Виды и значение расчетных форм в налоговых отношениях

Обновлено: 17.04.2024

Расчеты представляют собой правоотношения, возникающие в связи с осуществлением платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или по другим основаниям.

Расчетные отношения выполняют вспомогательную функцию, они существуют для упрощения выполнения различных гражданско-правовых договоров (поставки, лизинга, перевозки грузов и др.), процедуры уплаты налогов и т. д. Тем не менее это не акцессорные, а вполне самостоятельные обязательства, характеризующиеся специфическим содержанием, возникающие, как правило, с участием особых субъектов, и тесно связанных с договором банковского счета. Расчетные правоотношения — это всегда денежные обязательства, так как их объектом являются денежные средства. В зависимости от формы денег (наличной или безналичной) выделяют наличные и безналичные расчеты.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом, при соблюдении максимальной суммы расчета.

Безналичные расчеты проводятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов — в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы безналичных расчетов, являются ГК РФ, федеральные законы о банках и банковской деятельности, о Банке России, положения Банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации[55], о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации[56], об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт[57]. Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Формы безналичных расчетов устанавливаются гражданским законодательством: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты по инкассо; расчеты чеками. Данный перечень не является исчерпывающим, предусматривается возможность проводить расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ними банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, например, безналичные расчеты с использованием банковских карт. При каждой форме безналичных расчетов используется соответствующий ей расчетный документ: платежное поручение (расчеты платежными поручениями), аккредитив (расчеты по аккредитиву), чек (расчеты чеками), платежное требование (расчеты по инкассо), инкассовое поручение (расчеты по инкассо). Расчетные документы должны соответствовать требованиям, устанавливаемым банковскими правилами, в частности, положениями о безналичных расчетах.

В банковской сфере реализуются в основном безналичные расчеты, и расчеты платежными поручениями являются наиболее востребованными в банковской практике.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

. в учетной политике. Согласно ст. 313 НК РФ если изменения в учетной . (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от . дополнений в учетную политику (ст. 313 НК РФ). Тут важно учесть, что .

. налогоплательщика (ст. 252, 272, 273, 313 НК РФ). Пленум ВАС в п . затраты налогоплательщика (ст. 247, 252, 313 НК РФ).

. в силу соответствующего НПА (ст. 313 НК). Если сами захотели что-то . . 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от .

Читайте также: