Как 1с в налоговом учете формирует резерв по сомнительным долгам

Обновлено: 20.05.2024


Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам. Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними.

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Как создавать и использовать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

Порядок образования бухгалтерского резерва

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

Как формируется налоговый резерв

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва. И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов. Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наш менеджер уже увидел Ваше обращение и спешит помочь Вам как можно скорее!

В рабочее время (пн – пт с 9:00 до 18:00) наши менеджеры очень активны и общительны и с радостью ответят Вам в течение дня.

В остальное время – дожидайтесь ответа на следующий рабочий день.

А пока предлагаем вам:

  • Почитать отзывы наших клиентов;
  • Узнать о новинках для бизнеса в блоге;
  • Пообщаться с нашими клиентами в группе ВКонтакте и на Facebook.

Заказ обратного звонка

Заполните форму, специалист свяжется с вами в течение дня. Он ответит на все вопросы и оформит тестовый доступ, если это необходимо.

Для автоматизации создания резерва следует провести настройку учетной политики.

Учетная политика

Рис. 2. Учетная политика

Налоги и отчеты

Рис. 3. Налоги и отчеты

Подтверждение решения о создании резерва

Рис. 4. Подтверждение решения о создании резерва

Параметры учета

Рис. 5. Параметры учета

Устанавливаем количество дней, после которых задолженность будет являться просроченной и будет происходить отчет для признания ее сомнительной. В нашем примере мы проставим 10 дней.

Установка срока оплаты долга покупателями

Рис. 8. Установка срока оплаты долга покупателями

Но если по какому-то из контрагентов срок оплаты будет отличаться от основного, установленного нами ранее, то необходимо в договоре прописать индивидуальный срок.

Договоры

Важно помнить, что если у организации имеется обеспечение долга или уверенность в том, что он будет оплачен, то можно указать срок, например, 555 дней. В таком случае резерв в этот срок начисляться не будет.

Установка индивидуального срока оплаты от контрагента

Рис. 10. Установка индивидуального срока оплаты от контрагента

Настройка выполнена. Теперь посмотрим, каким образом происходит резервирование.

На 28 февраля образовалась просроченная задолженность. Заметим, что у Покупателя Б долг не отразился в просроченной, так как по договору срок оплаты установлен 01.03.2021. К Покупателю А применима общая настройка, равная 10 дням.

Стоит отметить тот факт, что представленная в данном примере организация относится к субъектам малого предпринимательства и не применяет ПБУ 18/02.

Итак, на 28.02.2021 года мы выявили просроченный долг. Напомним, что если срок долга более 45 дней, то создаем резерв. Мы установили срок оплаты 10 дней, прибавим 45, получается, что на 55 день наступит необходимость формирования резерва.

Задолженность контрагента

Рис. 12. Задолженность контрагента

Создание резерва

Рис. 13. Создание резерва

Выполним закрытие февраля и посмотрим сформированные программой проводки.

Просмотр сформированных проводок

Рис. 14. Просмотр сформированных проводок

Видим, что программа сформировала резерв. Заметим, что резерв сформирован на 50% от суммы в бухгалтерском учете и на 10% от выручки в налоговом. Далее, если выручка увеличится, то сумма по налоговому учету автоматически скорректируется.

Просмотр сформированного резерва

Рис. 15. Просмотр сформированного резерва

Далее перейдем к закрытию апреля (в марте программа начисление резерва не производила — срок долга составил менее 90 дней).

Заметим, что в данном документе отдельно формируются данные по бухгалтерскому и налоговому учету. Если же сформировать документ сразу с данными по двум видам учета, то отчет получится достаточно громоздким и сложным для чтения начинающим бухгалтерам. Поэтому, для наглядности, мы сформируем по каждому виду учета свой отчет.

Отчет по каждому виду учета

Рис. 17. Отчет по каждому виду учета

В справке по бухгалтерскому учету видим, что по долгу покупателя А резерв создан в полном размере, ведь срок превысил 90дней. По покупателю Б программа тоже начислила резерв, но в размере 50%.

Справка по покупателям

Рис. 18. Справка по покупателям

Помним про лимит в налоговом учете. Программа рассчитывает данный показатель самостоятельно.

Автоматический расчет лимита

Рис. 19. Автоматический расчет лимита

Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по 63 счету. В настройка устанавливаем галочки: БУ, НУ.

Оборотно-сальдовая ведомость по 63 счету

Рис. 20. Оборотно-сальдовая ведомость по 63 счету

Резервы программой сформированы верно.

Сформированные резервы

Рис. 21. Сформированные резервы

Посмотрим отражение проделанной работы в отчетности.

Регламентированные отчеты

Рис. 22. Регламентированные отчеты

Создаем упрощенную бухгалтерскую отчетность, так как организация, представленная в примере, является малым предприятием.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Рис. 23. Упрощенная бухгалтерская отчетность

Расшифровав данную строку, можем проанализировать сделанные программой записи.

 Анализ сделанных программой записей

Рис. 24. Анализ сделанных программой записей

Расшифровка строки подтверждает верное отражение в отчетности данных учета.

Проверка отражения в отчетности данных учета

Рис. 26. Проверка отражения в отчетности данных учета

В декларации по ННП резерв показан в строке 200 Приложения 2 Листа 02.

Декларация по ННП

Рис. 27. Декларация по ННП

Расшифровываем строку, нажав на соответствующую кнопку.

Расшифровка строки

Рис. 28. Расшифровка строки

Если должник погашает частично или полностью задолженность, по которой в организации был создан резерв, то бухгалтеру на дату получения оплаты от контрагента следует восстановить ту часть резерва, которая относится к данной задолженности. В инструкции показываем необходимые для этого действия в программе 1С.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация в налоговом учете резервы по сомнительным долгам не создает. При создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60) и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (счет 76) организация отражала в учете постоянные разницы. А при создании резерва по сомнительным долгам в части расчетов с покупателями и подрядчиками отражала в учете временные разницы. В связи с вступлением в силу с отчетности за 2020 год приказа Минфина России от 20.11.2018 N 236н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), необходимо ли отражать все разницы при создании резерва по сомнительным долгам между бухгалтерским и налоговым учетом как временные? Необходимо ли перенести уже созданные резервы по сомнительным долгам в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами с постоянных разниц на временные?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку резерв по сомнительным долгам в налоговом учете не создавался, разницы, возникающие при создании в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам, признаются временными.
Учитывая, что при создании резерва часть разницы была признана постоянной, в учете следует произвести корректировку данных по счету 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 "Прибыли и убытки" (если ошибка признается несущественной).

К сведению:
С 2020 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц. Это означает, что выявлять временные разницы по каждой операции больше не обязательно (хотя из п. 3 ПБУ 18/02 не исчезло упоминание об учете ВР на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета). Теперь сравнивать соответствующие налоговые и бухгалтерские показатели можно только на отчетную дату. Смотрите дополнительно: Обзор изменений ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (с отчета за 2020 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.); Вопрос: Бухгалтерские проводки при балансовом методе применения ПБУ 18/02 с 01.01.2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет временных разниц (с 1 января 2020 года);
- Энциклопедия решений. Учет постоянных разниц, постоянных налоговых доходов и расходов (с 1 января 2020 года);
- Вопрос: 2018 году в бухгалтерском учете был создан резерв сомнительных долгов. Для целей налогового учета такой резерв не создавался, при этом разница между налогооблагаемой и бухгалтерской базой была признана как постоянная (настройки бухгалтерской программы). В 2019 году задолженность по одному из контрагентов подлежит списанию (в бухгалтерском учете за счет резерва) вследствие получения постановления об окончании производства и возвращении исполнительного дела. Как теперь отразить списание дебиторской задолженности, в том числе с учетом требований ПБУ 18/02? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)
- Вопрос: Организация исправляет ошибки прошлых лет в начислении временных разниц. Разницы были отражены 12 лет назад. На сегодняшний момент разницы начислены неверно - они никогда не должны были быть начислены, сейчас организация планирует списать их как постоянные, не влияющие на налоговый расчет. Выявлено, что никогда не должны были быть начислены ни временные, ни постоянные разницы. Выявленные ошибки не являются существенными. Какие проводки надо оформить при исправлении? Можно ли оформить проводку: Дебет 99 "Постоянные разницы" Кредит 09 без участия счета 68? Как это повлияет на формирование финансового результата текущего периода? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.)
- Вопрос: Отражение в бухгалтерском учете и отчете о финансовых результатах временной разницы и отложенного налогового обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
- Вопрос: Организация планирует использовать балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц, предусмотренный в бухгалтерской программе с 01.01.2020. Возможно ли для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения при балансовом методе при применении ПБУ 18/02 оформить проводки с использованием счета 68 применительно к отражению временных разниц, возникающих в результате разных правил оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

25 декабря 2020 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предусмотрено, что для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов предназначен счет 09 "Отложенные налоговые активы". По дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По кредиту счета 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода.
*(2) Возникновение постоянной разницы влечет образование постоянного налогового расхода (ПНР) или дохода (ПНД) (п. 7 ПБУ 18/02).

Читайте также: