Гербовая печать налогового органа

Обновлено: 14.05.2024

Фирменная символика – неотъемлемый атрибут успешного бизнеса. Штампы служат средством индивидуализации, способствуют повышению доверия со стороны клиентов. Присутствие специального оттиска на деловой документации снижает риск злоупотреблений со стороны недобросовестных партнеров. Обязательно ли наличие печати у организации в 2018 году, выясняли специалисты.

Анализ действующего законодательства

Со вступлением в силу ФЗ № 82 от 6.04.2015 юридические лица получили возможность работать без фирменных штампов. Изменения коснулись преимущественно акционерных объединений и обществ с ограниченной ответственностью. Предпринимателям и ранее позволяли ограничиваться личной подписью.

В 2018 году решение о дополнительных мерах индивидуализации принимают в добровольном порядке. Исключения могут быть предусмотрены отраслевыми федеральными актами. Использовать штампы, например, должны некоммерческие организации (ст. 3 закона № 7-ФЗ от 12.01.96). Кроме того, обязанность сохранена для всех государственных структур.

Организации, созданные после вступления в силу поправок, принимают решение сразу. Участники должны определить, для чего ООО нужна печать. Если деятельность планируют вести без фирменного штампа, включать в устав описание не требуется.

Практикующие юристы не советуют спешить с отказом. Большинство действующих бланков и унифицированных форм включают место для печати. Ее отсутствие может повлечь спор с контролирующими органами или привести к затягиванию административных процедур. Сложности, например, возникали при выдаче доверенностей. Специальные разъяснения пришлось давать Верховному Суду РФ в обзоре № 2 от 26.06.15. До этого нижестоящие инстанции не допускали к процессам представителей, предъявивших доверенность за подписью директора фирмы.

В 2018 году хозяйственные общества используют печати только при наличии соответствующего пункта в уставе. Штамп выполняет функцию средства индивидуализации и защищает документы от фальсификации.

Виды печатей

Официальное определение термина содержится в ГОСТ (Р) 51511-2001. Стандарт характеризует гербовые печати. К таковым регламент относит специальные устройства, снабженные клише для нанесения знака на бумажный носитель

Образец фирменного оттиска учредители утверждают на общем собрании одновременно с обсуждением проекта устава. Выбор дизайна могут поручить и директору.

Правила изготовления

Заказывать фирменную печать можно сразу после регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ. Заявку в специализированный центр подает руководитель предприятия. Основанием служат:

  • договор на выполнение работ;
  • утвержденный эскиз;
  • копии регистрационных и учредительных документов компании.

Правоспособность общества и полномочия руководителя подтверждаются листом записи ЕГРЮЛ. Обслуживающий центр вправе запросить дополнительные сведения о клиенте.

Стоимость зависит от региона, где изготавливаются печати. В столице средний ценник составляет 250–300 рублей. Заказ выполняют в течение нескольких суток либо в срочном порядке – около часа. Производители предлагают дополнительные услуги: доставку, включение в комплект факсимиле, стильных футляров, декоративное оформление.

Важно! Создавать гербовые печати вправе организации, прошедшие сертификацию согласно правительственному постановлению № 1268 от 27.12.95.

Современные технологии позволяют бороться с фальсификацией. Для этого прибегают к разным способам защиты печати при изготовлении:

  • уникальный шрифт;
  • контрольные метки;
  • двухмерные коды;
  • химические и ультрафиолетовые элементы;
  • скрытые изображения;
  • многоцветные технологии;
  • гильоширные сетки и др.

В таком случае заказ обойдется фирме значительно дороже. Увеличится и стоимость эксплуатации устройства.

Поскольку жестких требований к печатям не установлено, бизнесмены свободны в выборе. Решать, что содержат оттиски компании, предстоит собственникам или руководителю. В специализированных центрах работают профессиональные дизайнеры. Эксперты помогают разрабатывать эскизы с учетом специфики деятельности и пожеланий заказчика. Ориентирами являются ГОСТ (Р) 51511-2001, а также проект национального стандарта для мастичных печатей.

Немного о регистрации

Единственным условием применения фирменных штампов является включение соответствующего пункта в устав. Информацию об учредительных документах и изменениях представители общества передают в ИФНС. Дополнительный учет ведут изготовители. В журналах, как правило, отражают:

  • место изготовления;
  • дату выдачи печати клиенту;
  • образец оттиска;
  • полные реквизиты владельца.

В крупных центрах регистрация является бесплатной услугой. Вести учет печатей необходимо и самой организации. Постановка системы контроля обеспечивает надлежащее хранение и сокращает риск несанкционированного использования штампов.

Извещать государственные органы о получении печати юридические лица не должны. В Москве длительное время существовал особый реестр (постановление мэра № 843-РМ от 25.08.98). Столичных бизнесменов обязали соблюдать жесткий порядок регистрации фирменной символики. За внесение сведений с коммерсантов удерживали пошлину в доход города. Однако впоследствии требование было отменено из-за обвинений в самоуправстве. Ярым противником нововведения оказалась налоговая служба.

Порядок хранения

Ответственность за использование печати лежит на руководителе общества. Глава компании должен обеспечить надлежащий контроль. С этой целью директором утверждается инструкция по делопроизводству. В документе отражается:

  1. Количество. Сколько должно быть основных печатей у организации, решают учредители. Директор вправе наделить отдельных сотрудников правом пользования дополнительными штампами. Все они должны быть учтены в локальном реестре компании.
  2. Местонахождение. В инструкции прописывается, у кого хранится печать, указывают точный адрес. В большинстве случаев функцию возлагают на руководителя, секретаря или главного бухгалтера.
  3. Порядок утилизации. Регламент должен содержать правила списания и уничтожения отслуживших свой срок штампов. В отдельный раздел следует включить пакет документов, которые составляются в процессе (акт осмотра, приказ об утилизации).

В завершение напомним, что дизайн печати относится к интеллектуальной собственности. Компания вправе рассчитывать на защиту от копирования или подражания (ст. 1225 ГК РФ).

печать ООО

Нужна ли печать ООО

На самом деле, отказаться от этого атрибута юридического лица станет возможным ещё нескоро. Причины этому следующие:

В отношении документов, направляемых в налоговые органы (декларации, отчёты, справки), ФНС России сообщает, что независимо от внесения изменений в приказы налоговой службы, они принимаются как со штампом фирмы, так и без него (письмо от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@).

Кроме того, теперь по умолчанию признается, что организация не использует печать. Если же это не так, то в уставе обязана содержаться информация о её наличии (статья 2 закона № 14-ФЗ). Опять же, непонятно, в какие сроки надо изменить устав, если такой формулировки там не было. Ничего не сказано и об ответственности за нарушение этой нормы и о том, является ли печать организации легитимной, если в уставе о ней не говорится. Получается, что намерение законодателей упростить документальный оборот только добавило бизнесменам вопросов и хлопот.


Государственный реестр

Особый порядок регистрации предусмотрен только при использовании гербовых изображений, а официальный учёт печатей коммерческих структур не ведётся. Тем не менее, какое-то время такой реестр существовал, но только для Москвы. В 1998 году было издано распоряжение московского мэра Юрия Лужкова о создании при регистрационной Палате г. Москвы городского реестра.

Всех московских бизнесменов обязали зарегистрировать печати в этом реестре, за что взималась госпошлина. Это было своего рода самоуправство столичного градоначальника, потому что ни в каком другом регионе РФ такого порядка учёта не было. Федеральная налоговая служба, в чьей компетенции находятся вопросы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, потребовала отменить ведение московского реестра. Произошло это только через 7 лет – в феврале 2005 года.

Хорошо это или плохо, но в 2022 году государственного федерального реестра такого важного для юридического лица атрибута не существует. Чтобы заказать клише, достаточно передать по интернету или телефону название фирмы, коды ИНН и КПП, место нахождения. Никаких официальных документов для заказа не требуется, хотя некоторые изготовители запрашивают копии свидетельства о регистрации.

Конечно, при нынешнем развитии технологий можно заказать не только клише по своим реквизитам, но и любой другой организации по образцу. К сожалению, оттиск на бумаге не всегда гарантирует легитимность и принадлежность определённому юридическому лицу.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность по статье 327 за подделку документов и штампов, срок наказания – до двух лет лишения свободы. Если вы хотите гарантированно защитить деловые бумаги и содержащуюся в них конфиденциальную информацию, то для этого стоит использовать электронную подпись.

Изготовители штампов тоже не стоят на месте, предлагая такие способы защиты от подделок:

  • лазерная гравировка с полутоновыми рисунками и фотографиями;
  • специальный шрифт, разработанный по алгоритму для конкретного заказчика;
  • многоцветная флэш-технология;
  • гильоширные сетки из линий толщиной менее 0,1 мм;
  • защитные элементы по ГОСТ Р 51511-2001, которые используют для гербовых штампов;
  • контрольные метки (микроповорот, микросмещение, микродеформация отдельных букв или их элементов; имитация дефекта клише, следа от пылинки, заплыва краски, брызг, клякс; включение отдельных букв с иным шрифтом);
  • УФ-метки, видимые только в ультрафиолетовом свете;
  • химические метки;
  • рельефное клише с тиснением;
  • скрытые изображения;
  • двумерный штрих-код стандарта Data-Matrix.

Чем больше степеней защиты, тем дороже обойдётся изготовление. Но пока приходится в деловом обороте использовать этот символ юридического лица, надо принять все меры для его сохранности и невозможности подделать изображение.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Какой должна быть печать

Однако, если посмотреть, как выглядят оттиски на документах разных фирм, можно увидеть их явное сходство между собой: по размеру и содержащейся информации. Оно вызвано тем, что профессиональные изготовители часть клише разрабатывают по ГОСТ Р 51511–2001, предназначенного для гербовых изображений. Соответственно, оборудование и стандарты работы для них применялись и для коммерческих заказчиков.

Важно: размещать герб РФ вправе только определённый круг лиц: федеральные органы власти; государственные органы, организации, учреждения; органы ЗАГСА.

Кроме того, в распоряжении московского мэра № 843-РМ указывались требования к внешнему виду оттиска:

Относительно информации, обязательной для указания на клише юридических лиц, приводились такие требования:

  • полное наименование на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  • местонахождение (населённый пункт);
  • номер государственной регистрации.

Образец печати ООО, обычный для делового оборота в России, выглядит так.

образец печати общества с ограниченной ответственностью

Идентификационный символ вашей компании может быть каким угодно, но излишний креатив все-таки лучше оставить для внутреннего пользования.

Гербовая печать, кто имеет право на ее использование, какие типы учреждений? Есть ли особые требования к атрибутике с двуглавым орлом, когда ее используют и почему не всегда требуются штемпели с изображением герба Российской Федерации?

Законодательные акты и нормативные требования к печатям

печать с гербом

Официальные печати используют коммерческие организации

Существуют простые печати, а также те, на которых нарисован герб РФ. Простой можно пользоваться в любом случае, который подразумевает подтверждение подлинности документа.

Что касается гербовой печати, то к ее помощи прибегают в определенных случаях. Она нужна и применяется преимущественно организациями коммерческого типа. К штемпелям с изображением герба предоставляются определенные требования, они регламентируются законодательными и нормативными актами:

  1. ГОСТ Р51511-2001 в новой редакции поможет ознакомиться с требованиями, которые государство предъявляет к знакам с рисунком герба РФ.
  2. Если речь идет об акционерных обществах, то требования, которым должны соответствовать печати этих организаций, описаны в пункте 6 статьи 2.

Особые требования к печатям с воспроизведением государственного герба РФ

Считается, что все знаки с гербом нашей страны должны соответствовать определенным требованиям по форме и размерам:

  • штемпель изготавливается неизменно округлой формы;
  • на поверхности визуализирован герб Российской федерации, тот самый двуглавый орел;
  • герб находится в центральной части, а по кругу – наименование организации, в соответствии с тем, что указано в нормативных документах;
  • если наименование организации имеет сокращение, то его указывают в скобках, после основного названия;

Наименование организации пишут на русском языке, если оно имеет и другую вариацию (на английском языке), то его указывают потом.

Требования к знакам АО:

  1. Штемпель непременно должен иметь круглую форму и содержать полное название акционерного общества.
  2. Название указывают на русском языке, если требуется то и на любом другом, в частности и на языке народов Российской Федерации.
  3. Также знак должен содержать информацию, касающуюся места расположения организации.

Это основные требования, которые государство предъявляет к штемпелям с изображением герба РФ.

Какие учреждения имеют право на использование гербовой печати?

печать на бумаге

Печать желательно зарегистрировать в нескольких госучреждениях

Коммерческие организации, акционерные общества, а также индивидуальные предпринимали. Подобной атрибутикой пользуются и общества с ограниченной ответственностью.

Нужно ли регистрировать печать?

Относительно регистрации все неоднозначно. Да, лучше зарегистрировать и сделать это придется в нескольких учреждениях.

Где проходит регистрация знака:

  • придется обратиться с этой просьбой в налоговую службу;
  • процедура также проходит в регистрационной и торгово-промышленной палате;
  • стоит обратиться в ОВД и в реестр фирмы изготовителя.

Штемпелю присваивается определенный номер. Также заводят реестровое дело, в которое по мере изменений вносят пометки. Считается, что регистрация поможет избежать мошенничества.

Что делать, если печать потеряна или украдена?

Подобные ситуации возникают не редко, но не стоит впадать в панику. Если печать с символикой герба исчезла, она была утеряна или украдена, то стоит действовать по следующей схеме:

  1. Можно обратиться в полицию с заявлением, маловероятно, что сотрудники правоохранительных органов начнут срочные поиски, но хотя бы будут в курсе происходящих событий и может быть помогут найти ценность.
  2. Стоит в обязательном порядке оповестить партнеров о том, что основной штемпель утерян или украден.
  3. Можно получить справку в полиции, там подтвердят факт утери или кражи знака. Имея на руках такой документ, человек вправе восстановить печать.

Кто бы ни произвёл кражу гербовой печати, он имеет право заключить сделку на получение крупной суммы денег или предоставление определенных услуг. Именно по этой причине так важно проводить регистрацию знаков и заявлять об их пропаже.

Наказание за подделку печатей

суд

Карой за подделку штампа с гербом является лишение свободы сроком до 3-х лет

Уголовным кодексом нашей страны предусмотрено наказание за подделку документов, штемпелей, оно указано в статье 327 кодекса. Если человек решится на подобное правонарушение, то ему грозит арест сроком до 6 месяцев, а также лишение свободы сроком до 3-х лет.

Согласно действующему законодательству, нет специальных норм, которые могли бы как то регламентировать изготовление, учет и использование печатей. Регламентирован только порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации". Требования, обязывающие фирмы иметь печать, содержатся в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц:


Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ;

О применении печати организации на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ. В данном случае имеются в виду статьи 160, 185, 338, 357, 913 ГК РФ. Но в этих статьях нет правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей.

2. Требования к печатям с воспроизведением государственного герба РФ.

Порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ регламентирован Госстандартом России. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.01 № 573-ст). Этот стандарт действует с 1 января 2003 года и говорит о том, что гербовая печать, во-первых, должна быть круглая и определенных размеров. Во-вторых, на оттиске печати юридических лиц обязательно должен быть основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (п. 3.5 ГОСТ) и ИНН (п. 3.4 ГОСТ). Согласно п. 3.1 раздела III национального стандарта Российской Федерации минимальный диаметр круглой печати должен быть не менее 40 мм, а максимальный диаметр 50,1 мм. Официальный текст ГОСТ 51511 2001.

Кто имеет право на гербовую печать?

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ (в т.ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) имеют:


Федеральные органы государственной власти;


Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ);


Образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании");


Предприятия и организации, имеющие в соответствии с законами РФ, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций".

Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

3. Подделка, изготовление поддельных документов, штампов, печатей, бланков

Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков.

1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Использование заведомо подложного документа - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Комментарий к статье 327:

1. Предметом преступления, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является официальный документ (в том числе удостоверение), предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, либо государственная награда (орден, медаль и т. п.), либо штамп, печать или бланк.

2. О понятии официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, см. комментарий к ст. 324.

3. Удостоверением является любое удостоверение личности физического или юридического лица (паспорт, трудовая, пенсионная или орденская книжка, водительские права, лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью, устав или учредительный договор юридического лица и т. п.)

4. О понятии государственной награды (ордена, медали и т. п.) см. комментарий к ст. 48.

5. О понятии штампа, печати см. комментарий к ст. 325.

6. Бланк - лист бумаги, на котором каким-либо способом (чаще всего типографским) произведены оттиски со штампов или напечатаны отдельные фрагменты документов.

7. Подделкой или подлогом документа, награды, штампа, печати, бланка являются: (1) полное составление заведомо ложного документа либо полное изготовление поддельной награды, штампа, печати, бланка; (2) полное или частичное изменение подлинного документа, награды, штампа, печати, бланка (т. е. изменение текста, числа, номера путем переправки букв, слов, фраз, цифр, перестановки их, вставки, добавления, подчистки и вытравливания с последующим обозначением на подчищенных или вытравленных местах других слов, фраз, цифр или без этого, удалением или подклейкой частей документа и т. п.)

8. Ответственность по ст. 327 наступает также за сбыт этих предметов путем продажи, обмена либо безвозмездного их отчуждения (см. комментарий к ч. 1 ст. 326).

9. Преступление является оконченным по завершении подделки (изготовления) или сбыта поддельных предметов преступления, т. е. отчуждения их в пользу другого лица.

10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.

11. Для квалификации по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, чтобы лицо знало, что используемый им документ является подложным. При наличии признаков других преступлений (например, мошенничества или вымогательства) лицо несет ответственность по совокупности ст. 327 и статей УК, предусматривающих эти преступления (или приготовление к ним, или покушение на них).

12. Предусмотренные комментируемой статьей действия могут быть совершены только с прямым умыслом. Признаком субъективной стороны является также (для ч. 1 и ч. 2) указанная в диспозиции ч. 1 цель.

13. Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет

4. Что делать если печать потеряна или украдена?

После обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Кроме того, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.

Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.

5. Нужно ли регистрировать печать?

Специально регистрировать удостоверительные печати на сегодняшний день не требуется.

В Федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует).

В 2002 году Министерство по налогам и сборам занялось перерегистрацией и регистрацией фирм. Налоговики решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом "ДСП" ("Для служебного пользования"), в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует.Налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города - не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей.

Во всех налоговых инспекциях, в том числе и московских, заявили, что регистрация — не обязательна.

Законодательные акты и нормативные требования к факсимиле.

Выдержка из п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ позволяет использовать факсимиле только в случаях, когда об этом специально упомянуто в договоре. Но в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговыми другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Т.е. самым разумным представляется использование факсимиле на документах не предусматривающих материальную ответственность. Однако, если контрагент согласен принять факсимиле в качестве подписи, то по Гражданскому кодексу Российской Федерации документ будет иметь такую же юридическую силу как и с обычной подписью.

© 2011 АБРИС Полиграфическая компания
г. Самара, ул. Революционная, д. 125

Читайте также: