Имеет ли право налоговая сообщать о задолженности работодателю

Обновлено: 01.05.2024

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях."

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Вызвали в налоговую на допрос – последнее время этой фразой трудно кого-либо удивить. Налогоплательщиков и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на допросе и что будет тем, кто не придет.

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

103.jpg
Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

38.jpg
Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Долженко Д.А.

Налоговая задолженность сотрудников

Казалось бы, какое отношение работодатели имеют к налоговой задолженности, которая образовалась по вине самого работника? Но, по мнению налогового органа, работодатель имеет к этому самое прямое отношение. Дело в том, что взыскание налогов налоговым органом производится в том числе с привлечением работодателя.

Налоговые долги сотрудников могут образоваться по различным причинам: сотрудники могут не платить имущественные налоги, транспортный налог. Также у сотрудников может образоваться задолженность по НДФЛ, например, в отношении доходов от сдачи в аренду имущества, при оплате работнику заработка за время вынужденного прогула, а также в связи с получением дивидендов.

Чаще всего у работников возникает задолженность по следующим видам налогов:

  • транспортный;
  • земельный;
  • налог на имущество физических лиц.

И в этом случае используется следующий алгоритм взыскания задолженности.

Алгоритм взыскания задолженности

После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган до формирования списков информирует должника посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности

После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, налоговый орган информирует работодателя

Подобный порядок сформулирован в письме ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@. Но вот сумма, в отношении которой осуществляется взыскание задолженности через работодателя, нигде не определена. В вышеуказанном письме установлено, что информирование физических лиц производится, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – более 50 тыс. руб. То есть работники с маленькими долгами могут спать спокойно.

Какой срок направления требований?

Срок зависит от суммы задолженности физического лица перед бюджетом.

Сумма задолженности

Срок направления налоговым органом требования со дня выявления недоимки

Превышает 3000 руб.

Не позднее десяти календарных дней

Составляет от 500 руб. до 3000 руб.

Не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев

Не превышает 500 руб.

Не позднее десяти месяцев со дня выявления недоимки

Какая информация направляется работодателю?

Ответ можно найти в письме ФНС России от 26.05.2016 № ГД-4-8/9329. В уведомлении, направляемом в адрес работодателя, указываются:

  • ИНН физического лица, а при отсутствии ИНН – Ф.И.О.;
  • КПП филиала организации.

В какой срок направляется информация в адрес организации?

Налоговые органы после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, информируют работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Что сделать работнику в данном случае?

Работник может либо погасить задолженность самостоятельно, либо получить рассрочку, либо задолженность будет взыскана в судебном порядке по исполнительному листу. Если нет возможности уплатить налог, то работнику лучше всего получить рассрочку. В случае если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, ему может быть предоставлена отсрочка, которая представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Решение о предоставлении отсрочки по уплате региональных и местных налогов принимают налоговые органы по месту жительства физического лица (письмо Минфина России от 14.09.2016 № 03-05-06-01/53604).

Понятно, что работодатели не очень рады получить подобную информацию о сотрудниках, да и работники не всегда готовы к раскрытию подобной информации. Ведь фактически работники несут репутационные риски. Но если следовать букве Налогового кодекса, то сведения о задолженности по налогам не охраняются налоговой тайной и не защищаются законодательством о персональных данных. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

Если работодатель узнал, что у работника имеется задолженность, то наложить на него дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или даже уволить его нельзя. В этом случае нужно взыскать с него денежные средства.

Если инспекторы прислали исполнительный лист

  • довести указанную информацию (способ доведения информации может быть избран любой) работодателем до сотрудников-должников в целях исполнения ими обязанности по уплате имущественных налогов (пени, штрафа);
  • проинформировать работодателя о размерах налоговой задолженности работника с дальнейшим возможным (по желанию работодателя) проведением с ним работы разъяснительного характера.

Если вы как работодатель получили исполнительный лист, то необходимо произвести конкретные действия для взыскания задолженности.

Алгоритм взыскания денежных средств

1
Регистрируем исполнительные документы

2
Передаем документы ответственному в бухгалтерии лицу, которое будет осуществлять расчет, выплаты сотруднику и хранение документов

3
Ознакомляем работника под роспись с исполнительным листом

5
Производим удержание из заработной платы

При осуществлении удержаний налогов и сборов, по которым у работника имеется задолженность, важно учитывать следующие особенности, связанные с удержаниями из заработной платы.

1. Бухгалтеру при работе с документами важно помнить следующее.

Поступившие в организацию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и передаются бухгалтеру по начислению заработной платы под роспись.

В тот же день бухгалтер отправляет судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации (предприятия), а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации (предприятия), получившей исполнительный документ.

Бухгалтеру организации (предприятия) рекомендуем хранить исполнительные документы как документы строгой отчетности (в сейфах).

2. Важно определить размер удержаний из заработной платы.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть заработная плата за месяц определяется тарифной ставкой, окладом (должностным окладом) работника и рассчитывается пропорционально фактически отработанному работником времени (рабочие дни, смены, часы и т. д.).

Ограничение размера удержаний из заработной платы по исполнительным документам варьируется от 20 до 70% заработной платы, причитающейся работнику.

Работодатель, выплачивающий должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе (письмо Роструда от 11.03.2009 № 1147-ТЗ).

Как понять, какой конкретно размер удержаний возможно произвести в конкретном случае? Ведь на практике может быть целый ряд удержаний, например, алименты, налоги, удержания по невыплаченным банковским кредитам.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%. Если удержание производится в случаях, предусмотренных федеральными законами, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Размер удержаний из заработной платы может быть увеличен до 70% при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

ПОЗИЦИЯ ФНС

В случае неисполнения организацией, выплачивающей должнику заработную плату и иные платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более двух месяцев.

- Письмо от 21.10.2015 № ГД-4-8/18402@.

3. Существует ряд выплат, с которых налоги не могут быть удержаны.

Не допускаются удержания из выплат, на которые не обращается взыскание (ст. 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ), в частности:

1) из ежемесячных денежных выплат и(или) ежегодных денежных выплат, начисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (на компенсацию проезда, приобретение лекарств и другое);

2) из компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

3) из компенсационных выплат в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

4) из денежных сумм, выплачиваемых организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.

4. Все удержания должны быть оформлены документально.

Работника необходимо письменно уведомить об удержании денежных средств из заработной платы по исполнительному листу. Это нужно сделать для того, чтобы избежать судебных споров с работником.

Каким образом проинформировать работника об удержаниях?

Это можно сделать путем выдачи соответствующего расчетного листка.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и(или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).

Но у многих компаний и предпринимателей может возникнуть желание проигнорировать информацию, полученную из налогового органа, или не исполнять исполнительный лист, ведь, в самом деле, прямой обязанности выступать в качестве налогового агента по взысканию задолженности с работника нет. Однако игнорирование исполнительного листа может привести к штрафным санкциям.

В соответствии с п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время практика взыскания задолженности по налогам и сборам, которые не уплатил работник, не получила массового развития. Вместе с тем работодателю стоит внимательно относиться к информации, направленной из налогового органа, и не игнорировать исполнительные листы.

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях."

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно налоговому законодательству физические лица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также в некоторых случаях рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов от продажи и сдачи в аренду имущества, с доходов от выигрыша в лотерею и других видов доходов.

В случае неуплаты налогов инспекция может начислить пени на сумму недоимки или выписать штраф.

"Согласно письмам ФСН от 21.10.2015 года налоговая инспекция сможет привлекать работодателей для взыскания с физических лиц задолженности по имущественным налогам и задолженности по НДФЛ."

Комментарии экспертов ProfArea:

Потребуется совместная работа бухгалтерии и кадрового отдела. П роцедура будет выглядеть следующем образом:

1. Физлицу отправляется налоговое уведомление с расчётами налогов.

2. Если налоги не будут оплачены в срок, налоговая проверяет, имеется ли переплата по соответствующему налогу, которую можно зачесть в счёт погашения недоимки.

3. Если такой переплаты нет, налоговая высылает требование об уплате в течение 10 календарных дней с момента обнаружения недоимки. Сроки погашения установлены в интервале 30-45 календарных дней.

4. Если сотрудник игнорирует требование об уплате, налоговая сообщает о факте недоимки его работодателю в виде извещения, которое должно быть отправлено работодателю не позднее одного месяца после истечения срока исполнения требования. Форма извещения содержит ФИО работников-должников, сведения о наличии долгов по налогам и контактные данные налогового органа.

5. Что касается работодателя, то ему предписано лишь довести до работника сведения о наличии у него задолженности перед налоговыми органами. Работодателю предоставлена свобода выбора, каким образом он это сделает. При этом работодатель не обязан информировать налоговую о том, что он известил работника.

7. Перед отправкой исполнительного листа работодателю налоговые органы должны будут обратиться в Пенсионный фонд для получения информации о работодателе. Необходимо отметить, что исполнительные листы будут получать не только работодатели-организации, но также ИП и организации, которые выплачивают стипендии, пенсии и другие выплаты.

8. По закону работодатель обязан выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения.

9. Необходимо помнить, что из следующих доходов нельзя производить удержания: командировочные расходы; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; детские пособия и т.д. Также с работника-должника может быть удержано не более 50% после выплаты НДФЛ. Налоговая задолженность удерживается из ближайшей выплаты работнику и перечисляется в налоговую в течение трёх дней. Если за один раз погасить задолженность не удаётся, то удержания будут производиться до окончательного погашения задолженности.

10. Если по работнику пришло несколько исполнительных листов, то очерёдность удержания средств следующая:

– алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью, а также требования о возмещении морального вреда;

– требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

– взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);

– все остальные требования.

11. Роструд рекомендует оповещать работника о поступлении исполнительных листов на удержание задолженности из его заработной платы. Также работник сможет увидеть эту информацию в своём расчётном листке.

13. Работодатель не обязан отчитываться перед налоговой о суммах, удержанных с работников согласно исполнительным листам и возвращать исполнительные листы в налоговую, по которым произведено полное удержание.

15. За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечён к ответственности в виде штрафов за невыполнение требований исполнительного листа, за его утерю, а также за несвоевременное отправление данного документа:

от 50 000 до 100 000 рублей – в отношении организации;

от 50 000 до 100 000 рублей – в отношении ИП, а также ответственных должностных лиц.

16. Если по задолженности работника нет перечислений от работодателя в течение двух месяцев, то это будет считаться невыполнением требований исполнительного документа, и налоговая инспекция имеет право проинформировать об этом судебных приставов. А значит вероятность привлечения к ответственности возрастёт.

Инициативы ФНС по взысканию налогов с физлиц, которые не касаются работодателей, но о которых тоже нужно знать:

– Если задолженность составляет более 10 000 рублей (50 000 рублей для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга)

-должнику позвонят из налоговой в рабочий день, чтобы сообщить о долге и последствиях неуплаты;

– подтверждённая судом задолженность будет включена в Единый платёжный документ об оплате жилищно-коммунальных услуг;

– если задолженность превышает 10 000 рублей, налоговики направят судебному приставу заявление о временном ограничении выезда должника за пределы России;

– если задолженность превышает 3 000 рублей, то инспекцией будет отправлено ходатайство о наложении ареста на имущество должника. Если в течение двух месяцев приставы не вынесут постановление об аресте имущества, налоговая отправит им уведомление о наличии у физлица имущества в собственности или вынесет постановление о запрете совершения сделок с имуществом. На особом контроле будут те, кто задолжал по имущественным налогам более 50 000 рублей, а по НДФЛ – более 250 000 рублей;

Также налоговики совместно с судебными приставами и ГИБДД намерены проводить рейды по взысканию с физлиц задолженностей по имущественному налогу в наиболее посещаемых местах (аэропорты, вокзалы, торговые центры и др.)

Читайте также: