Информация о сроке применения налоговой льготы

Обновлено: 28.04.2024

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Что такое налоговые льготы? Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы […]

Что такое налоговые льготы? Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы […]


Что такое налоговые льготы?

Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Какими бывают налоговые льготы?

  • Снизить объем налогов;
  • Отсрочить обязательный платеж;
  • Получить рассрочку на платеж.

Существуют разные формы налоговых льгот:

  • налоговые вычеты,
  • пониженные ставки налогов,
  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц,
  • уменьшения суммы налога к уплате. Так владельцы грузовых автомобилей могут уменьшить сумму транспортного налога.

кто имеет право на налоговые льготы

Налоговые льготы иногда заключаются в полном освобождении от определенных видов налогообложения:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, людям с инвалидностью).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей.
  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Существуют и особые виды налоговых льгот — это вычеты.

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ; Человек, который приобрел недвижимость на собственные средства может обратиться на следующий год после покупки за налоговым вычетом.
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Информацию о налоговых льготах лучше уточнять в соответствующих государственных органах, так как некоторые из них могут появиться или, наоборот, утратить актуальность. Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

как получить налоговые льготы

Как получить налоговые льготы?

Обратиться в налоговый орган пос заявлением о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась) и документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу. Причем сделать это надо до 1 ноября текущего года, то есть до начала нового налогового периода.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

В целях исполнения п. 3 ст. 361.1, пп. 5, 6.1 ст. 391, п. 10 ст. 396, пп. 6, 7 ст. 407, п. 2.1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" направляем для использования в работе прилагаемые Методические рекомендации по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Действие письма ФНС России от 06.04.2015 N БС-4-11/5594@ "О направлении рекомендаций по порядку работы с заявлениями о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц и уведомлениями о выбранных объектах налогообложения" отменяется.

Настоящее письмо доведите до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества физических лиц и работу с налогоплательщиками.

к письму ФНС России

от "__" ______ 2018 г. N ____

ПО ВОПРОСАМ ОБРАБОТКИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ, ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ,

НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, УВЕДОМЛЕНИЯ О ВЫБРАННЫХ

ОБЪЕКТАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ

НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,

УВЕДОМЛЕНИЯ О ВЫБРАННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, В ОТНОШЕНИИ

КОТОРОГО ПРИМЕНЯЕТСЯ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ,

ЗАЯВЛЕНИЯ О ГИБЕЛИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИИ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Прием документов

1.1. Заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (далее - Заявление), уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (далее - Уведомление о выбранном объекте), уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (далее - Уведомление о выбранном земельном участке), заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (далее - заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения), представляемые в соответствии с п. 3 ст. 361.1, пп. 5, 6.1 ст. 391, п. 10 ст. 396, пп. 6, 7 ст. 407, п. 2.1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ст. 13 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ), ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 63-ФЗ), принимаются любым территориальным налоговым органом.

1.2. Заявление оформляется в соответствии с приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ "Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме".

Уведомление о выбранном объекте оформляется в соответствии с приказом ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-11/280@ "Об утверждении формы уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц" (с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@).

Уведомление о выбранном земельном участке оформляется в соответствии с приказом ФНС России от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@ "Об утверждении формы уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу", за исключением представления такого документа за налоговый период 2017 года. Уведомление о выбранном земельном участке за налоговый период 2017 года может быть представлено налогоплательщиком в произвольной форме до 01.07.2018 (ч. 1 ст. 13 Закона N 436-ФЗ).

Вплоть до реализации в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России (далее - ЛК) технической возможности направления Заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@), и Уведомления о выбранном объекте (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@), налоговыми органами должны приниматься и обрабатываться формы перечисленных документов в их версии, реализованной в ЛК.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения оформляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.05.2019 N ММВ-7-21/263@ "Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц в электронной форме".

1.3. Заявление, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения (далее - Заявление и заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения совместно именуются "Заявление", поскольку иное не предусмотрено настоящим документом) и Уведомление о выбранном объекте, Уведомление о выбранном земельном участке (далее - Уведомление о выбранном объекте и Уведомление о выбранном земельном участке совместно именуются "Уведомления") регистрируются не позднее следующего дня со дня поступления в налоговый орган.

Здесь и далее исчисление сроков осуществляется в рабочих днях (ст. 6.1 НК РФ).

До реализации режима ввода и обработки Заявления и (или) Уведомления в специализированной автоматизированной информационной системе налоговых органов (далее - АИС) указанные документы регистрируются в системе электронного документооборота, используемой налоговыми органами (далее - СЭД). В дальнейшем Заявление и (или) Уведомление передаются на рассмотрение в отдел налогового органа (ОКП), в компетенцию которого входят вопросы администрирования налогообложения имущества физических лиц.

1.4. Налоговый орган, в который представлено Заявление и (или) Уведомление, проверяет правильность и полноту полученных документов с учетом требований к их оформлению.

Абзац исключен. - Письмо ФНС России от 21.05.2018 N БС-4-21/9584@.

1.5. В случае выявления оснований, не позволяющих по существу рассмотреть Заявление и (или) Уведомление, налоговый орган сообщает налогоплательщику об указанных основаниях в срок не позднее десяти дней с даты регистрации документов.

1.6. Основаниями для информирования налогоплательщика, представившего Заявление и (или) Уведомление, о невозможности рассмотрения документов являются:

а) представление документов в нечитаемом виде и (или) с несоблюдением требований к их оформлению (заполнению);

б) непредставление документов, подтверждающих полномочия лица действовать в качестве представителя налогоплательщика, если Заявление и (или) Уведомление представляется представителем налогоплательщика;

в) представление документов, содержащих недостоверные сведения (например, используемый в документах ИНН не соответствует имеющимся у налогового органа сведениям в отношении налогоплательщика).

1.7. В случае отсутствия правовых оснований, не позволяющих по существу рассмотреть представленное Заявление и (или) Уведомление, налоговый орган рассматривает указанные документы в срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", если иной срок не установлен нормативными или организационно-распорядительными документами ФНС России.

По результатам рассмотрения Заявления (за исключением заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения) и (или) Уведомления налоговым органом составляется и направляется налогоплательщику (его представителю):

- уведомление о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы (по рекомендуемой форме в соответствии с приложением N 1.1) либо

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговым органом составляется и направляется налогоплательщику (его представителю):

- уведомление о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (типовая (рекомендуемая) форма приведена в приложении N 1.3) либо

1.8. В случае представления Заявления и (или) Уведомления в налоговый орган, в котором налогоплательщик не стоит на учете по факту владения объектом налогообложения, указанным в представленных документах, налоговый орган не позднее трех дней с даты приема Заявления и (или) Уведомления обеспечивает передачу по принадлежности Заявления и (или) Уведомления (с приложением всех представленных с ними документов) для рассмотрения в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в Заявлении и (или) Уведомлении.

При этом необходимо уведомить налогоплательщика о том, что его Заявление и (или) Уведомление направлены в другой налоговый орган для рассмотрения.

В случае невозможности определения налоговой инспекции, в которой налогоплательщик стоит на учете по факту владения объектом налогообложения, указанным в Заявлении и (или) Уведомлении, полученные документы направляются в адрес соответствующего управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. При этом управление ФНС России по субъекту Российской Федерации регистрирует Заявление и (или) Уведомление и направляет документы в соответствующую налоговую инспекцию.

1.9. Уведомления могут представляться налогоплательщиками в налоговый орган не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении соответствующих объектов налогообложения применяется налоговая льгота/налоговый вычет, если иное не предусмотрено ст. 13 Закона N 436-ФЗ.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу в соответствии со ст. 407 НК РФ, Уведомления о выбранном объекте налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ).

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ, Уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога (п. 6.1 ст. 391 НК РФ, ч. 3 ст. 13 Закона N 436-ФЗ).

2. Рассмотрение документов

2.1. В налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в Заявлении и (или) Уведомлении, проводится работа по идентификации налогоплательщика и объекта налогообложения в АИС.

2.2. В случае отсутствия в АИС сведений о налогоплательщике, указанных в Заявлении и (или) Уведомлении, налоговый орган (отличный от налогового органа по месту жительства физического лица) сообщает об этом в налоговый орган по месту жительства физического лица для проведения в установленном порядке учетных действий/уточнения сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) в отношении данного физического лица.

2.3. В налоговом органе по месту жительства физического лица необходимо:

б) проконтролировать наличие соответствующих сведений в ЕГРН.

2.4. В случае отсутствия сведений об объекте либо несоответствия данных об объекте налогообложения, имеющихся в АИС и указанных в Заявлении и (или) Уведомлении, налоговый орган направляет запрос в регистрирующие органы (организации) в соответствии с пп. 4, 13 ст. 85 НК РФ.

2.5. В случае получения подтверждающего ответа от регистрирующих органов (организаций) налоговым органом проводится работа по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения объекта налогообложения (если постановка на учет не была произведена ранее).

2.6. В случае отсутствия в регистрирующих органах (организациях) сведений об объекте налогообложения, указанном в Заявлении и (или) Уведомлении, налоговый орган направляет налогоплательщику письмо о не подтверждении сведений о соответствующих объектах налогообложения с указанием реквизитов ответа регистрирующего органа (организации).

2.7. В случае, если в налоговом органе отсутствуют документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, отмеченную в Заявлении (за исключением заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения), в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в Заявлении (за исключением заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения), запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Направление запроса осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня получения Заявления.

В случае, если в налоговом органе отсутствуют документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, указанного в заявлении о гибели или уничтожении объекта налогообложения, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Направление запроса осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня получения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения. Для направления запроса может использоваться типовая (рекомендуемая) форма запроса налогового органа в орган и иному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (приложение N 2).

В целях реализации вышеизложенных положений целесообразно использовать типовые (рекомендуемые) формы документов, направленные письмом ФНС России от 12.10.2017 N БС-4-21/20636@ "О порядке подтверждения права физического лица на налоговые льготы по налогам на имущество".

2.8. Информирование налогоплательщика о результатах рассмотрения Заявления и (или) Уведомления осуществляется с учетом указанного (выбранного) им в соответствующем документе способа информирования.

3. Ведение журнала учета Уведомлений о выбранных земельных участках

3.1 - 3.2. Утратили силу. - Письмо ФНС России от 19.04.2019 N БС-4-21/7479@.

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Читайте также: