Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Обновлено: 19.05.2024

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментарий к статье 120 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того, ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств - в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ
Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например, счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В Решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения Книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. Письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Однократное нарушение установленного порядка предусматривает взыскание штрафа.

Правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Для осуществления максимального налогового контроля, законодательство данной сферы устанавливает специальные правила учета доходов, контроля расходов и объектов налогообложения, которые являются обязательными для исполнения абсолютно всеми налогоплательщиками. Данный порядок устанавливается в следующих целях:

  • контроль над своевременностью подачи необходимых налоговых документов налогоплательщиками, соблюдение процедур сдачи отчетности, очередности и существующих этапов;
  • обеспечение максимального грамотного проведения процедур налогообложения налогоплательщиками, контроль над исчислением и уплатой налогов, сведение к минимуму возможных нарушений и различных негативных последствий;
  • разработка различных дополнений и осуществление редакции существующих правил с целью упрощения процедуры учета доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщиками;
  • сведение к минимуму рисков, которые могут образовываться по причине несвоевременного представления необходимых документов налогоплательщиками, либо представления неверной информации, неправильно заполненных бумаг и т.д. Нередко подобное нарушение может вести к пропуску всех установленных сроков для сдачи отчетности и, соответственно, к применению определенных санкций, например, денежных штрафов в отношении налогоплательщиков.

Понятие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение существующих правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой невыполнение налогоплательщиком определенных обязательств, которые содержат положения действующего налогового кодекса. В соответствии с существующей статистикой, санкции за данные нарушения являются наиболее распространенными.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает точного понятия, которое содержало бы в себе перечисленные позиции, являющиеся грубым нарушением. По умолчанию, грубое нарушение правил учета и контроля доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой отсутствие первичной отчетности, которая обязательно должна быть представлена налогоплательщиком, а также ряд иных нарушений.

При выявлении и определении грубого нарушения, важнейшим фактором будет выступать частота данного нарушения, его периодичность в определенный налоговый период.

Например, если какое-либо нарушение было совершено налогоплательщиком дважды, но в разные периоды, санкций за данное несоблюдение действующих норм можно избежать. Но если налоговый орган выяснит, что подобное нарушение совершалось уже не в первый раз, за один установленный налоговый период, к налогоплательщику обязательно будет применен соответствующий вид наказания.

Помимо этого, грубое нарушение контроля и правил осуществления учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть выражено в следующем:

  • указание заведомо ложных сведений в документах бухгалтерской отчетности, либо непреднамеренные ошибки, содержащиеся в данных бумагах;
  • неправильно оформление и проведения различных хозяйственных операций на предприятии, либо в организации;
  • неправильное осуществление процедуры распределения денежных средств, материальных ценностей и иных финансовых вложений налогоплательщика.

Санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения могут быть применены и в иных случаях, в зависимости от определенных обстоятельств, ситуации, а также от характера совершенного налогового нарушения и степени его непосредственной тяжести.

Последствия грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Доказанный факт того, что грубое нарушение действующих правил контроля и учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно имелось, всегда влечет за собой определенные негативные последствия для налогоплательщика.

Как правило, они выражаются в применении определенных санкций и меры ответственности за несоблюдение норм и правил действующего налогового законодательства России.

Объектом нарушения всегда будут выступать установленные порядок и правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в отношении которого и были направлены неправомерные действия со стороны налогоплательщика.

Объективная сторона будет представлять собой непосредственный состав преступления и те последствия, которые появились после того, как налогоплательщиком было допущено данное грубое нарушение.

Субъективная сторона в данном налоговом преступлении всегда выражается в виде вины налогоплательщика, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующими фактами и доказательствами.

В случае отсутствия у налогового органа неоспоримых доказательств того факта, что грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно было совершено налогоплательщиком, он не может быть привлечен абсолютно ни к какой ответственности и последствиям.

При этом непосредственная обязанность по доказыванию и установлении вины всегда будет лежать на заинтересованном лице – представителе налогового органа, который должен обратиться в соответствующее учреждение.

Последствия грубого нарушения, как правило, всегда выражаются в определенных денежных убытках, которые терпит налогоплательщик. Их точных размер, порядок уплаты и иные нюансы устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с конкретным нарушением, степенью его тяжести, а также иными дополнительными обстоятельствами, которые могут иметь значение в данном деле.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Статья 120 действующего НК РФ устанавливает определенные виды ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в отношении виновного налогоплательщика.

При этом ответственность, содержащуюся в данной статье, можно назвать специальной. Это означает, что если занижение налоговой базы, либо иное налоговое нарушение, произошли по причине непосредственного несоблюдения установленного порядка учета, ответственность налогоплательщику будет назначена в соответствии с положениями статьи 120 НК РФ.

Но в том случае, если данное правонарушение произошло на основании иных факторов, данные о которых отсутствуют в вышеуказанной статье, процедура установление той или иной ответственности в отношении налогоплательщика будет осуществляться на основании действующих положений статья 122 НК РФ.

Ответственность по статье 120 НК РФ может быть применена к налогоплательщику только при наличии его подтвержденной вины в данном деянии. В том случае, когда непредставление установленных налоговых документов было связано с особыми обстоятельствами, например, кражей данных бумаг, либо утерей в связи с природными явлениями и катастрофами, применение ответственности по данной статье будет неправомерным.

Ответственность в отношении налогоплательщика может быть назначена в соответствии со следующими квалифицирующими признаками:

  • установленный факт грубого нарушения существующего порядка учета в течение нескольких налоговых периодов;
  • в соответствии с определенными налоговыми последствиями, которые являются результатом ранее совершенного нарушения. Например, незаконные действия налогоплательщика, повлекшие за собой дальнейшее уменьшение общей налоговой базы.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Содержание

Содержание

  • Учет доходов и расходов организации
  • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов
  • Грубое нарушение положения о бухгалтерском учете
  • Штрафные санкции за нарушение правил учета доход и расходов: налоговая ответственность
  • Штрафные санкции за нарушение правил учета доходов и расходов: административная ответственность
  • Освобождение от штрафных санкций за грубое правонарушение
  • Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила учета доход и расходов
  • Распространенные вопросы и ответы на них

Учет доходов и расходов организации

Корректное ведение системы учета доходов и расходов организации является одним из главных обязательств организации или индивидуального предпринимателя перед органами исполнительной власти (не считая некоторых исключений). Данные операции влияют на финансовый результат, а также на базу для исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель – максимизация прибыли и минимизация издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Каждая хозяйственная операция должна быть корректно отражена с учетом всех норм налогового и бухгалтерского учета, что в последствие будет основанием для расчета налоговой базы. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и как следствие привести к проблемам со стороны исполнительных органов власти. К таким нарушениям относятся:

  • Отсутствие или некорректное оформление первичной документации, принимаемой к учету. Это обычно приводит к несвоевременному отражению хозяйственных операций или искажению данных, внесенных в базу;
  • Систематический (умышленный) некорректный учет операций, связанных с основной деятельность организации и сформированных для нужд налоговой и бухгалтерской отчетности. Данные нарушение могут привести к искажению экономического результата хозяйственной деятельности и сокрытию налогов от бюджета.

Грубое нарушение положения о бухгалтерском учете

Исполнительные органы власти могут в любое время запросить бухгалтерскую отчетность и сопутствующие документы для проведения проверки. В случае выявления ошибок или нарушений исполнительные органы власти могут привлечь к административной ответственности должностное лицо, являющееся исполнителем. К грубым административным нарушениям можно отнести:

  • Некорректное отражение операций, связанных с непосредственной деятельностью организации, которые приводят к уменьшению суммы налоговых обязательств подлежащих уплате в бюджет;
  • Бухгалтерская отчетность, предоставляемая в налоговую службу, составлена не из фактических данных организации (умышленное искажение);
  • Искажение финансовых показателей, отклонение которых составляет более 10% от надлежащей величины;
  • Отражение операций, связанных с деятельностью организации, которые на самом деле не существовали или искажены и т.д.

Штрафные санкции за нарушение правил учета доход и расходов: налоговая ответственность

После выявления факта существующего нарушения, установленных законодательством положений о налоговом учете, исполнительные органы власти могут применить в отношении организации штрафные санкции.

Факт нарушения Штрафные санкции
Умышленное занижение налогооблагаемой базы более чем на 10% Обязательный возврат всей суммы налога, который подлежит уплате с учетом правонарушений. Минимальная сумма штрафа составляет 40 тыс. рублей или 20% от суммы неуплаченного налога.
В течение налогового периода было зафиксировано несколько одинаковых нарушений Минимальная сумма штрафа составляет 10 тыс. рублей
В течение нескольких налоговых периодов было зафиксировано несколько одинаковых нарушений Минимальная сумма штрафа составляет 30 тыс. рублей

Штрафные санкции за нарушение правил учета доходов и расходов: административная ответственность

Помимо обязательств перед налоговой службой, организация должна исполнять свои обязательства перед всеми органами исполнительной власти в противном случае возникает административная ответственность. Поэтому к грубым правонарушениям относятся не только искажением суммы налога подлежащего уплате, но и искажение учета операций для данных бухгалтерской отчетности, а также экономических показателей финансовой документации. Со стороны уполномоченных органов власти после фиксирования правонарушения могут быть наложены штрафные санкции на организацию:

  • За грубое административное нарушение на исполнителя накладывается штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • За повторное нарушение уже зафиксированного факта накладывается штраф от 10 до 20 тысяч рублей или отстранение от исполнения должностных обязанностей на срок до двух лет.

Освобождение от штрафных санкций за грубое правонарушение

Аккуратность ведения учета – очень важна для любой организации, но не стоит переживать при выявлении ошибок.

Вовремя выявленное и исправленное правонарушение поможет избежать наказания, даже после обнаружение правонарушения налоговой инспекцией.

  • Декларация, поданная до окончания срока подачи, считается окончательной и принимается без взыскания штрафа;
  • Декларация с уточняющими данными поданная после окончания срока подачи, но до выявления ошибок уполномоченными органами власти. Необходимо устранить все ошибки и подать новую декларацию и перечислить недостающую сумму.
  • Декларация с уточняющими данными поданная после окончания срока подачи и после выявления ошибок уполномоченными органами власти. Организация обязана оперативно устранить все недостатки уплатить разницу плюс пени за все дни просроченного платежа.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила учета доход и расходов

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья 120 Данная статья дает разъяснение по величине штрафных санкций, предусмотренных за нарушение правил в рамках учета доходов и расходов, связанных с деятельностью организации
Приказ Министерства Финансов Номер 86 Регламентирует порядок учета хозяйственных операций
Кодекс РФ об Административной ответственности Статья 15.11 Регламентирует понятие грубого нарушения требований к положению о бухгалтерском учете, а также меры применения административной ответственности
Налоговый кодекс Статья 112 Регламентирует сроки, в течение которых, организация подпадает под действие законодательства, регулирующего применение штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Существует ли сроки, по истечению которых, организацию не привлекут к ответственности за обнаруженное правонарушение?

Действительно в правовой практике можно встретить такое понятие как сроки давности правонарушения. За налоговое правонарушение существует срок давности, который составляет 3 года с момента завершения налогового периода, в котором было совершено правонарушение. При этом нельзя забывать, что умышленное препятствие проведение проверки со стороны органов исполнительной власти приостанавливает этот срок до момента составления акта о проверке всех данных налогового и бухгалтерского учета организации.

Вопрос №2. Относится ли к грубым нарушениям некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды?

Некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды также относится к грубым правонарушениям и после выявления данного правонарушения налоговой проверкой организация будет обязана возместить недостающую сумму налога, пени, а также штраф за данное деяние. Также как и в других случаях, организация может избежать штрафных санкций посредством своевременного устранения недостатков и подачи уточняющих документов в органы исполнительной власти.

Вопрос №3. В случае ошибочной переплаты налога в бюджет из-за некорректного отражения хозяйственной операции, будет ли организация привлечена к ответственности?

На какие моменты ст. 120 НК РФ стоит обратить особое внимание?

Как поступить, если документы утрачены по вине третьих лиц?

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ в соответствии со ст. 81 НК РФ понимается:

  1. отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
  2. систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере пяти тысяч рублей.

Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Если при этом они еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит десять процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Отметим как положительный момент, что список нарушений закрытый: никакие другие основания не могут быть приведены со стороны органов исполнительной власти, в том числе Федеральной налоговой службой РФ или Минфином России. Также обратим внимание на формулировку первого пункта - "отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета", означающую, что таких документов нет вообще. Если первичные документы с нарушением, но оформлены, то ст. 120 НК РФ уже невозможно будет применить, поскольку в законодательстве нет четкого указания, что искажения и исправления, соответственно, неточное оформление документов являются грубым нарушением, каковым является только их отсутствие.

Налогоплательщик должен понимать, что не все документы относятся к первичным. Например, налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является первичным документом. По этому поводу Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направило для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2003 N 4243/03 о том, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, утвержденная Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц", является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которые предусмотрена ст. 120 Налогового кодекса РФ. В связи с тем что в ст. 120 Налогового кодекса РФ не указано однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.

В связи с этим подчеркнем, что на практике, к сожалению, налоговые органы очень часто применяют ст. 120 НК РФ в отношении отсутствия тех документов, которые не являются первичными документами.

Если документы утрачены по вине третьих лиц, то есть они были в свое время, но потом в силу каких-либо обстоятельств (пожар, кража и т.п.) утрачены. Как быть? Формально налоговый орган имеет полное право применить к налогоплательщику штрафные санкции по ст. 120 НК РФ. Но вопрос спорный. Защитой налогоплательщику в данном случае может быть только ст. 111 "Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения" НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Непреодолимым обстоятельством в данном случае можно признать кражу. Если налоговые органы откажутся учесть такие обстоятельства, то такой спор придется переносить в суд. При судебном разбирательстве важно доказать, что все меры по восстановлению документов были предприняты. Доказательством могут служить копии запросов контрагентам на представление документов, почтовые квитанции, подтверждающие факт отправки писем. Налогоплательщик должен быть готов к тому, что суд будет рассматривать, какие условия были созданы для сохранности первичной документации. Если в организации были созданы надежные условия хранения и сохранность документации ни при каких обстоятельствах не могла вызвать беспокойство, то суд вполне может вынести решение, что вины налогоплательщика в данном случае нет.

Очень важный момент, который недооценивают многие бухгалтеры, - это требование ст. 120 НК РФ вести регистры бухгалтерского учета, отсутствие которых является "грубым нарушением правил учета доходов и расходов".

Например, книга покупок и книга продаж первичными учетными и расчетными документами не являются, что может послужить поводом для бухгалтера считать, что их ведение необязательно. Но это не так.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Из положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, следует, что на основании данных, которые содержатся в книгах покупок, продаж, журналах учета выставленных и полученных счет-фактур, предприятие в течение года отражает на счетах бухгалтерского учета, а также составляет в течение года бухгалтерскую и налоговую отчетности. То есть в данных книгах и журналах систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, поэтому эти книги и журналы являются регистрами, ведение которых законодатель посчитал необходимым и обязательным для налогоплательщика.

Налоговые органы при налоговых проверках довольно широко применяют ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров учета счетов-фактур либо наличие в них ошибок и, надо признать, правомерно. Арбитражные суды поддерживают такую позицию налоговых органов.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2007 N А56-27875/2005

Налоговый орган провел проверку соблюдения налогового законодательства общественной организацией, о чем составлен акт. По результатам проверки вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, в том числе предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ.

На основании решения налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате налогов, пени и санкций, которые налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены.

Как видно из акта налоговой проверки, ответственность по п. 2 ст. 120 НК РФ применена налоговым органом за то, что налогоплательщик в проверяемых периодах не вел ежемесячно регистры бухгалтерского учета по счетам 71, 90, 96, главную книгу, отсутствуют авансовые отчеты, другие первичные документы.

В соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 117 ГК РФ общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Несмотря на то что п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности, представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе, это не лишает их обязанности соблюдать иные нормы этого Закона. Так, в соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Статьей 10 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что организации должны вести регистры бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Таким образом, отсутствие у налогоплательщика регистров бухгалтерского учета и первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Поскольку указанные деяния совершены налогоплательщиком в течение более одного налогового периода, налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: