Имущества это отчуждение имущества физических лиц в порядке погашения недоимок по налогам

Обновлено: 29.04.2024

Правила взыскания налоговой задолженности

По действующему правилу (п. 3 ст. 46 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится 2 месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). При этом срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

С апреля 2020 года данное решение налоговики будут принимать, только если общая сумма налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащая взысканию, превысит 3 000 руб., поскольку именно с 01.04.2020 начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащей взысканию, такая сумма превысит 3 000 руб., то решение о взыскании будет принято в течение 2 месяцев со дня превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным. Это общее правило.

Но из него есть исключение. Если в течение тех же 3 лет сумма задолженности так и не превысит 3 000 руб., то решение о ее взыскании ИФНС примет в течение 2 месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока. Причем независимо от суммы задолженности.

Симметричные поправки внесены в п. 1 ст. 70 НК РФ. Сейчас в нем сказано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Но если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, менее 500 руб., то требование должно быть направлено не позднее 1 года со дня выявления недоимки. С 01.04.2020 сумма 500 руб. будет действовать только в отношении обычных граждан. А для ИП и юридических лиц данная сумма увеличена до 3 000 руб.

Кроме того, с 01.01.2020 будет действовать новый пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ. Из него следует, что в случае совершения налоговым агентом ошибки при удержании налога ответственность за эту ошибку будет нести не налогоплательщик, а налоговый агент. Последний должен будет уплатить со своего счета сумму недоимки, которая возникла по его вине. С момента предъявления налоговым агентом поручения в банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке на счете на день платежа) обязанность по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной.

Порядок взыскания с налогоплательщика недоимки свыше 1 млн руб.

Налоговики с 01.04.2020 смогут использовать дополнительные инструменты для взыскания недоимки, величина которой превышает 1 млн руб.

Во-первых, у них появится право на осмотр (на основании соответствующего постановления должностного лица ИФНС) территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, не исполнившего в 10-дневный срок решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 руб., принятое налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Это право определено новым абзацем п. 1 ст. 92 НК РФ.

Во-вторых, налоговики получат возможность истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При неполучении в установленные сроки документов или информации налоговый орган получает право истребовать их у иных лиц. Об этом сказано в новом п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ.

Общие правила зачета налоговой переплаты

В настоящее время п. 1 ст. 78 НК РФ разрешает зачесть переплату по налогу только в счет налога того же вида. То есть федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные – по региональным, местные – по местным. Также есть п. 6 ст. 78 НК РФ, в котором сказано, как можно вернуть излишне уплаченные налоги при наличии у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Сначала налоговики засчитывают переплату в счет недоимки по налогам того же вида, соответствующим пеням и штрафам. И только после этого зачета производится возврат оставшейся части налоговой переплаты. Что касается излишне взысканной налоговой суммы, ее возврат возможен лишь при отсутствии недоимки по налогам того же вида. Это предусмотрено п. 1 ст. 79 НК РФ.

С 01.10.2020 указанные правила перестанут действовать.

Переплату можно будет зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога (например, излишне перечисленный НДС можно будет зачесть в счет недоимки по земельному налогу и наоборот).

Изменится и порядок возврата переплаты: как и сейчас, ИФНС сначала зачтет переплату в счет недоимки и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернет налогоплательщику. Но при зачете ИФНС спишет переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. А возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Отдельные налоги будут засчитываться по особым правилам

Кроме того, уточнен порядок зачета и возврата налоговой переплаты в ситуации, когда перед принятием такого решения налоговики проводят камеральную проверку.

По общему правилу решение о зачете или возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней после получения от налогоплательщика соответствующего заявления или подписания акта сверки – п. 4, 5 и 8 ст. 78 НК РФ.

В случае проведения камеральной проверки эти сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса. Это установлено новым п. 8.1 названной статьи, который начал действовать с 29.10.2019.

Правила предоставления рассрочки по уплате налогов

Как известно, налогоплательщик в силу пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если не имеет возможности сразу выплатить все суммы, начисленные ему в результате налоговой проверки. И в настоящее время данную рассрочку можно получить, если сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

С 01.04.2020 правила предоставления рассрочки изменятся. В пункте 5.1 ст. 64 НК РФ появятся новые абзацы, где сказано, что рассрочка может быть получена по указанному основанию:

на 1 год – если сумма налоговых платежей, подлежащая уплате по результатам налоговой проверки, составляет менее30% выручки от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения налоговиков по результатам такой проверки;

на 3 года – если сумма налоговых платежей составляет 30% выручки и более.

В первом случае решение об отсрочке примет ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, во втором – ФНС (п. 1 ст. 63 НК РФ).

И еще одно важное новшество предусмотрено новым абзацем п. 4 ст. 64 НК РФ. В случае предоставления налогоплательщику на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ рассрочки по уплате налога на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период рассрочки.

Обеспечительные меры

В настоящее время залог имущества согласно п. 2 ст. 73 НК РФ может возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.

Однако с 01.04.2020 появится исключение из этого правила – см. новый п. 2.1 названной статьи. Он касается принудительногозалога, который будет возможен в случае:

или неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

или вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков, имущество, в отношении которого применен залог или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признается последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с Гражданским кодексом, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Указанный залог подлежит регистрации по правилам Гражданского кодекса.

И еще. Начиная с 01.04.2020 налоговый орган может по просьбе налогоплательщика заменить арест его имущества не только на залог имущества, но и на банковскую гарантию (выдаваемую по правилам ст. 74.1 НК РФ), и на поручительство третьего лица (выдаваемое по правилам ст. 74 НК РФ). Причем поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ. Все эти новшества предусмотрены новой редакцией п. 12.1 ст. 77 НК РФ.

  • о принятых ИФНС решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ;

  • о принятых ИФНС обеспечительных мерах, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ;

  • об отмене либо о прекращении действия вышеназванных решений;

  • об имуществе, в отношении которого ИФНС вынесено соответствующее решение.

Такие сведения согласно новому пп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ не подпадают под режим налоговой тайны.

МФЦ – теперь полноправный посредник в налоговых правоотношениях

В Налоговом кодексе появились нормы, которые определяют порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через МФЦ. Соответственно, новой редакцией п. 4 ст. 30 НК РФ (действует с 20.10.2019) предусмотрена обязанность налоговых органов по взаимодействию с МФЦ.

Через МФЦ можно будет подать следующие документы*

Через МФЦ можно будет получить следующие документы**

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020):

– заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета;
– уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам);
– уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
– документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 4 ст. 52 НК РФ (действует с 29.10.2019) – налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ (действует с 29.10.2019) – документы о предоставлении льготы по транспортному налогу

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020) – свидетельство о постановке на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 391 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет

Согласно новой редакции п. 8 ст. 31 НК РФ (действует с 29.10.2019):

– документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физлицами в ИФНС через МФЦ (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица);
– документ, содержащий сведения о физлице, которые составляют налоговую тайну (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица)

Согласно новой редакции п. 7 ст. 407 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранных объектах обложения НДФЛ, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

* Датой представления документа будет считаться день, когда этот документ поступил в МФЦ. Этот день фиксируется в расписке или ином документе, подтверждающем факт представления документа (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ действует с 29.10.2019).

** Датой получения перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в МФЦ (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ действует с 29.10.2019).

Постановка на налоговый учет граждан, не имеющих прописки

Согласно новому п. 7.4 ст. 83 НК РФ (действует с 01.04.2020) постановка на налоговый учет иностранных граждан, лиц без гражданства, у которых нет ни места жительства, ни места пребывания, ни недвижимости, ни транспорта, является обязанностью тех компаний или ИП, у которых работают эти граждане. Если подобный гражданин трудится сразу у нескольких работодателей, то он подлежит постановке на налоговый учет на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, то есть сведений из форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Порядок снятия указанных граждан с налогового учета определен новым п. 5.7 ст. 84 НК РФ – это произойдет автоматически после того, как ИФНС не получит от организации сведений о таких гражданах. При этом работодателя о снятии их с учета уведомлять не будут.

НК РФ Статья 73. Залог имущества

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть обеспечена залогом.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем либо на основании закона в случае, предусмотренном пунктом 2.1 настоящей статьи.

При оформлении договора залога залогодателем может быть как сам налогоплательщик, плательщик сбора или плательщик страховых взносов, так и третье лицо.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с настоящим Кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 настоящего Кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в настоящем пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

Залог, возникающий в соответствии с настоящим пунктом в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, признается последующим залогом.

Залог в соответствии с настоящим пунктом не возникает в отношении имущества, находящегося к моменту наступления указанных в настоящем Кодексе обстоятельств, влекущих возникновение залога, в залоге у третьих лиц, если по правилам гражданского законодательства Российской Федерации передача такого имущества в последующий залог не допускается.

В случае возникновения залога у налогового органа на основании закона предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации последствия залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Залог, возникающий в соответствии с настоящим пунктом, подлежит государственной регистрации и учету в соответствии с правилами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

3. При неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) обязанности по уплате причитающихся сумм налога (сбора, страховых взносов) и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

5. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

6. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

7. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов в крупном или особо крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются.

Комментарий к абз. 1 пункта 22

1. Ст. 199.2 УК РФ четко определяет, что данное преступление воспрепятствует взысканию недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. [22.1]

Согласно ст. 11 НК РФ, недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Пени и штрафы в состав недоимки не включаются. [22.2]

Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, содеянное им подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 198 или статьей 199 УК РФ и статьей 199.2 УК РФ.

Комментарий к абз. 2 пункта 22

1. Данный абзац основан на тех же идеях и подходах, на которых базируется п. 20 комментируемого постановления (см. комментарий к п. 20 постановления). [22.3]

О совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ и ст.ст. 198 или 199 УК РФ можно говорить в том случае, когда в целях избежания взыскания недоимки лицо проводит какие-то хозяйственные операции без отражения их на счетах бухгалтерского учета и в отчетности и без зачисления средств на банковский счет. [22.4]

В таком случае лицо одновременно скрывает средства от изъятия в погашение недоимки, возникшей в предшествующих периодах, и уклоняется от уплаты налогов за текущий период. [22.5]

В данной ситуации последовательность явлений такова: сначала возникла недоимка, а затем совершено и сокрытие имущества, и уклонение от уплаты налогов. [22.6]

2. В другой последовательности – сначала совершено уклонение от уплаты налога, а затем сокрытие имущества – о совокупности преступлений можно говорить в ситуации, когда сокрытие имущества совершено для уклонения от погашения той самой недоимки, за которую лицо привлекается к ответственности по ст. ст. 198 или 199 УК РФ. [22.7]

3. Сокрытие денежных средств или имущества само по себе не свидетельствует о наличии умысла на уклонение от уплаты налогов. Необходимо устанавливать наличие тех признаков состава преступления, которые установлены ст.ст. 198 , 199 УК РФ. [22.8]

В тех случаях, когда лицо совершает в крупном или особо крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в виде приостановления операций по счетам (статья 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (статья 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований квалифицируются по части 1 статьи 312 УК РФ.

Комментарий к абз. 3 пункта 22

1. НК РФ предусматривает ряд обеспечительных мер во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика, банковская гарантия (ст. 72 НК РФ). [22.9]

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается налоговым органом в случае неисполнения налогоплательщиком ранее направленного ему требования о погашении недоимки (п. 2 ст. 76 НК РФ). [22.10]

Арест имущества применяется после принятия налоговым органом решения о взыскании налога (ч. 3 ст. 77 НК РФ). Такое решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (ч. 3 ст. 46 НК РФ). [22.11]

Определяющими факторами для возбуждения уголовного преследования по ст. 199.2 УК РФ является вручение налогоплательщику требования об уплате налога и истечение указанного в нем срока. [22.12]

Поэтому действия вопреки обеспечительным мерам, принятым по факту неисполнения требования, ничего не добавляют для квалификации деяния. Не являются эти действия и самостоятельным преступлением. [22.13]

2. Этот абзац еще раз демонстрирует позицию ВС РФ, что сокрытию денежных средств или имущества должны предшествовать активные действия налогового органа, принятие им определенных решений; сокрытие – противодействие законным действиям налогового органа, предпринятым во исполнение полномочий, предоставленных НК РФ (ст. 46, 47, 48, 69, 72-77 НК РФ). [22.14]

3. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. [22.15]

При этом следует учитывать, что расходные операции не проводятся в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Иными словами, остаток средств на счете не может быть меньше этой суммы. Возможны расходные операции, не приводящие к снижению необходимого остатка. [22.16]

Но для ряда операций и это ограничение не применяется (см. абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ). [22.17]

Решение налогового органа о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). [22.18]

Умышленное нарушение банковским служащим этих правил, т.е. проведение расходных операций по счету, приводящих к снижению остатка средств на счете ниже указанного инспекцией условия (если только речь не идет об операции из перечня разрешенных) составляет самостоятельное должностное преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 312 УК РФ. [22.19]

ВС РФ не находит оснований для привлечения банковского служащего к уголовной ответственности по ст. 199.2 УК РФ за соучастие в сокрытии денежных средств. [22.20]

Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является оно индивидуальным предпринимателем или нет) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (подпункт 4 пункта 5 статьи 48 НК РФ, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), состава преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, не образует.

Комментарий к абз. 4 пункта 22

1. Закон запрещает обращать взыскание недоимки за счет имущества физических лиц, предназначенного для повседневного личного пользования семьи (пп. 4 п. 5 ст. 48 НК РФ). [22.21]

Перечень видов такого имущества установлен ст. 446 ГПК РФ. [22.22]

Следовательно, никакие операции с таким имуществом в принципе не могут расцениваться как сокрытие имущества, за счет которого должна быть взыскана недоимка. [22.23]

ВС РФ не точен, говоря о сокрытии такого имущества. [22.24]

2. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, может быть только физическое лицо – индивидуальный предприниматель или должностное лицо организации, в адрес которых направлено требование об уплате налога. [22.25]

Самостоятельные действия членов семьи предпринимателя - недоимщика по распоряжению имуществом, за счет которого может погашаться недоимка, не могут квалифицироваться по ст. 199.2 УК РФ. [22.26]

Если недоимка компании взыскивается в порядке субсидиарной ответственности с физического лица, то действия физического лица с собственным имуществом также не попадают под действие ст. 199.2 УК РФ, поскольку в ней говорится только о сокрытии имущества организации или индивидуального предпринимателя. [22.27]

Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

Что такое срок исковой давности по налогам

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК . При нарушении установленных периодов уплачивается пеня ( ст. 75 НК ).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК , в налоговой сфере не применяется.

Срок давности по налогам физических лиц

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше). Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК . Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 - 47 НК . Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств. Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Давность по налоговым нарушениям

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120 , 122 НК .


12 января Федеральная налоговая служба России направила в свои территориальные органы для сведения и использования в их работе письмо, в котором разъясняется порядок применения выводов, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П.

КС РФ счел оспариваемые законоположения соответствующими Конституции, но при этом разъяснил их конституционно-правовой смысл, в частности, указав на недопустимость двойного взыскания налоговых недоимок.

В ситуации, когда уголовное дело в отношении физического лица прекращено по нереабилитирующим основаниям, и налоговый орган предъявляет к такому лицу в суд иск о возмещении вреда в порядке ст. 1064 ГК РФ, основания для привлечения к деликтной ответственности устанавливаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на то, что выводы КС РФ о необходимости доказывания состава гражданско-правового нарушения и дополнительного исследования всех обстоятельств относительно деликта в отдельном судебном процессе не распространены на случаи разрешения вопроса о гражданском иске одновременно с вынесением в отношении физического лица приговора, а также наличия вступившего в силу приговора суда. В данном случае действуют нормы о преюдициальном характере установленных приговором обстоятельств.

Указывается, что особое внимание с учетом позиции КС РФ необходимо уделять доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физического лица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия. Поскольку Судом не рассматривалась конституционность п. 2 ст. 1064 ГК РФ и ранее им высказывалась позиция об отсутствии оснований для признания его положений нарушающими конституционные права граждан, в гражданских исках налоговым органам необходимо указывать на презюмирование вины причинителя вреда, поскольку в силу указанной нормы бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика.

В письме подчеркивается, что необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере: один раз – с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй – с физического лица в порядке гражданского законодательства. Также ФНС указывает, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

По словам Валентина Моисеева, главные тезисы, которые доносит ФНС до территориальных инспекций, – это презумпция вины физического лица, к которому налоговый орган предъявляет иск о возмещении вреда, причиненного налоговым преступлением, и утверждение о том, что размер возмещаемого ущерба не подлежит снижению, вопреки позиции Конституционного Суда, с учетом его имущественного положения.

Адвокат также отметил позицию ФНС о том, что ущерб подлежит взысканию с причинителя вреда даже в случае, если не доказано его обогащение в результате налогового преступления, а сам факт обогащения налоговые инспекции должны доказывать практически любыми косвенными признаками, в том числе увеличением благосостояния родных.

Как пояснил Валентин Моисеев, столь жесткий подход ФНС не является новостью – ранее налоговая служба уже ориентировала нижестоящие инспекции на максимально активное взыскание налоговых недоимок с контролирующих лиц, но в рамках банкротных процедур и субсидиарной ответственности (Письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-18/16148@).

Читайте также: