Как рассчитать налог на эмиссию

Обновлено: 20.05.2024

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Эмиссия в окружающую среду, как оплачивать?

В ходе ведения деятельности организации и ИП могут производить вредные выбросы и отходы (эмиссию), что наносит вред окружающей среде. В качестве компенсации наносимого вреда такие компании обязаны уплачивать особый вид платежа –плату за эмиссию в окружающую среду, а также сдавать периодическую отчетность по объему выбросов. О том, кто является плательщиком такой платы, как определить сумму к уплате и по какой форме следует отчитываться и с какой периодичностью –расскажем далее…

Кто обязан уплачивать плату за эмиссию в окружающую среду?

Эмиссия –выбросы и отходы (жидкости, газы, твердые отходы) в окружающую среду, производимые в процессе ведения хозяйственной деятельности. Это могут быть выбросы сточных вод, выхлопы газов в результате эксплуатации автотранспорта и т.д.

Согласно ст.574 НК РК, плательщиками платы являются лица (физические и юридические), осуществляющие эмиссию в окружающую среду, кроме крестьянских и фермерских хозяйств. Плательщиком может быть и структурное подразделение юрлица, если компания примет такое решение.

Организации и ИП, чья деятельность приводит к нанесению вреда окружающей среде обязаны:

  • получить экологическое разрешение на определенный объем эмиссии (для стационарных источников выбросов);
  • сдавать отчетность по выбросам;
  • уплачивать в бюджет плату за эмиссию.

Регулируется данная обязанность следующими документами:

За что взимается плата и как рассчитать сумму?

Согласно ст.575 НК РК, плата взимается за фактический объем:

  • выбросов;
  • сбросов;
  • отходов потребления и производства;
  • серы.

Для каждого вида выбросов, сбросов и т.д. устанавливаются своя ставка платы за тонну, исходя из МРП на 01 января текущего года.

Размер базовых ставок установлен ст.576 НК РК, однако, местные власти вправе устанавливать повышенные ставки в пределах своего региона, но не более чем в два раза превышающие базовые ставки.

Региональные ставки, действующие в 2020 г., можно уточнить здесь .

Некоторые юрлица имеют право на применение понижающих коэффициентов 0,05-0,43 к ставкам платы (п.2 ст.577 НК РК):

  • субъекты естественных монополий;
  • энергопроизводящие организации;
  • полигоны для размещения ТБО.

Все остальные плательщики применяют либо базовые ставки, либо ставки, утвержденные местными властями.

Какую отчетность и когда нужно сдавать?

Плательщики платы обязаны предоставлять декларацию по ф.870.00. К декларации прилагается приложение по ф.870.01, которое составляется отдельно на каждый вид загрязнения.

Порядок представления декларации регламентируется ст.579 НК РК и зависит от того, какой объем выбросов осуществляет плательщик.

Так, те плательщики, сумма рассчитанной годовой платы которых не превышает 100 МРП, могут выкупить норматив на эмиссию. Уплатив единовременно (до 20 марта отчетного года) сумму годовой платы, платежи в течение года вносить уже не потребуется. Выкуп норматива производится в том уполномоченном органе, который выдает экологическое разрешение. Если срок пропущен, то выкуп можно произвести и позднее –до 20 числа месяца, следующего за месяцем получения экологического разрешения (п.3 ст.577 НК РК).

Ф.870.00 такие плательщики также предоставляют единоразово, до 20 марта текущего года, либо до 20 числа месяца, следующего за месяцем выкупа норматива (п.3 ст.579 НК РК).

Те плательщики, чьи платежи превышают 100 МРП в год, отчитываются по ф.870.00 ежеквартально в следующие сроки (п.2 ст.579 НК РК):

  • за 1 квартал -до 15 мая;
  • за 2 квартал –до 15 августа;
  • за 3 квартал –до 15 ноября;
  • за 4 квартал –до 15 февраля будущего года.

Сдавать отчетность нужно в территориальное УГД МФ РК по месту нахождения объекта, производящего выбросы. Если объект передвижной (например, автомобиль), то декларация подается по месту госрегистрации объекта или по месту регистрации налогоплательщика.

Нарушение сроков подачи ф.870.00 карается:

  • предупреждением;
  • штрафом (п.2 ст.272 КоАП РК).

Сумма штрафа составляет:

  • для физлиц -15 МРП;
  • для субъектов малого предпринимательства -30 МРП;
  • для субъектов среднего предпринимательства -45 МРП
  • для представителей крупного бизнеса -70 МРП.

В какой срок уплачивать плату?

Порядок и сроки уплаты регулируются ст.577 НК РК. Плательщики суммы до 100 МРП уплачивают ее один раз в год при получении разрешения.

Остальные плательщики вносят сумму ежеквартально (п.5 ст.577 НК РК):

  • за 1 квартал -до 25 мая;
  • за 2 квартал –до 25 августа;
  • за 3 квартал –до 25 ноября;
  • за 4 квартал –до 25 февраля будущего года.

В документе приводятся формулы расчета суммы платежа за эмиссии в окружающую среду в зависимости от источников загрязнения:

ТОО имеет на балансе грузовой транспорт, за 1 квартал 2019г. по данным бухгалтерского учета ГСМ израсходовано 10 240 литров дизельного топлива, и легковой транспорт, по которому за 1 первый квартал 2019 года по данным бухгалтерского учета ГСМ израсходовано 3 700 литров бензина.

ТОО состоит на учете по месту нахождения стационарного источника загрязнения и по месту регистрации транспорта по Бостандыкскому району г. Алматы.

Решение маслихата города Алматы установлены следующие ставки с учетом коэффициента повышения 2 по стационарному источнику загрязнения:

По передвижному источнику загрязнения для дизельного топлива по решению маслихата ставка платы установлена 0,45 МРП за 1 тонну или 1136,,25 тенге (с учетом коэффициента повышения – 2272,5).

По передвижному источнику загрязнения для бензина по решению маслихата ставка платы установлена 0,33 МРП за 1 тонну или 833,25 тенге (с учетом коэффициента повышения – 1666,5).

Когда единицей измерения объема при реализации бензина в розничной торговле является литр, для перевода бензина в тонны использованных 3 000 литров бензина используем формулу из указанного постановления Правительства РК:

При этом перевод литров бензина в тонны осуществляется по следующей формуле и составит 3 700 литров × 0,730/1000 = 2, 70 тонн.

Форма 870.01 предназначена для отражения информации об исчислении суммы платы за эмиссии в окружающую среду по каждому виду специального природопользования за налоговый период и заполняется отдельно за каждый вид загрязнения (специального природопользования).

1) при наличии экологического разрешения на эмиссии в окружающую среду в ячейке А указывается номер разрешения - не заполняется по передвижному источнику

в ячейке С указывается категория объектов (I, II, III, IV) - не заполняется по передвижному источнику.

в ячейке D указывается дата разрешения и фактическая дата окончания срока действия разрешения - не заполняется по передвижному источнику;

Отмечается одна ячейка в зависимости от вида специального природопользования, установленного экологическим законодательством РК;

Указывается номер пункта, подпункта соответствующего пункта согласно статье 576 Налогового кодекса и код опасных отходов согласно приложению 8 к Классификатору отходов, утвержденному Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-П.

1) в строке 870.01.001 указывается остаток норматива на начало квартала. Данная строка заполняется плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду, за исключением плательщиков платы с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме – не заполняется.

При составлении декларации за первый квартал календарного года в строке 870.01.001 указывается величина установленного годового норматива.

При составлении декларации за второй – четвертый кварталы календарного года указывается разница между кварталами.

2) в строке 870.01.002 указывается объем выкупленного норматива на эмиссии в окружающую среду. Данная строка заполняется плательщиком платы за эмиссии в окружающую среду с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме, отмеченном в строке 7С декларации 870.00 - 0;

3) в строке 870.01.003 указывается фактический объем эмиссий в окружающую среду за налоговый период в пределах установленных нормативов. При этом значение строки 870.01.003 не может превышать значение строки 870.01.002 - 7,874;

4) в строке 870.01.004 указывается фактический объем эмиссий в окружающую среду сверх установленных нормативов (при его наличии) - 0;

5) в строке 870.01.005 указывается остаток норматива на конец квартала. Данная строка заполняется плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду, за исключением плательщиков платы с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме - не заполняется.

1) в строке 870.01.006 указывается ставка платы за эмиссии в окружающую среду в пределах установленного норматива в соответствии со статьей 576 Налогового кодекса дизтопливу- 1136,25тенге.

2) в строке 870.01.007 указывается размер повышения ставки платы по решению местных представительных органов согласно пункту 8 статьи 576 Налогового кодекса -2;

3) в строке 870.01.008 указывается ставка платы в пределах установленного норматива с учетом размера повышения ставки по решению местных представительных органов, определяемая как произведение строк 870.01.006 и 870.01.007 – 2 272,5 тенге;

5) в строке 870.01.010– ставка платы за эмиссии в окружающую среду в пределах норматива с учетом размера ставки платы по решению местных представительных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 576 Налогового кодекса и коэффициентов, применяемых к плательщикам платы согласно пункту 2 статьи 577 Налогового кодекса, определяемая как произведение строк 870.01.006 и 870.01.009 А (В,С или D) (870.01.006 х 870.01.009 А (В,С или D) или (870.01.008 х 870.01.009A (В,С или D) – 2 272,5 тенге .

1) в строке 870.01.011 – сумма исчисленной платы за эмиссии в окружающую среду в пределах установленного норматива за налоговый период, определяемая как произведение строк 870.01.003 и 870.01.006, или 870.01.003 и 870.01.008, или 870.01.003 и 870.01.010 (870.01.003 х 870.01.006 (870.01.008 или 870.01.010)) – 17893,66 тенге (7,874*2272,5 ).

2) в строке 870.01.012 указывается сумма исчисленной платы за эмиссии в окружающую среду сверх установленного норматива за налоговый период, определяемая как произведение строк 870.01.004 и 870.01.006, или 870.01.004 и 870.01.008 (870.01.004 х 870.01.006 (870.01.008)) - 0.

Если ставка платы повышена по решению местных представительных органов согласно пункту 8 статьи 576 Налогового кодекса, то применяется формула 870.01.004 х 870.01.008.

Начислением налогов физическим лицам занимаются работодатели и специалисты Федеральной налоговой службы. У налоговых агентов вычислительный процесс отлажен — расчеты давно ведутся в специальных программах, а инспекторы проверяют каждую цифру в итоговых отчетах. А вот сами налоговики нередко ошибаются и не всегда учитывают положенные льготы.

Формулы расчетов для каждого вида налога закреплены в Налоговом кодексе, поэтому гражданин может проверить сумму из уведомления самостоятельно или же обратиться за помощью к эксперту по налогообложению. Такой специалист не только высчитает корректную сумму налога к уплате, но также поможет оформить льготу и снизить сумму платежа в бюджет.

Расчет налога на доходы физических лиц

Пожалуй, НДФЛ — это самый значимый прямой трансферт в казну. Его уплачивают все лица, которые получают доход (ст. 207 НК РФ). И неважно, является плательщик гражданином или нет — если человек получает заработную плату или любую другую облагаемую прибыль от российских организаций и на территории России, он обязан отчислять сбор со своего вознаграждения за труд.

Вот основные правила, по которым нужно высчитать и перечислить налог на доходы физических лиц:

  1. Этот сбор взимается практически со всех видов доходов граждан (ст. 209 НК РФ). Помимо зарплаты, премий и бонусных платежей, заплатить взнос придется и с вырученных денег от реализации жилья, и с оплаты, поступающей за арендованное жилье, и с выигрышей, призов, и с гонораров по авторским договорам. Оплата по договорам гражданско-правового характера также полностью облагается НДФЛ. Если российский резидент работает за границей и получает вознаграждение в иностранной компании, он обязан уплачивать взнос в российскую казну. Налог высчитывается и с денежных доходов, и с доходности в натуральном выражении (ст.210 НК РФ).
  2. Для трудоустроенных граждан рассчитать налоги обязан работодатель. Период — каждый месяц, в котором работнику начисляется доход. Самозанятые лица и ИП должны высчитать и уплатить свой налог самостоятельно. Те граждане, которые получили единовременное вознаграждение или имеют нерегулярную доходность, отчисляют взносы только в момент получения своих поступлений.
  3. Когда специалист рассчитывает подоходный налог, он должен применить к базе исчисления все льготы, вычесть необлагаемые суммы и уменьшить базовую сумму на величину применяемого налогового вычета (ст.217-221 НК РФ).
  4. Для различных категорий плательщиков действуют определенные ставки (ст.224 НК РФ). Диапазон индексов — от 9 % до 35%. Основной ставкой для граждан России считается 13%. Иностранные граждане в 2019 году рассчитывали свой налог по коэффициенту 30%.

Высчитывается взнос так: специалист определяет базовое значение доходности, отнимает все действующие налоговые вычеты и умножает на коэффициент, действующий для подоходного налога.

Пример

На предприятии работает экономист Егорова Е.Е. Оклад сотрудницы составляет 30 000 рублей. У нее есть ребенок. Чтобы снизить подоходный налог, она оформила стандартный налоговый вычет. За отчетный месяц ей также были начислены отпускные в размере 20 000 рублей. Нужно рассчитать подоходный налог.

Совокупный доход будет равен 30 000 + 20 000 = 50 000. Теперь определяем базу: 50 000 — 1 400 = 48 600. НДФЛ = 48 600 * 13 % = 6 318 рублей.

Все остальные ставки высчитываются по аналогичному принципу — определяется совокупный доход, применяются льготы, а результат умножается на коэффициент налога, применяемый для конкретного плательщика.

Расчет имущественного налога

Теперь разберемся с имущественным взносом. Его высчитывают и уплачивают собственники жилого и нежилого имущества, налог взимается только с недвижимости (ст.400, 401 НК РФ). Основные правила для имущественных сборов таковы:

  • базой для вычислений является кадастровая стоимость, в некоторых регионах налог до сих пор высчитывают по инвентаризационной стоимости (ст.402 НК РФ);
  • льготы применяются в соответствии с категорией плательщиков и типом недвижимости (ст. 407 НК РФ);
  • кадастровая стоимость при расчете уменьшается на определенный метраж в зависимости от типа налогового объекта (ст. 403 НК РФ);
  • коэффициенты определены для каждого региона, но общие значения варьируются от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ);
  • оплата производится ежегодно до 1 декабря (ст. 409 НК РФ).

Сумма взноса, подлежащая перечислению в бюджет, указана в налоговом уведомлении. Однако прежде чем оплатить сбор, лучше проверить значение, которое рассчитала налоговая. Приведем пример. Высчитывается налог на имущество по особой формуле, которая действует только в переходный период (до 2020 года):

Н = (Н1 – Н2) * К + Н2

Под Н1 понимают взнос, рассчитанный по кадастровой стоимости, под Н2 — по инвентаризационной стоимости. К — это индекс-дефлятор. Рассчитываем взнос для Иванова И.И., который платит взнос по кадастровой стоимости и не имеет льгот по своему типу имущества.

Имущество — жилье (квартира), метраж — 90 квадратных метров, стоимость по кадастру в соответствии с Росреестром — 3 500 000. Вычет для квартир — 20 квадратных метров.

Инвентаризационная стоимость — 350 000 рублей. Для субъекта РФ, в котором проживает Иванов И. И., действует ставка 0,1 % для недвижимости стоимостью ниже 10 миллионов рублей. Ставка для объектов, чья инвентаризационная стоимость ниже 500 000 рублей — 0,1%, дефлятор в случае Иванова И. И. будет равен 1, 216.

  1. 1 квадратный метр будет стоить 3 500 000 / 90 = 38 888,89 руб.
  2. Вычет составит 20 * 38 888,89 = 777 777,80 руб.
  3. Определяем базу по кадастровой стоимости: 3 500 000 - 777 777,80 = 2 722 222,20 руб.
  4. Высчитываем налог по кадастру (показатель Н1): 2 722 222,20 * 0,1% = 2 722,22.
  5. Инвентаризационная стоимость равна 350 000, а дефлятор — 1,216, их произведение составляет 442 400. Следовательно, при расчете показателя Н2 умножаем полученную величину на индекс 0,1% (инвентаризационная стоимость с учетом дефлятора ниже 500 000 рублей). Показатель Н2 равен 442,4.
  6. Считаем результат: 2 722,22 (Н1) — 442,4 (Н2) = 2 279,82. Умножаем эту сумму на действующий коэффициент 0,6. Имущественный налог Иванова И.И. равен 2 279,82 * 0,6 = 1 367,89 руб.

Такая схема расчета будет действовать до 2020 года — пока длится период перехода расчетов по инвентаризационной стоимости на исчисление по кадастровой стоимости.

Расчет транспортного налога

Транспортный налог также высчитывается специалистами Федеральной налоговой службы, но при желании проверить цифру в уведомлении гражданин может вычислить взнос самостоятельно.

Что нужно знать перед расчетом:

  1. Ставки. Для каждого региона они свои, но общая картина такова — для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил расчетный индекс равен 2,5 рубля за л.с., а для автосредств мощнее 250 лошадиных сил заплатить придется 15 рублей за одну л.с. (ст. 361 НК РФ).
  2. Сроки. Уплачивают сбор граждане, владеющие средствами передвижения (ст. 357 НК РФ). Предельный срок для перечисления — 1 декабря (ст. 363 НК РФ).
  3. Повышающий коэффициент. Владельцы дорогостоящих автомобилей (цена — свыше трех миллионов рублей) при расчете взноса должны учитывать индекс, превышающий величину платежа (ст. 362 НК РФ).

Рассчитаем взнос на примере. Викторов В. В. владеет BMW X3 xDrive20d xLine, с момента выпуска машины прошло 3 года. Примерная стоимость — 3 500 000. Объем двигателя — 1 995 литров, мощность — 190 лошадиных сил. Используется дизельное топливо. Повышающий коэффициент для этой категории — 1,1.

Взнос за год равен: 190 л.с. * 5 (ставка) * 1,1 = 1 045 рублей.

Владельцы могут подставить показатели своего автомобиля и рассчитать величину. Таким образом можно обнаружить ошибки в налоговых уведомлениях и предупредить инспекцию заранее, до наступления предельного срока оплаты.

Расчет земельного налога

Землевладельцы из числа физических лиц должны рассчитаться с налоговой инспекцией до 1 декабря (ст. 397 НК РФ). Исчисление и уплата осуществляются по следующим правилам:

  1. Платят взнос собственники земли на основании уведомлений от налоговиков (ст. 388 НК РФ).
  2. Расчет ведется только по кадастровой стоимости участка (ст.390 НК РФ). Итоговая величина к уплате определяется как произведение кадастровой стоимости и действующей ставки.
  3. Есть всего две ставки — 0,3 % для особых типов земельных участков и 1,5 % для остальных объектов (ст.394 НК РФ).
  4. На льготы могут рассчитывать только коренные народности, использующие свою землю для сохранения традиционного жизненного уклада (п.7 ч.1 ст.395 НК РФ). Некоторые категории граждан могут получить налоговые вычеты.

Рассмотрим схему расчета на примере. У Григорьева Г. Г. есть земельный участок, который он использует как сельскохозяйственные угодья. Стоимость земли по кадастру равна 700 000 рублей. Ежегодный взнос на землю составит 700 000 * 0,3% = 2 100 рублей.

Никаких других коэффициентов в данном случае не применяется. Для самостоятельного расчета гражданину нужно выяснить кадастровую стоимость земли, тип участка, а также определить, полагаются ли вычеты. Если последние применимы, то стоимость по кадастру уменьшается на их значение, а результат умножается на ставку для данной категории земельного участка.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: