Переплата по налогам при ликвидации ооо

Обновлено: 17.05.2024

Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

Что такое ликвидация ООО

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс ликвидации идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс

В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

Окончательный ликвидационный баланс

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Последняя бухгалтерская отчетность

На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

Декларация по налогу на имущество и другим налогам

Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

Отчетность по страховым взносам

РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

Расчет по страховым взносам

РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

Отчетность по персонифицированному учету

После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

Подготовьте для ПФР следующие документы:

    — с начала месяца подачи до дня составления. — с начала года до дня составления. — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников. — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
  • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

Статистическая отчетность

Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

  • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
  • выгрузка отчетов из 1С;
  • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
  • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • переписка и сверка с контролирующими органами;
  • подробный индивидуальный график отчетности;
  • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.

Несмотря на то что погашение обязательных платежей в процессе добровольной ликвидации регулируется теми же нормами, что и удовлетворение требований иных кредиторов, существует ряд вопросов, которые прояснить следует отдельно. Могут ли налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке долги, налагать арест на расчетный счет, отказывать в завершении ликвидации недоимщику? Постараемся дать ответы на эти вопросы в статье.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Как же погашаются налоговые обязательства ликвидируемой организации, если денежных средств на это не хватает? В этом случае организация ликвидируется не в добровольном порядке, а по упрощенной процедуре банкротства, описанной в гл. 11 Закона о банкротстве. Далее недоимка по налогам (пеням, штрафам) признается налоговым органом безнадежной к взысканию в связи с недостаточностью имущества организации на основании ст. 59 НК РФ и списывается в установленном порядке [4] .

Налоговая служба – обычный кредитор?

В целом бюджет как кредитор не имеет каких-то преимуществ во время ликвидации налогоплательщика. Это же подтверждает обзор арбитражной практики, в которой одной из сторон является ликвидируемая организация, а другой – налоговый орган. Проиллюстрируем ситуацию несколькими примерами.

Недействительность ликвидационного баланса

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, нужно квалифицировать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

  • требования направлялись налогоплательщику после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора;
  • на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество извещалось об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
  • доказательств представления обществом в налоговый орган возражений не представлено;
  • обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате штрафа до составления ликвидационного баланса, то есть задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса. [6]

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке

В Постановлении ФАС ЦО от 28.01.2009 № А23-1737/08А-14-83 суд указал, что налоговая служба не может требовать включения заявленных ею требований, если с ними не согласна ликвидационная комиссия. В данном случае налоговая служба наряду с другими кредиторами должна действовать в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ. Указанная норма закона прямо предусматривает способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования (предъявление иска в суд), а также способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности (за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица). [7]

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. [8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Правомерны ли обеспечительные меры?

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа приостанавливать операции по счетам в банке налогоплательщиков. Является ли процесс добровольной ликвидации защитой от данной обеспечительной меры? На первый взгляд, да: раз действующее налоговое и гражданское законодательство не предусматривает возможности бесспорного списания средств со счета налогоплательщика в период ликвидации без соблюдения условий, установленных ст. 49 НК РФ, ст. 64 ГК РФ, то и обеспечение исполнения обязанности по уплате налога в виде приостановления операций по счетам в период ликвидации налогоплательщика противоречит налоговому и гражданскому законодательству (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 № 18АП-8114/2012 [10] , ФАС ПО от 31.07.2012 № А57-23213/2011, от 02.02.2011 № А65-7933/2010, от 21.12.2010 № А65-5800/2010 и № А65-5799/2010).

Однако в постановлениях АС ЗСО от 13.08.2014 № А67-6056/2013, № А67-6065/2013, № А67-6062/2013 суд счел иначе. Позиция его основывалась на том, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). Более того, суд уточнил, что даже в период нахождения юридического лица в процедуре банкротства, которая, как и добровольная ликвидация, является одним из видов ликвидации юридического лица, влекущим его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), допускается реализация налоговым органом прав, предусмотренных ст. 76 НК РФ.

Заключение

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

О. Е. Орлова
эксперт журнала
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения


Ликвидация ООО с долгами перед налоговой — это довольно сложное и продолжительное мероприятие, включающее несколько обязательных этапов. Из нашей статьи вы узнаете как о порядке и правилах проведения ликвидации, так и об особенностях погашения в ходе ее осуществления задолженностей, сформировавшихся у предприятия перед ФНС.

Ликвидация ООО (общие положения)

Ликвидация ООО — это прекращение существования организации, оформляемое посредством внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, после чего она теряет свою правоспособность.

Причины, по которым выносится решение об упразднении предприятия, могут быть различными:

1. Отсутствие финансовых возможностей для обеспечения дальнейшей деятельности.

2. Выход учредителей из бизнеса или выбор новой, принципиальной иной, сферы деятельности.

3. Наличие задолженностей, которые не могут быть погашены компанией самостоятельно.

Основаниями для прекращения функционирование компании могут быть:

  • инициатива учредителей (добровольная ликвидация);
  • инициатива кредиторов или государственных органов, перед которыми у общества сформировались задолженности (принудительная ликвидация, осуществляемая в судебном порядке).

Продолжительность процесса упразднения общества зависит от того, каким способом осуществляется ликвидация, и может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Затянуться эта процедура может в том случае, если компания вела активную деятельность, которая в итоге привела к возникновению у нее непогашенных обязательств, в том числе перед налоговиками.

Как ликвидировать ООО с долгами по инициативе владельцев?

В том случае, если решение об упразднении юр. лица было принято его владельцами, им потребуется выполнить следующие действия:

1. Организовать внеочередное собрание учредителей с целью документального оформления решения о закрытии общества и назначении ликвидационной комиссии. По итогам проведения такого собрания составляется протокол (в том случае, если учредитель у общества один, вместо протокола формируется решение единственного учредителя).

2. Заполнить заявление, используя установленную законодателем форму Р15001.

5. Составить промежуточный ликвидационный баланс, включающий, в соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ, информацию о размере имеющихся у предприятия задолженностей и принадлежащих ему активов.

В том случае, если свободных денежных средств предприятия недостаточно для того, чтобы расплатиться с долгами, ликвидационная комиссия, в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 63 ГК РФ, производит реализацию активов, принадлежащих ООО. Вырученные деньги распределяются между кредиторами согласно очередности, определенной положениями ст. 64 ГК РФ.

Согласно этой норме, оплата долга перед налоговой службой относится к расчетам третьей очереди, т. е. средства перечисляются только после того, как будут погашены задолженности по компенсационным выплатам гражданам, жизни или здоровью которых был причинен вред, и выдаче зарплаты и отпускных работникам, трудящимся на упраздняемом предприятии.

После распределения денег составляется ликвидационный баланс, остатки активов переходят к учредителям ООО. В завершение в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что общество прекратило свою деятельность.

Как производится закрытие ООО, если выявлены основания для признания его банкротом?

Если полученных по итогам реализации имеющихся ценностей денег для обеспечения требований всех кредиторов не хватает, ликвидационная комиссия, согласно абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ, обязана обратиться в арбитражный суд с иском о признании юр. лица банкротом.

1. Арбитраж присваивает должнику статус банкрота, определяет управляющего и открывает конкурсное производство.

2. Составляется перечень требований кредиторов и определяется порядок их удовлетворения в соответствии с положениями п. 2 ст. 134 ФЗ № 127, согласно которым:

  • в первую очередь выплачиваются задолженности, возникшие при выполнении действий, направленных на банкротство компании, в том числе вознаграждения за работу арбитражного управляющего;
  • во вторую очередь производится выплата сформировавшихся у ООО перед его сотрудниками задолженностей по заработной плате и отпускным;
  • в третью очередь оплачивается труд лиц, исполняющих указания управляющего в ходе реализации процедуры банкротства ООО;
  • в четвертую очередь погашаются задолженности перед коммунальными службами и иными поставщиками услуг, обладающими сходным функционалом;
  • в пятую очередь удовлетворяются все оставшиеся требования, в том числе долги перед налоговиками.

3. Непогашенные задолженности списываются, а ООО признается ликвидированным, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись. Бывшим учредителям ООО по завершении процедуры ликвидации выдается выписка из реестра, содержащая подтверждение того, что предприятие действительно прекратило свое существование.

Можно ли закрыть ООО с долгами по налогам?

Можно ли закрыть ООО с долгами по налогам, интересует многих учредителей при наличии задолженностей такого рода. Согласно положениям ст. 3 ФЗ № 127, юр. лицо может быть признано банкротом в том случае, если оно не исполняло вмененных ему обязанностей по внесению обязательных платежей в бюджет на протяжении 3 месяцев, считая с той даты, когда они должны были быть перечислены. При этом суммарный размер сформировавшейся у признаваемой банкротом организации задолженности, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ № 127, должен составлять не менее 300 тыс. руб. Если предприятие не оплачивает задолженность по налоговым обязательствам в течение указанного срока, уполномоченные органы, в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ № 127, могут подать в суд заявление о признании организации банкротом.

Закрытие ООО с долгами по инициативе налогового органа

Ликвидация ООО с долгами перед налоговой по инициативе данного ведомства осуществляется в следующей последовательности:

  • Представитель налогового органа подает в арбитражный суд заявление с требованием о признании предприятия банкротом.
  • Суд принимает заявление от ФНС и инициирует стадию наблюдения, в ходе которой выявляются признаки фиктивного или преднамеренного банкротства и составляется план работы с предприятием.
  • После завершения стадии наблюдения предпринимаются попытки восстановления платежеспособности организации посредством ее финансового оздоровления или назначения внешнего управляющего.
  • Если все предпринятые меры не возымели должного эффекта, суд выносит решение об осуществлении конкурсного производства, в ходе которого выполняется реализация конкурсной массы, в состав которой входят все активы предприятия.
  • Производится погашение имеющихся у предприятия задолженностей, после чего оно упраздняется и в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

Итоги

Таким образом, несмотря на то что ликвидация ООО с долгами перед налоговой является весьма трудоемким мероприятием, реализовать на практике его вполне возможно. При этом последовательность упразднения организации, которая имеет задолженность перед налоговым органом, зависит от того, способна ли она самостоятельно обеспечить свои обязательства. В том случае, если собственных средств предприятия достаточно для того, чтобы уплатить долги, ликвидация ООО осуществляется в обычном порядке. Если же финансов не хватает, упразднение производится путем ее добровольного или принудительного банкротства. В первом случае инициатором становится ликвидационная комиссия, сформированная в ходе процедуры ликвидации, во втором — представитель государственного органа, перед которым у общества имеется задолженность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 г. N 06АП-1648/14 (ключевые темы: возврат переплаты - ликвидация юридического лица - договор цессии - ликвидационная комиссия - расчеты с кредиторами)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 г. N 06АП-1648/14 (ключевые темы: возврат переплаты - ликвидация юридического лица - договор цессии - ликвидационная комиссия - расчеты с кредиторами)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 г. N 06АП-1648/14

Дело N А73-11218/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.,

судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Юридическая консалтинговая компания": Сайганова О.В., представителя по доверенности от 01.10.2013;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска: Захаровой А.М., представителя по доверенности от 05.05.2014 N 27 АА 0555644;

от Дробязко Н.А.: Сайганова О.В.. представителя по доверенности от 05.05.2014 N 27 АА 0555644;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дробязко Николая Анатольевича

на решение от 30.12.2013

по делу N А73-11218/2013

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Коваленко Н.Л.

по иску общества с ограниченной ответственностью "Юридическая консалтинговая компания"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска

о взыскании 1 078 320,05 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая консалтинговая компания" (далее - ООО "ЮКК", цессионарий) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска о возврате 1 078 320,05 руб. излишне уплаченных налогов.

В обоснование иска общество ссылается на наличие по состоянию на 21.05.2013 переплаты по налогам ликвидированного юридического лица ООО "Многоотраслевое инженерное предприятие Востока" (далее - ООО "МИП Востока"). По утверждению истца, излишне уплаченные налоги подлежат возврату учредителю общества на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 63 , 387 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", цессионарию - на основании договора цессии от 14.09.2013.

ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска иск не признала, ссылается на утрату первоначальным кредитором Дробязко Н.А. (цедент) права для возврата излишне уплаченных ликвидированным лицом сумм.

Решением суда от 30 декабря 2013 года в удовлетворении заявленного требования ООО "ЮКК" отказано.

Не привлеченный к участию в деле учредитель ООО "МИП Востока" - Дробязко Николай Анатольевич в апелляционной жалобе просит отменить судебный акт, привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотреть дело по правилам первой инстанции и требования ООО "ЮКК" удовлетворить. Заявитель является стороной в сделке, связанной с уступкой прав требования, заключенной с истцом по настоящему делу. Считает, что выводы суда об утрате им права требовать возврат излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов, затрагивают его права на получение вознаграждения по договору цессии от 14.09.2013.

Определением от 24 апреля 2014 года суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда принято о правах названного лица относительно предмета спора, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица. В связи с чем, перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица просил иск удовлетворить на основании норм гражданского права.

Представитель ответчика иск не признал, настаивал, в том числе в письменном отзыве, на утрате третьим лицом права требовать возврат излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов, поскольку после ликвидации юридического лица возврат заявленной суммы лицам, не являющимся налогоплательщиками, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен. Обязанность налогового органа возместить переплату налога, представляет собой обязательство, основанное на нормах налогового права, поэтому гражданское законодательство спорные правоотношения не регулирует.

Исследовав материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция установила следующее.

Из материалов дела следует, что по информации ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска по состоянию на 21.05.2013 за ООО "МИП Востока" числилась переплата налогов на общую сумму 1 078 320,05 руб.

04.09.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО "МИП Востока" (запись N 2132723058807).

Право требования с инспекции возврата излишне уплаченных налогов в размере 1 078 320,05 руб., оставшихся после ликвидации юридического лица, по акту-соглашению от 01.08.2013 передано конкурсным управляющим единственному учредителю ООО "МИП Востока" - Дробязко Н.А., который в свою очередь по договору цессии от 14.09.2013 передал такое право ООО "ЮКК".

24.09.2013 ООО "ЮКК" и Дробязко Н.А. обратились в инспекцию с просьбой выплатить денежные средства в размере 1 078 320,05 руб., излишне уплаченные ликвидированной организацией, однако инспекция уклонилась от их выплаты.

Полагая, что вправе претендовать на возврат сумм из бюджета, ООО "ЮКК" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации ( абзац 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога регламентируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 , 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В данном случае ни налогоплательщик-организация, ни ликвидатор (конкурсный управляющий), к которому в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли полномочия по управлению делами юридического лица, не воспользовались таким правом и не обратились ни в инспекцию с таким заявлением, ни в суд в случае отказа в выплате спорных сумм.

По общим правилам, лица, не обратившиеся своевременно с соответствующим заявлением, несут риск наступления последствий своего бездействия.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации организации ее права и обязанности в порядке правопреемства к другим лицам, в том числе учредителям, не переходят, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ( пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Истец в обоснование своей позиции о том, что излишне уплаченные налоги подлежат возврату учредителю общества, ссылается на положения пункта 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В соответствии с пунктом 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Из этих норм следует, что оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества, т.е. речь идет об отношениях по передаче имущества в сфере договорных отношений.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям публичного характера гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации прямо установлено специальное императивное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации.

В отношении принадлежащего ликвидируемому обществу имущества в виде излишне уплаченных налогов законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность его распределения между участниками общества.

Следовательно, учредители не вправе подавать заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных в бюджет сумм налога.

По тем же основаниям суд приходит к выводу о том, что такой долг нельзя уступить на основании статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения не регулируются гражданским законодательством.

Законодательством о налогах и сборах ( статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации) не предусмотрена и возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством.

Таким образом, принимая во внимание особенности характера оставшегося после ликвидации общества имущества, право требования с инспекции возврата излишне уплаченных ликвидированной организацией налогов не может быть передано учредителю.

При таких обстоятельствах, исковые требования ООО "ЮКК" о возврате излишне уплаченных налогов 1 078 320,05 руб. удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины несет проигравшая сторона на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 декабря 2013 года по делу N А73-11218/2013 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

М.О. Волкова
И.В. Иноземцев

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: