Имеет ли право налоговая войти в квартиру

Обновлено: 19.05.2024

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Камеральная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас 🙂

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

!Вывеска на здании Федеральной налоговой службы в Москве
!Вывеска на здании Федеральной налоговой службы в Москве

МОСКВА, 9 апр — ПРАЙМ. Всех теневых наймодателей жилых помещений всегда интересовал вопрос о том, может ли налоговая инспекция прознать о доходах собственника при сдаче квартиры в аренду, а также что будет, если о скрытых заработках станет известно чиновникам. Об этом рассказывает агентству "Прайм" адвокат Олег Сухов.

"За неуплату налогов от сдачи квартиры в аренду, составляющих 13% от суммы этой самой аренды, придется единовременно заплатить не только весь налог за последние три года, но и штраф в размере 20% от суммы задолженности", — предупреждает сразу эксперт.

Риэлтор показывает дом

Риелтор рассказала, у кого нельзя снимать квартиру даже по низкой цене

Однако насколько реальны риски быть пойманным за руку, и как сотрудники налоговой службы способны отследить незаконную деятельность по неуплате налогов?

Конечно, никто из чиновников налоговой инспекции по домам не ходит и арендаторов не отлавливает. "Этим обязаны заниматься участковые полицейские, которые наделены правом составлять акты нахождения в квартире нанимателей, фиксировать договоры аренды или найма жилых помещений, брать письменные объяснения в подтверждении платной аренды недвижимости", — указывает юрист.

Затем участковые направляют документы либо непосредственно в налоговые службы, либо в другие органы государственной, муниципальной или местной власти. Например, в некоторых районах Москвы сбором подобной информации занимаются управы, получающие от участковых соответствующие сведения, которые в последующем и передают ее в налоговые службы.

Однако не только они выявляют теневую сдачу квартир в аренду. Налоговые службы и сами способны устанавливать как факты заключения договоров аренды, так и оплаты по ним.

Договоры аренды или найма налоговые органы запрашивают в Росреестре. Если оформлены они сроком более, чем на год, то регистрируются они в указанном органе.

Получив договоры, чиновники налоговых инспекций определяют предшествующий период найма помещений и ежемесячные суммы платежей по аренде, что дает возможность посчитать и размер налога на доход, и штраф за его неуплату. Требования об их погашении направляются неплательщикам для исполнения в добровольном порядке. "И если они не исполняются, налоговая обращается в суд за получением судебного приказа или решения о взыскании", — поясняет адвокат.

Жилые кварталы Северного Тушино.

Эксперт назвал покупку квартиры для сдачи в аренду ошибочным решением

По указанным судебным актам присужденная задолженность списывается через банки, где у должников имеются средства. Если долг окажется значительным, не исключено наложение ареста и на саму сдаваемую недвижимость.

"Другим способом выявления недекларированных доходов от сдачи квартир в наем, является проверка банковских счетов физлиц, куда ежемесячно и постоянно поступают одни и те же суммы, как правило, от одних и тех же плательщиков", — указывает Сухов.

Такая регулярность доходов по банковским картам фиксируется налоговыми инспекторами. Дальше начинается проверка источника дохода, его сумм и количества переводов, для чего налоговая может запросить информацию, как у получателей денег, так и у лиц, переводивших средства. И те, и другие должны отчитаться, в том числе с предоставлением документов и объяснений, в связи с чем осуществлялись платежи, и почему по ним не платились налоги, если речь идет об арендной плате.

"За неуплату налогов от сдачи квартиры в аренду предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ). Однако, чтобы "попасть под статью", нужно уклоняться от налогов на протяжении трех лет, при этом сумма неуплаченного налога в месяц не должна быть менее 75 тысяч рублей. Срок неуплаты может быть и более коротким, если размер скрытого налога будет превышать семьдесят пять тысяч рублей в месяц", — резюмировал эксперт.

Владельцы комнат, квартир, домов и земли могут вернуть часть суммы, которую потратили на покупку своей недвижимости. Для этого нужно оформить имущественный налоговый вычет. Правда, получить его могут не все и не всегда. Рассказываем об особенностях получения имущественного вычета, которые вы могли не знать.

Налоговый вычет — это возможность компенсировать часть расходов на покупку недвижимости, лечение, образование, благотворительность, инвестиции и ещё в некоторых жизненных ситуациях. Он позволяет вернуть деньги, которые вы ранее уплатили государству в качестве налога.

Речь идёт о 13% НДФЛ, что ежемесячно удерживаются с вашей зарплаты в бюджет. Вернуть в виде вычета можно как раз ту сумму, которую вы перечислили государству, но не больше установленных лимитов.

Получается, что сумма возврата напрямую зависит от размера вашего дохода. Например, ваш доход за год составил 1 миллион ₽. Значит, к возврату полагается 130 тысяч ₽ (1 000 000 * 13% = 130 000). Но здесь есть несколько важных особенностей.

1. Сотрудникам с серой зарплатой налоговый вычет не сделают

Получить налоговый вычет можно и с доходов от сдачи квартиры в аренду (например, вы официально не трудоустроены и живёте на доход от сдачи квартиры). Правда, только в том случае, если вы официально сдаёте квартиру и платите налог с доходов от этого в размере 13%.

2. Вычет за покупку недвижимости и вычет за проценты по ипотеке — это два разных вычета

Вернуть деньги можно не только за покупку недвижимости, но и за проценты по ипотеке, если жильё было куплено в кредит. Правда, и в том, и в другом случае есть лимит — максимальная сумма, с которой можно получить вычет.

То есть, как объясняет эксперт, при покупке недвижимости государство вернёт максимум 13% от 2 миллионов ₽ — это 260 тысяч ₽, а с уплаченных процентов по ипотеке максимум возможно получить 13% от 3 миллионов ₽ — это 390 тысяч ₽. При этом вычет нельзя получить с суммы основного долга по кредиту. В расчёт идут только проценты, которые вы заплатили. Основанием для вычета по ипотеке является справка по форме банка об уплаченных процентах.

Причём для возврата ипотечных процентов не нужно ждать полного погашения кредита. Вы можете оформлять возврат НДФЛ по окончанию каждого года их уплаты.

«Если вы приобрели квартиру стоимостью 1 300 000 ₽, государство вам вернёт 13% с этой суммы, то есть 169 000 ₽ (1 300 000 * 13% = 169 000).

Найти ипотеку с низкой ставкой

3. Имущественный вычет не сгорает

Если вы купили квартиру, но в последние годы нигде не работали, то можете получить вычет позже. Подать документы на имущественный вычет можно в любое время. Это касается временно безработных и женщин в декрете, например. Правда, оформить вычет можно будет не сразу, а спустя хотя бы год после того, как появится налогооблагаемый доход — если делать вычет вы планируете через налоговую.

Есть другой способ — получить вычет через работодателя. В этом случае вам нужно обратиться в налоговую инспекцию за уведомлением, в котором будет подтверждено ваше право на вычет и указана его сумма. Отнесите его работодателю, и он перестанет удерживать с вашей зарплаты 13% НДФЛ, пока не будет выбрана вся сумма вычета. То есть ваша зарплата временно вырастет на 13%, пока не израсходуется вся сумма положенного вам вычета. Подробная инструкция — в этой статье.

Если у вас в собственности уже давно имеется квартира, но вы не знали о существовании налогового вычета и не получали его ранее, его можно оформить сейчас.

Вычет можно оформить только с дохода за три последних года. Например, в 2021 году можно получить вычет с дохода, заработанного в 2020, 2019 и 2018 годах (так как 2021 год ещё не закончился).

4. Налоговый вычет нельзя получить повторно

Имущественный вычет даётся раз в жизни. Получить его повторно нельзя. Это касается как вычета за покупку недвижимости, так и вычета за проценты по ипотеки.

5. Имущественный вычет можно получить с нескольких квартир

Этот пункт относится исключительно к налоговому вычету при покупке недвижимости. Вычет за проценты по ипотеке можно получить только за один объект недвижимости.

Ещё нужно иметь в виду, что до 2014 года действовали другие правила получения имущественного вычета: лимит — 2 миллиона ₽ и только на один объект (например, квартиру или дом), обращает внимание эксперт. По новым правилам, с 1 января 2014 года лимит имущественного вычета также составляет 2 миллиона ₽, но получить его можно с нескольких объектов недвижимости, пока не будет исчерпана вся сумма.

6. Имущественный вычет можно получать частями

Налоговый вычет с покупки квартиры и с процентов по ипотеке можно получать в течение нескольких лет. По словам Милы Мельниковой, это актуально для тех, у кого небольшая заработная плата.

7. Вычет могут получить и пенсионеры

Пенсионеры могут вернуть налоги, уплаченные за три года, предшествующих тому, в котором они стали собственниками квартиры. В то время как срок возврата у работающего человека — только год.

Например, вы не пенсионер и купили квартиру в 2021 году. Вы сможете вернуть налог только начиная с 2021 года (документы нужно подать в 2022 году, но за 2021 год).

Если вы пенсионер и купили квартиру в 2021 году, то вы сможете единовременно вернуть налоги, уплаченные ещё и в 2020, 2019 и 2018 годах. Конечно, если в этот период с заработанных денег делались отчисления в налоговую.

8. На налоговый вычет имеют право оба супруга

Если недвижимость куплена в браке, то оба супруга имеют право на налоговый вычет за покупку недвижимости и по процентам за ипотеку.

Примеры расчётов:

1. Муж и жена купили квартиру в 2018 году за 4 000 000 ₽ (уточняем год, так как до 2014 года действовали другие правила возврата налога). Супруги решили вдвоём получить имущественный налоговый вычет в пропорции 50 на 50. В этом случае им не нужно подавать соглашение о распределении расходов, налоговая сама их поделит пополам. И муж, и жена получат налоговый вычет в максимальном размере с 2 000 000 ₽, каждому вернут по 260 000 ₽.

2. Супруги приобрели квартиру стоимостью 3 000 000 ₽ в 2018 году. В этом случае один из супругов может заявить на вычет с 2 000 000 ₽ и получить максимальные 260 000 ₽, а второй может получить вычет с 1 000 000 ₽ — это 130 000 ₽. Правда, им нужно будет обязательно подать в налоговую соглашение о распределении вычета.

При этом у второго супруга останется право подать на вычет с оставшегося миллиона рублей при покупке любой другой жилой недвижимости или земли.

9. Налоговый вычет можно оформить за ремонт

Налоговое законодательство позволяет также вернуть часть денег, потраченных на ремонт. Речь идёт именно о ремонтных работах. За покупку мебели вернуть налоги не получится.

С помощью вычета можно возместить:

  • затраты на составление проектной и сметной документации;
  • расходы на покупку стройматериалов и материалов для отделки;
  • траты на услуги ремонтной бригады;
  • подключение дома к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание их автономных источников.

Получить вычет за оплату работы строительной бригады можно лишь том случае, если с ними был заключён официальный договор. В нём должны быть прописаны все услуги и обозначены цены за них.

При покупке стройматериалов важно сохранять все чеки. В каждом чеке должен быть прописан весь перечень приобретённых материалов, а не только общая сумма затрат.

И самое главное условие: в договоре купли-продажи квартиры или дома должно быть обязательно прописано, что недвижимость продаётся в состоянии незавершённого строительства или без отделки. В противном случае получить налоговый вычет за отделку жилья у вас не получится.

Сумма возврата за ремонт учитывается в лимите в 2 миллиона ₽. Если приобретённая квартира стоит больше 2 миллионов ₽, то расходы по ремонту уже нельзя включить в вычет.

10. Налоговый вычет можно оформить за землю под домом

Если вы решили построить дом или купить готовый, оформить возврат НДФЛ можно не только от стоимости самого жилого объекта, но также и со стоимости купленной земли.

11. При покупке апартаментов имущественный вычет не положен

Юридически апартаменты — это нежилые помещения, а значит, имущественный вычет при их покупке получить невозможно. Он распространяется только на жилые объекты.

12. За покупку квартиры у родителей вычет не сделают

А также за покупку квартиры у детей, жены или мужа, брата или сестры, опекуна или подопечного и даже работодателя. То есть у взаимосвязанных лиц, которые могут повлиять на цену сделки. В этом случае вычет вам не одобрят.

13. Вычет нельзя получить с материнского капитала и других денег от государства

Вычет дают только в сумме фактически подтверждённых расходов. Материнский капитал, например — это не ваш расход, из своего бюджета вы деньги не тратили.

В этом случае вычет налоговая инспекция одобрит только на ту сумму, которая была потрачена на покупку жилья помимо субсидии.


Читайте по теме:

Например, семья купила квартиру стоимостью 2 000 000 ₽ с использованием средств материнского капитала — 450 000 ₽.

Получается, что из своих сбережений на покупку этой квартиры семья потратила 1 550 000 ₽. Эту сумму супруги и могут заявить как имущественный вычет при покупке недвижимости. Они получат 201 500 ₽ (1 550 000 * 13% = 201 500).

Как получить имущественный налоговый вычет

Оформить имущественный вычет можно через налоговую инспекцию или через работодателя. Какой способ вы бы ни выбрали, сначала проверьте, имеете ли вы вообще право на налоговый вычет.

Для этого должны совпадать следующие условия:

  • вы являетесь резидентом РФ;
  • вы официально трудоустроены и имеете доход, облагаемый НДФЛ;
  • купленная вами недвижимость находится на территории России;
  • недвижимость оформлена в собственность или имеется акт приёма-передачи для новостройки.


Читайте по теме:

Чтобы воспользоваться возможностью получения вычета в упрощённом порядке, нужно дождаться, когда вам придёт предзаполненное заявление от ФНС. Если вы не хотите этого ждать, то придётся подавать документы и заполнять декларацию. Как это сделать, можно прочитать в нашей статье.

Визит в налоговую не всегда ограничивается дачей объяснений. Если инспекция установит, что расходы лица превышают доходы, ему могут начислить НДФЛ. Правомерны ли такие действия ФНС? Как действовать, если пришла повестка с вызовом в налоговую? Чем обернется игнорирование вызова?

Откуда у налогового органа информация о покупках?

Если гражданин приобрел земельный участок, квартиру, автомобиль, требуется государственная регистрация имущества. Сведения о факте регистрации могут быть переданы в ФНС государственными структурами, обладающими такими данными.

Еще с 2015 года ФНС активно используется централизованная федеральная база данных, в которой содержатся сведения об объектах недвижимости и транспорте, а также записи о фактах владения объектами собственности.

Основания для вызова

Требования ФНС объяснимы, если гражданин заявлял налоговый вычет, или подавал декларацию 3-НДФЛ. Однако вызовы приходят и тем, кто не сдавал декларацию и не обращался за вычетом. Правомерны ли такие действия?

Инспекторы объясняют направление повестки тем, что согласно статьям 31 и 90 НК РФ они имеют право вызывать любого плательщика налога для объяснений, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, либо на допрос в качестве свидетеля. В повестках не всегда указывается конкретная цель вызова.

Явка обязательна?

Если ФНС вызывает на допрос в качестве свидетеля, придет повестка.

Согласно статье 128 НК РФ, за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Следовательно, если налогоплательщик не явится по повестке, ему придется доказать, что на это были уважительные причины. К таким причинам, согласно статье 90 НК РФ относятся болезнь, старость, инвалидность. Должностное лицо налогового органа может признать уважительными и другие причины неявки.

К допросу налогового инспектора лучше подготовиться с помощью юристов по налоговому праву.

В налоговой инспекции с налогоплательщиком проводится беседа. Инспектор вправе задавать любые вопросы по ситуации, из-за которой гражданина вызвали.

В любом случае, перед допросом, или дачей пояснений, гражданину стоит проконсультироваться с юристом и получить конкретные рекомендации. Этот шаг поможет подготовиться к визиту и выиграть время. Во многих случаях юристы сами созваниваются с инспекторами, узнают причину вызова, откладывают при необходимости встречу и направляют письменные ответы, если инспекторы намеренно или нечаянно вышли за рамки своих полномочий.

Неявка в инспекцию лишает гражданина возможности дать пояснения и доказать, что неправомерных действий он не совершал. Если разговор с инспектором не состоится, причина вызова так и останется невыясненной. В результате неявки налогоплательщик может получить от ФНС требование об уплате налога и соответствующих пени.

Таким образом, игнорирование вызова налогового органа грозит гражданину санкциями, поэтому лучше не рисковать, и явиться по повестке или уведомлению.

Как вести себя в инспекции?

В настоящее время распространена практика, когда граждан вызывают для дачи пояснений и при наличии неподтвержденного дохода предлагают заполнить декларацию, или скорректировать имеющуюся, и уплатить налог 13% от стоимости покупки. Поэтому при наличии документации, подтверждающей доходы для приобретения имущества, ее лучше предоставить инспектору.

Если вызвали на допрос, давать объяснения придется, так как за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, или дачу заведомо ложных показаний согласно статье 128 НК РФ предусмотрен штраф в размере 3 000 рублей.

Несмотря на достаточно широкий круг тем и вопросов, которые могут поднять налоговики, есть ряд универсальных правил, которым лучше следовать, если Вы хотите избежать в дальнейшем претензий.

1. Подготовьтесь к допросу.
Перед походом в налоговую инспекцию лучше заранее хорошо продумать ответы. Как правило, инспекторов интересуют источники происхождения денежных средств и их документальное подтверждение. Если доходы не были задекларированы, то необходимо объяснить почему. Например, если Вы получили денежные средства в дар, то полученная сумма не подлежит декларированию, а налог с нее не подлежит оплате.Нередко налоговики задают один и тот же вопрос, использую разные формулировки. Тем не менее, придерживайтесь заранее намеченного плана и настаивайте на своей позиции.

2. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации.
Следует помнить, что налоговые органы часто используют допрос свидетеля как способ оказать психологическое давление. Все заявления о грозящей Вам ответственности зачастую не более, чем попытка добиться от Вас нужных показаний. Не торопитесь отвечать на вопросы, тщательно продумывайте ответ, прежде чем его озвучить.

4. Перед подписанием протокола допроса внимательно его изучите.
По итогам допроса налоговый инспектор должен составить протокол. Внимательно прочтите этот документ и проверьте, что протокол не содержит искажений. Если Вы обнаружите, что Ваши показания записаны не совсем верно либо могут быть истолкованы двояко, не бойтесь попросить переписать спорные моменты. Только когда Вы убедитесь, что в протоколе все изложено верно, подписывайте его и не забудьте получить копию.

5. Возьмите с собой на допрос налогового адвоката.
Во-первых, это придаст Вам уверенности на допросе. Во-вторых, адвокат поможет Вам подготовиться к процедуре. В-третьих, он проверит правильность оформления протокола допроса.

Важно помнить о праве каждого гражданина не свидетельствовать против себя и своих близких согласно статье 51 Конституции РФ. Отказ от объяснений в этих случаях не повлечет санкций, что подтверждается и разъяснениями ФНС(п. 5 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Однако, отказ свидетеля отвечать абсолютно все вопросы инспектора может быть призван неправомерным и в этом случае гражданина могут оштрафовать на 3000 рублей по статье 128 НК РФ.

Учитывая сказанное, рекомендуем не игнорировать вызовы в инспекцию, а тщательно к ним готовиться, в том числе с помощью профессиональных юристов. Очень важно внимательно изучать документы, которые инспектор предлагает для ознакомления и подписи. Любые замечания к протоколу необходимо письменно фиксировать.

Читайте также: