Иностранные товары облагались высокими пошлинами

Обновлено: 03.05.2024

Франция. История. VI. Утверждение королевского абсолютизма. Сорок лет непрерывных междоусобий тяжело отразились на экономическом состоянии Франции. Страна была разорена. Крестьяне измучены всевозможными поборами и со стороны правительства, и со стороны дворян. Сельское хозяйство находилось в полном упадке, и, по свидетельству одного современника, крестьяне принуждены были обрабатывать поля по ночам, чтобы не попадаться в руки проходивших военных отрядов. Промышленность не находила сбыта, в торговле царил полный застой, городское население резко уменьшилось (в одном Париже, например, оно упало от 400 тыс. до 200 тыс.). Сильно пострадали и высшие сословия. Духовенство, которое преимущественно финансировало сначала правительство, а затем католическую лигу, и значительная часть владений которого была захвачена гугенотами, по приблизительному подсчету потеряло до ¾ своих доходов. Дворянство, привыкшее жить во время войны всякого рода случайными доходами и открытыми грабежами, превратилось в шумную, беспорядочную, а частью и обнищавшую толпу, не желавшую возвращаться к мирной эксплуатации своих имений. Дворянские имения поэтому в громадном числе переходили в руки буржуазии, помещавшей в землю свои капиталы, которым не было применения в промышленности и торговле. Все классы общества жаждали только мира и спокойствия, восстановления порядка и нормальных условий жизни. Во время религиозных войн авторитет королевской власти был сильно дискредитирован, и в противовес ей, как мы видели, была выдвинута идея народного верховенства. Но орган, который должен был служить выражением этой идеи, — генеральные штаты, — тоже обнаружил свою нежизнеспособность вследствие непримиримых противоречий между интересами отдельных классов и партий, и задача умиротворения страны и установления порядка поэтому падала на королевскую власть.

Генрих IV, как и все его современники, не мог, конечно, не мечтать об установлении во Франции церковного единства и не сознавать в то же время, что при подавляющем преобладании во Франции числа католиков это единство может быть достигнуто только в форме торжества католицизма. Вернувшись в лоно католической религии, он должен был, вдобавок, сделать католической партии ряд уступок: обещать папе восстановление католического культа в занятых протестантами областях, жениться на католической принцессе, Марии Медичи, согласиться, хотя и с рядом ограничительных условий, на возвращение иезуитов, которые были изгнаны из Франции во время религиозных войн. Но переменив в течение своей жизни религию четыре раза, он естественно был чужд какого бы то ни было религиозного фанатизма и строго соблюдал по отношению к протестантам основные положения нантского эдикта, проявляя вообще в вопросах религиозного разномыслия широкую терпимость. Главное внимание свое он устремлял не на проблему религиозного единства, а на задачу экономического возрождения Франции.

Конечно, далеко не все намеченные правительством экономические предприятия были осуществлены, но уже самый факт установления мира и внутреннего порядка способствовал быстрому подъему народного хозяйства, и это дало возможность Сюлли реорганизовать и улучшить финансы государства. При вступлении Генриха IV на престол государственный долг достигал 300 млн. ливров, а ежегодный дефицит 18 млн. при общем бюджете в 49 млн. Сюлли не решился на радикальные реформы в области самых принципов финансового обложения, но энергично принялся за улучшение сложившейся финансовой системы, последовательно проводя строгую бережливость и принимая меры для улучшения общей отчетности. Он отчасти конвертировал, а отчасти просто объявил уничтоженными государственные обязательства сомнительного характера. Остальная часть государственного долга была консолидирована и обеспечена правильной уплатой процентов. Продажа должностей по судебному и финансовому ведомствам, давно вошедшая в обычай, была окончательно санкционирована установлением постоянного ежегодного налога с обладателей должностей в размере 1/60 продажной стоимости должности (от Поле, взявшего взимание этого налога на откуп, налог получил название la paulette), чем косвенно было признано право передачи должностей по наследству. Королевские домены при помощи временной сдачи их на откуп были выкуплены у приобретших их во время смут частных владельцев. Взимание косвенных налогов (aides) было сдано на откуп на более выгодных для государства условиях. Проводя параллельно с этими преобразованиями в сборе налогов политику систематического уменьшения непроизводительных расходов, Сюлли через несколько лет не только довел бюджет до равновесия, ограничив общую сумму государственных расходов 30 млн., но и сумел кроме того скопить запасный фонд, достигавший 12 млн.

Борьбой этих обеих партий искусно воспользовался для своего возвышения кардинал Ришелье.

Требуя от высших сословий беспрекословного подчинения своей воле, Ришелье в своей социальной политике оставался выразителем их интересов и совершенно чужд был того внимания к нуждам крестьянства и задачам возрождения сельского хозяйства, которое отличало Генриха IV и Сюлли. Он прямо заявлял, что подати должны служить к тому, чтобы народу не было слишком хорошо, и чтобы он не переходил своих обязанностей, и с беспощадной строгостью подавлял вспыхивавшие временами восстания крестьян, доведенных до отчаяния тяжестью государственных налогов и сеньориальными поборами дворян. Теми же чертами отличалась и его финансовая политика. Сознавая несправедливость существующей налоговой системы и необходимость оздоровления финансов, он предпочитал, однако, идти по линии наименьшего сопротивления и для покрытия все возраставших государственных расходов прибегал к увеличению талии, к созданию все новых и новых продажных должностей, к государственным займам, даже к перечеканке монеты. Все изобретавшиеся таким образом источники доходов сдавались на откупа особым посредникам (traitants), немедленно ссужавшим правительство нужными суммами, а затем путем эксплуатации переданных в их руки источников дохода наживавшим громадные состояния. Таким образом, Ришелье оставлял неприкосновенным сословный строй Франции, основанный на социальных неравенствах, и в своей внутренней политике заботился только об усилении мощи королевского авторитета, которую он отождествлял с мощью французского государства.

Читайте также: