЖКХ может быть обжаловано в суд.

Перед подачей соответствующего административного искового заявления, все-таки необходимо прибегнуть к установленным законодательством средствам обжалования в досудебном порядке. Так, можно обратиться с жалобой непосредственно в сам уполномоченный орган, указав на допущенные ошибки. Также законодатель не ограничил нас в обжаловать действия гос. органов путем подачи жалобы в вышестоящую инстанцию, например непосредственно Главе МО или в Правительство соответствующего региона, Роспотребнадзор, а также в надзорный орган – Прокуратуру.

ПОЛЕЗНО: еще способы снижения коммунальных платежей читайте по ссылке, а также смотрите видео по теме с советами нашего адвоката по ЖКХ

Обжалование отказа в предоставлении субсидии ЖКХ

При подаче заявления в уполномоченный орган, решение не всегда принимается в пользу нуждающегося. Государственный орган может отказать в предоставлении социальной выплаты на оплату коммунальных услуг или жилого помещения.

В данном случае, в первую очередь необходимо получить ответ от государственного органа, чтобы понять на основании чего ими был предоставлен отказ в выплате.

Как правило, отказ в предоставлении выплаты выдается лицам, чей суммарный среднемесячный доход членов семьи является выше расходов на оплату коммунальных услуг и оплату жилья. Но безусловно возможны случаи счетной ошибки, ошибки при определении размера выплаты. Поэтому реализовывать право установленное настоящими Правила и в первую очередь идти в суд с исковым заявлении об оспаривании действий уполномоченного органа не нужно. В большинстве случае разрешение спорных ситуаций могут быть урегулированы в досудебном порядке.

Поэтому перед тем, как обращаться в суд, конечно в зависимости от сложившейся ситуации необходимо обратиться в сам орган с письмом, в котором мотивированного изложить обстоятельства дела, приложить документы, подтверждающие вашу позицию и ожидать соответствующего ответа.

В случае неудовлетворительного ответа, стоит обратиться в вышестоящий орган с жалобой на действия уполномоченного органа (Главе территориального отдела, Главе МО, Правительство региона) или с жалобой в надзорные органы (Роспотребнадзор, Прокуратура) и в случае если ваши действия не увенчались успехом, последний орган власти, полномочный защитить ваши законные права и интересы – орган судебной власти.

НА ЗАМЕТКУ: читайте также про перерасчет коммунальных трат, как способ уменьшения платежа в управляющую компанию

Адвокат по субсидиям ЖКХ в Екатеринбурге

К сожалению, никто не застрахован от противоправных действий органов власти. Поэтому мы готовы оказать профессиональную помощь в разрешении правовых вопросов по предоставлению субсидий на оплату услуг ЖКХ.

  • мы готовы проконсультировать Вас по вопросу наличия права на предоставления социальной выплаты на оплату коммунальных услуг. Вопросу расчета причитающейся Вам субсидии, правомерности действий сотрудников в случае предоставления отказа или перерасчета не в вашу пользу размера субсидии
  • подготовим претензии или жалобы в вышестоящий орган в случае нарушения прав на получение социальной выплаты
  • поможем в случае суда. По требованию о взыскании начисленных социальных выплат, специалиста нашего Бюро также могут подготовить для Вас обоснованное возражение на иск

Если Вам произвели недоначисление размера субсидии или предоставили отказ в получении Вами выплаты, требуют оплаты при подаче заявления, предоставляют устный отказ — звоните нам прямо сейчас.

Отзыв нашем жилищном адвокате


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Дополнительная информация по теме:

Порядок отключения коммунальных услуг за неуплату

Наш адвокат по жилищным вопросам разъяснит порядок отключения коммунальных услуг за неуплату, ответственность управляющих компаний за нарушение прав потребителя, иной вопрос ЖКХ: профессионально и в срок.

Рассрочка коммунальных платежей: как договориться с ЖКХ по долгу

Наш адвокат по жилищным спорам поможет Вам добиться рассрочки коммунальных платежей: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Как снизить коммунальные платежи, долги ЖКХ: помощь адвоката

Наш адвокат по жилищным спорам поможет вам снизить коммунальные услуги и решить спор с коммунальщиками: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Как отменить или снизить пени по коммунальным платежам в суде?

Наш адвокат в сфере ЖКХ разъяснит порядок снижения или отмены пени по коммунальным услугам в судебном порядке, а также ответит на иные вопросы граждан и организаций. Читайте подробнее на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" г. Екатеринбург прямо сейчас

Жалоба в жилищную инспекцию: как составить, помощь адвоката

Наш адвокат по жилищным спорам поможет составить жалобу в жилищную инспекцию: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Суды с фондом капитального ремонта: помощь адвоката

Адвокат по жилищным вопросам нашего адвокатского бюро поможет выиграть суд с фондом капитального ремонта: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Как не платить за мусор? Помощь и советы адвоката

Наш адвокат по коммунальным платежам разъяснит законные способы, как не платить за мусор или снизить размер квитанции: профессионально, выгодно и сейчас. Звоните уже сегодня!


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Субсидии на оплату услуг ЖКХ
Субсидии на оплату услуг ЖКХ
Субсидии на оплату услуг ЖКХ

Правила получения в 2021 году господдержки в виде субсидий субъектам МСП, а также социально ориентированным НКО, у которых были убытки из-за коронавируса, определены Постановлением Правительства от 07.09.2021 г. № 1513.

Изначально субсидии устанавливались субъектам МСП, деятельность которых приостановилась из-за ввода временных ограничений. Величина субсидии составляла 0,5 МРОТ на каждого работника, если срок ввода ограничений в субъекте РФ был ограничен двумя неделями. Если срок ограничений был больше, то величина гранта увеличивалась пропорционально периоду приостановки деятельности компаний и ИП вплоть до полного МРОТ на работника.

С 1 сентября 2021 года вступила в действие новая программа по выдаче на безвозмездной основе денежных грантов малому предпринимательству, которое пострадало от ввода коронавирусных ограничений. Такие гранты предоставляются субъектам для выплаты зарплат работникам и в целях компенсации убытков из-за нерабочих дней согласно Указу Президента от 20.10.2021 г. № 595. Получить гранты могут субъекты МСП, работающие в сферах спорта, гостиничного бизнеса, общепита, допобразования, бытовых услуг, культуры, организации досуга и отдыха.

Гранты предоставляются в заявительном порядке в размере полного МРОТ на каждого работника, включая и самого ИП. Заявление передается на сайте ФНС до 15 декабря 2021 года. Для получения гранта субъекты должны удовлетворять критериям, регламентированным Постановлением Правительства от 07.09.2021 г. № 1513.

Обновите 1С:ЗУП до последней версии!

  • Настроим 1С:ЗУП под изменения законодательства;
  • Настроим электронный кадровый документооборот с сотрудниками;
  • Настроим интеграцию 1С:ЗУП с Корпоративным порталом или создадим его;
  • Подключим 1С:Кабинет сотрудника и обучим работе в нем.

Кому откажут в субсидии

Субъекты не смогут получить субсидию, которая выделяется на компенсацию убытков из-за ввода нерабочих дней в октябре-ноябре, если они нарушат хотя бы одно из таких условий:

  • обязательное вхождение в реестре МСП по состоянию на 10 июля 2021 года;
  • на дату отправки заявления субъект не был в процессе ликвидации или банкротства, по нему не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • по состоянию на 1 июля 2021 года у компании нет неисполненных обязательств по уплате налогов и страхвзносов более 3 000 руб.;
  • отрасль, в которой ведется деятельность по основному коду ОКВЭД, отнесена по состоянию на 10 июля 2021 года к отраслям, требующим поддержки из-за ухудшения ситуации в связи с коронавирусом. Перечень этих отраслей содержится в приложении № 5 к Постановлению Правительства от 07.09.2021 г. № 1513.

Какие могут быть формальные основания отказа в субсидии

Но на момент подачи заявления на субсидию заявитель сам добился признания этой задолженности как безнадежной, а обязанность по ее погашению — прекращенной. Однако он все же не смог получить господдержку, т.к. по условиям ее предоставления у заявителя не должно быть долгов по налогам по состоянию на 1 марта 2020 года. К этому моменту задолженность хотя и была просроченной, но все же не списанной по решению ИФНС.

Верховный суд в своем Определении от 30.09.2021 г. № 309-ЭС21-17108 указал, что в такой ситуации налоговики обоснованно отказали в предоставлении субсидии, поскольку формально условие об отсутствии задолженности по налогам не выполнено. Также суд подчеркнул, что ИФНС не должна сама инициировать процедуру признания задолженности безнадежной. Данным вопросом должен заниматься сам получатель субсидии.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел другое дело и вынес Определение от 28.09.2021 г. № А56-33660/2021. В нем рассматривалось дело об отказе в субсидии в связи с несоответствием основного вида деятельности коду, который указан в перечне пострадавших от коронавируса отраслей экономики.

В связи с этим компания подала заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части основного вида деятельности. Корректировки были внесены 5 марта 2020 года, но это не помогло получить господдержку, т.к. изменения должны быть внесены на 5 дней раньше — до 1 марта. В этой ситуации суд также посчитал, что формального основания достаточно для отказа в субсидии, даже несмотря на то, что компания фактически уже несколько лет осуществляет только один вид деятельности, который признан пострадавшим от коронавируса.

Читайте также: