Государственная пошлина бывает двух видов законная и пропорциональная

Обновлено: 20.05.2024

Государственная пошлина — установленный законом сбор, взимаемый в федеральный бюджет за совершаемые судом юридически значимые действия.

Порядок внесения пошлины и ее размеры установлены главой 25 3 НК РФ.

Объекты оплаты. Основным объектом оплаты служат действия, направленные на возбуждение деятельности суда первой инстанции. Государственной пошлиной оплачивается поэтому каждое исковое заявление — первоначальное и встречное, заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, а также заявление о вынесении судебного приказа.

Наряду с этим оплатой пошлиной подлежат заявления о возбуждении дела, подаваемые по делам неискового производства, и заявления, подаваемые на каждой последующей стадии гражданского судопроизводства (за исключением дел о защите избирательных прав и пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам):

а) заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти; органов местного самоуправления или должностных лиц;

б) заявление об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций;

в) заявление по делам особого производства;

г) апелляционные и кассационные жалобы.

Государственной пошлиной, кроме этого, оплачиваются:

  • заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов;
  • заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда;
  • заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде;
  • заявления об отмене решения третейского суда.

Плательщики. Плательщиками государственной пошлины, взимаемой в связи с судебным рассмотрением и разрешением гражданского дела, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица. Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

  1. обращаются за совершением юридически значимых действий, являющихся объектом оплаты;
  2. выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и заявитель (истец) освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333 17 НК).

Государственная пошлина уплачивается плательщиком. В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины. Размер государственной пошлины зависит от вида гражданского дела и характера совершаемого процессуального действия. За подачу заявлений по делам искового производства он устанавливается отдельно для имущественных и неимущественных требований. Если в заявлении содержится несколько требований, одни из которых носят имущественный, а другие — неимущественный характер, государственная пошлина взимается совокупно за требования имущественного характера и за требования неимущественного характера.

Государственная пошлина делится на простую (в твердых ставках) и пропорциональную (в процентном отношении к цене иска).

Для исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, размер государственной пошлины устанавливается пропорционально цене иска . Цена иска определяется по правшам, установленным в ст. 91 ГПК. Для исков о взыскании она прямо связана со стоимостью истребуемого имущества. Если же эту величину определить затруднительно либо если она оказывается слишком большой (иски о взыскании алиментов и других периодических платежей), закон ограничивает цену иска предельным размером: суммой платежей за год либо за три года (искам о взыскании алиментов, о срочных платежах и выдачах и о бессрочных ши пожизненных платежах и выдачах).

Цена иска указывается истцом. Однако в случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья. По спорам о праве собственности на строения, например, цена иска для строений, принадлежащих гражданам, не может быть ниже инвентаризационной оценки строения, а при ее отсутствии — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта.

В случае когда в момент предъявления иска его цену точно определить затруднительно, размер государственной пошлины устанавливается судьей предварительно с последующей доплатой государственной пошлины после того, как окончательная цена иска будет установлена судом в результате разрешения гражданского дела. Доплата должна быть произведена в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу (ч. 1 ст. 92 ГПК, подп. 9 п. 1 ст. 330 20 НК).

Увеличение размера исковых требований в ходе рассмотрения дела влечет обязанность доплаты недостающей суммы государственной пошлины пропорционально увеличению цены иска (ч. 2 ст. 92 ГПК). При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу (подп. 10 п. 1 ст. 330 20 НК).

Уменьшение размера исковых требований дает право требовать возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в установленном порядке (подп. 10 п. 1 ст. 333 20 , ст. 333 40 НК).

Изменение размера требований судом . Если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований, то размер государственной пошлины определяется так же, как и при изменении размера требований истцом (подп. 10 п. 1 ст. 333 20 НК).

Для исковых заявлений существенного характера, не подлежащих оценке, а также для исковых заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины устанавливается в твердой денежной сумме .

Так, моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным, и. следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ, а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

Порядок уплаты. Пошлина уплачивается до подачи заявления, совершения оплачиваемых пошлиной действий, а в соответствующих случаях — до выдачи оплачиваемого пошлиной документа (п. 1.4 ст. 333 18 НК). В порядке исключения пошлина должна уплачиваться после совершения процессуальных действий в сроки, указанные в законе (для ответчиков, проигравших дело, по которому истец был освобожден от уплаты государственный пошлины). Государственная пошлина уплачивается в наличной либо безналичной форме. Государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (филиалы банков), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика в доход федерального бюджета.

Особенности уплаты государственной пошлины по отдельным видам дел. При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

  1. если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом, то исковое заявление оплачивается, как всякое другое заявление имущественного характера, подлежащее оценке. Размер пошлины в таком случае устанавливается исходя из цены иска;
  2. если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество, то заявление подпадает по категорию заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, и оплачивается государственной пошлиной в твердой денежной сумме.

При замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной.

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

При подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается.

В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.

При подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.

При отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.

Возврат государственной пошлины. Законодательство (ст. 85 ГПК, ст. 333 40 НК) допускает возможность полного либо частично возврата государственной пошлины в следующих случаях:

  1. внесения пошлины в большем размере, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В этом случае государственная пошлина возвращается в сумме, излишне внесенной;
  2. отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (ч. I ст. 125 ГПК);
  3. отказа в принятии заявления к рассмотрению (ч. 1 ст. 134 ГПК);
  4. возвращения заявления (ч. 1 ст. 135 и ч. 2 ст. 136 ГПК).

Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины (п. 1 ст. 333 40 НК);

Государственная пошлина подлежит возврату и в иных предусмотренных федеральными законами о налогах и сборах случаях.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции (подп. 3 п. 1 ст. 333 40 НК).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а если она подлежит возврату частично — копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.


Оказание услуг государственными ведомствами часто предусматривает оплату государственной пошлины. Кроме того, такой платеж предусмотрен при совершении юридически значимых действий, например, в случае обращения в суд.

Государственная пошлина: понятие и регулирование

В отличие от многих стран, сегодня в России отдельного закона о государственной пошлине не существует. Законодательное регулирование этого платежа с 2005 г. закреплено Налоговым кодексом РФ в главе 25.3. Кроме того, некоторые вопросы взимания пошлины закреплены в иных нормативно-правовых актах, например, в Гражданском кодексе РФ. Отметим, что закон о госпошлине от 09.12.1991 № 2005-1 действовал до введения главы 25.3 в НК РФ, но с 2005 г. он отменен.

НК РФ определяет, что государственная пошлина – это разновидность сбора, уплачиваемого физическим или юридическим лицом при получении государственных услуг или обращении за совершением юридически значимых действий.

Размер пошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ и одинаков на всей территории страны.

Виды госпошлины

Все государственные пошлины перечислены в ст. ст. 333.19 – 333.33 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер, и иные нормативные акты, в том числе регионального уровня, не могут дополнять этот перечень.

Условно все пошлины, предусмотренные законодательством, делятся на несколько видов, в зависимости от объекта обложения:

судебная – уплачивается при обращении во все виды судов с исковыми и прочими заявлениями (ст. 333.19; 333.21; 333. 23 НК РФ);

нотариальная – за совершение нотариальных действий (ст. 333.24 НК РФ);

регистрационная – предусмотрена за совершение уполномоченными государственными органами регистрации: актов гражданского состояния, прав, субъектов предпринимательской деятельности (ст. 333.26; 333.30; 333.33 НК РФ);

административная – уплачивается за совершение административных процедур в сфере миграционного законодательства (ст.333.28 НК РФ);

надзорные – за совершение действий отдельными государственными учреждениями, уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими госрегулирование и надзор за отельными видами деятельности (ст. 333.31, 333.32.2 НК РФ).

Каждая статья содержит перечисление конкретных ситуаций, когда необходимо оплачивать государственную пошлину.

Порядок уплаты

Государственная пошлина уплачивается до совершения юридически значимого действия или получение госуслуги. Например, перед обращением в суд истец должен рассчитать самостоятельно госпошлину, оплатить её по соответствующим реквизитам, и квитанцию об оплате приложить к остальным документам.

В ст. 333.41 НК РФ предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки по оплате госпошлины. Законодательство допускает это в случае невозможности со стороны заявителя произвести данный платеж в момент обращения. Рассмотрение вопроса об отложении сроков оплаты находится в компетенции государственного органа, куда обратился заявитель.

В ст. 333.35 НК РФ содержится закрытый перечень физических и юридических лиц, которые освобождаются от оплаты государственной пошлины, либо имеют льготы по отельным ее видам. К примеру, освобождены от госпошлины органы местного управления при обращении за совершением юридически значимых действий, граждане, имеющие звание Героя РФ – при обращении в суды, органы ЗАГС и т.д.

Кроме того, ст. ст. 333.36 – 333.39 НК РФ содержит перечень льгот предоставляемых в отдельных ситуациях. Например, от уплаты госпошлины освобождены истцы по исковым заявлениям, связанным с взысканием алиментов или задолженности по заработной плате.

Государственная пошлина, объект налогообложения которой указан в НК РФ, уплачивается в размере, определенном законом для каждого случая. При этом порядок исчисления может быть в одном из двух видов:

Фиксированная сумма – за совершение определенного действия уплачивается конкретно указанная в законе сумма, например, за госрегистрацию юрлица – 4000 руб;

Процент от суммы – применяется при совершении юридически значимых действий и рассчитывается от конкретного показателя, обозначенного заявителем. Так, за совершение нотариусом удостоверения договора ипотеки нежилого помещения заявитель должен оплатить госпошлину в размере 0,3% от суммы договора. А при подаче искового заявления имущественного характера в суд пошлина рассчитывается в виде процента от размера исковых требований.

Для данного варианта госпошлины законодательством определены не только процентные ставки, но и максимальные и минимальные ее размеры. Например, госпошлина в суд при размере исковых требований менее 20000 рублей составляет 4% от суммы иска, но не менее 400 руб. При цене иска более одного миллиона рублей государственная пошлина в суд составит: 13200 руб., плюс с суммы превышения миллиона 0,5%, но не более 60 тысяч руб.

Изменение ставок возможно только путем внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, которые оформляются отдельным федеральным законом. К примеру, госпошлина 2019 года за оформление заграничного паспорта нового поколения стала выше прошлогодней и составляет теперь 5000 руб. вместо 3500 руб., данное изменение внес закон № 180-ФЗ от 03.07.2018 г.

Все собранные государственные пошлины зачисляются в федеральный бюджет и распределяются в соответствии с положениями бюджетного законодательства.

Понятие государственной пошлины дано в ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов и их дубликатов), предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.

В свою очередь, на основании ст. 8 НК РФ сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины за рассмотрение дел в мировых судах и судах общей юрисдикции определяются гл. 25.3 НК РФ.

Согласно ст. 333.17 НК РФ к плательщикам государственной пошлины относятся:

- организации и физические лица, которые обращаются в суд за совершением юридически значимых действий. К таким лицам в гражданском процессе могут относиться лица, участвующие в деле (истцы, ответчик, предъявляющий встречный иск, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, и иные лица, обращающиеся в суд за совершением юридически значимых действий), лица, подающие апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (в том числе лица, не участвовавшие в деле, но чьи права затронуты вынесенным решением);

- организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). Организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Государственная пошлина уплачивается самим плательщиком по месту нахождения соответствующего суда в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.

В случае если за совершением юридически значимого действия в суд одновременно обращается несколько лиц (плательщиков), не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, установлен ст. 333.19 НК РФ. Можно условно выделить шесть видов государственных пошлин, уплачиваемых при обращении в суды общей юрисдикции и мировые суды:

1) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера,подлежащего оценке.

2) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;

3) пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной, кассационной и надзорных жалоб;

4) пошлина, уплачиваемая при подаче заявлений в рамках отдельных видов гражданского судопроизводства (особое производство, приказное производство, производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений);

5) пошлина, уплачиваемая по отдельным категориям дел (например, при подаче искового заявления о расторжении брака, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и др.).

Существуют три формы исчисления государственной пошлины:

1) простая – в фиксированном размере

2) пропорциональная – в зависимости от размера исковых требований

3) смешанная – фиксированная сумма и процент от размера требований

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

При подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции устанавливаются ст. 333.20 НК РФ. Так, определено, что при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общем порядке (п. 4 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковыхтребований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается (п. 6 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ)

При подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается (п. 7 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

На основании ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

o уплаты государственной пошлины в большем размере, чем установлено НК РФ;

o возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

o прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, если же она подлежит возврату частично - копии указанных платежных документов. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в суд.

Процессуальным законодательством предусмотрено право суда предоставить отсрочку (рассрочку) уплаты государственной пошлины. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются НК РФ (ст. 90 ГПК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, а также уменьшение ее размера в соответствии с п. 2 ст. 333.20 НКосуществляются судом (мировым судьей) по ходатайству заинтересованного лица. Обоснованность ходатайства должна быть подтверждена соответствующими документами (справками о размере заработной платы, пенсии, наличии несовершеннолетних детей, нетрудоспособных супругов и т.п.). Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок, не превышающий один год (ст. 333.41, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый за совершение уполномоченными госорганами юридически значимых действий в отношении заявителей. Он уплачивается гражданином или юридическим лицом в бюджет в размерах, установленных законодательством.

Что такое государственная пошлина

В ст. 333.16 второй части Налогового кодекса РФ законодателем дан ответ на вопрос, что такое госпошлина, или государственная пошлина, — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением юридически значимых действий. Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины. Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты.

Как распределяются поступившие средства между бюджетами, указано в нормах Бюджетного кодекса РФ. По общему принципу, изложенному в ст. 50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет. На практике, исходя из 61.1 – 61.6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц. В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным.

Госпошлина

Плательщики

Плательщиком госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиками пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение (в том числе к нотариусу или в суд);
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: уплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т. д.

За что уплачивается госпошлина

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Юридически значимые действия, для производства которых требуется заплатить пошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

В ст. 333.17 – 333.33 НК РФ указано, за что платят госпошлину:

Особенность уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина взимается за последующее юридически значимое действие и поэтому уплачивается в большинстве случаев до его совершения. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т. д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Проигравшие судебный спор ответчики вносят средства в бюджет после вступления судебного постановления в законную силу в добровольном порядке (ст. 318 НК РФ установлен срок 10 дней с момента вступления решения в силу), в противном случае следует принудительное взыскание суммы судебными приставами с уплатой исполнительского сбора.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

В НК РФ не указано, как уплачивается госпошлина, основные принципы уплаты:

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документ, подтверждающий уплату:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок до одного года по ходатайству заинтересованного лица. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную государственную пошлину допускается вернуть в следующих случаях:

  1. Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  2. Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  3. Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  4. Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  5. Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  6. В некоторых других случаях.

Пошлину, уплаченную за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, регистрацию юрлица в случае отказа в государственной регистрации вернуть нельзя.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в государственный орган, совершающий действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению прикладывают квитанцию с подтверждением оплаты, решение о возвращении жалобы, иска, оставлении их без рассмотрения и т. д. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Для жителей Крыма и города федерального значения Севастополя сделали исключение. При обмене украинских документов на российские (водительские права, регистрационные свидетельства на недвижимость и пр.) госпошлину платить не нужно (пункт 29-31 статьи 333.25 НК РФ). Если потеряете новый документ или понадобится перевыпустить его, госпошлину платить придется.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины за конкретные виды нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

В Налоговом кодексе размер государственной пошлины устанавливается для каждого вида юридически значимого действия, он также зависит от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица зависит от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, они внесены федеральным законом №407-ФЗ от 30.11.2016. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны были уплатить государственную пошлину в размере 6000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

Согласно БК РФ, в какой бюджет поступает госпошлина, зависит от ее назначения.

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т. д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Государственная пошлина: что нового в 2021 году

В соответствии с ФЗ-374 от 23.11.2020 с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за регистрацию недвижимости на реорганизованное форме преобразования юрлицо — в размере 1000 рублей;
  • за внесение о юрлице данных в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 рублей;
  • за получение специального права на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9 500 000 рублей.

Вводятся новые основания для предоставления льгот, освобождаются от обязанности по уплате госпошлины лица, регистрирующие права на недвижимость, возникшие до вступления в силу ФЗ-122 от 21.07.1997, граждане, приобретающие жилые помещения или доли в них в связи с утратой прежнего жилья в результате ЧС.

В качестве вывода: государственная пошлина относится к федеральным налогам, уплачивается за совершение госорганами юридически значимых действий в пользу заявителя. Размер устанавливается НК РФ, существуют льготы для отдельных лиц, оплата производится в банках заранее или непосредственно при обращении по реквизитам, указанным госорганом.

Читайте также: