Как кассовая реформа увеличит налоговую нагрузку на бизнес

Обновлено: 16.05.2024

Президент подписал законы, повышающие налоговую нагрузку на бизнес. Изменения коснутся практически всех.

Повышены три налога: на самых крупных и на самых малых

Плюс три

Владимир Путин окончательно утвердил повышение налогов и сборов для крупного и малого бизнеса. Изменения затронули: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), формулу налога на добавленный доход нефтяных компаний, а также — взносы индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).

Так, для производителей удобрений и для металлургов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличивается в 3,5 раза. Рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ будет применяться при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.

Это, по оценке Минфина, принесет бюджету 56 млрд рублей уже в 2021 году. Еще 218 млрд рублей принесет властям изменение формулы налога на добавленный доход для нефтяных компаний.

Кроме того, у них отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти, а также — для нефти с истощенных месторождений (выработка ресурсов более 80%).

И, пожалуй, самое неприятное с точки зрения обычных предпринимателей – повышение тарифов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) для индивидуальных предпринимателей. Хотя изменения будут введены только в 2022 и 2023 годы, радовать ИП они не могут.

СПРАВКА. Сейчас размер страховых взносов на ОПС определяется доходами ИП: если доход не превышает 300 тысяч рублей за расчетный период, то плательщик уплачивает страховой взнос только в фиксированном размере (в 2020 году 32448 рублей). Если доход превышает 300 тысяч рублей, то фиксированному размеру добавляется 1% от суммы дохода свыше 300 тысяч рублей.

В 2021 году фиксированный размер взносов не изменится. В 2022 году он вырастет с 32448 до 34445 руб., а в 2023 году — до 36723 рублей.

Размер взносов на ОМС для ИП также начнет повышаться с 2022 года: с текущих 8246 рублей до 8766 рублей. В 2023 он вырастет до 9119 рублей.

У предпринимателей уже возникли проблемы с уплатой действующих налогов: 26% заявляют о невозможность платить заработную плату и налоги с ФОТ, многие не могут заплатить налог на имущество.

И надо отметить, что как показал представленный бизнес-омбудсменом мониторинг, именно снижение налоговой нагрузки предприниматели считают самой необходимой мерой поддержки от государства — об этом в ходе опроса говорили 70% его участников. Так что ее повышение — это просто удар под дых.

Резоны для повышения

Ранее сами власти страны выступали с инициативами по ограничению роста налогов на бизнес. Таковы объявленный еще премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте 2019 года мораторий на изменение налогов на ближайшие шесть лет, президентские инициативы, в том числе прозвучавшие в рамках ПМЭФ, законодательные инициативы Госдумы о недопустимости введения новых налогов для МСП.

Причиной того, что власти все же пошли на такие меры, является поиск дополнительных источников финансирования бюджета на 2021-2023 годы, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Кстати, добавляет он, в рамках этой же линии с 1 января 2021 года будет повышен НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 5 млн рублей.

Это реализовано, в том числе, за счет снижения налогов для IT-отрасли (c 14% до 7,6%), а также понижения налога на прибыль (с 20 до 3%). Все эти меры приведут к структурным изменениям в экономике, уверен аналитик.

Малому бизнесу придется труднее

Но вообще, повышение трёх налогов на фоне сегодняшней эпидемиологической ситуации выглядит неоднозначно, отмечает, в свою очередь, управляющий партнёр бюро United Partners Андрей Андреев. Во-первых, объясняет он, если говорить об ИП, то увеличение выплат станет сильным обременением. Сфера МСП понесла очень серьёзные потери весной, во время самоизоляции, и восстановиться к 2022 году успеет едва ли. Даже если полагаться на недавно утверждённый план по восстановлению экономики, перспектива достаточно спорная. Да, субъектам малого бизнеса сейчас оказывается помощь, но в конце 2021 года все льготы действовать перестанут.

Если же удастся избежать ещё большего спада или хотя бы его минимизировать, с точки зрения предпринимателей, увеличение выплат в казну с 2022 года всё равно выглядит неприятно, говорит Андрей Андреев. Безусловно, пополнение государственного бюджета необходимо и играет важную роль в выходе из кризиса, вызванного пандемией, но сроки введения новых требований видятся поспешными. Даже если к концу следующего года компании восстановятся до показателей 2019 года, у них будет всего лишь около года до отчётного периода, чтобы нарастить ещё большие мощности, а этого может быть недостаточно.

Социальные обязательства, рост военных трат требуют от государства увеличения доходной части бюджета любой ценой. В связи с этим фискальная нагрузка на бизнес будет только расти, усилятся налоговый контроль и проверки, уверены эксперты. Одновременно вводятся формально неналоговые сборы и платежи, имеющие все признаки фискальных. Единственный законный способ выжить в данной ситуации — оптимизировать расходы бизнеса, уменьшая рентабельность. Часть компаний просто уйдет в теневой сектор экономики, полагают аналитики.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

Несмотря на действующий мораторий российского правительства на увеличение налоговой нагрузки для бизнеса вплоть до 2018 года, в реальности она постоянно растет. "Сейчас уровень налоговой нагрузки в экономике России выше, чем во времена кризиса 2009 года, — констатирует Михаил Скворцов, член совета директоров ПАО "Соль Руси". — На это влияет, в частности, существование "параллельной налоговой системы", включающей различные формально неналоговые сборы и платежи. Их, по сути, можно относить к налогам, все признаки налицо: обязательность, принудительность, безвозвратность и безвозмездность. К таким платежам относятся, например, страховые взносы, плата с большегрузных автомобилей". По словам Михаила Скворцова, эксперты Торгово-промышленной палаты насчитали около 70 таких квазиналогов, введенных законами и приказами российских министерств. Объем неналоговой нагрузки на бизнес приближается к 1% ВВП — это свыше 700 млрд рублей.

Илья Мокрышев, управляющий партнер юридической компании Taxology, отмечает, что все проекты по увеличению налоговой нагрузки (налог на имущество и на землю с кадастровой стоимостью, торговый сбор, налогообложение контролируемых иностранных организаций, контроль за трансфертными ценами) были запущены еще в 2014-2015 годах и в настоящий момент уже поэтапно начали реализоваться. Одновременно правительство РФ планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

"Это не означает, что налоговая нагрузка не возрастает, но возрастает она косвенно, через увеличение контрольной функции — как через налоговые органы, так и через правоохранительные и судебные", — рассуждает господин Мокрышев.

Битому и небитому — везет

Увеличение бремени фискального контроля изначально ложится на крупнейших налогоплательщиков. Однако с учетом высокой монополизации экономики вся дополнительная нагрузка в конечном итоге перекладывается на малый и средний бизнес.

По замечанию Олега Филиппова, руководителя MBA и программ бизнес-образования Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, крупный бизнес платит налоги по общей системе налогообложения и в первую очередь подпадает под налоговые проверки и санкции. При этом крупному бизнесу сегодня легче получать заказы и государственное финансирование. "Малый и средней бизнес в России отданы сами себе, этот сегмент существует без финансовой поддержки со стороны государства в виде льготных кредитов. Но при этом он может использовать упрощенную систему налогообложения, работать как индивидуальный предприниматель, в том числе использовать патент, претендовать на прочие льготы по налогам и страховым взносам", — рассуждает господин Филиппов.

Алексей Головченко, глава комитета по оценке регулирующего воздействия законодательства "Деловой России" и управляющий партнер ГК "ЭНСО", напоминает, что в начале июня правительство РФ утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства. "Поставленная задача амбициозна — нарастить долю малого и среднего бизнеса в отечественной экономике до 50%, и настолько же абсурдна, потому что предполагает, что и 50% бюджета будут формироваться за счет малого и среднего бизнеса. Ни в одной здоровой экономике малый и средний бизнес не может, да и не должен выполнять функцию полноценной опоры государства в пополнении бюджета", — высказал свою точку зрения эксперт.

"Российское государство — плохой партнер для малого бизнеса, — соглашается Михаил Скворцов. — Несмотря на налоговые льготы, лишь 6% госзакупок проводится через малые предприятия (для сравнения, в США эта цифра составляет 22%), а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках (в Америке Министерство обороны — лидер госзаказа для малого бизнеса)". В России крайне неблагоприятная общая среда для развития малого предпринимательства. Коррупция, проблемы с регистрацией, с владельцами-нерезидентами, высочайшая налоговая нагрузка, слабая защита института частной собственности, низкий уровень образования, девальвированный статус предпринимателя приводят к тому, что только 3,4% малых предприятий переживают в России три года после старта, критичен эксперт.

Выжать любой ценой

Экономисты прогнозируют, что фискальная нагрузка на бизнес и дальше будет увеличиваться, так как в текущих экономических условиях государство рассматривает все варианты пополнения бюджета, в том числе и повышение налогов и сборов.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", уверен, что будут расти и местные налоги. "Речь не только о таких сборах, как на капремонт (юридически не относится к налогам, но фактически имеет признаки налога), но и об увеличении единого налога на временный доход (ЕНВД) для различных видов деятельности. Последнее стало фактическим продолжением реформы, направленной на повышение сборов с индивидуальных предпринимателей, которую пришлось свернуть из-за протестов и ухода в тень свыше 200 тыс. таких образований. Также местные власти увеличивают ставки аренды недвижимости и другие сборы (например, там, где ЕНВД не применяется), в результате нагрузка на бизнес растет", — пояснил Георгий Ващенко.

Одновременно возрастает объем отчетности, которые компании должны предоставить государству, констатирует Олег Филиппов. Например, с 2016 года все юридические лица стали сдавать в Пенсионный фонд ежемесячную отчетность СЗВ-М. А в налоговые органы — ежеквартальную форму 6-НДФЛ, а это для малого бизнеса обременительно, так как приводит к дополнительным расходам на персонал.

Михаил Скворцов предполагает дальнейшее увеличение фискальной нагрузки через изменение ставки НДС с 18 до 20%. "Возможно увеличение налоговой базы по социальным налогам на фонд оплаты труда. И есть неограниченные возможности по введению новых и изменению старых "параллельных" обязательных платежей, по сути, являющихся налогами", — прокомментировал эксперт.

Одним из самых значимых налоговых изменений, какое случится в 2017 году, по мнению руководителя службы бухгалтерской поддержки клиентов "Модульбанка" Дмитрия Гудовича, будет передача администрирования страховых взносов из рук Пенсионного фонда России в руки Федеральной налоговой службы. Только для осуществления одного этого действия будут внесены изменения в несколько десятков нормативных актов. "Можно однозначно сказать, что нововведение затронет коды бюджетной классификации (КБК), по которым осуществляется оплата взносов. Коснутся изменения и форм отчетности по страховым взносам, и сроков сдачи", — пояснил Дмитрий Гудович.

Андрей Коптелов, директор Центра экономических исследований университета "Синергия", уверен, что в будущем снижение и прямой налоговой нагрузки маловероятно. По его словам, недавно в Госдуму был внесен законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, где прописано серьезное увеличение налоговых платежей. Например, при доходе до 100 млн рублей НДФЛ составит 288,6 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей. А при доходе от 100 млн рублей и выше налог составит 29,57 млн рублей плюс 70% с суммы, превышающей 100 млн рублей.

Бизнес уходит молча

В текущей ситуации ограниченного внутреннего и внешнего спроса единственный путь выживания для компании — оптимизация затрат, вплоть до ухода в тень по отдельным операциям, приходят к выводу собеседники BG. Однако это путь тупиковый.

"Выход только один — увеличение внутреннего спроса при поддержке государства, расширение кредитования, изменение политики госзаказа, изменение отношения к бизнесу, облегчение условий его ведения. Именно стимулирование внутреннего спроса позволило Китаю стать второй экономикой мира", — приводит пример Михаил Скворцов.

Илья Мокрышев считает, что в ситуации роста налогов компании будут уходить в тень как в вопросах экономической активности, так и в вопросах решения спорных ситуаций с налоговыми органами. "С учетом того, что налогоплательщик не может найти защиты своих прав в судебных инстанциях, он будет пытаться "договариваться" с налоговыми органами не только во внесудебном порядке, но и во внеофициальном в первую очередь", — комментирует господин Мокрышев.

"На увеличение фискальной нагрузки бизнес реагирует уходом в теневой сектор, дроблением на более мелкие структуры и переходом в другие юрисдикции, — анализирует Андрей Коптелов. — Например, есть оценки, что в России примерно 20% экономики находится в тени, и эта цифра с увеличением фискальной нагрузки будет только расти. Еще одним вариантом реакции является выход акционеров из бизнеса, и уже сейчас можно заметить стремление некоторых из них полностью выйти из российских активов".

Мария Артемова, финансовый директор Berkshire Advisory Group, считает, что серьезной реакции от бизнес-сообщества на ужесточение налогового бремени ждать не стоит. "Мало кто пытается отстаивать свои права и в частном порядке. Все поправки, внесения изменений, увеличения тарифов, ставок будут приняты молча. Только существуют серьезные риски, что большой процент компаний уйдет в теневой сектор экономики, из которого так долго всех выводили", — печально заключает эксперт.

Цитата

Последние налоговые изменения

Действующие в данный момент:

— компании, обязанные уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет, должны сдавать отчетность только в электронном виде (согласно п. 5 ст. 174 НК РФ);

— увеличен срок сдачи декларации и уплаты налога НДС на пять дней, то есть до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

— с 9 до 13% повышена ставка налога на прибыль в отношении доходов российских организаций в виде дивидендов, полученных от российских и иностранных компаний (п. 2, п. 3 ст. 284 НК РФ);

— амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Ранее необходимо было амортизировать, то есть списывать частями на затраты в период срока службы по классификатору, имущество стоимостью от 40 тыс. рублей;

— увеличен лимит на среднеквартальную сумму доходов от реализации (определяется за предыдущие четыре квартала) с 10 до 15 млн рублей;

— увеличена предельная база по взносам в Пенсионный фонд России до 796 тыс. рублей и Фонд социального страхования до 718 тыс. рублей. Ранее выплаты равнялись соответственно 711 и 670 тыс. рублей. Дополнительная уплата в бюджет с одного человека, получающего такой доход, составит 11,592 тыс. рублей.

Вступающие в силу с 1 января 2017 года:

— передача отчетности и контроль за перечислением средств в бюджет по страховым взносам от ПФР и ФСС в Федеральную налоговую службу (ФНС). ФНС должна будет разработать новую единую форму отчета. Хотя ряд отчетностей, предоставляемых в ПФР и ФСС, останутся — это ежемесячные сведения о работниках и годовая персонифицированная отчетность в ПФР и ежеквартальная отчетность на травматизм в ФСС. Размер тарифов страховых взносов сохранится на том же уровне еще до конца 2018 года, и только с 2019 года планируется повышение на страховые взносы, перечисляемые в ПФР, со ставки 22 до 26%;

— очередное увеличение предельной базы по взносам в ПФР и ФСС;

— изменения форм налоговой отчетности, которые должны учесть все изменения, принятые в законодательстве;

— увеличение лимита выручки для возможности применения специального режима упрощенной системы налогообложения (УСН) до 120 млн рублей. Такой лимит продержится до 2021 года включительно;

— обязательное использование онлайн-касс при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (N 290-ФЗ от 14.06.2016).


Новая конфигурация налоговой системы России должна быть готова к концу этого года, но уже сейчас понятно, в каком направлении будет происходить трансформация. Налоговая нагрузка будет перераспределена с бизнеса на население за счет роста косвенных налогов и снижения страховых взносов. Главной проблемой остается поиск средств для Пенсионного и других внебюджетных фондов. Вероятно, тут тоже придется раскошелиться гражданам — на них могут переложить часть выплат, а вскоре начнется и повышение пенсионного возраста.

Правительство России в декабре прошлого года поручило Минфину и Минэкономразвития совместно с бизнес-организациями до 9 ноября 2017 года представить предложения по ключевым параметрам налоговой системы страны. О необходимости разработать новую налоговую систему заявил Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию.

В прошлом году в СМИ сообщалось о конфигурации 25-20 (25% НДС, 20% соцвзносы). Позднее в прессу просочился другой вариант соотношения — 21% НДС и 21% социальных взносов.

Неизвестно, есть ли расчеты о том, к чему приведет подобный маневр. Оба ведомства — Минфин и Минэкономразвития — тему по существу не комментируют.

Первый маневр (25-20) пытался просчитать HSBC. По их оценке, бюджет потеряет порядка 300 млрд руб., а повышение НДС приведет к ускорению инфляции, поскольку этот налог закладывается в потребительские цены. Поэтому необходимо подчеркнуть, что любое увеличение НДС — это налог на потребителя.

Но главная проблема — возникающая из-за снижения соцвзносов гигантская дыра в бюджетах Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. На 2017 год расходы трех фондов утверждены в размере 8,584 трлн руб., 1,735 трлн руб., 683 млрд руб. соответственно.

При этом каждый из трех фондов уже сейчас получает деньги из федерального бюджета. Больше всех перечисляется Пенсионному фонду — 3,783 трлн руб. Часть этих денег идет на выплату различных социальных пособий и материнского капитала, часть — на покрытие дефицита на выплату пенсий. ФОМС и ФСС получают из федерального бюджета значительно меньше — 27,385 млрд и 42,974 млрд руб.

В 2015 году (полных данных за прошлый год еще нет) страховых взносов в ПФР было собрано 3,864 трлн руб., или всего 62% от расходов на пенсионное обеспечение. Любое снижение страхового тарифа (сейчас он составляет 22%) — это невосполнимые потери.

Вполне вероятно, что затыкать дыру в балансах внебюджетных фондов будут за счет все тех же граждан, перераспределив страховые платежи с работодателя на работников.

Минфин выступает против повышения подоходного налога с 13%, но вместе с Банком России разрабатывает новую конфигурацию пенсионной реформы. Она подразумевает добровольное отчисление до 6% от заработка на накопительную пенсию. Пока предполагается, что все работники будут подключены к этой системе автоматически, и чтобы выйти из нее, надо будет написать заявление в Пенсионный фонд. То есть при определенных условиях 6% можно де-факто засчитать как компенсацию потерь от снижения ставки взноса в ПФР.

Согласно риторике последних месяцев, правительство уже морально готово к повышению пенсионного возраста. Этот шаг обсуждается на всех экспертных площадках, разные источники говорят, что принципиальное решение уже принято. Наиболее вероятно, что повышение начнется с 2019 или 2020 года и будет проходить по полгода в год, до возраста в 60 лет у женщин и 63 года у мужчин.

Минфин отложил реализацию своих пенсионных новаций на более поздний срок, чтобы согласовать ее именно с налоговой реформой, говорил Антон Силуанов.

В принципе, это было бы не так проблемно, если бы правительство не проводило политику ограничения роста доходов населения. Кроме того,

потенциальный рост потребительских цен означает, что ЦБ продолжит проводить жесткую денежно-кредитную политику, удерживая ставки в экономике на высоком уровне, что частично нивелирует позитивный эффект от фискальных послаблений.

Остается также загадкой, как это все будет оформлено и преподнесено населению в предвыборный год и что из налоговых новаций Минфина и Минэкономразвития войдет в итоговую программу четвертого президентского срока Владимира Путина.

Социальные обязательства, рост военных трат требуют от государства увеличения доходной части бюджета любой ценой. В связи с этим фискальная нагрузка на бизнес будет только расти, усилятся налоговый контроль и проверки, уверены эксперты. Одновременно вводятся формально неналоговые сборы и платежи, имеющие все признаки фискальных. Единственный законный способ выжить в данной ситуации — оптимизировать расходы бизнеса, уменьшая рентабельность. Часть компаний просто уйдет в теневой сектор экономики, полагают аналитики.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

Несмотря на действующий мораторий российского правительства на увеличение налоговой нагрузки для бизнеса вплоть до 2018 года, в реальности она постоянно растет. "Сейчас уровень налоговой нагрузки в экономике России выше, чем во времена кризиса 2009 года, — констатирует Михаил Скворцов, член совета директоров ПАО "Соль Руси". — На это влияет, в частности, существование "параллельной налоговой системы", включающей различные формально неналоговые сборы и платежи. Их, по сути, можно относить к налогам, все признаки налицо: обязательность, принудительность, безвозвратность и безвозмездность. К таким платежам относятся, например, страховые взносы, плата с большегрузных автомобилей". По словам Михаила Скворцова, эксперты Торгово-промышленной палаты насчитали около 70 таких квазиналогов, введенных законами и приказами российских министерств. Объем неналоговой нагрузки на бизнес приближается к 1% ВВП — это свыше 700 млрд рублей.

Илья Мокрышев, управляющий партнер юридической компании Taxology, отмечает, что все проекты по увеличению налоговой нагрузки (налог на имущество и на землю с кадастровой стоимостью, торговый сбор, налогообложение контролируемых иностранных организаций, контроль за трансфертными ценами) были запущены еще в 2014-2015 годах и в настоящий момент уже поэтапно начали реализоваться. Одновременно правительство РФ планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

"Это не означает, что налоговая нагрузка не возрастает, но возрастает она косвенно, через увеличение контрольной функции — как через налоговые органы, так и через правоохранительные и судебные", — рассуждает господин Мокрышев.

Битому и небитому — везет

Увеличение бремени фискального контроля изначально ложится на крупнейших налогоплательщиков. Однако с учетом высокой монополизации экономики вся дополнительная нагрузка в конечном итоге перекладывается на малый и средний бизнес.

По замечанию Олега Филиппова, руководителя MBA и программ бизнес-образования Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, крупный бизнес платит налоги по общей системе налогообложения и в первую очередь подпадает под налоговые проверки и санкции. При этом крупному бизнесу сегодня легче получать заказы и государственное финансирование. "Малый и средней бизнес в России отданы сами себе, этот сегмент существует без финансовой поддержки со стороны государства в виде льготных кредитов. Но при этом он может использовать упрощенную систему налогообложения, работать как индивидуальный предприниматель, в том числе использовать патент, претендовать на прочие льготы по налогам и страховым взносам", — рассуждает господин Филиппов.

Алексей Головченко, глава комитета по оценке регулирующего воздействия законодательства "Деловой России" и управляющий партнер ГК "ЭНСО", напоминает, что в начале июня правительство РФ утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства. "Поставленная задача амбициозна — нарастить долю малого и среднего бизнеса в отечественной экономике до 50%, и настолько же абсурдна, потому что предполагает, что и 50% бюджета будут формироваться за счет малого и среднего бизнеса. Ни в одной здоровой экономике малый и средний бизнес не может, да и не должен выполнять функцию полноценной опоры государства в пополнении бюджета", — высказал свою точку зрения эксперт.

"Российское государство — плохой партнер для малого бизнеса, — соглашается Михаил Скворцов. — Несмотря на налоговые льготы, лишь 6% госзакупок проводится через малые предприятия (для сравнения, в США эта цифра составляет 22%), а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках (в Америке Министерство обороны — лидер госзаказа для малого бизнеса)". В России крайне неблагоприятная общая среда для развития малого предпринимательства. Коррупция, проблемы с регистрацией, с владельцами-нерезидентами, высочайшая налоговая нагрузка, слабая защита института частной собственности, низкий уровень образования, девальвированный статус предпринимателя приводят к тому, что только 3,4% малых предприятий переживают в России три года после старта, критичен эксперт.

Выжать любой ценой

Экономисты прогнозируют, что фискальная нагрузка на бизнес и дальше будет увеличиваться, так как в текущих экономических условиях государство рассматривает все варианты пополнения бюджета, в том числе и повышение налогов и сборов.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", уверен, что будут расти и местные налоги. "Речь не только о таких сборах, как на капремонт (юридически не относится к налогам, но фактически имеет признаки налога), но и об увеличении единого налога на временный доход (ЕНВД) для различных видов деятельности. Последнее стало фактическим продолжением реформы, направленной на повышение сборов с индивидуальных предпринимателей, которую пришлось свернуть из-за протестов и ухода в тень свыше 200 тыс. таких образований. Также местные власти увеличивают ставки аренды недвижимости и другие сборы (например, там, где ЕНВД не применяется), в результате нагрузка на бизнес растет", — пояснил Георгий Ващенко.

Одновременно возрастает объем отчетности, которые компании должны предоставить государству, констатирует Олег Филиппов. Например, с 2016 года все юридические лица стали сдавать в Пенсионный фонд ежемесячную отчетность СЗВ-М. А в налоговые органы — ежеквартальную форму 6-НДФЛ, а это для малого бизнеса обременительно, так как приводит к дополнительным расходам на персонал.

Михаил Скворцов предполагает дальнейшее увеличение фискальной нагрузки через изменение ставки НДС с 18 до 20%. "Возможно увеличение налоговой базы по социальным налогам на фонд оплаты труда. И есть неограниченные возможности по введению новых и изменению старых "параллельных" обязательных платежей, по сути, являющихся налогами", — прокомментировал эксперт.

Одним из самых значимых налоговых изменений, какое случится в 2017 году, по мнению руководителя службы бухгалтерской поддержки клиентов "Модульбанка" Дмитрия Гудовича, будет передача администрирования страховых взносов из рук Пенсионного фонда России в руки Федеральной налоговой службы. Только для осуществления одного этого действия будут внесены изменения в несколько десятков нормативных актов. "Можно однозначно сказать, что нововведение затронет коды бюджетной классификации (КБК), по которым осуществляется оплата взносов. Коснутся изменения и форм отчетности по страховым взносам, и сроков сдачи", — пояснил Дмитрий Гудович.

Андрей Коптелов, директор Центра экономических исследований университета "Синергия", уверен, что в будущем снижение и прямой налоговой нагрузки маловероятно. По его словам, недавно в Госдуму был внесен законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, где прописано серьезное увеличение налоговых платежей. Например, при доходе до 100 млн рублей НДФЛ составит 288,6 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей. А при доходе от 100 млн рублей и выше налог составит 29,57 млн рублей плюс 70% с суммы, превышающей 100 млн рублей.

Бизнес уходит молча

В текущей ситуации ограниченного внутреннего и внешнего спроса единственный путь выживания для компании — оптимизация затрат, вплоть до ухода в тень по отдельным операциям, приходят к выводу собеседники BG. Однако это путь тупиковый.

"Выход только один — увеличение внутреннего спроса при поддержке государства, расширение кредитования, изменение политики госзаказа, изменение отношения к бизнесу, облегчение условий его ведения. Именно стимулирование внутреннего спроса позволило Китаю стать второй экономикой мира", — приводит пример Михаил Скворцов.

Илья Мокрышев считает, что в ситуации роста налогов компании будут уходить в тень как в вопросах экономической активности, так и в вопросах решения спорных ситуаций с налоговыми органами. "С учетом того, что налогоплательщик не может найти защиты своих прав в судебных инстанциях, он будет пытаться "договариваться" с налоговыми органами не только во внесудебном порядке, но и во внеофициальном в первую очередь", — комментирует господин Мокрышев.

"На увеличение фискальной нагрузки бизнес реагирует уходом в теневой сектор, дроблением на более мелкие структуры и переходом в другие юрисдикции, — анализирует Андрей Коптелов. — Например, есть оценки, что в России примерно 20% экономики находится в тени, и эта цифра с увеличением фискальной нагрузки будет только расти. Еще одним вариантом реакции является выход акционеров из бизнеса, и уже сейчас можно заметить стремление некоторых из них полностью выйти из российских активов".

Мария Артемова, финансовый директор Berkshire Advisory Group, считает, что серьезной реакции от бизнес-сообщества на ужесточение налогового бремени ждать не стоит. "Мало кто пытается отстаивать свои права и в частном порядке. Все поправки, внесения изменений, увеличения тарифов, ставок будут приняты молча. Только существуют серьезные риски, что большой процент компаний уйдет в теневой сектор экономики, из которого так долго всех выводили", — печально заключает эксперт.

Цитата

Последние налоговые изменения

Действующие в данный момент:

— компании, обязанные уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет, должны сдавать отчетность только в электронном виде (согласно п. 5 ст. 174 НК РФ);

— увеличен срок сдачи декларации и уплаты налога НДС на пять дней, то есть до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

— с 9 до 13% повышена ставка налога на прибыль в отношении доходов российских организаций в виде дивидендов, полученных от российских и иностранных компаний (п. 2, п. 3 ст. 284 НК РФ);

— амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Ранее необходимо было амортизировать, то есть списывать частями на затраты в период срока службы по классификатору, имущество стоимостью от 40 тыс. рублей;

— увеличен лимит на среднеквартальную сумму доходов от реализации (определяется за предыдущие четыре квартала) с 10 до 15 млн рублей;

— увеличена предельная база по взносам в Пенсионный фонд России до 796 тыс. рублей и Фонд социального страхования до 718 тыс. рублей. Ранее выплаты равнялись соответственно 711 и 670 тыс. рублей. Дополнительная уплата в бюджет с одного человека, получающего такой доход, составит 11,592 тыс. рублей.

Вступающие в силу с 1 января 2017 года:

— передача отчетности и контроль за перечислением средств в бюджет по страховым взносам от ПФР и ФСС в Федеральную налоговую службу (ФНС). ФНС должна будет разработать новую единую форму отчета. Хотя ряд отчетностей, предоставляемых в ПФР и ФСС, останутся — это ежемесячные сведения о работниках и годовая персонифицированная отчетность в ПФР и ежеквартальная отчетность на травматизм в ФСС. Размер тарифов страховых взносов сохранится на том же уровне еще до конца 2018 года, и только с 2019 года планируется повышение на страховые взносы, перечисляемые в ПФР, со ставки 22 до 26%;

— очередное увеличение предельной базы по взносам в ПФР и ФСС;

— изменения форм налоговой отчетности, которые должны учесть все изменения, принятые в законодательстве;

— увеличение лимита выручки для возможности применения специального режима упрощенной системы налогообложения (УСН) до 120 млн рублей. Такой лимит продержится до 2021 года включительно;

— обязательное использование онлайн-касс при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (N 290-ФЗ от 14.06.2016).

Читайте также: