Огнетушители бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 05.05.2024

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ Правительством РФ разработаны и утверждены Правила противопожарного режима.

Данные правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил противопожарного режима).

В отдельных разделах Правилпротивопожарного режима перечислены нормы, которые следует соблюдать организациям и учреждениям в силу специфики осуществляемой ими деятельности. Автономным учреждениям нужно обратить внимание на:

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

  1. для пожаров класса A – порошок ABCE;
  2. для пожаров классов B, C, E – порошок BCE или ABCE;
  3. для пожаров класса D – порошок D.

Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением 5.

Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами.

Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. м и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Далее остановимся на отражении расходов, связанных с приобретением и обслуживанием первичных средств пожаротушения, но сначала определим учетную группу данного имущества.

Классифицируем учетную группу

для первичных средств пожаротушения

Как уже было отмечено выше, осуществление расходов на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты является одним из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности.

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания.

  • пожарные шкафы (навесные, приставные, встроенные);
  • пожарные щиты;
  • пожарные стенды;
  • пожарные ведра;
  • бочки для воды;
  • ящики для песка;
  • тумбы для размещения огнетушителей;
  • другое.

Поскольку первичные средства пожаротушения – огнетушители, пожарный инвентарь, пожарные щиты относятся к основным средствам, их учет осуществляется на счетах, регламентированных п. 8 Инструкции № 183н, таким образом:

Далее необходимо отметить, что в силу п. 92 Инструкции № 157н амортизация по объектам основных средств начисляется в следующем порядке:

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

– на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Таким образом, норма амортизации (исходя из срока полезного использования) рассчитывается только в отношении основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. Поскольку первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, стенды) в большинстве случаев имеют стоимость менее 40 000 руб., в бухгалтерском учете амортизация по таким основным средствам будет начислена при выдаче их в эксплуатацию.

При списании основного средства с учета списывается и начисленная амортизация.

Отражаем расходы на приобретение и эксплуатацию первичных средств пожаротушения

За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в январе 2014 года автономным учреждением были приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. на сумму 10 тыс. руб. Расходы по доставке составили 1,5 тыс. руб. В этом же месяце огнетушители были введены в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

(10 000 + 1 500) руб.

Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.

Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.

Автономным учреждением заключен договор со сторонней организацией на переосвидетельствование огнетушителей на сумму 17 700 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В соответствии с учетной политикой учреждения данные затраты отнесены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Так, расходы автономного учреждения по освидетельствованию огнетушителей принимаются в целях обложения налогом на прибыль в соответствии с заключенными сторонами договорами (соглашениями), а также документами, подтверждающими фактическое оказание услуг (например, актами об оказанных услугах).

Что касается расходов по приобретению первичных средств пожаротушения, то, поскольку их первоначальная стоимость составляет менее 40 000 руб., на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ она включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода указанных средств в эксплуатацию. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из стоимости их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ).

В заключение отметим, что в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 – 8ст. 20.4 КоАП РФ, влечет пре-дупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

В качестве примера привлечения к административной ответственности приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЗСО от 10.03.2011 № А03-7546/2010. В ходе проверки муниципального учреждения инспекцией пожарного надзора среди многочисленных нарушений было установлено, что здание и помещение гаража недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы, на их корпуса не нанесены порядковые номера белой краской.

По результатам проверки руководителю было выдано предписание и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Администрация с выданным предписанием не согласилась и попросила суд признать его незаконным.

Принимая решение, арбитры исходили из того, что ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Более того, администрация не представила суду доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности. Таким образом, привлечение ее к ответственности признано обоснованным и правомерным.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Содержание

Содержание

  • Учет огнетушителей (бухгалтерский и налоговый)
  • Период проверки и Журнал учета
  • Образец заполнения Журнала
  • Учёт огнетушителя при налоговом режиме УСН
  • Правила списания огнетушителя
  • Проводки в бухучете при утилизации
  • Ответы на распространенные вопросы по учету огнетушителей
  • Типовые ошибки при учете пожарного оборудования

Самое распространённое нарушение на предприятиях – отсутствие огнетушителя. Этот предмет пожарной безопасности обязан быть на фирме. Также необходимо правильно вести его учёт. Существует перечень помещений, в которых должно быть установлено оборудование, а также рекомендации по выбору систем огнетушения. В статье рассмотрим учет огнетушителей, дадим примеры проводок для бухгалтеров.

Требования МЧС зависят от типа зданий, а также рода деятельности фирмы. Бывают случаи, когда достаточно установить только огнетушитель. А иногда необходимо приобретать более сложное и дорогое оборудование, разделяя помещения на зоны. Важно перед установкой ознакомится с Требованиями и Огнетушителями, рекомендуемые МЧС (см. → проверка МЧС по пожарной безопасности / ГО / ЧС в 2022 году). Чтобы правильно принять пожарный инвентарь к учёту, необходимо для начала его установить и обозначить:

  • номер по порядку;
  • место огнетушителя (средство пожаротушения необходимо закрепить на специальных щитах, соответственно в учёте оно будет отражаться по его номеру);
  • тип оборудования.

Учет огнетушителей (бухгалтерский и налоговый)

Если по пожарной безопасности, в фирме допускается наличие простого пожарного инвентаря (огнетушителя, лопаты, вёдер, топора), то их общая стоимость однозначно меньше 40 тысяч рублей, значит, учитываться они будут как материально- производственные запасы. Все перечисленные мелкие предметы допускается сгруппировать и вести как один объект – инвентарный щит. Об этом гласит положение, о бухгалтерском учёте 6/01 пункт 6.

Когда предприятие вынуждена приобретать целые системы оповещения – то это дорогостоящее оснащение, отнесено которое будет к основным средствам.

Важно! Несколько единиц пожарного инвентаря, можно принять на учёт как единый объект.

  • 6 огнетушителей;
  • устройство для оповещения людей (6 единиц);
  • 6 комплектов инвентарной мелочёвки.

Дебет Кредит Расшифровка Сумма
08 60 Оборудование принято к учёту 50 0000,00
19 60 Выделен НДС 7627,12
01 08 Объект принят к учету как основное средство 50 000,00

Период проверки и Журнал учета

Установка и учёт огнетушителя– это самое простое. Далее конструкция требует большого внимания. Ежегодно необходимо проверять условия хранения и работоспособность приборов. А чтобы в опасный момент огнетушитель не оказался бесполезным, каждые 5 лет его необходимо перезаряжать, не зависимо от состояния, внешнего вида и первоначальной стоимости.

Журнал учёта –документ особо важный. Пожарники начинают проверку именно с него. Поэтому необходимо своевременно и достоверно вносить в него данные. Это может делать сам руководитель, или назначенное им лицо. Лучше всего, если уполномоченный сотрудник пройдет курс пожарной безопасности.

Перед вводом нового огнетушителя в эксплуатацию, необходимо провести проверку.

  1. Внешне оборудование не должно иметь никаких повреждений;
  2. Масса пожарного инвентаря должна совпадать с той, которая указана в паспорте объекта;
  3. Оба вышеперечисленных требования, обязательно выполнять ежегодно;
  4. Если состав объекта пожарной безопасности входит индикатор и манометр – их исправность также необходимо проверять.
  5. На огнетушителе должна быть пломба с указанием даты.

После первичной проверки на объект наносится идентификационный номер, который вносится в журнал учёта. Стандарты учёта этого документа строго не утверждены, но большинством организаций используется типовой официальный бланк. Он разделен на графы, в которых должна быть отражена вся информация об огнетушителе.

Важно! Проверку огнетушителя необходимо проводить раз в год! А обязательную перезарядку – раз в 5 лет.

Образец заполнения Журнала

Дата и вид проведенного технического обслуживания Результаты технического обслуживания огнетушителя Должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица
внешний вид и состояние узлов огнетушителя полная масса огнетушителя давление (при наличии индикатора давления) или масса газового баллона состояние ходовой части передвижного огнетушителя принятые меры по устранению отмеченных недостатков
1 2 3 4 5 6 7
12.12.2016 текущее Норме соответствует, отлично 4,3 14 Менеджер по безопасности

Этот документ не только убережет от ненужных штрафов, при проверке пожарными службами, но и поможет руководителю проконтролировать проведение обязательных осмотров, своевременное устранение неполадок и списание инвентаря.

Учёт огнетушителя при налоговом режиме УСН

Документальным подтверждением затрат должны быть договор, чеки (если оплата производится за наличный расчет), накладная.

При приобретении не только огнетушителя, а целого комплекса пожарного инвентаря, учесть его необходимо как одну единицу, а если стоимость превышает 40 тысяч рублей, то отнести к основным средства. При такой ситуации, единовременно списать в расходы потраченные средства не получиться.

Всю сумму нужно разделить на 4 квартала и производить списание равными частями поэтапно. Главные условия – объект должен быть введен в эксплуатацию и полностью оплачен. При объекте налогообложения Доходы, налогоплательщик оплачивает только 6% с полученных за квартал денежных средств, соответственно применение расходов в этом случае невозможно.

Правила списания огнетушителя

Период службы объектов пожарной безопасности – 5 лет. Это промежуток времени, в течение которого производитель несёт ответственность за недостатки и неисправности. По прошествиюданного срока, утилизировать баллон не удастся, на это нет оснований. Необходимо пройти техническое обслуживание, которое заключается в его перезаправке.

Утилизации подвергаются только неисправные приборы. Причин может быть несколько: внешнее повреждение (пробоины, царапины – несовместимые с дальнейшей работой), либо коррозия внутренних деталей, вызванная химическими реакциями внутреннего вещества.

Ответственное лицо должно регулярно проводить проверку прибора, при выявлении повреждений составить служебную записку руководителю. Директор организации назначает специальную комиссию, которая осуществляет повторный осмотр и составляет акт об утилизации. Это будет основанием для бухгалтера на списание прибора.

Когда нет видимых повреждений, но огнетушитель не работает, либо плохо функционирует, аппарат передаётся специализированной компании на выявление причин и дозаправку. Необходимо придерживаться при этом определенной последовательности:

  1. Уполномоченное лицо проводит осмотр;
  2. При выявлении неполадок оформляется служебная записка руководителю;
  3. Аппарат отправляется в специализированную компанию;
  4. Если прибор непригоден, то необходимо получить акт, свидетельствующий об этом;
  5. На основании акта происходит операция списания.

Если объект пожаротушения не обнаружен на месте, бухгалтеру придётся поломать голову о правильности списания. Если оформить данный факт, как поломку, то необходим акт, подписанный специальной комиссией. Поэтому правильная последовательность действий в таком случае:

Такие процедуры возможны только в больших организациях, с внушительным штатом сотрудников, на менее масштабных фирмах, можно их упростить и ограничиться только служебной запиской.

Проводки в бухучете при утилизации

Если стоимость объекта менее 40 тысяч рублей и учтен он был как материальные запасы, то вопросов по списанию не возникнут. Расходы уже учтены, в том же квартале, когда инвентарь куплен. Осталось его стоимость отразить по кредиту счёта 013.

Когда оборудование более дорогостоящее, его стоимость превышает 40 тысяч рублей, учтен был в качестве основного средства, а амортизация списана только частично, необходим целый ряд проводок:

  1. Дебет 01 Кредит 01 – указывается полная стоимость объекта;
  2. Дебет 02 Кредит 01 – начислена амортизация за период использования;
  3. Дт 91 Кт 01 – списывается остаточная стоимость;
  4. Дт 91 Кт 23 –расходы, связанные с утилизацией.

Ответы на распространенные вопросы по учету огнетушителей

Вопрос №1. Как часто необходимо осуществлять плановую проверку огнетушителя?

Вопрос №2. Обязательно вести Журнал учёта на маленькой фирме?

Да, обязательно, отсутствие данного документа строго наказуемо, независимо от размеров организации.

Вопрос №3. На каком счету учитывается огнетушитель?

Читайте также: